Аудит учредительных документов (УД) и уставного капитала (УК)
Цель аудита. Проверка соответствия совершенных финансово-хозяйственных операций (ФХО) положениям УД и достоверности отражения этих ФХО в бухучет, а также проверка соответствия ФХО требованиям нормативных правовых актов (НПА) РФ.
Объекты аудита. ФХО, осуществление и учет которых напрямую зависят от положений УД, в частности: создание и реорганизация юридического лица; формирование и изменение уставного капитала; эмиссия ценных бумаг; выполнение требований налогового контроля; осуществление лицензируемых видов деятельности; расчеты с учредителями.
Нормативная база. ГК РФ; НК РФ; законодательство о государственной регистрации юридических лиц; специальные (предметные) законы, применимые к совершенным ФХО; законодательство о бухучете (в т. ч. ПБУ «Учетная политика организации»); законодательство об аудите, акты органов судебной системы.
Программа аудита. Основные вопросы проверки:
1) изучение УД;
2) проверка соответствия совершенных ФХО нормам законодательства;
3) проверка отражения совершенных ФХО в бухгалтерском учете и отчетности;
4) проверка соблюдения соответствующих положений НК РФ.
|
|
Источники информации. УД; протоколы собраний; организационно-распорядительная документация; проспект эмиссии и реестр акционеров для акционерных обществ; платежно-расчетная документация; разрешительная документация; регистры бухучета по счетам 80 «Уставный капитал», 81 «Собственные акции (доли)», 75 «Расчеты с учредителями», 68 «Расчеты по налогам и сборам»; ФБО; документы налогового контроля.
Аудиторские процедуры:
1) проверка (инспектирование) документов;
2) наблюдение (отслеживание) отражения ФХО в бухгалтерской документации;
3) получение разъяснений внутри аудируемого лица;
4) получение разъяснений от третьих лиц;
5) аналитические процедуры.
Распространенные ошибки данного раздела учета:
– несоответствие кредитового остатка по сч.80 заявленной сумме УК;
– нарушение сроков внесения взносов в УК;
– ведение сделок с акциями при незарегистрированном проспекте эмиссии;
– несвоевременное оформление изменений в составе учредителей (акционеров, участников);
– невыплата дивидендов по привилегированным акциям;
– неисполнение требования о проведении обязательного аудита организациями, имеющими соответствующую организационно-правовую форму.
Тема 6. Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики
Целью аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия является установление соответствия организации бухгалтерского учета и учетной политики требованиям действующего законодательства и особенностям деятельности предприятия.
|
|
При этом следует знать, что для достижения поставленной цели аудиторы должны решить следующие задачи:
• установить соответствие организационной структуры бухгалтерии и формы бухгалтерского учета условиям организации и управления предприятия;
• дать характеристику системы документации и документооборота;
• дать оценку учетной политике предприятия.
При проверке необходимо руководствоваться следующими основными нормативными документами:
1. Федеральным законом ”О бухгалтерском учете” от 21.11.96 №129-ФЗ, в ред. Федерального закона от 23.07.98 №123-ФЗ.
2. Положением по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” (ПБУ 1/98), утв. Приказом МФ РФ от 09.12.98 № 60н, в ред. Приказа МФ РФ от 30.12.99 №107н).
Для проведения аудита следует также изучить документы: положение о бухгалтерии, должностные инструкции сотрудников бухгалтерии, график документооборота, описание технологического процесса компьютерной обработки учетной информации, положение об учетной политике предприятия, результаты проводимых аудиторами устных опросов (бесед) и анкетирование сотрудников бухгалтерии и др.
При проверке данного участка аудиторам необходимо знать, что основными нарушениями в организации бухгалтерского учета являются:
• несоответствие фактического состава используемых на предприятии первичных документов и форм внутренней отчетности и их движения требованиям законодательства и особенностям предприятия;
• отдельные элементы учетной политики только обозначены, их подробная характеристика отсутствует;
• неправильное оформление изменений в учетную политику предприятия;
• несоблюдение правил ведения бухгалтерского учета, установленных регламентированным действующим законодательством.