Регулирования экономики и социальных отношений

Неолиберализм: основные идеологи, причины возникновения, основные положения, формы и методы

регулирования экономики и социальных отношений.

Основные идеологи: Теоретические основания неолиберализма связаны с трудами Роберта Манделла, Маркуса Флеминга и других. Среди западных сторонников неолиберального направления особый интерес представляет фигура Л. Эрхарда. Одним из основоположников и главных теоретиков неолиберализма считается Фридрих фон Хайек. В своих работах он отстаивает принцип максимальной свободы человека. Основоположником австрийской школы неолиберализма признается Л. Мизес. Среди представителей австрийской школы - Ф. Хайек, Л. Лахманн, М. Ротбард и ряд других. Причины возникновения: Неолиберализм возник в 30-х гг., т.е. в самый разгар мирового экономического кризиса как один из способов его решения. Экономике нужно было нечто среднее между либерализмом и кейнсианством. Неолиберализм сформировался в качестве оппозиции развитию в середине XX века идей социального либерализма, предполагавшего социальное сотрудничество и защиту, сочетания конкуренции с государственным регулированием и социальными программами. Одной из первых групп, заложивших основы неолиберальной теории, стало Общество Мон-Перелин (по названию курорта в Швейцарии), объединившееся в 1947 году вокруг австрийского философа Фридриха фон Хайека

Основные положения. Неолиберализм - направление в экономической науке, сторонники которого отстаивают принцип саморегулирования экономики. Неолиберализм является своеобразной трансформацией либерализма. Основным отличием является то, что неолиберализм не отрицает минимального вмешательства государства в экономику, рассматривает свободный рынок и неограниченную конкуренцию как основное средство обеспечения прогресса. Современные представители экономического либерализма следуют двум традиционным положениям. Во-первых, они исходят из того, что рынок как наиболее эффективная форма хозяйствования создает наилучшие условия для экономического роста. Во-вторых, они отстаивают приоритетное значение свободы субъектов экономической деятельности. Государство должно обеспечивать условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где отсутствуют эти условия.

Формы и методы регулирования экономики и социальных отношений. Экономическая политика неолиберализма заключается в полном отрицании протекционизма, который рассматривается как главная причина неэффективности экономики. Необходимым считается обеспечение полной открытости рынков и ориентация их на экспорт. Социальная концепция неолиберализма основана на рыночной интерпретации всех типов общественных связей: каждый человек рассматривается как свободный предприниматель, организующий собственную жизнь как предприятие, а каждое социальное взаимодействие — как контракт. Согласно неолиберализму, нации и государства на мировом рынке также выступают в роли предприятий. Со стороны государства не должно быть никакого принуждения, внешнего вмешательства. Государство не должно заниматься ни социальным страхованием, ни организацией просвещения, ни ставками квартирной платы. Максимум, что можно допустить, - это сохранение пенсий по старости и пособий по безработице. Государство должно отказаться от большинства социальных программ и минимизировать налоги на прибыль корпораций, провести масштабную приватизацию. Рецепт борьбы с серьезными экономическими трудностями - снижение налогов и резкое сокращение системы социальных. Важнейшими инструментами неолиберальной политики стали международные финансовые организации – Всемирный банк, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация и т.д.

31 Кейнсианства: причины возникновения, основные положения, формы и методы регулирования экономических и социальных отношений.
Причины возникновения:
это учение разработал известный английский экономист Д. М. Кейнс. Во время его возникновения идеи либерализма о саморегулируемости рынка уже изжили и себя и были признаны недействительными. Возросло количество монополий, которые подавляли предпринимательство. На этой почве разразился мировой кризис и нужно было найти способ его решения. Кейнс в своем труде «Теория занятости, процента и денег» доказал необходимость государственного вмешательства в экономику. Кейнсианская модель экономического развития служила основой экономической политики индустриально развитых стран, начиная с середины 30-х гг. Она сыграла важную роль в трансформации капиталистической экономической системы, в формировании в этих странах современной смешанной экономики, в которой государственное регулирование эффективно взаимодействует с механизмами рынка. Основные положения: суть кейнсианства заключается в обосновании необходимости государственного регулирования экономики. По этой теории государство обязано обеспечивать всем гражданам необходимый уровень материального благосостояния. Выдвигался тезис о необходимости дополнения традиционных для либерализма принципов индивидуализма, свободной конкуренции и свободного рынка принципами государственного регулирования экономической и социальной сфер. Центральное место в деятельности государства отводилось институтам и программам перераспределения материальных благ в пользу трудящихся и неимущих слоев населения. Кейнс утверждал широкие возможности государства в решении острых социально-экономических проблем, возникающих перед обществом. Главная цель теории- спасти от краха капиталистическую систему производства. Это наглядно выражено в так называемом принципе «эффективного спроса» — центральном пункте кейнсианства. Под «эффективным» понимается спрос, способный обеспечить капиталистам получение максимума прибылей.

Формы и методы регулирования экономических и социальных отношений: считая, что состояние экономики зависит от уровня покупательной способности населения, Кейнс выступал за повышение заработной платы рабочим и доходов неработающих категорий населения – пенсионеров, матерей с детьми, инвалидов, безработных и т.д. Главной формой борьбы с кризисом по его теории являются общественные работы, которые помогут увеличить занятость населения. Одним из средств расширения платежеспособного спроса и поддержания занятости Кейнс в отличие от своих предшественников считал политику повышения номинальной заработной платы. Основой кейнсианской модели экономического развития служила система государственных финансов: увеличение государственных расходов, прогрессивный рост налогообложения, бюджетные дефициты. Один из краеугольных камней кейнсианства- регулирование занятости. Его цель двояка: найти средства снижения чрезмерно опасного для существования капитализма уровня безработицы, а также разработать рекомендации по использованию «нормального» уровня безработицы (от 3 до 6% безработных), именуемого «полной занятостью», чтобы увеличить капиталистическую прибыль. Кейнс предлагал следующий выход из «депрессии». Если государство предъявит предприятиям некий крупный заказ, это приведет к дополнительному найму рабочей силы со стороны этих фирм. Получая заработную плату, бывшие безработные увеличат свои расходы на потребительские товары, и, соответственно, повысят совокупный экономический спрос. Это, в свою очередь, повлечет рост совокупного предложения товаров и услуг, и общее оздоровление экономики.

32 Политика лейбористских правительств Г. Вильсона-Дж. Каллагэна.
На выборах 1974 г.
победу с небольшим перевесом одержала партия лейбористов во главе с Г. Вильсоном. Выполняя предвыборные обещания, лейбористское правительство отменило закон «Об отношениях в промышленности», удовлетворило требования шахтеров по повышению зарплаты, а также отказалось от диктата в вопросе предельного уровня повышения зарплаты в других отраслях. Началась реализация программ по борьбе с безработицей. Благодаря государственной финансовой поддержке на многих предприятиях была восстановлена полная рабочая неделя. Последовало увеличение пенсионных пособий, временно были «заморожены» цены на продовольственные товары и квартплата, принят закон о поддержке многодетных семей. Вильсон попытался сделать шаг в решении болезненной ольстерской проблемы, но это ему не удалось. Несмотря на этот провал, Вильсону удалось обеспечить популярность своего правительства. Программа, подготовленная лейбористами к осенним выборам, содержала лишь одно принципиально новое положение – идею «социального контракта», предложенную Дж. Каллагэном. Она подразумевала возобновление тесного сотрудничества профсоюзов и правительства. Реальное содержание этой программы заключалось в стремлении создать «государство благосостояния». Каллагэн предполагал, что борьба с кризисными тенденциями и сохранение высокого уровня жизни должны обеспечиваться расширением государственного регулирования экономики и социальных отношений. В результате лейбористы снова одержали победу. С лета 1975 г. правительству Вильсона пришлось использовать все силы для сдерживания инфляции, поддержки инвестиционной активности и сглаживания трудовых конфликтов. В марте 1976 г. Вильсон заявил о своем решении уйти с поста премьер-министра. В апреле 1976 г. премьер-министром Великобритании стал Дж. Каллагэн. Он провозгласил окончательный переход к политике бюджетной экономии, приоритетное значение антиинфляционных мер, полный отказ от планов национализации. Идея «социального контракта» не была окончательно отвергнута, но отныне рассматривалась в контексте антикризисной политики. Однако вскоре начались акции протеста. Профсоюзы выступали за улучшение условий труда. От борьбы за повышение зарплаты рабочее движение начало переходить к требованиям расширения государственной поддержки промышленных предприятий, обеспечения полной занятости, изменения системы налогообложения, установления жесткого контроля над импортом. Правительству с трудом удавалось сдерживать политизацию профсоюзного движения и предупреждать наиболее радикальные выступления. Но, несмотря на обострение внутриполитической ситуации, динамика экономического развития Великобритании постепенно улучшалась. Перелом наступил к весне 1977 г. К этому времени пик кризиса был пройден и началось медленное повышение уровня производства. Снизилась инфляция. Пытаясь закрепить благоприятные тенденции, правительство попыталось перейти к стимулированию предпринимательской активности. Были установлены налоговые льготы для частного бизнеса. Но при этом сохранялись жесткие ограничения роста зарплаты и режим бюджетной экономии в отношении социальных программ. Вследствие этого положение партии становилось критическим. На выборах 1977 г. она потерпела поражение. Однако Каллагэну удалось преодолеть правительственный кризис, заключив с новым лидером Либеральной партии Дэвидом Стилом соглашение о совместных действиях парламентских фракций. Но уже в октябре 1978 г. Д. Стил объявил об отказе либералов сохранять пакт об единстве действий.

33 Специфика развития интеграционных процессов в Северной Европе
В начале 1950-х гг.
стремление Скандинавских стран к сотрудничеству в масштабе всей Северной Европы усилилось. В 1952 г. по инициативе датского правительства была создана консультативная рег.орг-ия, которая состояла из депутатов парламентов и представителей правительств сначала четырех государств, а с 1955 г., включая Финляндию, пяти государств. Новая организация получила название Северного совета. Членами Северного Совета являются Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция. Основы деятельности Северного Совета закреплены Хельсинкским договором 1962 года. Формально Северный совет не ограничивал себя обсуждением каких-либо вопросов, однако изначально негласно вопросы военной политики и проблемы взаимоотношений Скандинавских стран с др.державами не рассматривались. Северный совет ускорил унификацию законодательства и судопроизводства стран-участниц, устранил препятствия к передвижению рабочей силы между ними, наладил сотрудничество в области возд. сообщения, в сфере науки и культуры. Наименьшие успехи сотрудничество Скандинавских стран сделало в чисто экономической области. Несмотря на повышающийся товарооборот между этими странами, таможенные барьеры все же сохранялись. В конце 1959 г. – в ответ на создание замкнутого Общего рынка (ЕЭС) – в Стокгольме была учреждена Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), объединившая семь стран, в том числе Швецию, Норвегию и Данию. В 1961 г. к ЕАСТ примкнула в качестве ассоциативного члена Финляндия, а в 1970 г. – Исландия. В конце 60-х – начале 70-х гг. сложилось своего рода северное содружество наций. Это содружество достигло значительной реальной всесторонней интеграции при сохранении разной внешнеполитической ориентации. Фактически создание Северного совета являлось альтернативной политикой стран Северной Европы на попытку полной интеграции их в различные международные организации. На протяжении послевоенных десятилетий Скандинавские страны пытались выработать свою внутреннюю политику. Так, членство этих стран в НАТО ограничивалось проблемами безопасности без антикоммунистической истерии. Мало того, они не раз протестовали против агрессивных действий США в мире. Позиция Скандинавских стран в ООН также резко контрастировала с позицией США и других западных держав, например, в вопросах о приеме новых членов, о восстановлении прав Китая в ООН, о вооруженном конфликте на Ближнем Востоке и др. Такая позиция представителей Скандинавских стран на мировой арене была обусловлена тем, что внутри Северного региона не прекращались массовые выступления против разных событий и явлений мирового масштаба: ядерного оружия, американской агрессии в Корее и Вьетнаме, вступления в Общий рынок, баз НАТО, колониализма, расизма и др. В то же время практически все страны Северной Европы приветствовали развитие международных связей в гуманитарной, правовой, экономической сферах, а также в вопросах безопасности. Если в первые послевоенные десятилетия успешное социально-экономическое развитие стран Северной Европы служило опорой для независимой и альтернативной внешней политики, то кризисные явления 70-х гг. заставили руководство стран Северной Европы пересмотреть свою политику по отношению к интеграционным проблемам. В 1972 г. Дания вошла вместе с Великобританией и Исландией в ЕЭС. Такое же предложение получила Норвегия. Только в 1995 г. Швеция и Финляндия стали полноправными членами ЕЭС. Таким образом, перед странами Северной Европы встала проблема выбора. С одной стороны, разочарование в вечности «шведской модели», надежда на новое процветание благодаря европейской интеграции, с другой, боязнь потерять политическую самостоятельность, утратить преимущества протекционистской экономической политики заставляют Североевропейский регион вновь искать свое место в международной системе отношений.

34 Правительство Р.Рейгана и пересмотр традиционных методов государственно-монополистического регулирования.
На выборах, состоявшихся 4 ноября 1980 г., президентом США был избран Рональд Рейган, представитель правого крыла республиканской партии. В стране продолжался экономический спад. Сам кризис положил начало процессу кардинальной перестройки системы макрорегулирования, осуществившейся в США правительством Р. Рейгана. Кардинальные принципы этой стратегии были сформулированы в программном документе американской администрации, опубликованном в феврале 1981г. под названием «новое начало для Америки. Программа экономического возрождения». К осени 1982 безработица составила около 11%. В течение последующих двух лет началось оживление экономики и стали явственно проступать очертания новых экономических реалий «эпохи Рейгана». Социально-экономическая программа Рейгана стала известна под названием «рейганомики». Как заявлял Р.Рейган, центральное правительство США в Вашингтоне не решает проблемы экономики, «оно само – проблема». Наиболее решительные новации Рейган предпринял в области экономической политики. Руководствуясь основным принципом «экономики предложения» — «больше рынка — меньше государства», экономическая программа американской администрации предусматривает отказ от выполнения ряда традицион­ных регулирующих функций. В качестве основной задачи правительства она провозглашает создание в финансовой и кредитно-денежной сфере условии, необходимых для стимулирования частной предпринимательской инициа­тивы и повышения эффективности рыночного механизма. Он убедил Конгресс принять серию снижений налоговых ставок, добился значительного сокращения расходов по «социальным» статьям, значительно увеличил расходы на военные нужды. Рейган выступал под лозунгами свертывания роли государства в экономической и социальной сферах, ограничения деятельности профсоюзов. Администрация Президента провозгласила в качестве своих основных целей обуздание инфляции, повышение научно-технического потенциала США, структурную перестройку экономики, усиление конкурентных позиций США на мировых рынках. Про­грамма нового президента переносит центр тяжести государственной хозяй­ственной политики с решения проблемы достаточности спроса на проблемы стимулирования предложения това­ров и услуг и предполагает сократить вмешательство в вос­производственный процесс. Первым заметным шагом на пути по выводу страны из кризиса стала налоговая реформа 1981 г. Частные корпорации, особенно энергетические, получили по закону крупные налоговые льготы. В центре внимания новой администрации стояла и энергетическая проблема. В этом же году был отменен правительственный контроль над ценами на нефть на внутреннем рынке, что привело к их взвинчиванию. Рейган и его правительство предприняли также ряд антиинфляционных денежно-кредитных мероприятий. Рейган проводил программу по ограничению расходов федерального правительства, прежде всего за счет уменьшения социальных расходов. Рейганомика стимулировала рост новых отраслей малого и среднего бизнеса, особенно в сфере радиоэлектроники, биотехнологии и телекоммуникаций. Рейган также изменил сам курс американской внешней политики. На протяжении большей части его администрации вопрос о разрядке напряженности во взаимоотношениях с СССР, который акцентировался администрациями Никсона, Форда и Картера, был отодвинут на второй план. Правительство Рейгана поставило своей задачей изменить в пользу США военно-стратегический паритет между НАТО и ОВД. Его правительство стало вмешиваться в дела социалистической Польши, вела активную деятельность на подрыв экономики социалистической Кубы, а также усилилась угроза вторжения США на Кубу. Приоритетное место во внешней политике стало занимать укрепление военно-политического союза со странами Западной Европы и Японией.

35 «Тетчеризм»- британский вариант неконсервативной идеологии.
Кейнсианские методы оказались не пригодными для решения новых стратегических задач государственно-монополистического регулирования экономики. Правительство Тэтчер взяло энергичный старт и с первых месяцев начало активно осуществлять политику монетаризма, неоконсерватизма или, как позднее стала называться, тэтчеризма. Прежде всего, теория монетаризма была первоначально сформулирована даже не в Англии, а в США чикагской школой профессора М. Фридмана. Кроме того, большая часть идей монетаризма и тэтчеризма в Англии была сформулирована почти за десять лет до прихода Тэтчер к власти и получила название "сэлсдонской политики", где были сформулированы принципы политики, которую впоследствии станет проводить Тэтчер. Основополагающим аспектом политики Тэтчер было то, что движущей силой всякой процветающей экономики является частное предпринимательство. Основу политического курса властей составляют “свобода, возможности для всех, поддержка предпринимательского духа, демократия собственников”. В программе консервативной партии был разработан неоконсервативный вариант борьбы с кризисом и инфляцией. Следуя логике монетарной концепции, правительство Тэтчер в первую очередь попыталось добиться снижения темпов инфляции. Для снижения инфляции необходимо было введение строгого контроля над расходами с целью их уменьшения. Эта задача потребовала отказа от практики дотаций промышленным предприятиям, ужесточения контроля над эмиссией, возвращения к политике «дорогого кредита». Еще одной мерой жесткой монетаристской политики стало ограничение денежной массы в обращении, сокращение расходов, что снижало инфляцию, но вело к росту безработицы. С учетом роста безработицы сокращение расходов по всем министерствам должно было быть резким и неуклонным. Оно включало и серьезное уменьшение численности государственного аппарата. Придерживаясь неоконсервативных взглядов, Тэтчер была решительным противником государственных расходов на программы по социальной защите малоимущего населения. Сокращение пособий и дотаций позволяло залатать бюджетные дыры. Вмешательство государства в частную жизнь сводилось к минимуму, оно ни в коем случае не должно было сковывать частную инициативу. Место профсоюзов при этом должно было быть ограничено, так как они мешали свободе предпринимательства. Другой мерой правительства Тэтчер по упрочению частнособственнических отношений была распродажа жилищного фонда муниципалитетов и городов. Еще одним из важнейших компонентов антиинфляционной политики и радикальным средством либерализации экономики являлась приватизация государственных предприятий. Большинство из них были убыточными и требовали постоянной дотационной поддержки. Избавление от этого бремени в сочетании с финансовыми поступлениями от приватизации могли значительно улучшить бюджетный баланс. Чтобы усилить конкурентоспособность британской промышленности, правительство стало вкладывать крупные капиталы в ее перевооружение на основе достижений НТР, поощряло предпринимателей, развивавших новейшие отрасли и стимулировавших рост производительности труда. Все это подтверждало то, что наиболее характерным в тэтчеризме было безусловное, неуклонное следование принципам монетаризма. Важнейшей заслугой Маргарет Тэтчер стало превращение экономической теории монетаризма в целостную соц.-полит. концепцию мировоззренческого уровня. Политика тэтчеризма проводилась, прежде всего, через бюджет страны. От него и его исполнения зависели судьбы экономических преобразований или, как довольно быстро стали называть эти реформы, «экономической революции». Преемником Тэтчер на посту лидера партии и премьер-министра стал Джон Мейджор, политика которого опиралась на главные принципы «тэтчеризма» - «демократию собственников», поощрение конкуренции, приватизацию, снижение прямого налогообложения бизнеса.

36 Социальная структура современного западного общества (Франция, США, Великобритания, Германия).
На сегодняшний день современное общество – это модернизированное общество, которое противопоставляется традиционному обществу в базовой социологической типологии. Современное западное общество, хотя и имеющее общее происхождение, общую историю, культуру, быт, все же остается социально раздроблено. В разных странах Западной Европы в социальной структуре общества произошел ряд существенных изменений. Во Франции очень много социальных слоев и групп населения, и социальная структура общества продолжает усложняться. Вместе с тем обостряются противоречия между монополистической буржуазией и всеми другими слоями общества, происходит пролетаризация все новых групп населения. Длительный период экономического роста и прогресса сопровождался значительным расширением среднего класса. Хотя традиционный рабочий класс, т.н. "синие воротнички", все еще образует самую широкую социальную группу, его численность уменьшилась вследствие автоматизации труда, спада производства и изменений в структуре занятости в пользу сферы услуг и сокращения мест, где требуется ручной труд. В стране чрезвычайно велика разница в уровне доходов буржуазной верхушки общества и основной массы населения. Экономическая и политическая власть принадлежит монополистической буржуазии, промышленно-финансовой олигархии и тесно связанной с ней политической верхушке господствующего класса. Это самый маленький социальный слой, но он владеет всеми основными средствами производства и полностью подчиняет своим интересам государство как орудие своего классового господства. В современном обществе США по данным американских СМИ существует 7 социальных ступеней. Три группы общества высший, средний, низший подразделяются на группы. Высший класс составляют высшие чины общенациональных компаний, бизнесмены, биржевики, артисты и др. В их руках содержатся значительные капиталы. Наибольшая разница в доходах населения проявляется в важнейших «креативных центрах» таких как Сан-Франциско, Остин и Ралей-Дюрэм. Это фундаментальная проблема общенационального масштаба. Сейчас укрепилось мнение о том, что в Америке происходит «размывание» среднего класса. Эта социальная группа ранее доминировала в американском обществе, обеспечивая социальное согласие и политическую стабильность. Кроме уровня доходов средний класс всегда объединяли некие общие ценности и убеждения, которые затем проецировались на американское общество в целом. Вслед за появлением разницы в доходах начали трансформироваться и диверсифицироваться и ценности американцев. В Великобритании в социальной структуре общества также произошли изменения. В современных условиях экономического кризиса наиболее пострадал средний класс страны. Увеличилось количество безработных в стране и тем самым социальное расслоение. В новых отраслях промышленности и секторе услуг возросла потребность в работниках высокой квалификации. В Великобритании сформировалось общество, где 2/3 населения составляет средний класс. К категории богатых слоев общества в этих странах относится 1/10 часть населения. Современное немецкое общество – это общество, где большинство людей имеют хорошее профессиональное образование, соответствующую свободу действий и независимость. Сейчас Германия сталкивается с проблемой безработицы в обществе, как и многие индустриальные страны Западной Европы. Значительные группы населения не могут найти постоянной работы по ряду причин (недостаток образования и квалификации, утрата здоровья, пенсионный возраст, дискриминация) или имеют весьма низкие заработки. Эта часть общества составляет около 20% населения, живет в бедности и вынуждена обращаться к государственному вспомоществованию. Современное западное общество хоть и изменившееся за многие годы, все же стремится к лучшей жизни и искоренению социального расслоения, и нельзя в этом не отметить большой роли государства.

37 Социально-экономическая политика пятипарийной коалиции в Италии.
Общественно-политическая жизнь Италии 80-х гг. характеризовалась сохранением политической нестабильности. В парламенте страны по-прежнему отсутствовало устойчивое большинство, продолжалась практика коалиционных парламентских и правительственных формирований. Роспуски парламента и внеочередные выборы его нового состава, как и в 70-е гг., проводились досрочно. Терроризм и коррупция превратились в постоянный фактор политической жизни. В 1980г. было создано правительство из представителей пяти партий: христианских демократов, социалистов, социал-демократов, либералов и республиканцев. Христианские демократы по-прежнему возглавляли правительства. Вместе с тем внутри ХДП продолжали существовать различные течения. В то же время в Итальянской социалистической партии, третьей по значению политической партии страны, произошли перемены: Бенедитто Кракси, ставший политическим секретарём партии в 1976г., взял курс на приход социалистов к власти и поставил перед собой цель стать первым в истории страны премьер-министром социалистом. В своей брошюре «Социалистическое евангелие» Кракси заявил об отсутствии у социалистов перспектив сотрудничества с коммунистами и поддержал тезис о высоком экономическом потенциале частного предпринимательства в условиях политического плюрализма. В 1983 г. социалисты вышли из правительства, премьер Фанфани подал в отставку. Христианским демократам пришлось уступить место премьер-министра. С 1983 по 1987 гг. пятипартийное правительство впервые в истории Италии возглавлял социалист, сильный и властный человек, сторонник культа «двойной морали» Б. Кракси. Стратегический курс правительства состоял в том, чтобы выйти из нового циклического кризиса 1980 – 1983гг., используя неолиберальные рыночные методы в интересах неоконсервативных предпринимательских кругов. Большое значение приобрёл вопрос о дальнейшем использовании государственного сектора, в котором сосредоточено более 3\4 добывающей промышленности, добыча чугуна, свыше половины сталелитейной, 70% судостроительной и 2\3 электромеханической промышленности, почти вся инфраструктура страны. Новый подход к госсектору предусматривал частичную приватизацию и ликвидацию убыточных государственных предприятий. Правительство наметило передачу в частные руки нестратегических предприятий в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве. В то же время в стратегических базисных отраслях, входивших в госсектор, планировалось провести технологическую реконструкцию и усилить наукоёмкие производства. Кроме того, на повестку дня вышла задача стабилизации платёжного баланса, «разбалансированного» дефицитом внешней торговли. Особым направлением политики кабинета Кракси стала «жёсткая экономия» главным образом за счёт трудящихся: было ограничено действие «скользящей» шкалы заработной платы (регулирующей рост зарплаты в зависимости от роста стоимости жизни) и сокращены расходы на здравоохранение, социальное обеспечение и просвещение. В то же время правительство Кракси несколько ограничило влияние католической церкви на школу и семейное законодательство, повело более энергичную борьбу с терроризмом и мафией: были введены чрезвычайные меры, расширявшие полномочия полиции и судебных органов. Соперничество между социалистами и христианскими демократами выливалось в частые правительственные кризисы. В то же время консервативный поворот в Италии отличался от других стран меньшими масштабами приватизации сохранением высокого удельного веса и лидирующих позиций госсектора. При правительстве Кракси поддерживался относительно быстрый темп экономического роста, огромный дефицит государственного бюджета был снижен почти на 25%, сократилась инфляция.

38 Экономическое и социальное развитие Канады в 90-е годы.
Девяностые годы отмечены началом демонтажа сложившегося за многие десятилетия механизма государственного регулирования канадской экономики. В этот период федеральное правительство продало частным инвесторам практически все принадлежавшие ему крупные предприятия в отраслях обрабатывающей и нефтегазовой промышленности, воздушного и железнодорожного транспорта, связи. Завершилась приватизация объектов транспортной инфраструктуры - аэропортов, морских и речных портов, припортовых сооружений и т. п. Муниципалитеты все шире привлекали частные компании для оказания социальных услуг. С 1993 г. начал уменьшаться объем государственных инвестиций. Правительство практически отказалось от антициклического регулирования, и его главной заботой стала ликвидация бюджетного дефицита, а в перспективе - сокращение объема государственной задолженности. Кредитно-денежная политика была переориентирована на сдерживание инфляции и оздоровление государственных финансов. В 1990 и 1991 гг. в канадской экономике произошел спад. Реальный объем ВВП сократился на 1,7%. В 1997 г. экономика страны обрела, наконец, опору во внутренних факторах роста. Благодаря существенному удешевлению кредита произошло оживление потребительского спроса. По оценкам экспертов организации Международный экономический форум, Канада в 1997 г. заняла 4-е место в числе стран, имеющих наиболее высокую конкурентоспособность. Темпы роста ВВП в 1998 г. составляли 4%. Наиболее динамично развивалась обрабатывающая промышленность и строительство. В конце 1990-х в промышленности произошла смена лидеров. Прежде это были нефтяная и газовая промышленность, лесопромышленный комплекс, производство цветных металлов. Существенно возросли объемы производства и инвестиций в наукоемких отраслях, таких как электронное и электротехническое оборудование, средства связи, некоторые виды промышленного оборудования, новые конструкционные материалы, фармацевтическая промышленность. После циклического кризиса начала десятилетия общая численность занятых сокращалась, а уровень безработицы превышал 10%. В 1997 г. положение на рынке труда заметно улучшилось. Уровень безработицы снизился до 9%. Ключевым элементом долгосрочной программы ликвидации бюджетного дефицита стало последовательное и крупномасштабное сокращение расходов при сохранении стабильных ставок налогообложения. В 1997 и 1998 гг., в условиях значительного ускорения роста экономики сохраняются возможности дальнейшего снижения темпов инфляции. Усиление конкуренции, технологические нововведения и повышение производительности труда сдерживают рост цен на всех стадиях производства. По итогам 1998 г., бюджетный дефицит был полностью ликвидирован. Канада стала первой страной Большой семерки, добившейся сбалансированного бюджета. В 1997 г. объем канадского экспорта возрос на 10.5%. На долю ее главного торгового партнера – США приходилось примерно 80% канадского экспорта. В 1998 г. объем капиталовложений в Канаду составил 180 млрд. кан. долл., из которых 120 млрд. поступили из США. В результате состоявшихся в июне 1997 г. всеобщих парламентских выборов уверенную победу вновь одержала либеральная партия. Это, безусловно, говорит о поддержке большинством канадцев экономической политики правительства Ж. Кретьена. В 1997 г. оно выделило дополнительные ассигнования на реализацию некоторых новых инициатив в социальной сфере. В их числе - увеличение размеров помощи детям из малообеспеченных семей, стимулирование научных исследований в университетах и медицинских учреждениях, финансовая поддержка студентов. Целью правительства было объявлено создание общенациональной системы поддержки социально-незащищенных семей с детьми, поощрения рождаемости, предоставления налоговых льгот родителям. Ассигнованы средства в поддержку культуры и спорта, а также на специальные программы для аборигенного населения.

39 Период «Бархатных революций» в Восточной Европе.
К числу объективных внутренних предпосылок событий 1989 г. относятся несоответствие характера производственных отношений уровню развития производительных сил. Отставание стран Восточной Европы стало приобретать стадиальный характер. Командно-административная система управления с ее жестким централизованным планированием, сверхмонополизмом, порождала загнивание, неэффективность производства. Социально-политическая неудовлетворенность и ущемление национальных чувств оказывали воздействие в одном и том же направлении. Следствием этого были кризисы: 17 июня 1953 г. - в ГДР, в 1956 г. - в Венгрии, в 1968 г. - в Чехословакии, в 1956, 1968, 1970, 1976, 1980 - 1981 г. - в Польше. Каждый из этих кризисов способствовал дискредитации существующих режимов, накапливал идейные сдвиги, которые предшествуют обычно политическим переменам, создавал негативный образ правящих партий. В то же время кризисы показали принадлежность "социалистическому содружеству", к ОВД, давления со стороны руководства Советского Союза. Единообразие в идеологии и культуре, отсутствие плюрализма в духовной сфере приводило к политической пассивности людей, двоемыслию, конформизму, что нравственно разлагало личность, с чем не могли мириться прогрессивные интеллектуальные силы. В странах Восточной Европы стали складываться революционные ситуации. Наблюдая за процессом перестройки в СССР, общественность стран Восточной Европы ожидала собственных реформ. Но в решающий момент сказалось отсутствие зрелых партий, способных на глубокие перемены. Они утратили политический характер, становясь продолжением государственной машины, бюрократически переродились, все больше утрачивали связь с народом. Они не доверяли интеллигенции, недостаточно внимания уделяя молодежи, не нашли с ней общего языка. Их политика лишилась доверия масс - особенно, когда руководящий слой все больше разъедала коррупция, когда процветало личное обогащение, утрачивались моральные ориентиры. В четырех странах (Болгария, ГДР, Румыния, Чехословакия) в конце 1989 г. свершились народно-демократические революции, в результате которых стал осуществляться новый курс. Скоротечным завершением длительных эволюционных процессов стали перемены революционного характера 1989 - 1990 гг. в Венгрии, Польше и Югославии. С конца 1990 г. аналогичные сдвиги стали происходить и в Албании. Эти события и процессы - верхушечные перевороты, приход к власти альтернативных сил, не имеющих четкой программы переустройства общества и потому обреченных на неудачу и скорый бесславный уход с политической арены. Происшедшие события - не революции, а контрреволюции, т.к. они носили антикоммунистический характер, привели к отстранению от власти бывших правящих коммунистических и рабочих партий и к отказу в большинстве стран от социалистического выбора. Это были революции не только "против", но и революции "за", а именно: за установление подлинной демократии и свободы; за политический плюрализм, за социальную справедливость, за улучшение материальной и духовной жизни народа, за признание приоритета общечеловеческих ценностей, за эффективную экономику, развивающуюся по законам, действующим в высокоразвитых цивилизованных обществах. События 1989 - 1990 гг., начавшись под флагом обновления модели социализма, вышли за эти рамки. Повсеместно была взята ориентация на формирование нового общественного устройства, базирующегося на принципах буржуазной демократии и свободного предпринимательства, социального рыночного хозяйства.

40 "Экономическое чудо". Страны Европы и США в 50-е - начале 60-х гг.
=
«Виртшафтсвундер» или «Рейнское чудо». За 1 год прирост ВНП составил 9,5%.Прирост производительности труда был достигнут без увеличения числа занятых. Благоприятная ситуация на рынке труда. «Зеленый план» 1964 г. поставил задачу стимулировать процесс концентрации с/х производства для «улучшения аграрной структуры». Развитие транспортной и социальной инфраструктуры в сельской местности. Продолжение экономического бума способствовало сохранению чрезвычайно высокого уровня жизни.
=1959—1973 г. — «Испанское чудо». В 1959 г. Испания взяла курс на «открытую экономику». Детом 1959 г. в ходе визита правительственной делегации Испании в Вашингтоне был принят план стабилизации испанской экономики с учетом рекомендаций американских экономистов. Предполагалось оздоровление финансовой системы Испании, сокращение числа неконкурентоспособных предприятий, создание благоприятных условий для иностранных инвесторов. В результате увеличилось число крупных внешних источников накопления. Кроме того развитию индустрии способствовала высокая конъюнктура мирового хозяйства и окончательное становление механизма государственно-монополистического регулирования.
=1950—1975 г. — «Греческое экономическое чудо» — феномен необычайно быстрого темпа экономического развития Греции с начала 50-х до середины 70-х гг. прошлого века; Экономические реформы были направлены на расширение льгот в отношении иностранного капитала, представительства иностранных торговых фирм были освобождены от налогов, укрепление нац. валюты, структурную перестройку аграрного сектора. В результате Греция превратилась из аграрно - индустриальной в индустриально-аграрную страну. Появились новые отрасли производства, средний доход населения составил 1000 долларов в год, зарплата увеличилась на 50%, безработица сократилась на 77,3%.Греция превратилась в одну из наиболее динамично развивающихся стран Европы.
=ФРГ в годы политического господства ХДС/ХСС (1949-1966). В августе 1949 г. на выборах в бундестаг победил блок ХДС/ХСС, образовавший с СвДП правительственную коалицию. Правительство возглавил Конрад Аденауэр. В 50 – 60 годы быстрыми темпами развивалась экономика. Незначительные военные расходы, щедрые американские кредиты по «плану Маршалла», широкое использование дешевой иностранной рабочей силы, поставки новейшего оборудования, высокая доля накопления в национальном доходе способствовали ускоренному возрождению хозяйства страны. В 1956 г. была запрещена Коммунистическая партия Германии. Созданная в 1968 г. КПГ так и не стала влиятельной силой. Попытки реваншистских сил создать массовую правую националистическую партию также не имели успеха. В политической жизни доминировали ХДС/ХСС, СДПГ и СвДП, которые к концу 60-х годов занимали практически одинаковые позиции по основным вопросам внутренней политики и поддерживали идею развития государства благоденствия.

США в "эру Эйзенхауэра" (1953-1961). Курс Эйзенхауэра –«динамический консерватизм». В 50-е гг. экономика США переживала спад. Кризисные явления охватили промышленность и сельское хозяйство. Эйзенхауэр вынужден был закончить агрессивную войну с Кореей. Во внешней политике Эйзенхауэра наблюдались противоречивые явления, которые отражали острую борьбу между США и сторонниками и противниками продолжения «холодной войны». Экономическое процветание. Высокие темпы экономического роста (9-10 %). Суэцкий кризис 1956. 1958 – революция на Кубе – связана с тем, что американская собственность ликвидирована на Кубе и в Латинской Америке мощное освободительное движение. США – нефтяная блокада Кубы (попытка захвата вооруженным путем во время Кеннеди). НАТО в Европе. Противостояние СССР – США. Втягивание во Вьетнамскую войну (с 1954). Сначала материальные, затем людские ресурсы. Корейская война. Эйзенхауэр – был генералом, но отказ от военных операций, хотя доктрина называется «доктрина массового возмездия». Отменен визит Эйзенхауэра в СССР. Экономика – укрепляется влияние в мире с помощью ТНК, после распада колониальной системы – доступ практически во все уголки мира. Эйзенхауэр – республиканец. Годы стабилизации. «Золотые годы». Эйзенхауэр – «Великий Айк». Бескризисное экономическое развитие, рост уровня жизни.
="Прогрессивный консерватизм и британское общество в 1951-1964 гг. В период 1951-1964 гг. у власти находились консервативные правительства. Экономика к сер. 50-х гг. улучшилось. Консервативные силы сокращали средства на социальные нужды. В международных отношениях консервативное правительство следовало агрессивному курсу США, укрепили союз с американским империализмом. При консерваторах росли налоги, ограничивался рост зарплаты, ухудшались жизненные условия трудящихся.В период консервативного правления завершился распад колониальной империи Великобритании.

=Франция накануне падения IV Республики (1951-1958). Достигнув в 1948 г. довоенного уровня, экономика Франции в 1950-1953гг. пережила экономические спады. Характерной чертой развития стала усиливающаяся милитаризация. Франция принимает активное участие в процессах капиталистической интеграции, Промышленное развитие страны. Во Франции наблюдался высокий уровень инфляции, что отрицательно сказывалось на жизненном уровне трудящихся. Летом 1955 г. во Франции развернулось движение против войны в Алжире. В конце окт. 1956 г. Франция участвовала совместно с Англией и Израилем в войне против Египта.

=Италия в 1953-1962 гг. Правительство возглавлял с 1948 г. по 1953 г. А. Де Гаспери. В 1949 -1952 гг. наблюдается движение рабочих против свертывания нерентабельных предприятий, "забастовки наоборот", захваты крестьянами помещичьих земель. Избирательный закон 1952 г., дающий право партии (блоку), получившей 50% + 1 голос, иметь 2/3 мест в парламенте, 7 июня 1953 г. был провален.

=Политика центра переживала кризис. В правящих кругах шла борьба - за реформы или за наступление на позиции "левых сил". Во внешней политике Италии наблюдаются: поддержка вступления ФРГ в НАТО, вступление Италии в ЕЭС (1957 г.), оживление торговых связей с СССР. Весна 1960 г. - создание однопартийного правительства во главе с Ф. Тамброни (ХДП). Правительство выделило средства на сельское хозяйство, предоставило кредиты крупным аграриям. 21 февраля 1962 г. создан кабинет А. Фанфани на основе союза ХДП с СДП. Правительство провело ряд реформ, распространивших пенсии на крестьян, батраков, домохозяек, были выделены средства на бесплатное медицинское обслуживание.

41 ФРГ в годы политического господства ХДС/ХСС (1949-1966).
В августе 1949 г. на выборах в бундестаг победил блок ХДС/ХСС, образовавший с СвДП правительственную коалицию. Правительство возглавил Конрад Аденауэр, который был федеральным канцлером на протяжении 14 лет. 21 сентября 1949 г. было официально провозглашено создание ФРГ. Столицей страны стал небольшой курортный город Бонн. В восточной зоне оккупации 7 октября 1949 г. была создана Германская Демократическая Республика (ГДР). Ее столица – Восточный Берлин. Совершился раскол Германии, который продолжался 40 лет. В 50 – 60 годы быстрыми темпами развивалась экономика. Незначительные военные расходы, щедрые американские кредиты по «плану Маршалла», широкое использование дешевой иностранной рабочей силы, поставки новейшего оборудования, высокая доля накопления в национальном доходе способствовали ускоренному возрождению хозяйства страны. С 1950 по 1964 г. валовой национальный продукт вырос в 2 раза. Наиболее высокими темпами развивались разнообразные отрасли машиностроения, производство электроэнергии, химическая и металлургическая промышленности. Глубокие качественные изменения в экономике происходили и под влиянием развертывающейся научно-технической революции.

Успехи в экономическом развитии позволили быстро наращивать экспортный потенциал. Около половины всей производимой продукции шло на европейский и мировой рынки. ФРГ расплатилась с долгами, создала значительные золотовалютные резервы. Западногерманская марка стала одной из самых надежных валют мира.

Большую роль в восстановлении и развитии экономики сыграло финансовое и кредитное регулирование. В первые послевоенные годы правительство оказало помощь в восстановлении крупных монополий, обеспечении концернов рабочей силой. Это, в свою очередь, вызвало расширение жилищного строительства, быстрый рост прямых государственных капиталовложений, связанный с восстановлением разрушенного войной жилищного фонда. С начала 50-х годов в структуре капиталовложений возрастала доля косвенных государственных инвестиций. Основной акцент был сделан на поддержку базовых отраслей промышленности через государственные кредиты и субсидии. В 60-е годы увеличились государственные капиталовложения в форме прямых инвестиций в науку и образование.

Еще в 1951 г. в ФРГ в специфических послевоенных условиях был издан закон о «соучастии в принятии решений». Он распространялся только на предприятия с числом занятых свыше 1 тыс. в угольной и металлургической промышленности. Эти отрасли были особенно важны для первоначальной стадии восстановления экономики. К более низкому уровню участия в ФРГ относится деятельность производственных советов, которые избирались на всех предприятиях с числом занятых не менее 5 человек. Совет обладал консультативными полномочиями. В условиях экономического прогресса и относительного классового мира политический радикализм перестал быть заметным явлением. В 1956 г. была запрещена Коммунистическая партия Германии. Созданная в 1968 г. КПГ так и не стала влиятельной силой. Попытки реваншистских сил создать массовую правую националистическую партию также не имели успеха. В политической жизни доминировали ХДС/ХСС, СДПГ и СвДП, которые к концу 60-х годов занимали практически одинаковые позиции по основным вопросам внутренней политики и поддерживали идею развития государства благоденствия. Это способствовало укреплению политического консенсуса, ярким 100 проявлением которого стало существование в 1966–1969 г. «большой» правящей коалиции ХДС/ХСС и СДПГ.

42 Италия: эволюция центризма в 1953-1962 гг.
В мае 1947 г. не без вмешательства США происходит удаление коммунистов из правительства. В апреле 1948 г. на первых парламентских выборах ХДП вышла на первое место (48% голосов), ИКП и ИСП получили 31%. Правительство возглавил де Гаспери (ХДП). В него вошли ХДП, либералы и республиканцы.
В послевоенные годы (1948 - 1962) выявилась и сохранялась доминирующая роль ХДП, получавшей на выборах 45 - 50% голосов. Либералы, республиканцы и другие были фактическим придатком ХДП. ХДП представляла центристское течение. Справа от нее стояли ИСД (неофашисты) и монархисты, слева - ИКП, ИСП.
"Центризм" ХДП выражался в балансировании, колебании между социальным консерватизмом и социальными уступками. Правительство возглавлял с 1948 г. по 1953 г. А. Де Гаспери. В 1949 -1952 гг. наблюдается движение рабочих против свертывания нерентабельных предприятий, "забастовки наоборот", захваты крестьянами помещичьих земель. Расправы с демонстрантами, использование моторизованной полиции - ответ ХДП на выступления трудящихся.
Происходит раскол в ВИКТ: еще в 1948 г. создается свободная конфедерация итальянских трудящихся (с 1950 г. - ИКПТ), в 1950 г. - ИСТ.
Во внешней политике идет сближение с США. С апреля 1949 г. Италия - член НАТО. На ее территории размещаются военные базы США.
Избирательный закон 1952 г., дающий право партии (блоку), получившей 50% + 1 голос, иметь 2/3 мест в парламенте, 7 июня 1953 г. был провален.
Политика центра переживала кризис. В правящих кругах шла борьба - за реформы или за наступление на позиции "левых сил". В августе 1953 - июне 1955 г. у власти стояло правое крыло ХДП, с июля 1955 до 1960 г. - умеренное крыло. Полицейские репрессии, судебный процесс по делу об убийстве девушки В. Монтези вскрыл картину коррупции в правящих кругах ХДП. Усиливается полицейская цензура в сфере искусства, идет "чистка" госучреждений от членов ИКП. Умеренные правительства (1955-1960 гг.) приняли закон, облегчающий сгон арендаторов с земли.
На фоне спада рабочего движения ИСП в октябре 1956 г. разорвала пакт о единстве действий с ИКП, заменив его соглашением о взаимных консультациях.
VIII съезд ИКП принял тезисы "об итальянском пути к социализму" - через борьбу за демократию, "структурные реформы".
Во внешней политике Италии наблюдаются: поддержка вступления ФРГ в НАТО, вступление Италии в ЕЭС (1957 г.), оживление торговых связей с СССР.
Весна 1960 г. - создание однопартийного правительства во главе с Ф. Тамброни (ХДП). Оно пыталось опереться на союз с ИСД, что вызвало недовольство левого крыла ХДП и демократической оппозиции. Недовольство политикой Тамброни усилилось, когда неофашисты пытались провести съезд ИСД в Генуе, городе, награжденном золотой медалью Сопротивления. Общенациональный протест привел к формированию 4-х партийного кабинета А. Фанфани (ХДП, либералов, республиканцев, социал-демократов) - переходного кабинета к коалиции "левого центра". Правительство выделило средства на сельское хозяйство, предоставило кредиты крупным аграриям.
21 февраля 1962 г. создан кабинет А. Фанфани на основе союза ХДП с СДП, республиканцами. Кабинет косвенно поддерживала ИСП. Правительство провело ряд реформ, распространивших пенсии на крестьян, батраков, домохозяек, были выделены средства на бесплатное медицинское обслуживание.

43 Италия: эволюция центризма в 1953-1962 гг.
В мае 1947 г. не без вмешательства США происходит удаление коммунистов из правительства. В апреле 1948 г. на первых парламентских выборах ХДП вышла на первое место (48% голосов), ИКП и ИСП получили 31%. Правительство возглавил де Гаспери (ХДП). В него вошли ХДП, либералы и республиканцы.
В послевоенные годы (1948 - 1962) выявилась и сохранялась доминирующая роль ХДП, получавшей на выборах 45 - 50% голосов. Либералы, республиканцы и другие были фактическим придатком ХДП. ХДП представляла центристское течение. Справа от нее стояли ИСД (неофашисты) и монархисты, слева - ИКП, ИСП.
"Центризм" ХДП выражался в балансировании, колебании между социальным консерватизмом и социальными уступками. Правительство возглавлял с 1948 г. по 1953 г. А. Де Гаспери. В 1949 -1952 гг. наблюдается движение рабочих против свертывания нерентабельных предприятий, "забастовки наоборот", захваты крестьянами помещичьих земель. Расправы с демонстрантами, использование моторизованной полиции - ответ ХДП на выступления трудящихся.
Происходит раскол в ВИКТ: еще в 1948 г. создается свободная конфедерация итальянских трудящихся (с 1950 г. - ИКПТ), в 1950 г. - ИСТ.
Во внешней политике идет сближение с США. С апреля 1949 г. Италия - член НАТО. На ее территории размещаются военные базы США.
Избирательный закон 1952 г., дающий право партии (блоку), получившей 50% + 1 голос, иметь 2/3 мест в парламенте, 7 июня 1953 г. был провален.
Политика центра переживала кризис. В правящих кругах шла борьба - за реформы или за наступление на позиции "левых сил". В августе 1953 - июне 1955 г. у власти стояло правое крыло ХДП, с июля 1955 до 1960 г. - умеренное крыло. Полицейские репрессии, судебный процесс по делу об убийстве девушки В. Монтези вскрыл картину коррупции в правящих кругах ХДП. Усиливается полицейская цензура в сфере искусства, идет "чистка" госучреждений от членов ИКП. Умеренные правительства (1955-1960 гг.) приняли закон, облегчающий сгон арендаторов с земли.
На фоне спада рабочего движения ИСП в октябре 1956 г. разорвала пакт о единстве действий с ИКП, заменив его соглашением о взаимных консультациях.
VIII съезд ИКП принял тезисы "об итальянском пути к социализму" - через борьбу за демократию, "структурные реформы".
Во внешней политике Италии наблюдаются: поддержка вступления ФРГ в НАТО, вступление Италии в ЕЭС (1957 г.), оживление торговых связей с СССР.
Весна 1960 г. - создание однопартийного правительства во главе с Ф. Тамброни (ХДП). Оно пыталось опереться на союз с ИСД, что вызвало недовольство левого крыла ХДП и демократической оппозиции. Недовольство политикой Тамброни усилилось, когда неофашисты пытались провести съезд ИСД в Генуе, городе, награжденном золотой медалью Сопротивления. Общенациональный протест привел к формированию 4-х партийного кабинета А. Фанфани (ХДП, либералов, республиканцев, социал-демократов) - переходного кабинета к коалиции "левого центра". Правительство выделило средства на сельское хозяйство, предоставило кредиты крупным аграриям.
21 февраля 1962 г. создан кабинет А. Фанфани на основе союза ХДП с СДП, республиканцами. Кабинет косвенно поддерживала ИСП. Правительство провело ряд реформ, распространивших пенсии на крестьян, батраков, домохозяек, были выделены средства на бесплатное медицинское обслуживание.

44 ФРГ в годы правления "большой коалиции" (1966-1969).
1 декабря 1966 г. в ФРГ было сформировано коалиционное правительство из представителей ХДС/ХСС и СДГП во главе с деятелем ХДС К.Кизингером. Начался период правления «большой коалиции», что само по себе отражало кризисное состояние экономического и политического положения в ФРГ. Монополистический капитал надеялся, что «большой коалиции» удастся преодолеть возникшие в стране трудности. Прежде всего необходимо было вывести страну из экономического кризиса.

Правительство Кизингера стало переходить к новым методам государственно-монополистического регулирования. Важное место отводилось программированию экономик, формированию ее текущих и перспективных целей. На Совет экономических экспертов, созданный ещё в 1963 г., возлагалась задача разрабатывать рекомендации по вопросам экономической политики. По закону о стабилизации 1967 г. создавался конъюнктурный фонд. Правительство получило право повышать подоходные налоги на корпорации на 10%. С помощью всех этих средств правящие круги надеялись поддержать стабильность западногерманской экономики.

Частью новых методов государственного регулирования была и политика в области доходов, проводимая правительством Кизингера. Правительственные органы совместно с представителями бизнеса и профсоюзов вырабатывали рекомендации по вопросам заработной платы. На практике это вылилось в наступление на жизненный уровень трудящихся. Правительство «большой коалиции» сократило ассигнования на пенсии, медицинское обслуживание, образование, повысило цены на квартиры, транспорт, электричество и газ. Выросли косвенные налоги. Во всем этом проявилась неокейнсианская концепция государственно-монополистического регулирования.

При правительстве «большой коалиции» продолжалось наступление на буржуазно-демократические свободы. 30 мая 1968 г. правящие круги добились утверждения бундестагом «чрезвычайных законов». Коммунисты и другие прогрессивные силы призвали западногерманское население добиваться того, чтобы «чрезвычайные законы» никогда не вступили в силу.

Вместе с тем правительство «большой коалиции» во главе с Кизингером высказалось за проведение «новой восточной политики». Оно установило дипломатические отношения с Румынией, восстановило отношения с Югославией. ФРГ стала главным торговым партнером СССР среди капиталистических стран. Но Кизингер по-прежнему отказывался признать территориальные и политические реальности, сложившиеся в Европе в итоге ВМВ. Он категорически выступал против признания ГДР. Правительство ФРГ не захотело присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия. Западногерманская военщина продолжала добиваться оснащения бундесвера атомным оружием.

45 От "левого центра" к "национальной солидарности". Италия в 1972-1979 гг.
В 1972 г. неофашисты смогли получить 56 мест в палате депутатов и 26 мест в сенате итальянского парламента. ИСД объединилась с остатками монархистов и с 1973 г. стала называться «Итальянское социальное движение — Национальные правые силы», руководителем которой вновь избирается Д.Альмиранте. Успеху ИСД способствовала поддержка части мелкой и средней буржуазии Севера, недовольной ростом массового рабочего движения. Однако подлинно массовую базу ИСД приобрела в начале 70-х гг. Всерьез обеспокоенные экспериментом левого центра, масштабами социальной борьбы и солидными завоеваниями трудящихся, влиятельные предпринимательские круги Италии не скупились на помощь неофашистам, при участии которых они пытались дестабилизировать обстановку и убедить рядовых граждан в необходимости смены либерального правительственного курса на режим «сильной власти». Однако преступления фашистов, бесспорно, скомпрометировали их. На выборах 1976 г. ИСД потеряла почти 1/3 голосов, полученных на предыдущих выборах. Как следствие, в ИСД обострились внутренние противоречия, которые привели партию к расколу и ослаблению. Молодежный характер левого экстремизма связан с размахом студенческого движения 1967—1968 гг. Весной 1968 г. студенческие волнения охватили все 36 университетов Италии. Студенты выступили против устаревшей и недемократичной системы высшего образования, но вскоре скептицизм и отрицание любых авторитетов придали движению массовый бунтарский антитикапиталистический характер. На областных и муниципальных выборах 1975 г. неофашисты потеряли часть электората, а левые партии опередили центристов и правых. По-прежнему высокий авторитет и массовость Итальянской компартии оставались очевидной реальностью политической жизни страны середины 70-х гг. Относительное большинство избирателей рассматривало ИКП как силу, способную защитить демократию и отразить наступление правых. Коммунисты совместно с другими левыми и республиканскими партиями образовали в парламенте «коалицию воздержавшихся» — блок депутатов, поддерживавших правительство Андреотти. В 1976—1979 гг. правительство ХДП осуществляло политику «национальной солидарности. В 1977 г. шесть партий, включая ИКП, подписали с правительством Андреотти программное соглашение о мерах по стабилизации экономики, борьбе с терроризмом и др. В рамках программы были проведены мероприятия, позволившие Италии преодолеть негативные последствия мирового кризиса 1974—1975 гг., принять закон о трудоустройстве молодежи. Это означало ослабление дискриминации коммунистов в политической жизни страны. Поддержка правительства ХДП левыми партиями вызвала раздражение правых и недовольство левых экстремистских террористических групп, которые совершили очередной акт политического бандитизма. Утром 16 марта 1978 г. террористы «красных бригад» всего за 10 минут беспрепятственно расстреляли 5 человек охраны и похитили председателя ХДП А. Моро. В 1978 г. по подозрению в коррупции и неуплате налогов был обвинен президент страны, член ХДП Дж. Леоне, его обвиняли также в причастности к взяткам. Леоне подал в отставку. Политика «национальной солидарности», по сути, перестали выполняться. В январе 1979 г. компартия покинула парламентское большинство и перешла в оппозицию правительству ХДП. ИКП отказалась от тактики «исторического компромисса» и приняла новую формулу «демократической альтернативы», предполагавшей создание коалиции из левых партий, способной в борьбе за власть соперничать с ХДП. Социалисты, социал-демократы и радикалы, напротив, улучшили свои позиции. Это внушало определенные надежды, поэтому ИСП не поддержала формуй «демократической альтернативы», выдвинутую коммунистами.

46 Франция в "эру Миттерана" (1981-1995).
Франсуа Миттеран, победивший Жискара д”Эстена на выборах в мае 1981, стал первым президентом-социалистом Пятой республики. Он в течение двух десятилетий оказывал огромное влияние на политическую жизнь одной из ведущих европейских держав, многократно стоял у истоков крупных инициатив и акций европейского и более широкого международного масштаба. С его усилиями неразрывно связаны реорганизация, развитие и рост Французской социалистической партии.

После того как социалистическая партия получила большинство мест на внеочередных парламентских выборах, прошедших в июне, новое правительство начало осуществлять свою программу реформ. В нее входили национализация нескольких крупных банков и корпораций, ликвидация префектур в целях развития местного самоуправления и отмена смертной казни.

Социалисты подняли минимальную заработную плату, удлинили оплачиваемый отпуск рабочим с четырех недель до пяти и повысили расходы на социальное обеспечение. Эти меры способствовали подъему экономики, несмотря на мировой спад в 1981–1982. Тем не менее темпы инфляции оставались высокими, обусловив резкое падение стоимости франка на мировом рынке. В результате в 1983 правительство было вынуждено урезать расходы на социальные нужды и закрыть ряд убыточных государственных предприятий и шахт, что повлекло за собой рост безработицы. Во внешней политике Франсуа Миттеран был сторонником жесткого ограничения взаимоотношений с СССР и максимального поворота в сторону США.

На парламентских выборах 1986 социалисты потеряли большинство в Национальном собрании. Победу одержали правые силы. Новый премьер-министр, лидер голлистов Жак Ширак, выставил на продажу самые прибыльные из недавно национализированных промышленных компаний и банков.

Миттеран определял свою политику по отношению к правительству правых как одну из форм «сосуществования» – сдержанную и избегающую открытой конфронтации. Такая позиция «вне битвы» повысила рейтинг Миттерана как политика. В мае 1988 он был переизбран на пост президента. На парламентских выборах в июне 1988 большинство мест получили социалисты. Социалистическое правительство возглавил Мишель Рокар.

После объединения Германии Миттеран стал настаивать на более тесной экономической и финансовой интеграции с другими странами Западной Европы. Франция подписала договор о создании Европейского союза в Маастрихте (Нидерланды) в декабре 1991. В связи с возникшими разногласиями во Франции был проведен всеобщий референдум, на котором договор был одобрен небольшим большинством голосов: «за» – 51,05%, «против» – 48,95%.

В апреле 1992 Миттеран назначил на пост премьер-министра Пьера Береговуа. В феврале 1993 в прессе появились сообщения, что Береговуа продавал конфиденциальную финансовую информацию. На парламентских выборах в марте того же года большинство мест получили правые, и голлист Эдуар Балладюр стал премьер-министром при президенте Миттеране. На выборах 1995 года победу одержали правые силы во главе с Жаком Шираком.

Четырнадцатилетнее президентство Миттерана — самое продолжительное в истории Франции. Будучи социалистом по убеждениям, Миттеран


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: