Специфика научной гипотезы

Многие ученые, начиная с XVII-XVIII вв. пытались предпринять множество попыток создания универсальной логики открытия. Бэкон в своей индуктивной логике предлагал особые правила открытия. С помощью канонов индукции Бэкона, усовершенствованных Миллем, можно открывать лишь простейшие эмпирические закономерности о регулярных связях наблюдаемых явлений, однако для раскрытия ненаблюдаемых, внутренних закономерностей необходимо обращение к теоретическим понятиям и гипотезам.

В философии науки XIX века Уэвеллом (Whewell) была сформулирована гипотетико-дедуктивная модель научной теории. Во второй половине XIX – первой половине XX вв. гипотетико-дедуктивная модель научного познания становится популярной. В настоящее время многие философы и методологи считают, что она является наиболее эффективной концепцией структуры научной теории. Это мнение доминирует и до сих пор в аналитической философии Запада.

Гипотетико-дедуктивная модель основывается на аксиоматическом способе построения научной теории, созданной с учетом эмпирического знания. Любая аксиоматическая теория использует только дедуктивную технику вывода и подчиняется определенным требованиям, как-то: непротиворечивости, независимости, полноты, разрешимости и т.д.

Гипотетико-дедуктивная модель объясняет процесс научного познания следующим образом. Исследователь выдвигает гипотезу, к которой он приходит нелогическим путем. Из нее выводятся различного рода следствия, которые затем сопоставляются с эмпирическими данными. Гипотезы, противоречащие опытным данным, отбрасываются, а подтвержденные – утверждаются в качестве научного знания.

Нельзя придумать правила, которые неизбежно привели бы к открытию. Здесь к числу важных факторов относятся не только абстрактное мышление, но и интуиция, воображение, талант, опыт, квалификация исследователя. Гипотетико-дедуктивная теория опирается на эмпирические данные и экспериментальные законы, которые первоначально формулируются в форме гипотез. Таким образом, гипотетико-дедуктивная модель научного исследования заключается в дедуктивном обосновании гипотез после того, как они сформулированы. Гипотеза есть необходимая стадия развития научного знания на определенном этапе построения научной теории.

Итак, гипотетико-дедуктивная модель научного исследования, опирающаяся на сформулированные в гипотезе законы, выведенные дедуктивно с опорой на эмпирические данные, в настоящее время признана в качестве основной науковедческой концепции.

Гипотеза [греч. hypothesis – основание, предположение] — объяснение причин каких-либо явлений, вероятное предположение, достоверность которого еще не доказана; прием познавательной деятельности человека. Гипотеза возникает из потребностей общественной практики, образовывает систему абстракций, систематизируя имеющиеся научные знания. Она включает в себя суждения, понятия, умозаключения, представляя собой целостную структуру. Научная гипотеза всегда выходит за пределы изученного круга фактов, объясняет их и предсказывает новые факты; гипотеза систематизирует знания, объединяет информацию в систему знаний и образует теорию, если будет подтверждена практикой. Именно системность знания объединяемого в гипотезе, подчеркивают в Кураев В.И. и Лазарев Ф.В.: «Гипотеза – это система высказываний, в которых предпринимается попытка дать ответ на поставленный в науке вопрос» [50, С. 117].

Гипотеза – это форма развития знаний, представляющая собой обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений. Гипотеза является необходимым компонентом любого познавательного процесса.

Карпович В.Н. подчеркивает роль гипотез в установлении научных законов: «…Научный закон представляет собой подтвержденную научную гипотезу о наличии инвариантной связи между двумя или более переменными, каждая из которых представляет свойства или признаки конкретных объектов или явлений» [34, С. 129]. Но при этом в логической форме гипотезы должен присутствовать оператор «для всякого», «почти для всякого», или «для большинства», так как гипотеза должна быть достаточно общей.

Гипотеза существует в качестве связующего звена между известным и неизведанным достаточно давно. Еще в эпоху античности был сформулирован парадокс о проблеме научного поиска: каким образом искать то, что неизвестно, а если искомое известно, то что же искать?

В средневековье учение о гипотезе не развивалось.

В эпоху Просвещения ученые считали, что существуют два надежных средства достижения достоверного знания: опыт и математическое описание его результатов. Считалось, что если данные опыта нашли математическое выражение, то такие результаты заслуживают самого высокого научного доверия. Основной метод познания представлялся следующим образом: опытным путем в природе обнаруживалась закономерность, а потом находилась соответствующая ей теоретическая интерпретация. При таком методе познания окружающей действительности функция гипотезы отсутствует.

В настоящее время гипотеза является одной из форм развития науки. Она возникает вследствие обобщения накопленного фактического материала и активно влияет на формирование новой теоретической концепции, систематизацию научного знания, накопление новых фактов до тех пор, пока не будет отвергнута, или на её основе не будет установлен новый закон, новая научная теория.

Гипотезу применяют в тех случаях, когда необходимо объяснить причинные зависимости явления, а известных знаний недостаточно, факты недоступны опытному исследованию, но их следствия могут быть изучаемы; когда необходимо обобщить все новые факты для того, чтобы в данный момент попытаться разъяснить их. Гипотезы чаще всего применяют в процессе обобщения результатов наблюдений и экспериментальных данных; интерпретации информации, теории; обосновании ранее выведенных предположений; планировании эксперимента. Гипотеза вероятнее всего не требуется в тех случаях, где отсутствует формирующий эксперимент, то есть в работах методологического плана, по истории науки, посвященных сравнительным исследованиям и при обобщении практического опыта.

Научное познание происходит не прямолинейно, а спиралеобразно, всё более приближаясь к истине. Познание истины происходит через преодоление заблуждений. Научное познание происходит через обнаружение противоречий, осмысление проблемы, формулирование гипотезы к конструированию теории. Одним из звеньев в цепи познания является гипотеза.

Итак, построение гипотезы сопровождается выдвижением предположений о природе исследуемых явлений. Предположение имеет форму проблематичного суждения, которому характерно ослабленная эпистемологическая модальность. Гипотеза содержит лишь вероятное знание, нуждающееся в проверке. Гипотетическое предположение возникает в результате анализа фактического материала. Научная гипотеза имеет рациональное обоснование, хотя важна и интуиция, догадка. Любая гипотеза имеет основание (исходные данные) и предположение. Проверенная гипотеза становится достоверным знанием, научной теорией.

Можно выделить несколько разновидностей гипотез в соответствии с разными основаниями. По функции в познавательном процессе выделяют описательные и объяснительные гипотезы. Рабочая или частная гипотеза противопоставляется реальной, теоретической гипотезе. Наряду с гипотезой применяются такие понятия, как версия, предположение, презумпция. Особняком стоят гипотезы «ad hoc» – «к случаю». Понятие гипотезы связано с понятиями прогноза, предсказанием, предвидением, догадки.

Описательная гипотеза является кратким резюме изученных явлений, раскрывающим общие формы их связи. Она выдвигается с целью выявления состава, структуры объекта, раскрытия особенностей его деятельности, определения функциональных характеристик.

Разновидностью описательной гипотезы является экзистенциональная гипотеза, гипотеза о существовании чего-либо. Экзистенциальные гипотезы имеют вид: «Существуют предметы типа А». Например, педагог Терегулов Ф.Ш. выдвинул гипотезу о существовании у человека генома интеллекта, влияющего на формирование и функционирование «…прижизненно становящегося мозгового новообразования – биологического органа интеллекта и основы Личности» (Терегулов Ф.Ш. Формирующая биосоциальная педагогика. – Уфа, 1999. – С. 2), офтальмолог Мулдашев Э.Р. удивил археологов тем, что активно рекламирует гипотезу о зарождении человечества на Тибете (Мулдашев Э.Р. От кого мы произошли? (Сенсационные результаты научной гималайской экспедиции). – М.: ООО «АиФ-Принт», 2000. – 448 с.).

Экзистенциальные гипотезы являются в принципе неопровергаемыми. Другим таким же подтверждаемым, но не опровергаемым, видом являются вероятностные гипотезы. Вероятностные гипотезы имеют форму: «Вероятность того, что предмет типа А является предметом типа В, равна P». В том случае, когда гипотеза является подтверждаемой, но не опровергаемой, говорят о ее слабой проверяемости, что обычно компенсируется теоретической обоснованностью гипотезы. Это допустимо и часто встречается, за пределы науки обычно выводятся только не опровергаемые и не обоснованные теоретически предположения.

Объяснительная гипотеза – состоит из предположений и аргументов, в ней раскрываются возможные следствия из определенных факторов и условия, то есть причины и обстоятельства, при которых данное исследование имеет место. Здесь отвечают на вопрос «почему?», «по какой причине?» и т.п.

В экспериментальных исследованиях применяется понятие рабочей гипотезы, развившейся из догадки. Под рабочей гипотезой понимается одно из первых объяснений, пригодное для внутреннего пользования в данный период времени. Рабочая гипотеза выдвигается с первых шагов исследования, от которой можно отойти, но она необходима для первоначальной группировки фактов.

Рабочих гипотез может быть несколько. Исследователя при этом интересует лишь то, что дает рабочая гипотеза для дальнейшего анализа, как она поможет ему направить свою мысль на более детальное и глубокое изучение предмета. Рабочая гипотеза используется лишь на короткий промежуток времени, потом она может быть принята или отброшена в зависимости от потребностей хода исследования предмета. Главная цель, с которой конструируются рабочие гипотезы, заключается в том, чтобы помочь накопить первоначальный материал и теоретически осмыслить его. На этом этапе исследователя не интересует вопрос об истинности гипотезы, его пока интересует, верно или неверно она объясняет педагогический процесс.

Рабочей гипотезой называют первоначальный ответ на поставленную задачу, который еще в достаточной мере не обоснован и не может называться научной гипотезой. Сивоконь П.Е. [23, С. 374] рабочие гипотезы называет временными, которым противопоставляются более устойчивые научные или теоретические гипотезы. Рабочая гипотеза в исследовании предмета выполняет служебную функцию – облегчает процесс накопления и собирания материала. Это еще не гипотеза в полном смысле слова, так как, по мнению Копнина П.В., «…под гипотезой разумеется не просто предположение, а целая система знаний, определенным образом организованная и основывающаяся на доказательствах. Предположения, которые называются рабочими гипотезами, не составляют такой научной системы знания» [39, С. 89].

Иногда в науке используется понятие частной гипотезы, под чем понимается высказывание относительно частного факта, явления, в отличие от научной гипотезы, дающей объяснение относительно закона, присущего целому классу предметов.

На большом фактическом и теоретическом материале возникают так называемые реальные гипотезы, которые конструируются с перспективой на достоверную теорию. Реальные гипотезы строятся для объяснения, отражения объективной действительности, это качество становится главным в их характеристике. Реальная гипотеза рассматривается с позиций её истинности.

Теоретическая, итоговая гипотеза характеризуется тем, что формулируется по окончании исследования, на этапе составления текста.

Наряду с гипотезой может также существовать такое понятие, как версия. Версия [позднелат. versio – видоизменение, поворот] — одно из нескольких, отличных друг от друга объяснений какого-либо факта, события. Обычно это понятие употребляется в применении к единичным случаям, встречающимся в юридической практике. Однако педагоги Загвязинский В.И. и Закирова А.Ф., работающие в русле методологии научного исследования, считают, что гипотезы, подобно версиям, могут иметь различные варианты: «Созданные на основе гипотетической идеи положения гипотезы содержат нечто неочевидное и нуждаются в проверке. В связи с этим весьма полезны вариативные гипотезы» [27].

Очень часто под гипотезой понимают лишь одну из ее составных частей – предположение. Например, так считает Михайлова И.Б.: «Гипотеза представляет собой научно обоснованное предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объектов и связях между ними, о причинах их возникновения и закономерностях их развития» [60, С. 69]. Так же считает Назаров И.В.: «Научная гипотеза – это обоснованное предположение о внутренней закономерной связи явлений» [63, С. 43].

Гипотеза всегда включает в себя предположение, но не всякое предположение есть гипотеза. Предположение – предварительное, допустимое суждение, план, намерение. Структурный элемент гипотезы. Методолог отечественной педагогики Данилов М.А. [22, С. 9] ещё в 1965 г. отметил необходимость отличать гипотезу от простого предположения. Тогда же по этому поводу советский философ Сивоконь П.Е. приводит следующее рассуждение: «Являясь научным предположением, гипотеза, как об этом свидетельствует история науки, не может быть отождествлена с любым проблематичным суждением, она всегда базируется на определенном экспериментальном или предшествующем теоретическом, в том числе философском материале. В соответствии с задачами науки диалектический материализм признает существенное значение не всякой гипотезы, но лишь реальной, разумной, основанной на знании фактов, опирающейся на ранее известные законы природы и законы мышления» [23, С. 374]. Это же отмечает Копнин П.В.: «Поскольку предположение в гипотезе занимает центральное место, возможно отождествление гипотезы с предположением. Очень часто под гипотезой и до сих пор разумеют не всю систему знания, возникшую для объяснения изучаемого предмета, а только один очень существенный ее момент – предположение; таким образом, понятие гипотезы сужается до суждения-предположения. Нам представляется такое ограничение неправомерным, оно рассматривает гипотезу не как процесс движения мысли, а только как ее результат, а точнее – часть результата» [39, С. 52]. Предположение служит средством познания предмета, его существенных связей и закономерностей; оно носит вероятностный характер; в процессе обоснования и развития гипотезы оно должно быть либо доказано в том или ином виде, либо отвергнуто и заменено другим; на его основе строится система знания, позволяющая обнаружить новые факты и закономерности, служащая орудием движения познания.

В гипотезе связывается ранее известное с новым знанием при помощи предположения. Таким образом, фундамент гипотезы составляет некоторое достоверное суждение, на котором уже основывается предположение. Предположение выражается в форме проблематических суждений, то есть суждений, истинность или ложность которых еще не доказана, но эти проблематические суждения имеют большую долю вероятности, основанные на предшествующих уже доказанных знаниях. Иначе говоря, гипотеза характеризуется тем, что она является системой научного знания, состоящей из различных суждений, объединенных предположением. Само предположение является следствием небольшого исследования, сопоставления, обобщения и анализа определенных фактов и закономерностей.

Особой разновидностью предположения является презумпция. Презумпция в переводе с латыни означает предположение, основанное на вероятности; признание факта юридически достоверным, пока не будет доказано обратное. Согласно демократическому принципу презумпции невиновности обвиняемый не виновен до тех пор, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке.

Особняком в отношении всех вышеперечисленных разновидностей гипотез можно расположить гипотезу «ad hoc». Ad hoc – «для этого случая», гипотеза, придуманная для данного случая, для объяснения только именно этого случая. Гипотезы ad hoc лишены предсказательной силы, на их основе нельзя получить новые факты, хотя эти гипотезы используются в качестве вынужденной паллиативы. Чудинов Э.М. объясняет место для гипотез ad hoc следующим образом: «Подлинная теория объясняет явления на основе общих законов. Гипотезы ad hoc, напротив, исходят из предположения, что существуют объекты, которые, строго говоря, не подчиняются законам» [110, С. 136].

Частные гипотезы ad hoc необходимы внутри больших теорий. Возможно, что задачей диссертации на соискание ученой степени кандидата наук является обоснование именно гипотез ad hoc внутри какого-либо направления. Примерно об этом же говорит Черткова Е.Л.: «При более детальном анализе процесса взаимодействия теории и эксперимента становится ясно, что они никогда не могут сталкиваться непосредственно, что любая эмпирическая проверка достаточно абстрактной теории требует целой системы вспомогательных теорий и гипотез» [103, С. 304].

Американский науковед Леплин (Leplin J.) [114] попытался выработать критерии, позволяющие отличать подлинно научные гипотезы от гипотез и теорий ad hoc, к их числу были отнесены следующие пять условий. 1) Условие экспериментальной аномалии, когда противоречие эмпирических данных с теоретическими выкладками разрешается только и только в сочетании с выдвигаемой гипотезой. 2) Условие подтверждаемости означает, что гипотеза ad hoc опирается лишь на те факты, которые без нее оказываются неприменимы в области теории. 3) Условие проверки означает, что гипотеза ad hoc не имеет достаточных оснований для утверждения ее истинности или ложности. 4) Условие совместимости предполагает, что гипотеза ad hoc должна быть совместима с существенными предложениями основной теории. 5) Условие нефундаментальности означает, что гипотеза ad hoc предназначена для решения второстепенных проблем по отношению к общей теории.

Наука в обществе призвана выполнять ряд функций: описательную, нормативную, объяснительную, и прогнозирующую (предсказательную). Предсказание является одной из важнейших функций научного исследования, наука должна не только констатировать, раскрывать и объяснять прошлое и существующее, но и предвидеть будущее. Научная теория, концепция должна выполнять функцию предсказания, которую часто выполняет гипотеза, как форма научного знания, но понятие гипотезы не идентично понятиям прогнозирования, предсказания, предвидения и догадки.

Прогноз [с греч. предвидение, предсказание] – суждение, заключение о состоянии, развитии какого-либо явления в будущем на основе специального исследования. Ученые различают прогноз и гипотезу: «Прогноз есть высказывание о неизвестном ранее, реально возможном положении вещей, которое в рамках научной теории выводится из известных высказываний о законах и высказываний об исходных и сопутствующих условиях; прогноз занимает место заключения, итога в соответствующей структуре вывода; его выдвижением в отличие от выдвижения гипотезы не преследуется цель объяснить уже известное положение вещей; с подтверждением прогноза подтверждаются уже имеющиеся теоретические знания, а его выдвижение должно создавать направляющие и стимулирующие целеустановки для практической деятельности человека» [108, С. 79].

Научный прогноз конструируется с опорой на объективные законы природы (общества). Научный прогноз связан с потребностью планирования в обществе. Под прогнозированием понимается специальное научное исследование конкретных перспектив какого-либо общественного явления, например, педагогическое прогнозирование. Научное прогнозирование в педагогике Голубев Н.К. и Битинас Б.П. определяют в этом же смысле: “Научное прогнозирование – специальное педагогическое исследование, предметом которого является определение перспектив развития педагогических явлений, процессов» [20, С. 136].

В научном исследовании доминирует индуктивное прогнозирование, которое обычно носит статистико-вероятностный характер и включает два этапа: 1) исследование некоторых эмпирических совокупностей в определенных пространственно-временных интервалах и установление некоторых общих для этих совокупностей характеристик, 2) экстраполяция полученных результатов в область будущих событий или событий, подлежащих исследованию с указанием более или менее жестких пространственно-временных границ. Под экстраполяцией здесь понимается [экстра… + лат. polire – делать гладким, отделывать] метод научного исследования, заключающийся в распространении выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть.

Голубев Н.К. и Битинас Б.П. [20, С. 140] по соотношению определенности и неопределенности результатов классифицировали прогнозы на четыре группы в соответствии с видами основания: слабое основание дает прогноз в виде догадки, без обозначения интервалов характеристик и условий, которые могут помешать наступлению событий; основаниесредней мощности дает возможность определить пределы изменения свойств ожидаемого события, однако не гарантирует однозначно ни наступления событий, ни формы этого наступления; сильное основание позволяет прогнозировать неизбежность наступления события, характеризующегося определенными признаками, и невозможность его ненаступления; неопределенность относится к форме и срокам наступления; наконец, очень сильное основание содержит систему законов и всех условий их действия в данной сфере. Это перекликается с идеями древнегреческого скептика Карнеада (ок. 214-129 гг. до н.э.), который разработал концепцию о знании вероятной степени. Согласно его учению, представления бывают следующих типов: 1) просто вероятны; 2) вероятны и проверены; 3) вероятны, всесторонне проверены и несомненны [39, С. 10].

Достаточно хорошо разработана теория аналитических моделей прогнозирования эмпирических явлений. Аналитические модели описывают изменения, достаточно проявляемые в практике. Они образуют целый класс прогностических моделей, называемых трендовыми (выражающими статистические тенденции). Трендовые модели подразделяются на линейную и нелинейные. Линейная модель среди трендовых является самой простой; она означает равномерные изменения (в плане возрастания или снижения) рассматриваемого явления. Нелинейные модели подразделяются на экспотенциальную, логистическую и синусоидную, основной характеристикой которых являются изменения, сильно отличающиеся по своему значению за одинаковые интервалы времени. Экспотенциальная модель описывает процессы, в которых изменения постоянно и быстро возрастают. Логистическая модель означает, что исследуемый процесс сначала происходит медленно, затем следует резкое изменение, а в последующем изменения уменьшаются, и устанавливается равномерность их протекания. Синусоидная модель означает колебания вокруг среднего уровня: дела на некоторое время улучшаются, затем происходит спад, через некоторое время опять улучшение и т.д. Эта модель подчеркивает, что исследуемый процесс консервативен, в нем отсутствуют элементы, способные его резко улучшить (и вместе с тем – резко ухудшить).

Предсказание отличается от гипотезы и прогнозирования тем, что о возможности наступления в будущем каких-либо событий говорится без всякой опоры на научную основу. Астрологический прогноз – это предсказание. Гадание на ромашке, по руке, на картах и т.п. – предсказание. Как правило подобное предсказание имеет дихотомическую структуру. Сначала предсказывается самый общий план, типа: «В четверг рыбам может повезти на службе». За этим следует точное предостережение: «Но будьте особенно бдительны, переходя через перекрёсток на красный свет между 18 и 19 часами». Ненаучное предсказание невозможно опровергнуть научными аргументами, так как они не опираются на взаимосвязи, поддающиеся проверке.

Предвидение. Предвидеть – заранее знать, предполагать возможность появления, наступления чего-либо. Например, надо заранее предвидеть трудности, предвидеть возможные вопросы и др. Однако чаще всего предвидение – это галлюцинация [с латыни – бред, видение] – патологическое нарушение перцептивной деятельности, состоящее в восприятии объектов, которые в данный момент не воздействуют на соответствующие органы чувств.

Первоначальные подходы к решению научной проблемы еще не представляют гипотезы. Это всего лишь можно назвать догадкой. Гипотеза первоначально проходит стадию догадки. Догадка – интуитивное предположение о вероятности, возможности чего-либо. Догадка всегда возникает бессознательно, интуитивно. Так же считает Копнин П.В.: «Догадка – это первоначальное предположение, которое еще в достаточной мере не исследовано, не выяснены его логические и эмпирические основания» [39, С. 67]. Таким образом, любая гипотеза возникает из догадки.

Многие считают, что гипотеза рождается подчас интуитивно, когда исследователь сам не осознаёт этого. Ученые неоднократно подчеркивали большую роль научной фантазии и воображения, без которых вообще невозможно высказать ни одной свежей мысли в современной науке. Пармон Э.А. пишет, что на основе фантазии исследователь выходит за пределы известного, а это позволяет ему выдвигать необычные предположения: «Идея, лежащая в основании фантазии, и "та же" идея, входящая в состав гипотезы, существенно разнятся между собой: первая – не более чем догадка, она оспорима, в высшей степени вероятностна; вторая – обоснована, надежна, обусловлена знанием существенных отношений» [75, С. 125].

Андреев В.И. [2, С. 57] считает, что построение гипотезы чаще всего осуществляется: а) по аналогии; б) в результате дедуктивных выводов, в) на основе обобщения эмпирических фактов. То есть Андреев В.И. считает, что гипотеза выдвигается либо путем дедукции, либо индукции, либо традукции, однако таким путем строится любое логично связанное рассуждение, а не только гипотетическое.

Карпович В.Н. [34, С. 68], присоединяясь ко всему вышеперечисленному, добавляет еще один путь построения гипотезы – редукцию.

Ряд ученых [33, С. 220; 95, С. 50-57] на первое место выдвигают абдукцию [лат. abducere – отводить] в построении научной гипотезы. Понятие об абдуктивных рассуждениях ввел в научный оборот американский логик и философ Пирс (Pierce). Ход мысли в абдуктивном рассуждении начинается с фактов, а не гипотезы. Абдукция переводит от фактов к теориям (законам, гипотезам, понятиям). На это же указывает Рузавин Г.И. [96], он пишет, что форма абдуктивного рассуждения выглядит следующим образом: констатация факта, конструирование предположения, вывод об истинности сделанного предположения как подтвержденного фактами действительности. Следует отметить, что учение об абдукции является новым шагом на пути к осмыслению научной гипотезы.

В науке можно выделить ряд стадий формирования рабочей гипотезы. Пармон Э.А. считает, что гипотеза проходит в своем развитии через три стадии: 1) выдвижение первоначального предположения, новой идеи на основе накопленного фактического материала; 2) обоснование этого предположения; 3) выведение следствий и проверка полученных выводов. [75, С. 122].

Однако в приведенной структуре выпали такие важные этапы, как анализ и обобщение эмпирического материала. В связи с этим, на наш взгляд, формирование рабочей гипотезы проходит следующие этапы: 1) анализ отдельных фактов и отношений между ними; 2) синтез фактов, их обобщение; 3) интуитивное нахождение и формулирование научного предположения о возможной причине, вызвавшей появление данного явления; 4) обоснование основного предположения; 5) проверка гипотезы а) дедуктивное выведение вытекающих из гипотезы следствий, б) сопоставление следствий с фактами действительности.

Анализ – это мысленное расчленение сложного явления на составляющие элементы, выделение существенных взаимосвязей. Анализ позволяет выделить что-то общее среди фактического материала, которое прямо или косвенно указывает на искомое событие.

Синтез – мысленное объединение аналитически выделенных признаков в единую систему. Синтез является предпосылкой гипотезы. Гипотеза всегда формулируется по отношению к определенным фактам. По мнению Герасимова И.Г.: «Факты получают объяснение при помощи выдвигаемой гипотезы; из них исследователь исходит в поисках новых фактов и законов; они являются конечным пунктом эмпирической проверки всех предположений» [17, С. 200].

Выдвижение предположения происходит с опорой на истинные предпосылки. Однако при истинных предпосылках заключение (предположение) может быть как истинным, так и ложным. Заранее следует иметь ввиду, что рабочая гипотеза может и не подтвердиться, поэтому в науке применяется метод «множественных гипотез», при котором необходимо охватить все возможные объяснения, то есть сформулировать несколько гипотез по-разному объясняющих факты.

Гипотеза не может возникнуть на пустом месте, гипотеза обязательно опирается на предшествующие знания, которые входят в нее в качестве обоснования. Карпович В.Н. считает, что «отсутствие обоснования дискредитирует гипотезу настолько, что она не может быть предметом дальнейшего обсуждения» [34, С. 96]. Карпович В.Н. по степени обоснованности классифицирует гипотезы следующим образом: необоснованные гипотезы, эмпирически обоснованные гипотезы, теоретически обоснованные гипотезы и полно обоснованные гипотезы.

Способы обоснования гипотезы условно можно разделить на теоретические и эмпирические. Об этом же пишет и Герасимов И.Г.: «Исследователь не может исходить из любого мыслимого предположения. Он тщательно отбирает конкретные характеристики, связи, зависимости, взаимодействия, условия, которые возможно объяснить при помощи предполагаемых сил или законов, выделяет такие стороны в предмете, с которыми можно согласовать логические рассуждения (в логике они получили название эмпирически наблюдаемых предикатов), вводит такие понятия, термины и знаки, которые допускают эмпирическую интерпретацию» [17, С. 203].

Теоретические способы охватывают исследование гипотез на непротиворечивость, на эмпирическую проверяемость, на приложимость ко всему классу изучаемых явлений, на выводимость ее из более общих положений. Эмпирические способы обоснования гипотез включают непосредственное наблюдение явлений, предполагаемых гипотезой, подтверждение в опыте следствий, вытекающих из нее. Эмпирические способы обоснования гипотез принято называть верификацией или подтверждением. Прямая верификация – это непосредственное наблюдение тех явлений, существование которых предполагает гипотеза. Универсальным способом проверки гипотез является выведение следствий из гипотезы и их опытная проверка. Таким образом из гипотезы выводятся следствия, которые должны быть проверены опытным путём. Однако этот способ верификации лишь повышает вероятность гипотезы, не утверждая ее истинности.

Проверка гипотезы происходит следующим образом. Строится дедуктивный вывод: если А есть В, то вслед за этим должно быть С, D, Е (перечисляются все реально возможные следствия). Вслед за этим производится сопоставление следствий с фактами. Гипотеза подтверждается, если выведенные из неё следствия совпадают с обнаруженными фактами. Но если факты отсутствуют, то гипотезу нельзя отвёргнуть, так как факты могут быть просто не найдены. Гипотезу следует отвёргнуть лишь в том случае, если следствия противоречат фактам.

Карпович В.Н. проанализировал различные уловки, используемые, чтобы уклониться от проверки гипотезы, среди них он выделил следующие. Во-первых, можно вообще не использовать гипотез, а ограничиться лишь формулированием утверждений о непосредственно наблюдаемом в нашем личном опыте без претензий на понимание или осмысление, мол, таково мое личное видение проблемы. Во-вторых, использование неточных формулировок утверждений, введение оговорок типа «при определенных условиях» (без спецификации условий) может превратить любое гипотетическое утверждение в неподдающееся проверке: «В общем случае функциональные связи между двумя переменными параметрами непроверяемы, если сама связь не описана конкретно. Выражение типа " X зависит от Y " не являются законченными суждениями до тех пор, пока не указана область изменения переменных и связывающая их функция» [34, С. 108]. В-третьих, основная гипотеза может быть и проверяема, но для ее защиты от обнаруженных опровергающих данных создаются вспомогательные гипотезы ad hoc, создаваемые специально для данного случая.

Гипотезы могут быть простыми или сложными.

Простая гипотеза обычно выглядит в форме суждения-предположения. Налимов В.В. под гипотезой понимает любое утверждение, поддающееся проверке [67, С. 31].

Двухаспектная гипотеза существует в форме условного суждения. Условное суждение – суждение, в котором отображается зависимость того или иного явления от каких-либо условий, и в котором основание и следствие соединяются посредством логического союза «если…, то…». Общая формула условного суждения такова: если S есть P, то S1 есть P1, где латинскими буквами обозначаются суждения. Причина условного суждения (часть, начинающаяся с союза «если» и до союза «то») влияет на существование другого члена отношения, называемого следствием (часть суждения после союза «то»). Связка говорит о наличии отношения между причиной и следствием.

Сложные гипотезы имеют многоаспектную структуру. Структура сложной гипотезы является следующей: а) следствие (утверждение, описание), б) гипотетическая причина (предположение), в) основание (объяснение). Например:

а) Это будет так-то и так-то,

б) если сделать вот так и так,

в) потому что существуют следующие закономерности….

а) Это будет эффективным,

б) если ….

а) Это должно быть таким-то и таким-то,

б) потому что есть следующие причины….

Гипотетических причин (предположений) может быть несколько, следствие (утверждение) – одно, а основание (объяснение) может быть достаточно распространенным.

Теоретическое познание имеет функцию объяснения явлений, наблюдаемых в эмпирическом исследовании. Объяснение включает две основные процедуры: поиск объяснительных принципов (поиск сущности, причин, оснований; нисхождение к абстрактному, полярный и исторический анализ, генетическое нисхождение) и выведение исходных явлений из найденных принципов (дедукция, восхождение к конкретному, полярный синтез, исторический синтез, генетическое восхождение). Поиск оснований и выведение находятся в единстве.

Ильясов И.И. [31] выделяет в зависимости от оснований различные виды объяснений: структурные, порядковые и комбинированные. Структурные объяснения дают характеристику объектам через их внутреннюю структуру, через состав и структуру их элементов, через свойства этих элементов, через демонстрацию места, роли и функции объекта в системе, в которую он входит как компонент. Одним из оснований выделения объяснения может быть наличие или отсутствие последующих объяснений, когда последующие объяснения отсутствуют, то это однопорядковые объяснения, когда имеются вторичные и третичные объяснения, то это многопрядковые объяснения. Многопрядковые объяснения делятся на линейные и уровневые. Линейные содержат объяснения одного уровня обобщения или структурной организации. Уровневые отличаются последовательно возрастающей обобщенностью или глубиной проникновения в структуру объекта. Объяснения могут быть комбинированными.

Можно с достаточно большой долей уверенности утверждать, что любую простую гипотезу возможно переструктурировать в многоаспектную, например:

· внедряемая научная концепция, передовой опыт отвечают образовательным потребностям практики, адаптированы к педагогическому пространству конкретного региона;

· обеспечивается стимулирование деятельности органов управления, адаптация начинающих педагогов к деятельности по овладению достижениями педагогической науки и передового педагогического опыта;

· органы народного образования и педагогические высшие и средние специальные учебные заведения, функционирующие в данном регионе, обеспечивают синхронизацию своих действий в подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров всех уровней с учетом требований освоения научных концепций и передового педагогического опыта. (Муминова Р.А. Организационно-педагогические условия внедрения результатов педагогической науки и передового опыта в практику общеобразовательной школы (региональный аспект): Автореферат дис. … канд. пед. наук. – Уфа, 1999. – 22 с.)

Содержание этой же самой гипотезы можно было бы структурировать и по-другому, включив в ее состав и утверждение, и предположение, и основание, а именно: «Внедрение достижений педагогической науки и передовой педагогической практики будет эффективным, если внедряемая научная концепция, передовой опыт отвечают образовательным потребностям практики, адаптированы к педагогическому пространству конкретного региона; если обеспечивается стимулирование деятельности органов управления, адаптация начинающих педагогов к деятельности по овладению достижениями педагогической науки и передового педагогического опыта; если органы народного образования и педагогические высшие и средние специальные учебные заведения, функционирующие в данном регионе, обеспечивают синхронизацию своих действий в подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров всех уровней с учетом требований освоения научных концепций и передового педагогического опыта, потому что эффективность внедрения предполагает опору на научно-обоснованную систему мер, направленную на реализацию целостного и комплексного подхода к внедрению на основе интеграции деятельности всех органов управления в масштабе целого региона».

Всякая научная гипотеза должна соответствовать определенным методологически выверенным требованиям, однако разные исследователи выделяют разную номенклатуру.

Карпович В.Н. [34, С. 68] выделил следующие критерии научности гипотезы: синтаксическая правильность, семантическая осмысленность, связь с предшествующим знанием, эмпирическая проверяемость. Следует отметить, что здесь рядоположно выделены как логические, так и лингвистические критерии.

Назаров И.В. [63, С. 44] отметил ряд условий состоятельности научной гипотезы, а именно: эмпирическая и теоретическая согласованность гипотезы; принципиальная проверяемость; приложимость к широкому кругу явлений; логическая простота; формулирование гипотезы научным языком. Последний критерий здесь также выпадает из логических требований и поэтому сам нуждается в особых критериях.

Кураев В.И. и Лазарев Ф.В. [50, С. 117] считают, что гипотеза становится теорией, если она удовлетворяет следующим требованиям, выражающим ее объективный характер: осмысленность; непротиворечивость; проверяемость (возможность сравнения высказываний теории с опытом, с данными эксперимента); подтверждаемость (соответствие теории фактам, опытным данным с заданной степенью точности, подтверждение теории в контексте социальной практики); экстраполируемость (способность теории к обобщению за рамки того опыта, на фундаменте которого она основывалась первоначально); адаптируемость (способность теории путем некоторых модификаций объяснять новые факты); потенциальная фальсифицируемость (существование таких метаопределений, которые однозначно указывают, в каких случаях теория считается расходящейся с опытом). Кураев В.И. и Лазарев Ф.В. выделили все современные требования, предъявляемые к научной гипотезе, даже еще более детализировав их.

Требование логической простоты. Гипотеза не должна содержать в себе ничего лишнего, ее сложность может быть обусловлена лишь сложностью отражаемого в ней предмета. Немецкий философ Лейбниц (1646-1716) считал, что гипотеза должна объяснить возможно больше данных, установленных наблюдением, возможно меньшим числом предпосылок. Гипотеза должна объяснять как можно более широкий класс явлений, исходя из немногих оснований.

Требование логической непротиворечивости гипотезы расшифровывается следующим образом: а) гипотеза есть система суждений, где ни одно суждение не должно выступать формально-логическим отрицанием другого; б) гипотеза не должна противоречить всем имеющимся достоверным фактам, она должна их объяснить. Если можно подобрать ряд фактов, противоречащих гипотезе, её следует переработать, однако всё рациональное, что имелось в предыдущих научных предположениях по данной проблеме, при этом не отбрасывается, а используется в дальнейшем; в) гипотеза, как правило, должна соответствовать установленным и устоявшимся в науке законам, однако, если это условие абсолютизировать, оно станет тормозом для развития науки.

Требование вероятности. Основное предположение гипотезы должно иметь большую степень вероятности.

Требование широты применения. Из гипотезы должны выводиться не только те явления, для объяснения которых она была создана, но и возможно более широкий класс других явлений.

Требование концептуальности. Гипотеза должна развивать существующую концепцию или новую, прогнозировать дальнейшее развитие теории.

Требование научной новизны. Гипотеза должна выражать преемственную связь предшествующих знаний с новыми.

Требование верификации. Гипотеза должна быть проверяемой. Некоторые исследователи [34, С. 58] даже определение гипотезы дают через требование проверяемости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: