О том, что нововведения в вопросах быта дозволены и даже похвальны

Следует знать, что упомянутое шариатское определение термина «аль-бид’а» (нововведение), не относится к быту и мирским изобретениям, как автомобили, компьютеры, холодильники, очки, одежда и т.п., ибо эти вещи имеют отношение к вопросам быта и не приписываются к шариату, и сами по себе не являются средствами приближения к Аллаху. Это изобретения, имеющие отношение к быту, а не к религии.

От Анаса и ‘Аиши (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если речь идет о вашем вопросе, имеющем отношение к мирской жизни, то вы лучше знаете о нем, но если речь идет о вашей религии, то возвращайте это ко мне!» Ахмад 5/298, Ибн Маджах 1/117, Ибн Хузайма 410. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 767.

Все сказанное указывает на то, что основой в религии Всевышнего Аллаха является то, что совершение любого деяния, на которое не указали Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) является запретным. Что же касается бытовых вопросов и всего мирского, то основой этого Всевышний Аллах сделал дозволенность, и все мирское остается дозволенным до тех пор, пока не появится то, что будет указывать на его запретность. И доводов на это правило множество. Всевышний Аллах сказал: «Он – Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле» (аль-Бакъара 2: 29).

Имам аш-Шаукани писал: “В этом аяте содержится доказательство на то, что все сотворенное в своей основе является дозволенным до тех пор, пока какой-то аргумент не сделает исключение из этой основы. И нет в этом разницы между животными и прочими вещами, которые приносят пользу, и слова «все, что на земле» являются сильным аргументом в пользу этого”. См. “Фатхуль-Къадир” 1/98.

А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «То, что дозволил Аллах в Своей Книге, является дозволенным, а то, что Он запретил, является запретным. Что же касается того, о чем Он умолчал, то это также является дозволенным. Так примите же это от Аллаха, ибо поистине, Аллах ничего не забывает!», после чего он прочитал следующий аят: «И Господь твой не забывает» (Марьям 19: 65). аль-Хаким 2/375, аль-Баззар 123. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Баззар, имам ад-Даракъутни, имам аль-Хаким, къады Абу Бакр ибн аль-‘Араби, имам ан-Науауи, шейх Ибн аль-Къайим, хафиз Ибн Касир, имам ас-Суюты и шейх аль-Альбани.

О видах нововведений


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: