Поведение фирмы на рынке монополистической конкуренции. Значение неценовой конкуренции

Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта предполагает взаимосочетание:

а) совершенной конкуренции;

б) чистой монополии.

Модель монополистической конкуренции с дифференциацией продукта характеризуется следующими признаками:

1. Число фирм –достаточно большое, однако в отличии от совершенной конкуренции, где число фирм измеряется сотней тысяч, в условиях этой модели- это 60-70 фирм;

2. Тип продукта – дифференцированный. Если в условиях чистой конкуренции предприятие производит однородную или стандартную продукцию, то в условиях монополизированной конкуренции это разновидность одной и той же продукции;

Дифференциация может осуществляется в следующих направлениях:

а) качество товара. Например, все фирмы данной рыночной структуры производят одежду, но при этом используются разные ткани, фасону, фурнитура и т.д

б) услуги, связанные с продажей продукции, например, в одних случаях это доставка товара на дом, в других – отправка по почте и т. д.;

в) размещение предприятий. Например, близкое размещение уменьшает транспортные расходы;

г) стимулирование сбыта и упаковка;

3. Контроль над ценой – имеет место, но в очень узких рамках.

Дифференциация товара предполагает, что каждая фирма обладает в некоторой степени монопольной властью над своим товаром. Она может повысить или понизить цену на этот товар независимо от действия своих конкурентов, но эта власть ограничивается. Во – первых, тем, что аналогичную продукцию производят другие фирмы. Во- вторых, тем, что существует свободный вход и выход предприятий из отрасли.

4. Условия вступления в отрасль – сравнительно легкие.

Производители в данной рыночной структуре – это небольшие по размерам фирмы, поэтому барьер масштаба производства не является серьезным препятствием для вступления в отрасль.

Однако! В отличии от чистой конкуренции в условиях монополистической конкуренции существуют финансовые барьеры, связанные с большими затратами на рекламу, приобретение товарных знаков, торговых марок и т.д.

5. Неценовая конкуренция – значительна.

Кривая спроса монополистической конкуренции более эластична, чем при чистой монополии, т.к. продавец сталкивается с относительно большим числом конкурентов, производящих взаимозаменяемую продукцию.

Степень эластичности спроса монополистической конкуренции определяется двумя факторами:

1. Число конкурентов;

2. Степень дифференциации продуктов.

Чем больше конкурентов и слабее дифференциация продуктов, тем эластичнее спрос тем ближе монополистическая конкуренция к чистой конкуренции.

В условиях монополистической конкуренции выбор объема выпуска и цены по которой будет реализована продукция осуществляется в соответствии с правилом максимизации прибыли, т.е. MR = MC


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: