Определение величины инвестиций на формирование нематериальных активов предприятия

К нематериальным активам относятся приобретенные за плату патенты, торговые марки и товарные знаки, права по пользованию производственной информацией, земельными участками и природными ресурсами, зданиями и оборудованием, а также организационные расходы (возникающие у учредителей расходы до момента создания предприятия, например, консультационные услуги, юридические, оплата расходов по учреждению и т.п.) и репутация фирмы (возникает при покупке целых действующих предприятий в виде превышения покупной стоимости фирмы над стоимостью ее имущества).

Все нематериальные активы учитываются по цене их фактического приобретения и погашаются путем равномерных амортизационных отчислений, включаемых в себестоимость.

Если такое имущество Вам необходимо, то необходимо, составьте смету таких расходов.

Таблица 7.4.2

Пример расчета стоимости нематериальных активов.

вид нематериальных активов стоимость, тыс. руб.
организационные расходы (услуги юридической фирмы по регистрации предприятия)  
франшиза (приобретение права работать под товарным знаком франчайзера)  
итого  

7.4.3. Определение величины инвестиций на формирование
оборотных средств предприятия

Наряду с основным капиталом для нормальной работы предприятия необходим оборотный капитал или оборотные средства (ОС) – это денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения. В элементы ОС входят:

1. Запасы, в т.ч.:

1.1. Производственные запасы (сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, вспомогательные материалы, топливо, тара, запчасти для ремонта оборудования и т.п.);

1.2. Затраты на незаконченную продукцию (незавершенное производство, т.е. продукция, находящаяся на различных стадиях процесса обработки);

1.3. Расходы будущих периодов (затраты на освоение новых видов продукции и услуг, плата вносимая авансом за коммунальные услуги и аренду, подписку, абонементное обслуживание и пр.);

1.4. Готовая продукция (изделия, законченные производством и сданные на склад готовой продукции, а также товары в пути и товары для перепродажи);

2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий возмещению из бюджета;

3. Денежные средства и расчеты – денежные средства в кассе и на счетах в банках;

4. Дебиторская задолженность (то, что должны предприятию покупатели и заказчики и т.п.);

5. Краткосрочные финансовые вложения (приобретение краткосрочных ценных бумаг, вклад денег на краткосрочные депозиты и т.п.).

Таблица 7.4.3

Пример расчета потребности в оборотных средствах:

элемент оборотных средств стоимость, тыс. руб.
создание запаса товаров: 204,9
денежные средства:  
предоплата за аренду помещений 40раб.мест*3кв.м.*1,2(коэффициент дополнительных площадей)=144 кв.м.*300 руб./метр*3месяца=129,6
ремонт помещений 144 кв.м.*0,5тыс. руб/метр=72
закупка канцелярских товаров  
рекламная компания 60 (в газетах)+30(буклеты) +5 (щиты)=95
обучение и сертификация персонала  
на непредвиденные расходы 14,5
итого  

Для предварительных расчетов и обоснования величины оборотных средств можно оценить экспертно величину каждого элемента оборотных средств исходя из того, сколько средств необходимо потратить до момента получения первых доходов.

Если планируется большое количество запасов, то необходимо рассчитать нормативы запасов всех видов и сумму этих нормативов указать по строке стоимость запасов.

Нэ=(Оэ/Т) , где

Нэ – норматив элемента оборотных средств,

Оэ – расход данного элемента за период,

Т – длительность периода в днях,

Оэ/Т – среднесуточный расход,

– норма по данному элементу,

Норма оборотных средств по каждому виду запасов учитывает время пребывания в текущем (Т), страховом (С), транспортном (М), технологическом (А), сезонном (В) запасах, а также время необходимое для выгрузки, доставки, приемки и складирования материала (Д).

=Т+С+М+А+В+Д

Текущий запас Т=1/2 Тпост, где Тпост – планируемый интервал между поставками в днях. Его можно определить исходя из оптимальной партии поставки и среднедневного расхода. Если же расход небольшой и необходимые запасы планируется доставлять собственным транспортом из ближайшего магазина, то оцените, как часто вы будете это делать, чтобы закупать сразу минимальную оптовую партию.

Величину остальных элементов оборотных средств можно оценить экспертно по аналогии с предприятиями подобного профиля.

7.5. Метод финансирования инвестиций

Можно выделить два основных вида инвестирования – за счет внутренних и внешних источников. К внутренним источникам относятся: уставный фонд, чистая прибыль, направленная на развитие. К внешним источникам относятся: кредит, заем, продажа акций и облигаций, аренда и лизинг, целевое финансирование из бюджета или специализированных фондов.

В данном разделе необходимо определиться с системой финансирования. Для этого необходимо выбрать организационно-правовую форму предприятия, обосновав свой выбор через сравнение с другими возможными формами и методами ведения бизнеса. Далее определяется: состав собственников предприятия, величина вклада каждого собственника, прочие инвесторы (банк, бюджет, венчурная фирма и т.п.) и условия их привлечения. Одновременно рассчитывается необходимая сумма заемных и привлеченных средств.

Такой расчет можно произвести на основе балансового метода.

Активы (имущество предприятия) состоят из 2 частей: оборотный и внеоборотный (нематериальные активы, основные средства, долгосрочные финансовые вложения, незавершенное строительство) капитал. Пассивы (источники формирования имущества предприятия) бывают собственные и заемные. При создании нового предприятия обычно имущество формируется частично за счет взносов учредителей, а недостающая сумма (активы – уставный капитал) – за счет заемных или привлеченных средств.

Пример расчета потребности в заемном капитале:

Активы создаваемого предприятия – 2947,5, в т.ч.:

Нематериальные активы – 34 тыс.руб.

Основные фонды – 1320 тыс.руб.

Оборотные средства – 1596 тыс.руб.

Пассивы создаваемого предприятия = активам = 2950 тыс.руб.

Уставный капитал формируют 5 учредителей с равными долями: 5*110=550 тыс.руб.

Заемный капитал 2950-550=2400 тыс.руб.

Из них на условиях коммерческого кредита можно приобрести запасов на 100 тыс.руб., а остальное взять в кредит на сумму 2400-100=2300 тыс.руб. под 15% годовых.

7.6. Формирование штатного расписания и планирование фонда оплаты труда

Для эффективной работы предприятия необходимо нанять работников соответствующей квалификации и в количестве, достаточном для выполнения намеченной производственной программы. Обычно планирование начинают с расчета численности основных производственных рабочих и определения общей производственной структуры компании.

В описании технологии уже выделены основные производственные операции и их трудоемкость. Исходя из этих данных определяем, рабочие каких специальностей и какой квалификации необходимы. Производим расчет явочной численности рабочихяв) в смену.

, где Тр = ; Fэф = Тсм *S* Дп

Тр – трудоемкость выполняемых работ (производственной программы), час4

N – количество видов работ;

Кi – количество работ i-го вида, которое необходимо выполнить в плановом периоде, шт;

ti – трудоемкость выполнения i-ого вида работ;

tдоп – время на дополнительные виды работ, час;

kдоп – коэффициент дополнительных видов работ;

Fэф – эффективный фонд рабочего времени одного работника в плановом периоде, час/чел.;

Тсм – средняя продолжительность работы смены, час;

S – число рабочих смен в сутках;

Дп – число суток работы в плановом периоде;

Аналогично можно рассчитать и численность служащих.

Явочную численность вспомогательных рабочих или обслуживающего персонала определяется отношением количества объектов обслуживания с учетом сменности к норме обслуживания одного рабочего места

где , где

Nагр – число обслуживаемых агрегатов (например, столиков в кафе), шт.

Ноб – норма обслуживания одного агрегата, шт./чел;

Тоб – время, необходимое на обслуживание одного агрегата, определяемое по формуле, час /шт.

Если поток клиентов весьма существенно меняется по дням недели или времени суток, то часто используется особый режим работы персонала с изменением чередования выходных и рабочих дней, длительности смены, возможны графики рабочего дня с разрывом. Поэтому при планировании численности на таких предприятиях начинают с определения режима работы и выделения временных интервалов с различной величиной потока клиентов. Далее определяется исходя из времени обслуживания явочное количество работников на каждом временном интервале и составляется график их работы. На основе такого графика можно определить их списочное количество.

Планирование численности прочего персонала осуществляется исходя из структуры управления предприятием и предполагаемых объемов работ. Эту работу можно провести примеру предприятий аналогичного профиля. При выборе структуры управления учитываются характерные особенности, функциональная направленность и величина предприятия. В сфере обслуживания выделяют 3 характерных направления организации управления предприятиями:

- предприятия, осуществляющие производство и ремонт изделий по заказам населения, для которых структура управления обычно аналогична структуре управления предприятий родственных отраслей промышленности;

- предприятия, занятые обслуживанием, для которых главное – обеспечение качественного обслуживания клиентов, структура управления должна обеспечивать такое обслуживание

- предприятия, выполняющие посреднические функции между населением и специализированными организациями, главное в их работе – максимальная четкость и быстроты приема заявок и оперативность исполнения заказов, т.е. четкая диспетчеризация производственного процесса.

Для предприятий второго и третьего вида в зависимости от размеров чаще всего используется линейный или линейно-штабной вид структуры управления.

В данном разделе курсового проекта необходимо составить структуру управления своим предприятием, определить численность работников аппарата управления (см. рис. 3).

Далее определяется система и уровень оплаты труда по каждой категории работников и формируется штатное расписание. Может быть использована любая форма оплаты труда, однако она должна стимулировать работника к повышению производительности труда. Может быть выбрана бестарифная или тарифная система.

Если выбрана тарифная система оплаты труда, то для каждого работника выбирается форма оплаты труда: сдельная, сдельно – премиальная, повременная, повременно-премиальная, аккордная и т.п. Помните о том, что сдельные формы оплаты труда можно применять только в очень ограниченных случаях (если работник в достаточной степени обеспечен работой, он может повлиять на скорость выполнения работ и при этом качество произведенной работы не ухудшится), поэтому они редко используются в сфере услуг.

Затем составляется штатное расписание с планируемыми среднемесячными выплатами и рассчитывается годовой фонд оплаты труда, ориентировочный вид которого представлен в таблице 7.6.1.

Оплата труда всех работников предприятия всеми видами оплаты составляет ФОТ. Т.е. сюда включается основная и дополнительная зарплата, выплаты стимулирующего и компенсирующего характера:

- Основная зарплата – это все виды оплаты труда за отработанное время.

- Дополнительная – это оплата труда за неотработанное время или выполнение дополнительных работ. Сюда включаются оплата основного и дополнительного отпуска, доплаты за ночные или сверхурочные часы работы (оплачиваемые по повышенным ставкам), за совмещение профессий, обучение учеников, неосвобожденным бригадирам и т.п. Для этого рассчитывается по аналогии с предприятиями данного профиля уровень дополнительной заработной платы процентом от уровня основной.

- Выплаты стимулирующего характера – премии за производственные результаты и по итогам работы за год, за выслугу лет и прочие.

- Выплаты компенсирующего характера – по уходу за ребенком до трех лет, районные коэффициенты, спецодежда и обмундирование, коллективное питание, доплаты за разъездной характер работ и т.п.

Если выбрана бестарифная система оплаты труда, то необходимо сформировать положение об оплате труда, в котором указать: как формируется и распределяется фонд оплаты труда (ФОТ). Далее рассчитать по этим правилам годовую величину фонда оплаты труда и среднемесячную оплату одного работника.

Например, на предприятии введена смешанная форма оплаты труда (базовый минимум оплаты труда – по тарифным ставкам в соответствии со штатным расписанием, остальное – премиальный фонд). На формирование премиального фонда направляется 10% от выручки предприятия. Он распределяется между работниками администрации и остальными работниками в пропорции 1:1. Далее распределение производится пропорционально личному коэффициенту каждого работника, который определяется умножением коэффициента трудового участия на коэффициент квалификации и коэффициент стажа работы. Таким образом, при численности персонала 10 человек и среднемесячной планируемой выручки в сумме 500 тыс.руб. ФОТ составит 40+0,1*500=90 тыс.руб. в месяц или 1080 тыс.руб. в год, среднемесячная оплата труда одного работающего 9 тыс.руб.

Таблица 7.6.1

Штатное расписание ателье по пошиву и ремонту одежды

Категория Кол-во человек форма оплаты Оклад или часовая тар.ставка ФОТ в год, тыс.руб.
Директор   повременная 5 т.р./мес  
бухгалтер   повременная 3 т.р./мес  
художник-консультант   повременная 4 т.р./мес  
менеджер по снабжению и сбыту   повременная 2,5 т.р./мес  
мастер-технолог   повременная 3,5 т.р./мес  
закройщики   повременная 4,5 т.р./мес  
швеи   сдельная 30 р./час  
продавец сопутствующих товаров   процентом от выручки 5%  
уборщица   повременная 1 р./мес  
итого        

7.7. Планирование текущих расходов

В данном разделе необходимо составить смету расходов на год. Тщательность выполнения данного раздела наиболее существенным образом скажется на конечных результатах расчетов. Подготовку начните с формирования списков прямых расходов (отдельно по каждому виду деятельности, виду услуг) и косвенных (на управление, на сбыт) с указанием экспертно оцененных расходов или планируемых норм расхода. Также не забудьте о прочих расходах, не включаемых в себестоимость продукции и услуг, но влияющих на формирование финансовых результатов. Чаще всего для этой цели используют данные из описания технологического процесса и экспертные оценки. Помните, что торговля и общественное питание в прямые расходы включает только расходы на закупку товаров (продуктов для приготовления блюд), остальные расходы называются коммерческими или издержками обращения.

Желательно сделать это на первый и на последующие годы работы отдельно, так как результаты могут существенно отличаться. Пример (краткий) перечень расходов приведен в таблице 7.7.1. Допустимо планирование на каждый год работы отдельно с учетом прогнозируемого изменения цен и спроса, однако это может сильно затруднить проведение расчетов и рекомендуется только для студентов, использующих электронные таблицы. Чаще всего для подготовки ПТЭО выбирают грубую оценку в ценах базового года, считая доходы и расходы последующих (начиная со второго) годов по среднему значению.

Таблица 7.7.1

Планируемые текущие расходы на год работы (в тыс. руб.)

Вид расходов первый год 2-5 год работы
прямые
по торговле – закупка товаров    
по массажно-косметическим услугам:    
- заработная плата специалистов часовая ставка* среднее время обслуживания*планируемое количество услуг * коэффициент дополнительных видов работ
- отчисления в пенсионный фонд и на обязательное страхование 14%+0,2% от ФОТ
- материалы и одноразовое белье    
по группам физподготовки:    
- заработная плата тренеров в соответствии со штатным расписанием
- отчисления в пенсионный фонд и на обязательное страхование 14%+0,2% от ФОТ
- обслуживание тренажеров, закупка видео и музыкальных программ    
управленческие и коммерческие
канцелярские товары    
расходные материалы    
бензин    
услуги по ремонту и содержанию машины, бензин    
зарплата в соответствии со штатным расписанием
отчисления в пенсионный фонд и на обязательное страхование 14,2% от ФОТ
аренда 300 руб. за кв.м. в месяц
коммунальные платежи 20 тыс. руб. в месяц
реклама    
роялти (за использование знака обслуживания) 1 тыс.руб. в месяц
амортизация в соответствии с расчетами стоимости внеоборотного капитала
непредвиденные расходы 5% от накладных расходов
прочие расходы
расчетно-кассовое обслуживание 500 руб. в месяц +0,5% от наличной выручки
проценты по кредиту в соответствии с расчетом кредиторской задолженности
       

Необходимо оценить все возможные расходы на производство и реализацию продукции, сделать себе полный их перечень. Это позволит не пропустить крупные расходы. Мелкие, несущественные для расчетов расходы можно укрупнить. По каждому отдельному месту возникновения (прямые расходы по видам деятельности, управленческие, коммерческие) составьте сметы по элементам:

- материальные расходы

- расходы на оплату труда, включая отчисления на социальное страхование

- амортизация

- прочие расходы.

Пример формирования смет приведен в таблице 7.7.2.

Далее для основных услуг (на рынках с очень высоким уровнем конкуренции или новых видов услуг) желательно определить себестоимость. Это необходимо для правильного определения уровня цен. Если номенклатура очень широкая, то делать подобный расчет бессмысленно, особенно для торговли и общественного питания. В этом случае следят, чтобы цена, назначенная за товар или услугу была не ниже прямых расходов и соответствовала среднерыночному уровню цен на аналогичный товар.

Для определения себестоимости отдельного вида услуг используется группировка по статьям калькуляции. Эта группировка отражает состав расходов в зависимости от места их возникновения и их направления (производство или обслуживание). Номенклатура и содержание статей калькуляции зависит от технологических и экономических особенностей конкретного производства, места структурного подразделения предприятия в системе управления, особенностей планирования и учета на данном предприятии.

Структура калькуляции:

1. прямые материальные затраты;

2. прямые затраты на оплату труда;

3. прочие прямые расходы;

4. управленческие расходы (с делением по месту их возникновения, например, на цеховые, заводские расходы);

5. коммерческие расходы.

Если планируется широкий ассортимент продукции или изготовление по индивидуальным заказам, по необходимо составить калькуляции на 1-2 типичных или условных услуги, на базе которых используя корректирующие коэффициенты можно будет в дальнейшем рассчитать себестоимость каждого вида изделий.

Если производится расчет на одно условное изделие (услугу), то необходимо лишь разделить все на планируемое к выпуску количество изделий. Если же изделий больше, то требуется распределить все косвенные затраты. Выбор базы распределения выбирается студентом самостоятельно исходя из особенностей отрасли. Например, можно распределить пропорционально основной зарплате основных производственных рабочих или пропорционально прямым затратам на изделие. Пример определения себестоимости услуг приведен в таблице 7.7.3.

7.8. Планирование текущих доходов

Задачей данного раздела является оценка потенциальных доходов создаваемого предприятия. Основным видом доходов является выручка от реализации, которую можно оценить по формуле:

,где

Цi – цена i-го вида товара,

Кi- количество реализованного товара i –го вида (определено в пункте 7.4).

Для этого необходимо определить цены на каждый вид услуг. Существуют разнообразные методы определения цен на товары Исходя из того, что берется за основу цены, их можно разделить на 3 группы: исходя из цен конкурентов, исходя из потребительской стоимости товара, исходя из затрат на производство и реализацию данного товара (калькуляционный подход). Однако при любом подходе целесообразно использовать как ориентир последний метод, так как цена должна обеспечить покрытие всех затрат и сверх того получение прибыли. Если рассчитанная цена будет выше сложившейся на рынке или определенной другим методом, то надо искать пути снижения затрат или отказаться от производства данного вида продукта или услуги.

Себестоимость Прибыль  
оптовая цена производителя Оборотные налоги  
отпускная цена предприятия-производителя Наценка
себестоимость (для торговой организации) Оборотные налоги Издержки обращения Прибыль торговли
розничная цена на продукцию (работу, услугу)
           

Рис. 7.8.1 Порядок формирования цен на товары

Так как услуга является специфическим видом товара, для которого производство и реализация совпадают, то отпускная и розничная цена на них совпадают.

Таблица 7.8.1

Пример расчета цена на услуги и товары.

Показатель услуги торговля и общественное питание
себестоимость услуги (закупки) 104,3 101,7
плановая прибыль (наценка),% 30% 25%
плановая прибыль (наценка),руб. 31,3 25,4
цена без НДС 104,3+31,3=135,6 101,7+25,4=127,1
НДС (18%) 135,6*0,18=24,4 127,1*0,18=22,9
отпускная (розничная) цена 135,6+24,4=160 127,1+22,9=150

Пример расчета цен, объема реализации и выручки приведен в таблице 7.7.3.

Широкий ассортимент в торговле не позволяет оценивать выручку (товарооборот) подобным методом. Поэтому рекомендуется использовать в качестве базы для расчета цены конкурентов. Проводится анализ закупочных (Цзак) и розничных (Црозн) цен на продукцию конкурентов по основным ассортиментным позициям. Рассчитывается средний уровень наценки (Н) по формуле

Н=(∑Цзак/∑Црозн-1)*100%

Далее обосновывается решение о выборе уровня наценки на создаваемом предприятии.

Оценка годового товарооборота (Т) производится экспертным методом. Например: Т=∑Тотдi * Д, где

Тотдi – среднедневной товарооборот i-ого отдела;

Д – количество дней работы отдела за год;

Далее определяется себестоимость закупленного товара на год работы: Сзак=Т/(1+Н)

Аналогично проводится оценка товарооборота и себестоимости закупленных продуктов для общественного питания. Составьте несколько типичных заказов Ваших потенциальных клиентов. По каждой позиции заказа оцените стоимость закупки продуктов для его изготовления и возможную цену реализации (исходя из цен конкурентов). Аналогично торговле рассчитайте средний уровень наценки (Н) и среднюю стоимость одного заказа (Цзак). Исходя из определенного ранее планового количества клиентов в год (п.7.4) рассчитайте плановый годовой товарооборот.

Расчет необходимо провести также как и для расходов отдельно на первый и на последующие (2-5) годы работы предприятия.


Таблица 7.7.2

Смета текущих расходов предприятия, тыс.руб.*

Элементы затрат сметы прямых расходов по видам услуг смета косвенных расходов (управленческие и коммерческие) итоговая смета
массажно-косметческие физкультурно-оздоровительные кафе-бар
1. материальные, в т.ч.          
– канцелярские          
-расходные материалы          
-бензин          
-закупка товаров          
2. оплата труда, в т.ч. 298,08   74,52 596,16 2831,76
-зарплата          
– ЕСН 57,6   14,4 115,2 547,2
– ОБСНС 0,48   0,12 0,96 4,56
3. амортизация          
4. Прочие, в т.ч.       696,4 696,4
-аренда       518,4 518,4
-реклама          
-консультационно-аудиторские услуги          
– содержание авто          
-роялти          
Итого 398,08   9698,52 1806,56 13791,16


Таблица 7.7.3

Определение себестоимости услуги, цен, объема реализации и выручки, руб.*

вид услуг массажно-косметческие физкультурно-оздоровительные кафе-бар всего
прямые расходы, тыс.руб. 398,1 1888,0 9698,5 11984,6
процент распределения косвенных расходов 398,1/11984,6=3% 16% 81% 100%
косвенные расходы, тыс.руб. 1806,6*3%=60,0 284,6 1462,0 1806,6
итого 398,1+60=458,1 2172,6 11160,5 13791,2
количество в год (шт)        
себестоимость услуги, руб. 458100/1200=381,74 2896,80    
плановая рентабельность (наценка) 30% 20% 100%  
плановая прибыль, руб. 381,74*30%=114,52 579,36 9698,52  
цена без НДС, руб. 381,74+114,52=496,26 3476,16 9698,52  
НДС, руб. 496,26*18%=89,33 625,71 1745,73  
отпускная цена, руб. 496,26+89,33=585,59 4101,86 11444,25  
объем реализации, тыс.руб. 585,59/1000*1200=595,51 2607,12 9698,52 12901,15
НДС, тыс.руб. 595,51*18%=107,19 469,28 1745,73 2322,21
выручка-брутто, тыс.руб. 595,51+107,19=702,70 3076,40 11444,25 15223,36

Примечание: Распределение косвенных расходов производилось пропорционально прямым расходам. Значения всех видов прямых и косвенных расходов взяты из таблицы 7.7.2. В данной таблице приведен расчет средней цены одной типовой услуги (массаж или месячный абонемент в группу шейпинга). По услугам кафе-бара себестоимость блюда не рассчитывалась, а сразу определялся товарооборот (см. п.7.8).


7.9. Планирование финансовых результатов

Цель данного раздела – расчет чистой прибыли от создания предприятия на первый и последующий годы, а также показателей, характеризующих эффективность его деятельности и использования отдельных видов ресурсов (рентабельность, фондоотдача, выработка, коэффициент оборачиваемости).

Для правильного выполнения данного раздела необходимо ознакомиться с 25 и 26 главами налогового кодекса, а также выяснить действующие ставки налогов, которые платят предприятия данной отрасли. Список налогов и ставки, указанные в данных методических указаниях действуют в Санкт-Петербурге в 2005 году. Для других субъектов Федерации или других лет они могут измениться. Информацию можно получить на сайте министерства финансов: http://minfin.kodeks.ru/manage/page?tid=456100003

Используя знания, полученные в курсе «Налоги и налогообложение», выберите систему налогообложения для создаваемого предприятия. Это может быть: единый налог на вмененный доход (ЕНВД), упрощенная система налогообложения (УСН), обычная система налогообложения ПОБЮЛ (предпринимателя без образования юридического лица), обычная система налогообложения организаций.

В первом случае (если вид деятельности поименован в приложении 4) предприятие должно платить: ЕНВД (в соответствии с приложением 4), отчисления в пенсионный фонд (ПФ 14% от ФОТ), обязательное страхование от несчастных случаев на производстве (ОБСНС от 0,2% до 8,5% от ФОТ в зависимости от риска травматизма на рабочем месте), транспортный налог (ТН – в соответствии с мощностью автомобиля, например, легковой – 5 тыс.руб. в год, грузовой – 8 тыс.руб. в год).

Если предприятие планирует выручку не более 15 млн. руб. в год и не попадает под режим ЕНВД, то она может применять УСН. Не вправе применять УСН: организации, имеющие филиалы и (или) представительства; банки; страховщики; негосударственные пенсионные фонды; инвестиционные фонды; профессиональные участники рынка ценных бумаг; ломбарды; организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых; организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом; нотариусы, занимающиеся частной практикой; организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции; организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов, организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых превышает 100 человек; организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превышает 100 млн.рублей

Объектом налогообложения единым налогом по упрощенной системе налогообложения (ЕН по УСН) могут являться доходы (по ставке 6%) или превышение доходов над расходами (по ставке 15%). Во втором случае необходимо внимательно прочитать перечень расходов, которые принимаются к уменьшению в соответствии с Налоговым Кодексом (см. приложение 5) и правильно определить налогооблагаемую базу для расчета ЕН по УСН.

Кроме ЕН по УСН такие предприятия платят также как и в ЕНВД: отчисления в пенсионный фонд, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, транспортный налог.

В этих двух случаях чистая прибыль организации рассчитывается по следующим правилам:

Доходы – расходы, принимаемые к учету = налогооблагаемая прибыль.

Налогооблагаемая прибыль – налог (ЕНВД, ЕН по УСН) – расходы, не принимаемые к учету = чистая прибыль

В третьем случае, если планируется организационно-правовая форма ПБОЮЛ (предприниматель без образования юридического лица), и предыдущие два вида не могут быть использованы, необходимо платить: налог на добавленную стоимость (18% от выручки-нетто), акцизы (для подакцизной продукции), единый социальный налог (ЕСН -24% от ФОТ), обязательное страхование от несчастных случаев на производстве (ОБСНС – от 0,2% до 8,5% от ФОТ в соответствии с риском травматизма), транспортный налог (ТН – в соответствии с мощностью автомобиля, например, легковой – 5 тыс.руб. в год, грузовой – 8 тыс.руб. в год и т.п.), налог на имущество физических лиц, налог на доходы физического лица (НДФЛ – 13%) и другие специфические налоги, относящиеся к тому или иному виду деятельности.

Организации, находящиеся на обычном налоговом режиме, уплачивают: налог на добавленную стоимость (18% от выручки-нетто), акцизы (для подакцизной продукции), единый социальный налог, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, транспортный налог, налог на имущество организаций (2,2% от стоимости имущества), налог на прибыль организаций (24%) и другие специфические налоги, относящиеся к тому или иному виду деятельности.

В этих двух случаях порядок расчета чистой прибыли должен соответствовать форме 2 баланса предприятия «Отчет о финансовых результатах):

Выручка от продажи товаров, работ, услуг (товарооборот) – НДС, акцизы и подобные платежи = объем реализации (нетто-выручка), например 18 млн. руб. / (1+18%) = 10 млн. руб.

объем реализации – себестоимость реализованной продукции (без коммерческих и управленческих расходов) = валовая прибыль (наценка), например, 10 млн. руб. – 8 млн.руб. (закупка товара) =
= 2 млн. руб.

валовая прибыль – коммерческие расходы – управленческие расходы =прибыль/убыток от продаж, например 2 млн.руб. – 1 млн. руб. (издержки обращения, включая ЕСН, ОБСНС, ТН)=1 млн. руб.

прибыль/убыток от продаж + прочие доходы – прочие расходы = прибыль/убыток до налогообложения (балансовая прибыль), например, 1 млн.руб. – 0,25 млн. руб. (банковское обслуживание) – 0,53 млн. руб. (проценты по кредиту) – 0,02 (налог на имущество) = 0,2 млн. руб.

балансовая прибыль – налог на прибыль или НДФЛ и другие обязательные платежи = прибыль/убыток от обычной деятельности, например 0,2-24%*0,2=0,152 млн.руб.

прибыль/убыток от обычной деятельности + чрезвычайные доходы – чрезвычайные расходы = чистая прибыль/непокрытый убыток, например, 0,152+0-0=0,152 млн. руб.

Далее необходимо оценить эффективность производства, которую характеризует показатель рентабельности (от рента – доход). Существуют различные показатели рентабельности, поэтому студент сам выбирает, какая из них наиболее полно отражает эффективность хозяйственной деятельности организуемого предприятия.

Рентабельность продукции и услуг – характеризует эффективность затрат на производство и реализацию продукции (т.е. отношение прибыли от реализации к полной себестоимости продукции)

Рпрод = П/С*100%

В торговле аналогичным показателем является удельная рентабельность, характеризующая прибыль на 1 рубль реализации. Ее рассчитывают делением балансовой прибыли к товарообороту.

Руд = П / Т * 100%,

Показателем, характеризующим доходность работы предприятия в целом является расчетная рентабельность (отношение чистой прибыли к суммарным издержкам предприятия, включая прочие расходы и налог на прибыль)

Ррасч= ЧП/(С+Рвнереал + Нприб)*100%

Эффективность использования отдельных видов ресурсов оценивается соответственно показателями:

Фондоотдача ФО=ВП/ОФ, где ВП – выпуск продукции за год, ОФ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов

Выработка среднегодовая на одного работающего В=ВП/Ч, где Ч – среднегодовая численность работающих

Коэффициент оборачиваемости Коб=РП/ОС, где РП – полная себестоимость реализованной продукции, ОС – среднегодовая стоимость оборотных средств предприятия.

7.10. Оценка эффективности проекта

Оценка эффективности инвестиционного проекта – очень сложный процесс, т.к. основная часть оценок – прогнозные, для их более точного определения необходима детальная проработка проекта, анализ факторов, влияющих на их величину, необходимость учесть инфляцию, риск, временные характеристики. Это дорогостоящий трудоемкий процесс. Поэтому в предварительном технико-экономическом обосновании, которым является наш проект, делают грубую оценку (без учета изменения стоимости денег во времени). Для этого используется Статический метод. Рассчитываются следующие показатели, характеризующие экономическую эффективность инвестиционного проекта:

1. Чистый доход от реализации проекта (показатель эффекта от реализации проекта):

ЧД ЧПi -К, где

Т – количество лет действия проекта (лучше всего от 1 до 5 лет);

ЧПi – чистая прибыль в i-ом году реализации проекта;

К – сумма инвестиций, необходимая для реализации проекта и исчисленная в пункте 7.4.

2. Индекс доходности (коэффициент benefit cost ratio) – показатель эффективности инвестиций, количество рублей прибыли, полученное на 1 рубль вложенных инвестиций:

ИД ЧПi / К,

3. Срок окупаемости (pay back) – число лет, необходимых для того, чтобы чистая прибыль сравнялась с величиной инвестиций:

Ток = К / ЧПср, где

ЧПср – среднегодовая чистая прибыль от реализации проекта (среднее арифметическое).

Пример расчета:

Чистая прибыль первого года работы ЧП1=100 тыс.руб., чистая прибыль последующих лет ЧП 2-5=250 тыс. руб.

ЧП ср=(100+250*4)/5= 220тыс.руб в год

Т = 5 лет

К = 330 тыс.руб.

ЧД = 100+4*250-330=770 тыс.руб.

ИД = 1100/330=3,3 руб./руб.

Ток = 330/220= 1,5 года

7.11. Выводы

Последний раздел работы выполняется в виде резюме. Выводы должны быть краткими – не более 1-2 страниц. Это будет основная часть, которую будет оценивать руководитель работы, она должна являться основой Вашего доклада на открытой защите и достаточно полно представлять всю работу в целом. Выводы должны обязательно включать следующую информацию:

- цель проекта;

- краткое описание бизнеса и его целевого клиента;

- что делает Ваш бизнес непохожим на бизнес ваших конкурентов (здесь необходимо дать четкое определение и описание тех видов услуг, которые будут предложены на рынок, основные характеристики, преимущества, которые получат потенциальные покупатели);

- потребность в финансах, их предназначение и для каких целей они необходимы;

- финансирование: размер кредита, для какой цели, предполагаемые сроки погашения, кто еще собирается инвестировать проект, какие собственные средства есть;

- основные финансовые результаты;

- вывод о целесообразности организации данного бизнеса.

8. Литература

1. Гражданский кодекс РФ. Часть 1. Официальное издание. 1994 г.

2. Налоговый кодекс РФ, ч.1 от 31.07.98 г. № 146-ФЗ.

3. Налоговый кодекс РФ, ч.2 от 29.12.00 г. № 166-ФЗ.

4. К. Хаксевер, Б. Рендер, Р. Рассел, Р. Мердик Управление и организация в сфере услуг, 2-е изд./Пер. с англ. Под ред. В.В. Кулибановой – СПб: Питер, 2002.

5. Левитина И.Ю. Экономика сферы сервиса. – СПб.: СПбГИСЭ, 2000.

6. Ерохина Л.И. Башмачников Е.В. Основы организации обслуживания населения на предприятиях сферы сервиса. Учебное пособие. – М.: МГУС, 2001.

7. Горемыкин, Виктор Андреевич. Бизнес план: Методика разработки 25 реализованных образцов бизнес плана / Горемыкин В.А. – [3-е изд.]. – М.: Ось-89, 2004.

8. Гущин В.В., Пахомов В.Д., Приходько Е.П. Сервисное право: учебное пособие / под ред. Ю.П. Свириденко – М.: Маркетинг, 2002.

9. Защита прав потребителя: Законодат. акты, правила обслуживания, практ. советы, образцы док. для обращения в суд [Сост. В.Н. Иванов] – М.: Цитадель: 1996:

10. Стандартизация и сертификация в сфере услуг: Учеб. пособие по спец. 230700 «Сервис» / [А.В. Раков, В.И. Королькова, Г.Н. Воробьева и др.]; Под ред. А.В. Ракова. – М.: Academia, 2004.

11. Труханович Л. В. Кадры в сфере бытовых услуг: Сб. должност. и произв. инструкций / Л.В. Труханович, Д.Л. Шур. – М.: Финпресс, 2003.

12. Смагулов Б. К. Стандартизация и сертификация социально- культурных и туристских услуг: учебное пособие / Б.К. Смагулов – Омск: ОГИС, 2004.

13. Рухляда Н. О. Пособие по определению себестоимости медицинских услуг / Рухляда Н.О., Жабко А.Г., Колганова О.Л.. – СПб: Фирма «Стикс», 2004.

14. Абалонин С. М. Конкурентоспособность транспортных услуг: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по спец. 060800 «Экономика и упр. на предприятии трансп.» / С.М. Абалонин. – М.: Академкнига, 2004.

15. Основы экономической деятельности парикмахерских: Метод. и практ. руководство для руководителей предприятий услуг красоты / Н.А. Платонова, Г.И. Хотинская, А.В. Колгушкина, Т.Н. Лустина – М.: Дело и сервис, 2004.

16. Касаткин Ф. П. Организация перевозочных услуг и безопасность транспортного процесса: Учеб. пособие / Ф.П. Касаткин, С.И. Коновалов, Э.Ф. Касаткина – М.: Акад. Проект, 2004.

17. Управленческий консалтинг: Путеводитель по рынку проф. услуг / [Авт.-сост. П. Шура]. – М.: Коммерсант и др., 2002.

18. Дудов В. А. Сфера услуг физической культуры и спорта: формирование маркетинговой стратегии: [Учеб.-метод. пособие] / В. А. Дудов, О. Н. Степанова – М.: Изд-во РАГС, 2001.

19. Стаханов В. Н. Маркетинг сферы услуг: Учеб. пособие: Для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям / В.Н. Стаханов, Д.В. Стаханов. – М.:ПРИОР: Эксперт. бюро, 2001.

20. Гуккаев В. Б. Организации общественного питания: правила работы, учет, налогообложение: [справ. для бухгалтера] / В.Б. Гуккаев. – М.: Гросс Медиа, 2005.

21. Филипповский Е. Е. Экономика и организация гостиничного хозяйства / Е.Е. Филипповский, Л.В. Шмарова. – М.: Финансы и статистика, 2005.

22. Справочник директора предприятия / Гос. ун-т упр.; под. ред. проф. М.Г. Лапусты]. – 7-е изд., [ испр., изм. и доп.]. – М.: ИНФРА-М, 2004.

23. Частная детективная и охранная деятельность: [орг. деятельности, лицензирование, оружие и спецсредства]. – Изд. второе. – М.: РИОР, 2004.

24. Филиппов С. С. Основы менеджмента в сфере физической культуры: учеб. пособие для студентов высш. проф. учеб. заведений. – СПб: С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта., 2004.

25. Назаров Г. Ф. Экономика и организация здравоохранения / Г.Ф. Назаров. – СПб.: Профи-Информ, 2004.

26.Организация и экономика фармации: учебник для студентов медицинских училищ и колледжей / [Косова Ирина Владимировна, Лоскутова Екатерина Ефимовна, Максимкина Елена Анатольевна [и др.]]; под ред. И. В. Косовой. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: ACADEMIA, 2004.

27. Карасев Е. Н. Организация услуг в автомобильном сервисе: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «Сервис» / Е.Н. Карасев – Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2004.

28. Яковлев Д. Е. Организация и управление деятельностью учреждения дополнительного образования: Метод. пособие / Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс: Айрис-дидактика, 2004.

29. Организация производства на предприятиях общественного питания: Учеб. пособие / [Л.А. Радченко; Под ред. Белоусовой С.Н.]. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

30. Современные принципы организации стоматологических учреждений России: учеб. пособие / Ю.М. Максимовский, А.М. Аванесов, А.И. Дойников, О.В. Сагина. – М.: МЦФЭР,2004.

31. Волгин В. В. Автосервис: создание и сертификация: практ. пособие / В. В. Волгин. – М.: Дашков и Кш, 2004.

32. Калашников А. Ю. Кафе, бары и рестораны: Организация, практика и техника обслуживания / А. Ю. Калашников. – М.: Проспект, 2004.

33. Ильина Е. Н. Туроперейтинг: организация деятельности: Учеб. для студентов вузов турист. профиля. – М.: Финансы и статистика, 2004.

34. Ильина Е. Н. Туроперейтинг: стратегия и финансы: Учеб. для студентов вузов турист. профиля. – М.: Финансы и статистика, 2004.

35. Зачесов В. П. Технология и организация перевозок на речном транспорте: Учеб. пособие / В.П. Зачесов, В.Г. Филоненко. – Новосибирск: Сиб. соглашение, 2004.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Образец задания на курсовую работу

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ

КАФЕДРА «ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ СЕРВИСА»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: