Введение

Важность выбора друзей

В Исламе

Первое издание

Подготовлено редакцией сайта

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Введение

Хвала Аллаху. Его мы восхваляем и к Нему взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого поведет Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение, а кого Он оставил, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, нет у Него сотоварища. И свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.

А затем:

Дружба в Исламе занимает немаловажное место, на что обращают внимание Коран, Сунна и высказывания праведных предшественников. Так, Всевышний Аллах сказал: «Не будет грехом для слепого, не будет грехом для хромого, не будет грехом для больного и для вас самих, если вы будете есть в ваших домах, или в домах ваших отцов, или в домах ваших матерей, или в домах ваших братьев, или в домах ваших сестер, или в домах ваших дядей по отцу, или в домах ваших теток по отцу, или в домах ваших дядей по матери, или в домах ваших теток по матери, или в тех домах, ключи которых в вашем распоряжении, или в доме вашего друга. Не будет грехом для вас, если вы будете есть вместе или по отдельности. Когда вы входите в дома, то приветствуйте себя (друг друга) приветствием от Аллаха, благословенным, благим» (ан-Нур 24: 61).

Ма’мар рассказывал: “Как-то я спросил у Къатады: «Можно ли мне выпить из этого кувшина?», на что он ответил: «Ты же мой друг, так к чему же это испрашивание разрешения?!»” См. “Тафсир ‘Абдур-Раззакъ” 2/64, “Тафсир ат-Табари” 17/374.

Имам аль-Къуртуби, перечисляя пользы и выводы данного аята, сказал: “В этом аяте Всевышний Аллах приравнял друга к ближайшим родственникам. Ибн ‘Аббас говорил: «Друг ближе, чем родственники. Разве ты не видел, как обитатели Ада будут взывать: «И нет у нас ни заступников, ни сострадательного друга» (аш-Шу’ара 26: 100-101)”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 15/351.

По этой причине, когда некоторых саляфов спрашивали: «Кто тебе любимее: твой брат или твой друг?», они отвечали: “Мой брат, если он является моим другом!” Ибн Къутайба в “Уюн аль-ахбар” 3/6, Ибн ‘Абдуль-Барр в “Бахджатуль-маджалис” 2/689.

Все это указывает на то, какую значимость придает дружбе исламский шариат.

По этой причине Коран и Сунна повелевают избирать себе праведных друзей и спутников и запрещают иметь в качестве близкого окружения неверных или же нечестивых мусульман. Запрет дружбы с подобными людьми объясняется тем, что человек по своей сущности склонен брать пример и уподобляться тем, с кем он дружит. Например, общение с теми, кто приобретает религиозное знание, подталкивает человека на изучение религии и приобретение знаний. Общение с аскетами учит быть неприхотливым к мирским благам. Общение с приверженцами нововведений ввергает человека в ересь. А общение с теми, кто жаждет мирских благ, пробуждает в душе стремление к мирскому богатству. По этой причине шариат строго повелевает выбирать себе таких друзей и собеседников, общение с которыми принесет пользу как в мире этом, так и в мире ином, и велит изо всех сил остерегаться плохих товарищей. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Человек исповедует ту же религию что и его близкий друг. Так пусть же посмотрит каждый из вас, кто является вашим близким другом!» Абу Дауд 4833, ат-Тирмизи 2378. Имам ан-Науауи, хафиз Ибн Хаджар, имам Ибн Муфлих, ас-Суюты и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Ибн Аби ‘Имран рассказывал: “Однажды я пришел к Абу Зарру и нашел его в мечети в одиночестве. Я спросил его: “Почему ты один?” На что он ответил: «Одиночество лучше, чем плохая компания, однако хорошая компания лучше, чем одиночество!» Абу аш-Шейх, ад-Дайлями, Ибн ‘Асакир. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад хорошим. См. “Файдуль-Къадир” 7/349.

Как прекрасны слова этого мудрого сподвижника!

Абу Суляйман ад-Дарани говорил: “Води дружбу только с двумя: человеком, благодаря ко­торому ты можешь получить пользу в своих мирских делах, и человеком, благодаря которому ты получишь пользу в том, что относится к миру вечному, а иметь дело с другими есть ве­ликая глупость!” См. “аль-Мау’изатуль-муттакъин” 128.

Имам Ибн Джама’а, делая наставление требующим знания, сказал: “Он должен общаться только с теми, кто может обучить его чему-нибудь и у кого он может поучиться сам. Если же он подружится с тем, с кем он попусту теряет свое время, кто ничему его не учит, у кого он ничему не научится, и кто не поддерживает его в том, что он делает, то пусть любезно прервет с ним отношения с первых же дней знакомства. И это следует сделать сразу же, пока их дружба еще не окрепла, ибо от того, что уже укрепилось, избавиться тяжело. Факъихи говорили: «Легче предотвратить, нежели прекратить»”. См. «Тазкирату-ссами’» 84.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: