История монополизма и АМ регулирования в России. Источники в постсоветский период

1. Антимонопольные механизмы в России в XVII–XX вв. Одним из первых отечественных актов, направленных против спекулятивных ценовых монополий можно назвать Наказ Государя Царя и Великого князя Феодора Алексеевича, данный в июне 1681 г. своим чиновникам Ивану Зиновьеву и Титу Емельянову, занимавших соответственно должности (чины) Головы и Ларечного, «О сборе померных пошлин». Наказ в большей части регулирует вопросы взимания померных пошлин. Между тем среди данных полномочий Наказ возлагает на обязанность пресекать и преследовать участников монополистических действий, в том числе совершаемых путем соглашений, направленных на скупку подвозимых к Москве товаров для последующей перепродажи по завышенным ценам.

Начиная с этого времени, издавались те или иные запреты и меры антимонопольного характера. В царствование Петра 1 известен правовой акт от 15 января 1694 г. под названием Боярский приговор, уже исключительно направленный против спекулятивных монополий (перекупов). Этот акт интересен тем, что функции антимонопольного контроля возлагались уже не на одну Померную избу, а на целый ряд органов, ответственных за регулирование различных отношений, связанных с рыночной деятельностью. Дальше – развитие актов, с уголовно-административной направленностью борьбы с монополиями (Сенатский указ Петра I, Уставы благочиния Екатерины II, Свод законов Сперанского).

С конца XIX в. прямые и жесткие уголовно-правовые запреты монопольных соглашений были уже трудно применимы во всех случаях обнаружения синдикатов, картелей и трестов, формально подпадавших под указанные уголовные запреты. Выход был найден в создании гибкой системы подхода к картельным соглашениям и монопольным объединениям. Этот гибкий механизм заключался в создании или наделении специального административного ведомства экономического направления полномочиями по контролю за крупными хоз.субъектами, за картельными соглашениями. Впервые эту идею в России сформулировал академик И.И. Янжул в своей книге «Промысловые синдикаты или предпринимательские союзы для регулирования производства преимущественно в Соединенных Штатах Северной Америки». Был подготовлен законопроект, концепция которого в полном объеме не была реализована. Но основная идея отечественного АМП, связанная с созданием гибких админ. мех-мов контроля за крупными субъектами рынков, все же успела воплотиться в основных своих чертах в рус.позитивном праве. С принятием Закона 1916 г. Россия стала первым среди европейских стран государством, начавшим законодательное установление административных механизмов антимонопольного регулирования, соответствующих новым условиям экономического развития.

2. Антимонопольное регулирование в России в советский период характеризуется созданием гос. монополии народного хозяйства в рамках политики военного коммунизма, затем поисками мотивов развития хозяйства с помощью нэпа и активизации в этот период мелкой промышленности, производственных кооперативов. Вместе с тем в период нэпа одновременно создается крупная национализированная промышленность, представленная синдикатами и трестами, национализируется крупный капитал. Одновременно утверждалось два принципа экономического развития: централизация и децентрализация. Предприятиям, принадлежавшим к одной отрасли производства, требовалось объединяться в тресты. Однако помимо актов, законодательно оформлявших процесс монополизации экономики, период нэпа оставил также интересный правовой материал по антимонопольной политике (статьи УК РСФСР 1922 и 1926 гг., направленные против монопольных соглашений предпринимателей). Свертывание НЭП с конца 1929 г. ознаменовало развития монополизма - в это время возникает и существует «тотальное властное доминирование административной системы, высокая управляемость деятельностью предприятий и организаций из центра», складывается «централизованный государственный монополизм». В середине 1950-х гг. была реализована система мер, расширившая права союзных республик по руководству народным хозяйством и усилившая территориальный подход в управлении. Согласно Закону от 10 мая 1957 г. были созданы органы управления экономическими районами – совнархозы.

С середины 60-х гг - усиление отраслевого подхода в управлении, необходимость проведения новой административной централизации, а также упразднение совнархозов и восстановление центральных промышленных министерств. К концу 1970-х годов ведомственно-отраслевые монополии стали доминировать на своих локальных рынках при полном отсутствии конкурентов и контроля со стороны общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: