Р Е Г И О Н А Л И С Т И К А
Методические рекомендации по изучению дисциплины
и выполнению контрольной работы для студентов
заочной формы обучения
Кострома, 2009
Содержание
1. Раздел 1 Общие рекомендации по изучению дисциплины
1.1. Цели и задачи курса
2. Раздел 11 Краткая характеристика тем
2.1 Теоретические основы и условия размещения производительных сил.
2.2. Россия как региональная система
3. Раздел 111 Задания для контрольных работ и указания по их выполнению
4. Список рекомендуемых источников
РАЗДЕЛ 1
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели и задачи курса
Специфика заочного обучения обуславливает необходимость повышения эффективности самостоятельной учебной работы студентов в межсессионный период как основного способа получения знаний. Одним из путей решения этой проблемы являются методические рекомендации по изучению дисциплины.
Обоснование рациональной территориальной организации народного хозяйства, построенное с применением новейших методов исследований, возможно только при использовании методологии и результатов исследований многих наук. Среди них значительная роль принадлежит регионалистике. Регионалистика изучает размещение производства, территориальное разделение труда, условия и особенности развития регионов, процессы формирования, развития и функционирования территориальных социально-экономических систем. Ее цель, как научной дисциплины, сводится к созданию теоретических основ процесса формирования различных пространственных (территориальных) систем внутри народного хозяйства и пропорций между ними.
|
|
На современном этапе формирования рыночной экономики, предполагающем предоставление большей экономической самостоятельности регионам, сущность проблемы размещения производства заключается в научном подходе к размещению производительных сил по территории страны, изменениям рациональной отраслевой и территориальной структуры хозяйства субъектов Российской Федерации, крупных экономических районов. Такой подход проявляется в комплексном развитии районов разного уровня и ярко выраженной их рыночной специализации.
В условиях суверенизации республик, краев и областей вырабатываются новая региональная политика и региональная стратегия, главные положения которой нужно знать каждому экономисту. Нужно также знать территорию России и ее регионов, природно-ресурсный потенциал, уровни развития, размещение ведущих отраслей хозяйства, так как вся экономическая деятельность осуществляется на конкретной территории, имеющей свои особенности.
|
|
Без знания территории страны в целом и территориальных особенностей регионов, природно-ресурсного потенциала, экологических особенностей разных регионов, сложившихся отраслевых и региональных комплексов сложно решать задачи в области управления, маркетинга, банковского и страхового, биржевого дела, налогообложения, анализа хозяйственной деятельности, заниматься коммерческими операциями и т.д.
Изучение курса «Регионалистика» способствует формированию у будущих специалистов твердых теоретических знаний и практических навыков, позволяющих анализировать социально-экономические процессы на конкретной территории.
Студенты должны иметь навыки анализа и экономической оценки экономико-географического положения территории (региона), возможности ее развития с учетом географических факторов. В ходе занятий студенты должны научиться применять картографический метод и ознакомиться с возможностями применения в регионалистике общеэкономических методов.
Знания и навыки, приобретаемые в ходе изучения курса, являются обязательным условием подготовки экономистов.