Поручительство

Способ обеспечения обязательством в соответствии с которым при неисполнении обязательства должником это обязательство солидарно распространяется на лиц, признанных в качестве поручителя.

Поручителями могут выступать как ЮЛ, так и ФЛ при условии что их платежеспособность не меньше платежеспособности получателя банковских ресурсов.

Поручительство – договор между банком и поручителем, по которому поручитель обязывается перед банком кредитором за другое лицо заёмщика отвечать за исполнение последним его обязательств по возврату кредита. Поручителями могут быть как физические.так и юридические лица. Причём заёмщик и поручитель отвечают перед кредитором как солидарные должники

В связи с этим банк обязан вручить поручителю все документы, которые удостоверяют его требования к заёмщику, и предать ему все права, которые обеспечивают эти требования.

Поручительство прекращается в следующих случаях:

· При погашении заёмщиком кредита

· С переходом на другое лицо долга по основному обязательству

· Кредитор отказался принять надлежащее исполнение своего долга

· По истечении срока договора поручительства (если он не установлен, то он прекращается, если кредитор в течении 1 года со дня наступления срока исполнения обязательств по кредиту не предъявил исков к поручителя

В настоящее время применяется редко, т.к. тербует согласие человека, либо договора с организацией.

Государство, Субъекты РФ и МСО вправе выдавать государственные и муниципальные гарантии при условии, что данные гарантии оформляются только лишь в письменной форме, а их величины, бенефициары и принципалы указываются в приложении к закону или муниципальному акту о бюджете.

Однако, поскольку величина государственных и муниципальных гарантий включается в государственный и муниципальный долг, то предельный объем принимаемых гарантий не может превышать параметры заложенные в закон о бюджете.

Банковская гарантия:

Гарантами могут быть только юридические лица – банки, другие кредитные организации и страховые организации.

Гарантия – одностороннее обязательство самого гаранта, а поручительство есть договор между 2 лицами. Ответственность гаранта ограничивается лишь суммой, указанной в гарантийном письме вне зависимости от реальной задолженности принципала.

Банки – гарант, кредитор, а заёмщик – принципал.

Обязательства гаранта или кредитора прекращаются в следующем случае:

· Уплатой банку кредитору суммы, на которую выдана гарантия

· Окончание срока, на которую выдана гарантия

· В следствии отказа бенефициара (банка кредитора) от своих прав по гарантии.

Гарантия почти не используется, так как она плохо проработана юридически.

Могут использоваться и другие формы обеспечения банковских кредитов:

· Страхование ответственности заёмщика за возврат кредита: в случае непогашения кредита страховая организация должен выплатить банку от 50 до 90% суммы кредита и процентов по нему.

· Обеспечительный вексель – широко используется за рубежом. Этот вексель выдаёт заёмщик. Он не предназначен

· для дальнейшего оборота. Если ссуда возвращается в срок.то происходит погашение векселя банком. В ином случае банк вексель опротестовывает, а потом предъявляет его в суд для взыскания долга.

· Залог депозитных вкладов, в т.ч. в иностранной валюте. В этом случае сделка сопровождается депозитным договором, по которому право требовать возврата денег по депозиту переходит к банку кредитору. В этом случае все депозитные операции приостанавливаются на срок действия депозитного договора.

29. Правовое регулирования страхования вкладов физических лиц

В РФ ФЗ «об обязательном страховании банковских вкладов» 2003г. устанавливает, что на территории РФ все вклады ФЛ подлежат обязательному страхованию за счет кредитных организаций.

Поскольку страхование носит обязательных характер, страховые тарифы устанавливаются в императивном порядке, но для того чтобы данная система страхования была устойчивой ЦБ разработал систему критериев, которую отразил в указании 2004г. №1379 «об оценке….». Эта система критериев позволяет при наличии прочих условий добросовестности банка, соблюдении им резервных требований, экономических нормативов, отсутствия существенных нарушений при проведении банковских проверок. Данные критерии позволяют ЦБ рассматривать банк, как потенциального страхователя вкладов своих клиентов.

ЦБ разработал систему дополнительных экономических критериев, признание достоверности которых, по результатам отчетности, позволяет банку быть признанным в качестве страхователя и заявить о получении лицензии на привлечение ДС во вклады от ФЛ.

Основными принципами функционирования страхования вкладов являются следующие:

· Обязательность участия банков, работающих с физическими лицами, в этой системе

· Прозрачность деятельности этой системы

· Накопительный характер формирования фонда за счёт регулярных взносов банков участников

· Сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае невозврата вкладов

Организацией, являющейся держателем фонда, его управляющим, является Агентство по страхованию вкладов. Оно является гос корпорацией.

Величина страхового возмещения в пределах 700 тыс. руб. составляет 100% вклада, а если величина вклада превышает этот показатель, то страховое возмещение не увеличивается.

Агентство по страхованию вкладов исполняет свои обязательства как за счет собственных средств, так и за счет федерального бюджета. Кроме этого в условиях кризиса АСВ выполняет функции поддержания ликвидности «проблемных» банков по формальным характеристикам, подпадающим под признаки неплатежеспособности.

ФЗ 27.10.2008г.» о дополнительных мерах ля укрепления стабильности банковской системы».

Ставка страховых взносов в настоящее время составляет 0,015% от величины вкладов рассчитываемых относительно ежедневных остатков на счетах банковского баланса.

Не подлежат страхованию денежные средства:

· размещённые на банковских счетах физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, если эти счета открыты в связи с этой деятельностью

· вклады на предъявителя

· денежные средства переданные банку в доверительное управление

· вклады, открытые в филиалах российских банках,находящихся за пределами территории РФ

Фонд обязательного страхования формируется за счёт:

· страховых взносов банков-участников

· пени за просрочку в уплате страховых взносов

· за счёт средств федерального бюджета

· за счёт доходов от размещения временно свободных средств фонда

· денежные средства которые, которые агентство получает по своим регрессным требованиям к банкам по вкладам, по которым были выплачены страховые возмещения

Уплата страховых взносов производится в течении 5 рабочих дней со дня окончания расчётного периода, путём перевода денежных средств на счёт агентства в ЦБ.

Право требования на возмещение по вкладам возникает у вкладчика со дня наступления страхового случая:

· отзыв лицензии на осуществление банковских операций

· введение ЦБ моратория на удовлетворение требований кредиторов этого банка

30. Правовые основы обращения наличных денег на территории РФ.

Совершать операции с иностранной валютой частные лица вправе только в пределах, которые установлены законодательством.

Теоретически и практически деньги создаются/производятся не только ЦБ РФ, но и КО(теория мультипликата), поэтому ЦБ регулирует денежную массу, создает правила обращения наличных денег и правила в соответствии с которыми часть «излишних» денег в принудительном порядке изымается за счет обязательного резервирования (положение №342).

Основной субъект участвующий в обращении наличных денег – это РКЦ при территориальном управлении ЦБ, одна их функций которого это проведение кассовых операций, хранение наличных денег, а также организация на подконтрольной территории условий по обращению денег, т.е. установление по согласованию с банками лимитов касс, прием и проверка налички и т.п.

Создавая наличные деньги ЦБ в первую очередь обращает внимание на техническое состояние денег, устанавливая критерии их платежеспособности, если по какому-то критерию они не будут соответствовать таким критериям, то данные банковские билеты выбывают из оборота:

1. Если банковский билет имеет существенные повреждения он бесплатно меняется на новый

2. Если банковский билет содержит в себе некоторые изменения, которые позволяет их квалифицировать как потделку, данный билет изымается, а информация о нем передается в правоохранительные органы

3. Если банковский билет подвержен воздействию, либо специальных красящих веществ/радиоактивных элементов, то он изымается для последующего уничтожения.

Напрмер инструкция №131 2007г. о порядке выявления и уничтожения банковских билетов с радиоактивными элементами.

ЦБ РФ рассматривает банковские билеты и монету в качестве безусловных обязательств, обеспеченных всеми активами, поэтому в своем правовом регулировании ЦБ достаточно подробно описывает отношение по обращению наличных денег.

Наиболее ярко данные отношения регулируются положением ЦБ 2008г. №318 «о порядке ведения кассовых операций в КО, а также правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и банковских монет» - дает детальное представление о правах и обязанностях работников КО, допускаемых до работы с денежной наличностью.

+ более детально описываются права и обязанности инкассаторов, + рассматриваются вопросы подкреплением наличностью банкоматов и иных электронных устройств, позволяющих работать с денежной наличностью и особенности сортировки и упаковки наличных денег, для последующего хранения, либо сдачи в РКЦ.

указанием ЦБ 2008г. №2060 «о кассовом обслуживании в учреждениях Банка России КО и иных ЮЛ». Помимо КО ЦБ обслуживает: агентство по страхованию вкладов и органы федерального казначейства и подразделения министерства обороны, а иные ЮЛ и ФЛ ЦБ не могут обслуживаться.

+ ЦБ также подробно рассматривает вопросы приема и выдачи наличных денег, закрепляя за кассирами своих клиентов, право полисного пересчета получаемых банковских билетов, а также закрепляет обязанности кассиров РКЦ проверять получаемые пачки, мешки и кассеты с банковскими билетами на соответствие сопроводительным документам, и на соответствие стандартом обращаемых денег.

В КО в отличии от других ЮЛ кассовые операции могут проводиться и вне рабочие время, а также в выходные дни, поэтому если возникает необходимость подкрепление кассовой наличностью во внерабочее время, работник кредитной организации заранее направляет в РКЦ чек или иной платежный документ в соответствии с которым с корр счета списывается сумма для выдачи ее наличными и через службу инкассации передается в КО.

Соответственно КО выполняют кассовые операции в интересах своих клиентов ФЛ и ЮЛ, выдавая наличные деньги в пределах остатков на их банковских счетах, за исключением случаев предусмотренных договором.

Также КО устанавливают для своих клиентов ЮЛ и предпринимателей лимиты кассы, руководствуясь требованиями положения ЦБ 2002 г №14 «о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ», участвуют в контроле за соблюдение кассовых лимитов и целевым использованием наличных денег, выдаваемых с банковского счета.

В настоящее время осуществлять кассовые операции помимо банков вправе организации не имеющие статус кредитных. В случаях если следствием кассовой операции является перевод ДС ФЛ без открытия банковского счета. ЦБ регулирует и данные отношения по средствам указания 2007г. №1842, в соответствии с этим указанием организация принимающая деньги от населения в обязательном порядке должна заключить договор с КО на обслуживание в этой сфере деятельности, причем банк обязан вести реестр подобных договоров, а не смотря на то, что деньги поступают в кассу не банковской организации для последующего перечисления через КО на счет лица, оказывающего коммунальные услуги обязательство признается исполненным в момент приема денег кассой не банковской организации, также данная организация обязана в соответствии с законодательством о защите прав потребителей представлять информацию своему клиенту о банке контрагенте через который проводятся данные платежи и применять контрольно кассовую технику.

31. Особенности расчетов банковскими билетами (наличными деньгами)

Налично-денежное обращение – это движение наличных денег, обслуживающих в основном розничный товарооборот. Средством обращения и платежа в данном случае являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за товары, работы и услуги или в других предусмотренных законодательством случаях. Оно обслуживается банкнотами, разменной монетой и бумажными деньгами (казначейскими билетами). В развитых капиталистических странах банковские билеты, выпускаемые центральным банком, составляют подавляющую часть налично-денежного обращения. Незначительная часть выпуска денег (около 10%) приходится на казначейства, которые эмитируют в основном монеты и мелкокупюрные бумажно-денежные знаки – казначейские билеты.

Налично-денежный оборот, представляющий совокупность платежей за определенный период времени, отражает движение наличных денег как в качестве средства обращения, так и в качестве средства платежа.

Статьи 140, 861-885 Гражданского кодекса РФ предусматривают применение на территории РФ платежей в наличной и безналичной формах и раскрывают сущность и порядок осуществления основных форм безналичных расчетов.

Сфера использования наличных денег в основном связана с доходами и расходами населения:

расчеты населения с предприятиями розничной торговли и общественного питания;

оплата труда предприятиями и организациями, выплата других денежных доходов;

внесение денег населением во вклады и получение по вкладам;

выплата пенсий, пособий и стипендий, страховых возмещений по договорам страхования;

выдача кредитными организациями потребительского кредита;

оплата ценных бумаг и выплата по ним дохода;

платежи населения за жилищные и коммунальные услуги, при подписке на периодическую печать;

уплата населением налогов в бюджет и др.

Налично-денежный оборот между предприятиями незначителен, т.к. основная часть расчетов совершается безналичным путем.

Установлен различный порядок расчетов с участием граждан в зависимости от связи этих платежей с их предпринимательской деятельностью. С участием граждан, не занимающихся предпринимательской деятельностью, разрешено осуществлять расчеты как наличными деньгами без ограничения сумм, так и в безналичной форме. Однако расчеты с гражданами, связанными с предпринимательской деятельностью, должны производиться, как правило, в безналичном порядке.

В настоящее время юридические лица вправе рассчитываться между собой наличными деньгами, если суммы по одному платежу не превышают 10 тыс. руб., а с предприятиями потребительской кооперации – 15 тыс. руб. Платежи между юридическими лицами сверх указанной суммы должны осуществляться в безналичном порядке.

В соответствии с Положением ЦБ РФ от 05.01.98г. «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» денежные средства, как собственные, так и заемные подлежат обязательному хранению в банках, за исключением выручки, расходование которой разрешено в установленном порядке банком, обслуживающим хозяйствующего субъекта. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты, независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, исходя из объемов налично-денежного оборота предприятия с учетом особенностей его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей. Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в учреждение банка, осуществляющего расчетно-кассовое обслуживание, «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформления разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу». По предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банков, лимит остатка кассы считается нулевым, а несданная денежная наличность – сверхлимитной. Наличные деньги сверх установленных лимитов могут храниться только для выдачи заработной платы, выплат социального характера и стипендии не более 3 рабочих дней.

Поступающую в кассу денежную выручку предприятия по согласованию с обслуживающими учреждениями банков могут расходовать на цели, предусмотренные законом.

Важное значение имеет согласование предприятиями с обслуживающими учреждениями банков сроков выдачи денежной наличности. Для равномерного использования кассовых ресурсов и упорядочения выдач наличных средств в учреждениях банков ежегодно составляется календарь выдач наличных денежных средств на основании кассовых планов предприятий. Территориальные учреждения Банка России на основании получаемых от учреждений банков материалов ежегодно составляют календарь выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии по республике, краю, области (по месяцам) и в срок до 29 марта и 29 сентября высылают Банку России для свода в целом по Российской Федерации.

Данные сведения используются также при прогнозировании досрочных выплат и при оценке кассовых оборотов по приходу, расходу, эмиссионному результату за месяц в целом по территориальному учреждению Банка России.

Для обеспечения своевременной выдачи кредитными организациями наличных денег со счетов предприятий, а также со счетов по вкладам граждан территориальные учреждения Банка России устанавливают для каждой кредитной организации сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня.

Не реже одного раза в два года учреждения банков проводят проверку соблюдения определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью. В свою очередь, территориальные учреждения Банка России контролируют работу учреждений банков по организации наличного денежного оборота, соблюдению предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью в соответствии с указанным выше Положением.

Для определения потребности в наличных деньгах в целом по Российской Федерации, по регионам и по учреждениям банков и в соответствии с этим разработки мероприятий по стабилизации денежного обращения с 1991г. в РФ составляются прогнозы кассовых оборотов, в которых отражается объем и источники поступлений всех наличных денег в кассы банков, размеры и целевое направление их выдач предприятиям, учреждениям и отдельным лицам, а также эмиссионный результат, т.е. сумма выпуска или изъятия из обращения. С 1 января 1998г. Положением ЦБ РФ установлен определенный порядок прогнозирования наличного денежного оборота. Для выявления объема источников поступлений количества денег в кассы учреждений банков и направления их выдач, а также эмиссионного результата в областях, краях, республиках и в целом по Российской Федерации составляется прогноз кассовых оборотов на квартал.

Прогнозные расчеты эмиссии денег территориальные учреждения Банка России учитывают при разработке мер по организации налично-денежного оборота в регионе, а также при составлении планов завозов наличных денег в резервные фонды расчетно-кассовых центров.

Кроме того, территориальные учреждения Банка России и кредитные организации составляют и направляют в ЦБ РФ статистические отчеты о кассовых оборотах за месяц и по пятидневкам.

Ежеквартально территориальные учреждения ЦБ РФ анализируют состояние наличного денежного оборота в регионах. Результаты анализа используются ими для составления прогнозов кассовых оборотов, а также для разработки и осуществления совместно с учреждениями банков мер по улучшению организации оборота наличных денег и сокращению эмиссии.

32. Кассовые операции в кредитных организациях

01/09/08 вступило в силу новое положение ЦБ РФ "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации". Это положение дает детальное представление о правах и обязанностях работников КО, допускаемых до работы с денежной наличностью. + описываются права и обязанности инкассаторов. Также в этом нормативном акте рассматриваются вопросы подкреплением наличностью банкоматов и иных электронных устройств, позволяющих работать с денежной наличностью и особенности сортировки и упаковки наличных денег, для последующего хранения, либо сдачи в РКЦ.

В соответствии с Положением КО могут осуществлять следующие кассовые операции - прием, выдачу, размен, обмен, обработку, включающую в себя пересчет, сортировку, формирование, упаковку наличных денег.

КО при осуществлении кассовых операций с наличными деньгами могут применять программно-технические средства - автоматические устройства для приема и выдачи наличных денег клиентам с использованием персонального компьютера, установленного на рабочем месте кассового работника (далее - кассовый терминал), устройства, функционирующие в автоматическом режиме и предназначенные для приема наличных денег от клиентов (далее - автоматический сейф), банкоматы и другие программно-технические средства.

КО распорядительным документом определяет сумму минимального остатка хранения наличных денег. Сумма минимального остатка должна обеспечивать своевременную выдачу наличных денег клиентам в начале рабочего дня. Т.о. КО выполняют кассовые операции в интересах своих клиентов ФЛ и ЮЛ, выдавая наличные деньги в пределах остатков на их банковских счетах, за исключением случаев предусмотренных договором.

Кассовые операции, хранение наличных денег, работа с сомнительными, неплатежеспособными, имеющими признаки подделки денежными знаками Банка России (далее - операции с наличными деньгами) осуществляются в кредитной организации, ВСП в помещениях для совершения операций с ценностями. Работу по ведению кассовыми работниками кассовых операций и работу с сомнительными, неплатежеспособными и имеющими признаки подделки денежными знаками Банка России организует один из кассовых работников (далее - заведующий кассой).

КО может осуществлять сбор, доставку наличных денег клиентов в кредитную организацию, ВСП (за исключением обменного пункта), в том числе сданных клиентами через автоматические сейфы, с последующим зачислением (перечислением) их сумм на банковские счета, счета по вкладам (депозитам) клиентов, открытые в этих или иных кредитных организациях (далее - инкассация наличных денег). Перевозка наличных денег, инкассация наличных денег выполняются инкассаторскими работниками, работу которых организует должностное лицо кредитной организации (далее - руководитель инкассации). Для перевозки наличных денег кредитная организация может привлекать организации, оказывающие услуги по перевозке ценных грузов.

КО может осуществлять вложение наличных денег в банкомат другой кредитной организации, изъятие наличных денег из банкомата другой кредитной организации, а также доставку и инкассацию наличных денег другой кредитной организации, ВСП.

Кассовые операции в кредитной организации, ВСП могут осуществляться в операционное, послеоперационное время, а также в выходные дни, нерабочие праздничные дни.

Операции по приему наличных денег от клиентов осуществляются на основании приходных кассовых документов. Операции по выдаче - расходных кассовых документов. Кассовые работники, осуществляющие приходные, расходные кассовые операции, снабжаются образцами подписей бухгалтерских работников, уполномоченных подписывать приходные, расходные кассовые документы, а бухгалтерские работники, осуществляющие оформление приходных, расходных кассовых документов, - образцами подписей кассовых работников, осуществляющих приходные, расходные кассовые операции.

Должностные лица, ответственные за сохранность ценностей, кассовые работники, осуществляющие операции с наличными деньгами, снабжаются металлическими шкафами, сейфами, тележками закрытого типа, столами, имеющими индивидуальные секреты замков, или другими устройствами, предназначенными для хранения наличных денег в течение рабочего дня (далее - индивидуальное устройство для хранения), именными и другими штампами, печатями (далее - штамп), пломбами, устройствами для опломбирования (далее - пломба), клише. При указании фамилии, инициалов на накладках пачек банкнот, бандеролях корешков, ярлыках к мешкам с монетой, сумкам с наличными деньгами и на документах, составляемых при осуществлении операций с наличными деньгами, должностными лицами, ответственными за сохранность ценностей, кассовыми работниками используются именные штампы.
Виды указанных штампов, пломб, клише определяются кредитной организацией с учетом требований настоящего Положения.
При осуществлении кассовых операций кассовым работникам запрещается:

- выполнять поручения клиентов по осуществлению операций с наличными деньгами по банковским счетам, счетам по вкладам (депозитам), минуя бухгалтерских работников, при отсутствии системы контроля;

- убирать из поля зрения клиента принимаемые от него, выдаваемые ему наличные деньги, документы до окончания операции и выдачи клиенту подписанного кассовым работником экземпляра приходного, расходного кассового документа с проставленным оттиском штампа кассы;

- хранить на рабочем столе кассового работника ранее принятые от клиентов наличные деньги;

- уничтожать, производить гашение сомнительных, имеющих признаки подделки денежных знаков Банка России, в том числе путем проставления штампов, пробивания отверстий, разрезания, а также выдавать, возвращать их клиенту.

Кредитная организация, ВСП для выдачи наличных денег клиентам, кассовым, инкассаторским работникам могут упаковывать их в инкассаторские сумки, специальные мешки, кейсы, кассеты и другие средства для упаковки наличных денег, обеспечивающие сохранность наличных денег и не позволяющие осуществить их вскрытие без видимых следов нарушения целости.

Банкноты, выдаваемые кредитной организацией клиентам в упаковке кредитных организаций, ВСП кредитных организаций должны быть обработаны с использованием счетно-сортировальных машин с функцией распознавания машиночитаемых защитных признаков банкнот Банка России. Обязательной проверке подлежат не менее четырех машиночитаемых защитных признаков банкнот Банка России, перечень которых устанавливается нормативным актом Банка России.

Передача наличных денег между заведующим кассой и кассовыми работниками осуществляется сформированными и упакованными пачками банкнот, мешками с монетой, а также отдельными корешками, банкнотами и монетами Банка России. При этом пачки банкнот принимаются по надписям на верхних накладках пачек банкнот с проверкой количества корешков, правильности и целости упаковки пачек банкнот и пломб, оттисков клише, наличия необходимых реквизитов на верхних накладках пачек банкнот, пломбах, оттисках клише, отдельные корешки, банкноты Банка России - полистным пересчетом, мешки с монетой - по надписям на ярлыках к мешкам с монетой с проверкой правильности и целости мешков с монетой и пломб, наличия необходимых реквизитов на пломбах и ярлыках к мешкам с монетой, отдельные монеты Банка России - поштучным пересчетом.

При приеме и пересчете наличных денег кассовые работники осуществляют контроль их платежеспособности и подлинности в соответствии с Указанием Банка России N 1778-У. Для осуществления вышеуказанного контроля кассовые работники используют следующие технические средства контроля подлинности денежных знаков:

- увеличительное стекло (с увеличением не менее 10 крат);

- прибор контроля подлинности банкнот в отраженном и проходящем свете;

- источник ультрафиолетового света;

- линейку измерительную;

- прибор для визуального контроля меток, обнаруживаемых в инфракрасных лучах.

Кассовые работники должны иметь документ, свидетельствующий о прохождении ими специальной подготовки по способам определения платежеспособности и подлинности банкнот и монеты Банка России.

33. Особенности межбанковских расчетов в Российской Федерации

Расчетные правоотношения. Их смысл в том, что платеж производится в порядке списания денег с одного счета и зачисления на другой счет.

В настоящее время расчеты между ФЛ и ЮЛ детально регламентированы положениями №2 и №222 ЦБ о безналичных расчетах. А что касается отношений по расчетам между банками, то а данных вопросах допускается несколько альтернативных вариантов:

Существует устойчивая система внутрирегиональных или межрегиональных электронных платежей;

Также существует система расчетов в пределах одного учреждения ЦБ;

Система расчетов, создаваемая клиентами одного банка;

Кроме того в 1997г. ЦБ была предложена и утверждена концепция системы валовых расчетов в режиме реального времени – данная система позволяет осуществлять непрерывные расчеты в течение операционного дня, учитывая часовую многопоясность РФ.

Второй аспект данной системы – позволяет контролировать ликвидность участников расчетов, поскольку списание и зачисление денег происходит по корр. счетам, а при недостаточности средств позволяет обращаться к внутридневным кредитам ЦБ.

+Платежи производятся немедленно после их поступления, а информация передается заинтересованным сторонам в момент совершения трансакции.

+ совершаемый платеж является окончательным и безотзывным.

В 2007г. ЦБ создал положение №303 «о системе валовых расчетов в режиме реального времени». Данный документ раскрывает принятую концепцию не полностью, т.к. концепция предполагает создание одноуровневой системы расчетов за счет видоизменения РКЦ в единый федеральный расчетный центр.

Участниками данной системы расчетов являются:

Особые участники: подразделения ЦБ, которые обладают правом совершать данные расчеты, что закреплено в справочнике БИК (банковских индент. Кодов)

Прямой участник – КО, которые зарегистрированы в справочнике БИК, как прямые участники данной системы расчетов, но таковыми они могут стать при соблюдении ряда условий: Расчетно-кассовая дисциплина; соблюдение резервных требований, выполнение банковских кредитных нормативов и ряд иных условий.

Ассоциированные участники расчетов – данные участники не являются не прямыми ни основными, это КО, которые не относятся к категории прямых и имеют возможность получать отдельные услуги от особых участников расчетов в системе валовых платежей.

Система расчетов в режиме реального времени позволяет упростить документооборот и с мах скоростью совершать расчеты между подразделениями ЦБ и КО по всем видам платежей, причем очередность платежей осуществляется в порядке «живой очереди», а предпочтение отдается платежам, которые имеют специальную отметку немедленного исполнения.

Пока данная система находится в стадии разработки и банкам предоставляется право использовать электронные системы расчетов.

Существует положение 1998г. №36-П «о межрегиональных электронных расчетах» и положение 98г №20-П «о правилах обмена электронными документами между ЦБ, КО и иными участниками при осуществлении расчетов через расчетную сеть». Система межрегиональных расчетов предполагает наличие специального договора между подразделением ЦБ и КО, предметом которого является создание между ЦБ и банком условий по оформлению платежных документов и отдельных их реквизитов по средствам электронной кодировки.

34. Порядок расчетов платежными поручениями

Платежное поручение представляет собой письменное распоряжение владельца счета банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета (расчетного, текущего) на счет другого предприятия- получателя средств в том же или ином одногородном или иногороднем учреждении банка.

Обычно ПП составляется в четырёх экземплярах: 1-й - плательщику, 2-й — банку плательщика, 3-й и 4-й передаются в банк получателя. ПП принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счёте плательщика, но исполняются только при наличии достаточных средств на нём.

Общие положения о расчётах ПП определены статьёй 863 ГК РФ.

ПП исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счёта либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Но общий срок осуществления безналичных расчётов не должен превышать:

- два операционных дня в пределах территории субъекта РФ;

- пять операционных дней в пределах территории РФ.

ПП составляется на бланке — форма 0401060. После проверки банковским работником правильности заполнения и оформления платёжных поручений на всех экземплярах (кроме последнего), принятых к исполнению платёжных поручений, в поле «Поступление в банк плат» ответственный исполнитель банка проставляет дату поступления в банк платёжного поручения.

Банк, принявший ПП плательщика, обязан перечислить указанную денежную сумму банку получателя средств для её начисления на счёт лица, указанного в поручении. При необходимости банк имеет право привлекать и другие банки для выполнения операции. Банк обязан по требованию плательщика проинформировать его об исполнении поручения.

В случае отсутствия или недостаточности денежных средств на счёте плательщика, а также если договором банковского счёта не определены условия оплаты расчётных документов сверх имеющихся на счёте денежных средств, платёжные поручения помещаются в картотеку «Расчётные документы, не оплаченные в срок». При этом на лицевой стороне в правом верхнем углу всех экземпляров платёжного поручения проставляется отметка в произвольной форме о помещении в картотеку с указанием даты. Оплата платёжных поручений производится по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством.

Допускается частичная оплата платёжных поручений из картотеки с помощью внебалансового счёта «Расчётные документы, не оплаченные в срок». На лицевой стороне частично оплачиваемого ПП в верхнем правом углу делается отметка «Частичная оплата». Запись о частичном платеже (порядковый номер, номер и дата платёжного ордера, сумма частичного платежа, сумма остатка, подпись) выполняется ответственным исполнителем банка на оборотной стороне платёжного поручения.

При частичной оплате первый экземпляр платёжного ордера, которым произведена оплата, помещается в документы дня банка, последний экземпляр платёжного ордера служит приложением к выписке из лицевого счёта плательщика. При осуществлении последней частичной оплаты по платёжному поручению первый экземпляр платёжного ордера, которым был произведен этот платёж, вместе с первым экземпляром оплачиваемого платёжного поручения помещается в документы дня. Оставшиеся экземпляры платёжного поручения выдаются клиенту одновременно с последним экземпляром платёжного ордера, прилагаемым к выписке с лицевого счёта.

При оплате платёжного поручения на всех экземплярах расчётного документа в поле «Списано со счёта плательщика» проставляется дата списания денежных средств со счёта плательщика (при частичной оплате — дата последнего платежа), а в поле «Отметки банка» проставляются штамп банка и подпись ответственного исполнителя.

ПП регистрируется в журнале регистрации платёжных поручений. При этом ему присваивается порядковый номер, который и указывается в соответствующем поле бланка платёжного поручения. Форма журнала регистрации платёжных поручений нормативно не утверждена, поэтому может быть разработана организацией самостоятельно. Целесообразно отражать следующие данные: номер по порядку; дату выписки платёжного поручения; наименование получателя платежа; назначение платежа; сумму платежа.

35. Порядок расчетов платежными требованиями

Платежное требование - это расчетный документ, содержащий требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором. Платежное требование составляется на бланке установленной формы и содержит, кроме реквизитов, указываемых в платежном поручении, такие реквизиты, как: условия оплаты; срок для акцепта; дата вручения плательщику предусмотренных договором документов; наименование товара (выполненных работ, оказанных услуг); номер и дата договора; номера документов, подтверждающих поставку товара (оказание услуг, выполнение работ); дата поставки товара (выполнения работ, оказания услуг); способ поставки и другие реквизиты - в поле "Назначение платежа".

Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика. Срок акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору, при этом срок для акцепта должен быть не менее трех рабочих дней. При оформлении платежного требования в поле "Срок для акцепта" кредитор указывает количество дней, установленных договором для акцепта, при отсутствии такого указания сроком для акцепта считаются три рабочих дня.

По получении платежные требования помещаются исполняющим банком в картотеку по внебалансовому счету "Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты" до получения акцепта плательщика либо до наступления срока платежа. Плательщик вправе отказаться полностью или частично от акцепта платежных требований (напр.,по основаниям, предусмотренным в основном договоре). Отказ плательщика от оплаты платежного требования оформляется заявлением об отказе от акцепта установленной формы, составляемым в трех экземплярах.

При частичном отказе от акцепта платежное требование изымается из картотеки и оплачивается в сумме, акцептованной плательщиком. При этом первый экземпляр заявления об отказе от акцепта вместе с первым экземпляром платежного требования помещается в документы дня в качестве основания списания денежных средств со счета плательщика, второй экземпляр направляется в банк-эмитент в качестве расписки в получении заявления об отказе от акцепта. Ответственность за необоснованный отказ от оплаты платежных требований несет плательщик.

При неполучении в установленный срок отказа от акцепта платежных требований они считаются акцептованными и на следующий рабочий день после истечения срока акцепта изымаются из картотеки по внебалансовому счету и оплачиваются со счетов плательщиков.

Без акцепта плательщика расчеты платежными требованиями осуществляются в случаях:

- установленных законодательством (не могу привести пример);

- предусмотренных сторонами по основному договору при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

В платежном требовании на безакцептное списание денежных средств со счета плательщика на основании законодательства в поле "Условие оплаты" получатель средств проставляет "без акцепта", а также делает ссылку на закон. В платежном требовании на безакцептное списание денежных средств на основании договора в поле "Условие оплаты" указывает "без акцепта", а также дату, номер основного договора и соответствующий его пункт, предусматривающий право безакцептного списания.

В этом случае плательщик обязан предоставить обслуживающему банку сведения о кредиторе, который имеет право выставлять платежные требования на списание денежных средств в безакцептном порядке, о наименовании товаров, работ или услуг, за которые будут производиться платежи, а также об основном договоре (дату, номер и соответствующий пункт, предусматривающий право безакцептного списания).

36. Порядок расчетов аккредитивом

Аккредитив (А) является формой расчетов, при которой банк плательщика (банк-эмитент) переводит денежные средства на расчетный счет получателя при предъявлении получателем определенных документов, оговоренных условиями аккредитива.

+: гарантия платежа поставщику; контроль за выполнением условий поставки и условиями аккредитива банками; как правило не отвлекаются средства из хозяйственного оборота.

-: сложный документооборот; высокие комиссии банков.

Порядок расчетов по А. устанавливается в договоре между сторонами (продавцом и покупателем, исполнителем и заказчиком и т.п.). В договоре обычно указываются: вид аккредитива, сумма А., срок действия А, банк-эмитент, банк-исполнитель, способ уведомления продавца (исполнителя) об открытии А., полный перечень и точные характеристики документов, кот. должен представить в банк получатель денежных средств.

Для открытия А. плательщик должен представить в банк, который его обслуживает, заполненный бланк установленной формы, в котором он указывает все предусмотренные договором условия А., а также наименование товаров (работ, услуг) для оплаты которых открывается А., номер и дату договора, срок отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), грузополучателя и место назначения (при оплате товаров). При отсутствии хотя бы одного из указанных в бланке реквизитов в открытии А. м.быть отказано.

Для получения денежных средств по А. получатель должен представить в исполняющий банк в пределах срока действия аккредитива предусмотренные условиями договора документы.

Исполняющий банк обязан проверить соответствие документов, представленных получателем средств, документам, предусмотренным аккредитивом, а также правильность их оформления, соответствие подписей и печати получателя средств.

При установлении нарушений в документах, предусмотренных аккредитивом, платеж по аккредитиву не производится, документы возвращаются получателю средств, а исполняющий банк незамедлительно информирует получателя средств и банк-эмитент об отказе в платеже и причинах отказа. Получатель средств имеет право до истечения срока действия аккредитива повторно представить необходимые документы. Если исполняющий банк произвел платеж в соответствии с условиями аккредитива, банк-эмитент обязан возместить ему понесенные расходы. Все расходы банка-эмитента, связанные с исполнением аккредитива, возмещаются плательщиком. Ответственность за нарушение условий аккредитива перед плательщиком несет банк-эмитент, а перед банком-эмитентом исполняющий банк.

37. Кредитная организация, как участник расчетов по инкассо

Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (далее - банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другой банк (далее - исполняющий банк).

Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя).

Получатель средств (взыскатель) представляет в банк указанные расчетные документы. Исполнитель банка-эмитента осуществляет проверку соответствия расчетного документа установленной форме бланка, полноты заполнения всех предусмотренных бланком реквизитов, соответствия подписей и печати получателя средств (взыскателя) образцам, указанным в карточке с образцами подписей и оттиска печати, а также идентичности всех экземпляров расчетных документов. После проверки правильности заполнения на всех экземплярах принятых расчетных документов проставляется штамп банка-эмитента, дата приема и подпись ответственного исполнителя.

Непринятые документы вычеркиваются из реестра переданных на инкассо расчетных документов и возвращаются получателю средств (взыскателю), количество и сумма расчетных документов в реестре исправляются.

Последние экземпляры расчетных документов вместе со вторым экземпляром реестра возвращаются получателю средств (взыскателю) в качестве подтверждения приема документов на инкассо.

Первые экземпляры реестров остаются в банке-эмитенте, подшиваются в отдельную папку, используются в качестве журнала регистрации принятых на инкассо расчетных документов и хранятся в банке-эмитенте в соответствии с установленными сроками хранения документов.

Банк-эмитент, принявший на инкассо расчетные документы, принимает на себя обязательство доставить их по назначению. Данное обязательство, а также порядок и сроки возмещения затрат по доставке расчетных документов отражаются в договоре банковского счета с клиентом.

Учреждения и подразделения расчетной сети Банка России осуществляют экспедирование расчетных документов самих кредитных организаций и других клиентов Банка России в порядке, предусмотренном нормативными актами Банка России.

Кредитные организации (филиалы) организуют доставку расчетных документов своих клиентов самостоятельно.

Поступившие в исполняющий банк платежные требования и инкассовые поручения регистрируются в журнале произвольной формы с указанием номера счета плательщика, номера, даты и суммы каждого расчетного документа. Учреждениями и подразделениями расчетной сети Банка России при регистрации дополнительно указываются БИКи банка плательщика и банка получателя средств (банка взыскателя). На первом экземпляре поступивших платежных требований и инкассовых поручений в верхнем левом углу проставляется дата поступления расчетного документа.

Ответственный исполнитель исполняющего банка осуществляет контроль полноты и правильности заполнения реквизитов платежных требований и инкассовых поручений, а также проверяет наличие на всех экземплярах расчетных документов штампа банка-эмитента и подписи ответственного исполнителя.

Расчетные документы, оформленные с нарушением требований подлежат возврату. При возврате платежных требований, инкассовых поручений в регистрационном журнале делается запись с указанием даты и причины возврата.

При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика и при отсутствии в договоре банковского счета условия об оплате расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств платежные требования, акцептованные плательщиком, платежные требования на безакцептное списание денежных средств и инкассовые поручения помещаются в картотеку по внебалансовому счету N 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок" с указанием даты помещения в картотеку.

Исполняющий банк обязан известить банк-эмитент о помещении расчетных документов в картотеку по внебалансовому счету N 90902. Указанное извещение направляется исполняющим банком банку-эмитенту не позже рабочего дня, следующего за днем помещения расчетных документов в картотеку. При этом на оборотной стороне первого экземпляра расчетного документа делается отметка о дате направления извещения, проставляется штамп банка и подпись ответственного исполнителя.

Банк-эмитент доводит извещение о постановке в картотеку до клиента по получении извещения от исполняющего банка.

Оплата расчетных документов производится по мере поступления денежных средств на счет плательщика в очередности, установленной законодательством.

Допускается частичная оплата платежных требований, инкассовых поручений, находящихся в картотеке по внебалансовому счету N 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок". При частичной оплате платежного требования, инкассового поручения из картотеки по внебалансовому счету N 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок" ответственный исполнитель банка проставляет на всех экземплярах расчетного документа в соответствующих графах в нижней части бланка номер частичного платежа, номер и дату платежного ордера, которым произведена оплата, сумму частичного платежа, сумму остатка и заверяет произведенные записи своей подписью.

При оплате платежного требования, инкассового поручения на всех экземплярах расчетного документа в поле "Списано со сч. плат." проставляется дата списания денежных средств со счета плательщика (при частичной оплате - дата последнего платежа), в поле "Отметки банка

При неполучении платежа по платежному требованию, инкассовому поручению банк-эмитент может по просьбе получателя (взыскателя) средств направить в исполняющий банк запрос в произвольной форме о причине неоплаты указанных расчетных документов не позже рабочего дня, следующего за днем получения соответствующего документа от получателя средств (взыскателя), если иной срок не предусмотрен договором банковского счета.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручения клиента по получению платежа на основании платежного требования или инкассового поручения банк-эмитент несет перед ним ответственность в соответствии с законодательством.

38. Правовое регулирование операций с использованием банковских карт

Положение ЦБ РФ от 24.12.2004 N 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт" вступило в силу 10 апреля 2005 г. В нем нового:

Включены нормы, регулирующие расчеты по операциям с использованием предоплаченных карт. Предусмотрена возможность выпуска к одному счету нескольких банковских карт, а также по нескольким счетам, в частности, которые ведутся в разных валютах, одной карты). В связи с изменениями валютного законодательства расширен перечень операций для физических и юридических лиц, как резидентов, так и нерезидентов на территории РФ и за ее пределами. Одновременно за пределы норм валютного регулирования вынесены технологические аспекты и вопросы бухучета операций, связанных с использованием платежных карт. Кроме того, отменены требования по обязательному размещению наименования и логотипа эмитента на карте.

На указанные отношения также распространяют свое действие нормы Гражданского кодекса РФ (Ответственность банка за ненадлежащее совершение операций по счету установлена ст. 856 ГК РФ. Кроме того, он несет ответственность за убытки, причиненные держателю карты сбоем в работе технических устройств и в других случаях неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств), законы "О банках и банковской деятельности" и "О защите прав потребителей". Следует отметить, что ни в одном из названных законов операции с банковскими картами не урегулированы прямо, следовательно, комплексное нормативное регулирование указанных отношений в России отсутствует. В приведенных обстоятельствах большую роль играет договорное регулирование операций с банковскими картами.

Специальное законодательство Европейского союза, регулирующее эмиссию банковских карт, представлено рекомендацией Комиссии ЕС от 30.07.1997 N 97/489/ЕС "О сделках, совершаемых с использованием электронных платежных инструментов, их эмитентах и держателях". Формально рекомендации ЕС не являются нормативными актами, поскольку не имеют обязательной силы. Однако акты ЕС пользуются значительным авторитетом. Кроме того, исходя из существующей практики, рекомендации ЕС могут впоследствии заменяться обязательными к применению документами. Возможность такой замены прямо предусматривается в рекомендации. Таким образом, рекомендации ЕС имеют не только определенную регулятивную функцию, но и в ряде случаев и информационную, ставя участников оборота в известность о будущих законодательных новеллах.

В условиях недостаточности законодательного регулирования операций с банковскими картами большое значение приобретает судебная практика, причем не только в станах англосаксонской, но и континентальной системы права. Так, во Франции судебная практика выработала правило, согласно которому держатель обязан при первой возможности сообщить эмитенту о потере или краже карты.

Таким образом, оптимальной моделью регулирования операций с банковскими картами является та, согласно которой операции с любыми типами банковских карт регулируются специальным образом в одном нормативном акте. Данная модель, реализованная в ЕС и Дании, позволяет избежать неполного регулирования, с одной стороны, и казуалистичности регулирования, с другой.

На сегодняшний день существуют различные нормативные акты, специально посвященные регулированию операций с банковскими картами:

- Положение ЦБ РФ от 24.12.2004 N 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт";

- указание ЦБ РФ от 02.12.1997 N 48-У "Об осуществлении операций с использованием банковских карт международных и российских платежных систем на территории Российской Федерации в целях реализации Указа Президента Российской Федерации "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" от 04.08.1997 N 822;

- письмо ЦБ РФ от 10.06.2005 N 85-Т "О порядке применения нормативных актов Банка России, регулирующих операции с использованием банковских карт" и другие нормативные акты.

39. Кредитная организация, как участник вексельного оборота

Банки совершают с векселями следующие операции:

· эмиссия (выпуск) векселей;

· учет векселей;

· ссуды под залог векселей;

· инкассирование векселей;

· домициляция векселей;

· векселедательский кредит и другие.

Правовой основой осуществления банковских операций с векселями является законодательство, представляющее собой совокупность правовых норм, регулирующих вексельные отношения, и прежде всего Женевские вексельные конвенции + нац. законодательство: положение и закон о простом и переводноы векселе).

С использованием векселей банки формируют цепочки взаимозачетов как отдельных предприятий, так и целых отраслей. В основе такой практики лежат механизмы вексельного кредитования.

Учет векселей. Механизм расчета учетного процента

Операции по учету векселей занимают ключевое место среди операций банка с данным инструментом. Юридически учет векселя представляет собой передачу (индоссамент) векселя банку. Предъявитель становится должником по учтенному векселю, а банк - кредитором (векселедержателем). Учитывая вексель, клиент банка приобретает ликвидные средства. Если банк принимает к учету только вексели, основанные на товарных сделках, он должен быть уверен в своевременной их оплате и товарном характере сделки. Следовательно, необходима проверка кредитоспособности клиента и правильности оформления векселей. Объяснений по поводу отказа в приеме векселей к учету банк давать не обязан.

Операция учета заключается в покупке банком денежных долговых обязательств до срока наступления платежа, при котором происходит перенос на банк прав кредитора. Учетом, или дисконтом, векселя называется операция, в которой банк, принимая от предъявителя вексель, выдает предъявителю сумму этого векселя до наступления срока платежа, удерживая в свою пользу проценты от суммы векселя за время, оставшееся до окончания этого срока.

Учитывая вексель, клиент банка приобретает ликвидные средства. а также избавляется от необходимости возврата банку полученных по учету сумм, поскольку банк получает их непосредственно от векселедателей и только лишь при неблагоприятном финансовом состоянии последних обращается к предъявителю векселя.

Представленные к учету вексели должны иметь бланковые передаточные индоссаменты от имени предъявителя. Перед бланковой надписью оставляется место, достаточное для того, чтобы банк мог поставить штамп о передаче векселя на его имя, превратив таким образом бланковую надпись клиента в именную. Обращение бланкового индоссамента в именной направлено на предотвращение использования векселя в случае его утраты или хищения.

В число предоставляемых банками услуг может входить прием от клиентов заявлений об утрате векселей и оповещение об утраченных векселях других банков.

Купля-продажа векселей дает возможность коммерческому банку извлечь доход из данной операции. С точки зрения ликвидности банков эти операции позволяют практически сразу перепродать другому банку купленный вексель, в то время как вложения будут возвращены только после наступления срока. Таким образом, операция по учету векселей имеет большое значение для регулирования ликвидности баланса банка, для его последующего рефинансирования через переучет векселей.

Ссуды под залог векселей

Под выдачей ссуды под залог векселей понимается такая операция, по которой банк выдает клиенту ссуду в денежной форме, а в обеспечение платежа принимает от него (заемщика) находящиеся в его распоряжении товарные векселя. При выдаче ссуды под залог векселей банк не входит в число обязанных по векселю лиц.

Ссуды под залог векселей бывают либо срочными, когда владелец векселей обязан выкупить их у банка в заранее установленный срок, либо онкольными, т.е. ссудами до востребования, возврата которых банк вправе потребовать в любое время.

В случае неисполнения собственником ссудного счета под залог векселей требования о погашении всего или части долга или взносе дополнительного обеспечения в течение 10 дней после отправки банком уведомления банк может реализовать все заложенные векселя и погасить задолженность по ссудному счету. Если денег от реализации векселей не хватает для погашения всей задолженности, то она может быть погашена за счет остатка средств на расчетном счете клиента в судебном порядке путем наложения взыскания на имущество заемщика.

Инкассирование векселей

Инкассирование векселей подразумевает выполнение поручений векселедержателей по получению платежей по векселям в срок. Инкассируя вексель, банк берет на себя ответственность по предъявлению векселя в срок к плательщику и по получению причитающегося по нему платежа. Приняв вексель на инкассо, банк обязан своевременно переслать его в банк по месту платежа и поставить об этом в известность плательщика повесткой о поступлении документа на инкассо. При получении платежа банк зачисляет его на счет клиента и сообщает ему об исполнении его поручения.

В случае несогласия плательщика оплатить данный вексель либо в случае его неплатежеспособности все расходы, связанные с опротестованием векселя, банк осуществляет за счет клиента.

Домициляция векселей

Платежи по векселям осуществляются обычно через банк посредством выполнения им операций по домициляции векселей. Домициляция означает назначение плательщиком по векселю какого-либо третьего лица (домицилиата). Домицилиат не является лицом, ответственным по векселю, он лишь своевременно оплачивает вексель за счет плательщика, предоставившего в его распоряжение необходимые средства. Внешним признаком домицилированных векселей является надпись «Платеж в … банке». Цель домициляции - не пропустить сроки платежа по векселю. Преимущества данных операций для банков состоит в том, что они увеличивают их депозитную базу за счет аккумуляции средств на специальных накопительных счетах, а также увеличивают доходы банков за счет взимания комиссионных. Клиентов банки освобождают от работы по контролю за сроками предъявления векселей к платежу, ускоряют и удешевляют процесс проведения платежа.

Векселедательский кредит

Таким кредитом пользуются предприятия, выступающие в роли покупателей, при нехватке оборотных средств для расчетов с поставщиками продукции, товаров, услуг и невозможности из-за дороговизны оформить в банке обычный денежный банковский кредит. В этом случае банк заключает с клиентом кредитный договор, в соответствии с которым заемщик в качестве кредита получит пакет собственных векселей банка-кредитора на общую сумму, указанную в договоре, выписанных банком на него.

Процентная ставка за векселедательский кредит устанавливается ниже ставки за обычный банковский кредит в связи с более низкой ликвидностью векселей по сравнению с деньгами.

Векселедательский кредит имеет определенные границы, поскольку банки при таком виде кредитования хотя и не используют свои кредитные ресурсы, но ограничены рамками норматива ликвидности, устанавливаемого ЦБ РФ для коммерческих банков, по выпуску собственных векселей, дабы не допустить необоснованного роста денежной массы в обращении.

40. Предмет валютного регулирования. Валютные ценности;

Согласно пункту 5 статьи 1 Закона № 173-ФЗ к валютным ценностям в настоящее время относятся иностранная валюта и внешние ценные бумаги. Валютное законодательство под иностранной валютой понимает: 1) - это наличная иностранная валюта -денежные знаки, которые находятся в обращении и являются законным средством платежа в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения денежные знаки в том случае, если они подлежат обмену; 2) - это средства на счетах в денежных единицах иностранных государств, международных денежных или расчетных единицах, то есть иностранная валюта в безналичной форме.

Вторым элементом понятия валютные ценности являются внешние ценные бумаги. Пункты 3 и 4 части 1 статьи 1 Закона содержат понятия соответственно внутренних и внешних ценных бумаг. Правильное разграничение ценных бумаг на внутренние и внешние весьма важно, поскольку внешние ценные бумаги, в отличие от внутренних, относятся к категории валютных ценностей. Внешние ценные бумаги - это ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с Законом № 173-ФЗ к внутренним ценным бумагам, которые включают:

- эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;

- иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации.

Отсутствие у ценной бумаги одного из необходимых признаков внутренней ценной бумаги является достаточным основанием для квалификации такой ценной бумаги в качестве внешней.

Следует обратить внимание на то, что, в отличие от Закона РФ от 9 октября 1992 года "О валютном регулировании и валютном контроле", в новом законе законодатель исключил из состава валютных ценностей драгоценные металлы - золото, серебро, платину и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, природные драгоценные камни - алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг.

Таким образом, понятие валютных ценностей включает в себя два элемента: иностранную валюту (наличную и безналичную) и внешние ценные бумаги. Возможности отнесения к числу валютных ценностей иных объектов Закон не предусматривает.

Кредитные организации становятся участниками валютных правоотношений в случае осуществления ими валютных операций, к которым относятся:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей, а также использование ВЦ в качестве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

г) ввоз на таможенную территорию Российской Федерац


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: