вопрос Статья 11. Уставный капитал кредитной организации

Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов.

Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 300 миллионов рублей. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении лицензии, предусматривающей право на осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 90 миллионов рублей. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении лицензии для небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 18 миллионов рублей. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, не ходатайствующей о получении указанных лицензий, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 18 миллионов рублей.

Банк России устанавливает предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала.

Не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации привлеченные денежные средства. Оплата уставного капитала кредитной организации при увеличении ее уставного капитала путем зачета требований к кредитной организации не допускается, за исключением денежных требований о выплате объявленных дивидендов в денежной форме. Банк России вправе установить порядок и критерии оценки финансового положения учредителей (участников) кредитной организации.

Средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Средства бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации на основании соответственно законодательного акта субъекта Российской Федерации или решения органа местного самоуправления в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Если иное не установлено федеральными законами, приобретение (за исключением случая, если акции (доли) приобретаются при учреждении кредитной организации) и (или) получение в доверительное управление (далее - приобретение) в результате осуществления одной сделки или нескольких сделок одним юридическим либо физическим лицом более одного процента акций (долей) кредитной организации требуют уведомления Банка России, а более 10 процентов - предварительного согласия Банка России.

Получение предварительного согласия Банка России в порядке, установленном настоящей статьей, требуется также в случае приобретения:

1) более 10 процентов акций, но не более 25 процентов акций кредитной организации;

2) более 10 процентов долей, но не более одной трети долей кредитной организации;

3) более 25 процентов акций кредитной организации, но не более 50 процентов акций;

4) более одной трети долей кредитной организации, но не более 50 процентов долей;

5) более 50 процентов акций кредитной организации, но не более 75 процентов акций;

6) более 50 процентов долей кредитной организации, но не более двух третей долей;

7) более 75 процентов акций кредитной организации;

8) более двух третей долей кредитной организации.

Предварительного согласия Банка России требует также установление юридическим или физическим лицом в результате осуществления одной сделки или нескольких сделок прямого либо косвенного (через третьих лиц) контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, владеющих более чем 10 процентами акций (долей) кредитной организации (далее - установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации).

Требования, установленные настоящей статьей, распространяются также на случаи приобретения более одного процента акций (долей) кредитной организации, более 10 процентов акций (долей) кредитной организации и (или) на случай установления контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации группой лиц, признаваемой таковой в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Банк России не позднее 30 дней со дня получения ходатайства о согласии Банка России на совершение сделки (сделок), направленной на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, сообщает заявителю в письменной форме о своем решении - о согласии или об отказе. В случае, если Банк России не сообщил о принятом решении в течение указанного срока, соответствующая сделка (сделки) считается согласованной.

Уведомление о приобретении более одного процента акций (долей) кредитной организации направляется в Банк России не позднее 30 дней со дня данного приобретения.

Согласие Банка России на совершение сделки (сделок), направленной на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, может быть получено после совершения сделки (далее - последующее согласие) в случае, если приобретение акций кредитной организации и (или) установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации осуществляются при публичном размещении акций, а также в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях. Предусмотренная настоящей частью возможность получения последующего согласия распространяется также на приобретение более 10 процентов акций кредитной организации при публичном размещении акций и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации группой лиц, признаваемой таковой в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Порядок получения предварительного согласия и последующего согласия Банка России на совершение сделки (сделок), направленной на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, и порядок уведомления Банка России о приобретении более одного процента акций (долей) кредитной организации устанавливаются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

Банк России имеет право отказать в даче согласия на совершение сделки (сделок), направленной (направленных) на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, в случае:

1) установления неудовлетворительного финансового положения лица, совершающего сделку (сделки), направленную (направленные) на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации;

2) отсутствия положительного решения антимонопольного органа по ходатайству о даче согласия на осуществление сделки (сделок), представленному в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", если сделка (сделки), направленная (направленные) на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, подлежит (подлежат) контролю в соответствии с антимонопольным законодательством;

3) отсутствия решения о предварительном согласовании сделки или о согласовании установления контроля в соответствии с Федеральным законом от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", если сделка (сделки), направленная (направленные) на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, подлежит (подлежат) контролю в соответствии с указанным Федеральным законом;

4) неудовлетворительной деловой репутации лица, совершающего сделку (сделки), направленную (направленные) на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, в соответствии с основаниями, установленными статьей 16 настоящего Федерального закона в отношении учредителей (участников) кредитной организации, приобретающих более 10 процентов акций (долей) кредитной организации. При этом сроки, установленные абзацами третьим - пятым, восьмым, одиннадцатым и двенадцатым пункта 5 части первой статьи 16 настоящего Федерального закона, исчисляются по отношению ко дню подачи в Банк России ходатайства о даче согласия на совершение сделки (сделок), направленной (направленных) на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации;

5) наличия других оснований, предусмотренных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

Банк России отказывает в даче согласия на совершение сделки (сделок), направленной на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, если ранее судом была установлена вина лица, совершающего сделку (сделки), направленную на приобретение более 10 процентов акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, в причинении убытков какой-либо кредитной организации при исполнении им обязанностей члена совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, единоличного исполнительного органа, его заместителя и (или) члена коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции).

Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации.

Вопрос

Привлеченные ресурсы коммерческого банка формируются за счет привлечения средств клиентов во вклады (депозиты), открытия и ведения расчетных, текущих, бюджетных счетов с зачислением на них сумм, поступающих в адрес их владельцев.

Депозит отражает экономические отношения, которые складываются между банком и его клиентом по поводу передачи средств банку на временное пользование.

По форме назначения вклады принято подразделять на три группы:

Вклады до востребования, по которым предусмотрено выдача вклада по первому требованию;

Срочные вклады - договор заключен на условиях возврата вклада по истечении определенного срока;

Условные вклады, по которым договор заключен на иных условиях возврата, т.е. они возвращаются при наступлении определенных условий.

С точки зрения клиентов срочные и условные депозиты обладают низкой ликвидностью. Непосредственно с депозитных счетов невозможно использовать средства для расчетов и текущих платежей, для немедленного получения наличных денег. Но относительно низкая ликвидность делает их привлекательными для банка - на основе срочных и условных депозитов формируется наиболее устойчивая ресурсная база.

Вклады до востребования и остатки средств на счетах клиентов банка - неустойчивые пассивы.

Вопрос

31! Пассивны и активные операции банков.
Пассивы: 1.Собственные средства (Уставный фонд, резервный фонд и др.фонды, прибыль) 2.Привлеченные средства (средства ю/л,ф/л, других банков) 3.Заемные средства (централизованные кредиты Центрального банка, межбанковские кредиты, зарубежные кредиты) 4.Приравненные к денежным средства
Активы: 1.Касса и приравненные средства (чеки, драгметаллы в слитках) 2.Денежные средства на коррсчетах (Центрального банка и других коммерческих банков) 3.Фонд оплаты труда 4.Ссуды,вложения в доли,ценные бумаги, т.е. инвестиционные операции 5.Прочие (в том числе забалансовые)
Активы можно проанализировать по степени их доходности, по степени ликвидности и по степени риска. Активы: работающие(ссуды); не работающие(касса и приравненные средства, денежные средства на коррсчетах, фонд оплаты труда, прочие); ликвидные(касса, денежные средства на коррсчетах, фонд оплаты труда); неликвидные(дебеторскаязадолженность); рисковые; безрисковые.

Вопрос

Кредитная политика – это совокупность процедур, правил, мероприятий, направленных на предотвращение и min-зацию кредитных рисков.

Сущность кредитной политики банка проявляется в ее функциях: получение max-но высоких доходов с min-ым риском; снижение риска; привлечение надежных и рентабельных клиентов и т.д. Различают общие(присущие различным элементам банковской политики) и специфические(отличающие кредитную политику от других элементов банковской политики) функции. Общие: ●коммерческая, ●контрольная, ●стимулирующая. Специфическая –она одна. Действие этой функции направлено на достижение цели банковской политики.

Цели: допускать только такой характер риска,который позволяет создавать активы высокого качества и обеспечивать целевой уровень доходности;создать высокопрофессиональный коллектив работников; предоставлять ссуды на финансирование экономически перспективных проектов; способствовать развитию долгосрочных отношений с клиентами,приносящих доход.

Кредитная политика отражается в кредитном меморандуме (-это письменно зафиксированная кредитная политика банка. Структура меморандума различна для разных банков).

В правилах кредитования (отраслевого, по видам кредитования, по видам банковских продуктов) разделяют виды кредитной политики:

1.Консервативная (направлен на min-зацию кредитного риска; предприятие не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения объема реализациипродукции -> сокращение круга покупателей продукции в кредит; min-зацию сроков предоставления сроков предоставления кредита и его размера; ужесточение условий предоставления кредита и т.д.);

2.Рискованная (приоритетная цель данного типа кредитной политики – max-зация дополнительной прибыли);

3.Умеренная (ориентация на средний уровень кредитного риска и прибыли; направлен а дифференцированный подход к формированию кредитных условий для каждой конкретной группы покупателей (одним из наиболее распространенных инструментов для распределения клиентов по группам является метод оценки кредитной истории)).

Элементы кредитной политики:

1) метод принятия решения о выдаче кредита (индивидуальный, коллегиальный);

2) используемая методика оценки расчета кредита;

3) цена кредита;

4) формы обеспечения возврата кредита (залог, банковские гарантии, поручительство, страхование);

5) нормативы и лимиты кредитования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: