государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий;
Контроль порядка предоставления государственной или муниципаль- ной помощи:
– рассмотрение ходатайств о даче согласия на предоставление го- сударственной или муниципальной помощи и принятие по ним ре- шения (ст. 20 Закона о защите конкуренции);
– проверки органов исполнительной власти и органов местного самоуправления на наличие актов о государственной или муници- пальной помощи, не согласованных с антимонопольным органом, а также законов субъектов Российской Федерации о бюджете на соот- ветствующий финансовый год, нормативных правовых актов предста- вительных органов местного самоуправления о бюджете на соответст- вующий финансовый год; актов о предоставлении государственной или муниципальной помощи за счет резервных фондов на предмет соответствия требованиям, установленным гл. 5 Закона о защите кон- куренции.
Контроль использования государственной или муниципальной помощи
в части вопросов соответствия целям использования государственной или муниципальной помощи и установленных антимонопольным органом ограничений:
– проверки выданных антимонопольным органом предписаний в адрес федеральных органов исполнительной власти, органов испол- нительной власти субъектов Российской Федерации и органов мест- ного самоуправления (ст. 21 Закона о защите конкуренции);
– проверки хозяйствующих субъектов:
получивших государственную или муниципальную помощь – по- сле согласования с антимонопольным органом на предмет соответст- вия ее использования заявленным в ходатайстве целям;
получивших государственную или муниципальную помощь – по- сле согласования с антимонопольным органом, и в отношении кото- рой были установлены ограничения, на предмет соблюдения установ- ленных ограничений предоставления государственной или муници- пальной помощи;
– при проверках хозяйствующих субъектов при осуществлении ан- тимонопольного контроля – выявление фактов получения государст- венной или муниципальной помощи, проверка порядка ее предостав- ления (ст. 21 Закона о защите конкуренции);
– разъяснительная работа по порядку предоставления государст- венной или муниципальной помощи (адвокатирование конкуренции) в форме рабочих встреч, консультаций, семинаров, конференций, публикаций (п. 20 ст. 4, ст. 19–21 Закона о защите конкуренции)1;
– привлечение должностных лиц к административной ответствен- ности за непредставление ходатайств и неисполнение предписаний.
КоАП предусматривает ответственность должностных лиц за не- представление в федеральный антимонопольный орган, его террито- риальный орган ходатайств, предусмотренных антимонопольным за- конодательством Российской Федерации, представление ходатайств, содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации порядка и сроков подачи ходатайств (ч. 3 ст. 19.8).
Невыполнение в установленный срок выданного при осуществ- лении контроля за использованием государственной или муници- пальной помощи законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о соверше- нии предусмотренных антимонопольным законодательством Рос- сийской Федерации действий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 18 до 20 тыс. руб. либо дисквалификацию на срок до трех лет, на юридических лиц – от 300 до 500 тыс. руб. (ч. 2.1 ст. 19.5 КоАП).
Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было назначено административное наказание. Это правило необходимо дополнитель- но разъяснить этому лицу при производстве по делу об администра- тивном правонарушении (ч. 4 ст. 4.1 КоАП).
В заключение хотелось бы также отметить, что при применении ука- занных выше требований гл. V Закона о защите конкуренции к предос- тавлению государственной и муниципальной помощи следует иметь в виду вопросы соотношения указанных требований с положениями ст. 17.1 данного Закона, которая регулирует особенности порядка заклю- чения договоров в отношении государственного и муниципального иму- щества. Положения данной статьи, а также вопросы соотношения требо- ваний гл. V и ст. 17.1 Закона о защите конкуренции