Основными факторами для создания команды являются:
-необходимость повышения скорости принятия решений. Обеспечение большей гибкости организационной структуры;
-возрастание сложности деятельности. Усиление значения специализации и, как следствие, необходимость повышения качества взаимодействия;
-возрастание конкуренции на рынки труда. Необходимость высоконадежных систем отбора, подготовки, адаптации, развития и стабилизации персонала;
-возрастание значения неденежной мотивации, развитие теории вовлекающего менеджмента;
-увеличение нагрузки (информационной, эмоциональной, физической), что приводит к необходимости развития системы дублирования, взаимопомощи и взаимозаменяемости.
У каждой команды существует свой профессиональный почерк, имеются свои специфические внутрикомандные (внутригрупповые) отношения:
-при наличии команды из управленческой среды уходит стиль работы в виде затяжных и часто безрезультативных совещаний. Короткие деловые рабочие встречи - первый показатель командного стиля работы;
-практически снимается вопрос об исполнительской дисциплине, ибо работает морально-психологический механизм «взаимной ответственности» (взаимозависимости через общую ставку) и т.д.
В отличие от просто группы, объединенной по принципу «приказ-подчинение», команда является органическим ядром, живой социальный организм, обладающая социально-психологической общностью [8, c.103].
Формирование команды необходимо в тех случаях, когда хотя бы несколько из перечисленных утверждений присутствуют на предприятии:
-руководителю необходимо найти дополнительные нематериальные ресурсы для повышения эффективности сотрудников;
-руководителю необходимо повысить творческую активность сотрудников;
-существует необходимость изменения корпоративной культуры, правил поведения, норм;
-личные цели сотрудников начинают преобладать над общими целями предприятия: сотрудники работают больше на себя, чем на предприятие;
-наличие непонимания и несогласованности целей предприятия на разных уровнях иерархии;
-существует неэффективное распределение функций - у одних возникает ощущение, что они делают больше, чем другие;
-руководство уделяет недостаточно внимания оценке деятельности подчиненных: система мотивации построена односторонне (только материальное стимулирование или наказание);
-возникновение непонимания сотрудниками того, что на данный момент происходит на предприятии;
-отказ сотрудников от обучения, повышения квалификации;
-при конфликтах или ошибках преобладает тенденция искать виновных, уходить от ответственности.