1) нестабильность цен в зависимости от колебаний спроса и предложений
2) с понижением цены некоторые продавцы выбывают с рынка, что приводит к банкротству.
Товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее – определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Структура рынка – совокупность элементов, определяющих внутреннее строение рынка.
Элементы рынка:
• Границы рынка: продуктовая и географическая.
• Субъекты рынка – предприниматели, производители и продавцы (те, кто вводит товар в товарооборот).
• Объем рынка – объем продаж (Емкость рынка на фин.рынке).
• Рыночные доли.
• Барьеры входа и выхода.
В зависимости от сочетания данных показателей условно выделяют типы структуры рынка:
|
|
- Совершенная конкуренция (большое число мелких хозяйствующих субъектов; однородный (сходный) товар; отсутствие барьеров на входе и выходе; доступ к информации без ограничений);
- Монополистическая конкуренция (значительное число мелких предприятий; разнородный товар; отсутствие барьеров на входе и выходе; существуют отдельные ограничения в доступе к информации);
- Олигополия (число хозяйствующих субъектов невелико, преобладают крупные предприятия; товар – разнородный или однородный; существуют отдельные ограничения при входе; также некоторые ограничения в доступе к информации);
- Монополия (один хозяйствующий субъект; уникальный товар; на входе – крупные барьеры; некоторые ограничения в доступе к информации).
Товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).
Понятия естественной монополии, субъекта естественной монополии, и субъектов естественных монополий. Источники правового регулирования деятельности субъектов естественных монополий.
Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;
|
|
Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Естественные монополии в следующих сферах:
- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
- транспортировка газа по трубопроводам;
- железнодорожные перевозки;
- услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
- услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
- услуги по передаче электрической энергии;
- услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
- услуги по передаче тепловой энергии;
- услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.
В соответствии с реализуемой по решению Правительства РФ демонополизацией рынка железнодорожных перевозок осуществляется переход от регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок к регулированию деятельности субъектов естественных монополий в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.