AC – средние издержки

2. Индекс Херфиндаля - Хершмана

Ihh = S12 + S22 + S32 + … + Sn2

S – это доля отдельной фирмы в общем объеме продаж отрасли в процентах.

3. Показатель доминирующего положения фирмы.

Например, в антимонопольном законодательстве Германии значение это показателя определяется следующим образом:

а) если на одно предприятия приходится 1/3 оборота отрасли;

б) если на три и менее предприятий приходится ½ общего оборота отрасли;

в) если на пять и менее предприятий приходится 2/3 общего оборота отрасли.

Во всех этих случаях отрасли считаются монополизированными.

Все факторы противодействующие монополизации можно разделить на две группы:

1. Экономические;

2. Административные.

К экономическим методам относятся:

а) создание условий для появление товаров заменителей;

б) интернационализация экономики;

в) налоговая и кредитная политика.

К административным методам относятся:

а) антимонопольное законодательство;

б) прямые запреты на слияние и поглощение фирм;

в) установление предельных цен.

2. Стратегия фирмы на рынке олигополии. Олигополия - это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся присутствием на рынке товаров нескольких производителей. Т.о., в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Из этого следует, что олигополист, в отличии от совершенного конкурента, обладает определенной властью над ценой, но его власть, по сравнению с монополистом, ограничена количеством производителей, поделивших рынок между собой.

Если рынок разделен между двумя производителями, то такой рынок называется дуополией.

Для олигополии характерны следующие черты:

1. В отрасли присутствует два или несколько крупных фирм, конкурирующих между собой, поэтому отрасль не является монополизированной.

2. Кривая спроса в условиях олигополии нисходящая, поэтому не работают правила свободной конкуренции.

3. Продукция, производимая олигополией может быть однородной и дифференцированной.

В этой связи различают два типа олигополии:

а) гомогенная олигополия, если предприятие производит однородную продукцию (алюминиевая промышленность).

б) гетерогенная олигополия, участники которой производят дифференцированный продукт (автомобилестроение).

4. Наиболее часто встречающийся тип олигополии, когда в отрасли встречается одна крупная фирма, все действия которой вызывают ответную реакцию конкурентов.

В условиях олигополии конкуренция носит неценовой характер. Неценовая конкуренция основана на привлечение потребителя не с помощью снижения цен, а за счет таких факторов, как улучшение качества товара, реклама, послепродажное техническое обслуживание и т.д.

В отличии от чистой конкуренции и чистой монополии, в условиях олигополии фирма сталкивается с еще одним ограничением – действием конкурирующих фирм.

Зависимость поведения отдельной фирмы от реакции конкурентов, называется олигополистической взаимосвязью. Например:

а) если определенная фирма повысит цену, другие фирмы могут не последовать за ней, тогда спрос на продукцию данной фирмы сократиться значительно более резко, чем это имело бы место при общем повышении цен.

б) если участник олигополии снизит цену, это может вызвать ответную реакцию других цен, которые тоже снизят цену. Поэтому возросший спрос распределится между всеми фирмами, а фирма, которая первая снизила цену не получит предполагаемого выигрыша.

Ценообразование в условиях олигополии отличается определенной стабильностью

Фирмы – участники олигополии предпочитают вести неценовую конкуренцию, чем проводить разрушительную ценовую войну.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: