Описание района маршрута

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

МОУ ДОД ЦДЮТ ВК «ПИЛИГРИМ» (ДТК «ИРБИС»)

Отчет о водном туристском походе

I категории сложности

По Ростовской области (р. Дон)

Совершенном с 25 июля по 1 августа 2009г.

Руководитель группы: Проценко Ф. Ф.

г. Волгодонск

Район похода: Ростовская область (р. Дон, р. Сухая)

Вид туризма: водный.

Категория: - первая

Время проведения: 25 июля – 1 августа 2009г.

Направление маршрута:

г.Волгодонск (б/о Жемчужина) – ст. Романовская – 1-е Исправление – 2-е Исправление – рад.(р. Дон – р. Сухая – Петровский шлюз) – ст. Мариинская – Николаевский гидроузел (обнос) – Старая Станица – Ведерников – Константиновский гидроузел (обнос) – Старо-Золотовский – остров Чебачий – – Кочетовский гидроузел (обнос) – ст. Кочетовская – г. Семикаракорск – ст. Раздорская – Пухляковский – Калинин – ст. Мелиховская – ст. Багаевская – Манычевская – Арпачин – ст. Старочеркаская – г. Аксай.

Рекомендуемая сезонность маршрута: май – сентябрь

Рекомендуемая продолжительность: 12 –15 дней

Километраж маршрута - 320 км.

Описание района маршрута.

Поверхность Ростовской области представляет собой равнину с высотами от 0 до 300 метров над уровнем моря. Низменности пересекаются небольшими возвышенностями, изрезанными долинами рек и многочисленными балками и оврагами. Самая низкая впадина тянется по течению рек Дон и Маныч.

Дон – третья по длине (после Волги и Камы) река европейской части Росси – около двух тысяч километров. Начинается она на восточных склонах Среднерусской возвышенности, на высоте 190 метров над уровнем моря, и на пути к Азову четыре раза меняет своё направление. Поэтому-то длина реки в два с половиной раза превышает кратчайшее расстояние между её истоком и устьем. А вся площадь бассейна Дона – 422 000 квадратных километров.

Петляя Дон, соединяется по пути с р. Хопра, Воронежа, Медведицы. Длина Дона 1870 км. Начинаясь в березняках, ельниках и дубравах, Дон постепенно покидает леса и течет по степям. В среднем течении степь подступает к самому берегу. Скорость течения реки полметра в секунду. По территории нашей области Дон протекает на севере по Верхнедонскому и Вешенскому районам на протяжении 120 км. От Цимлянского водохранилища до Азовского моря –320 км.

Список группы:

№ п./п. Ф., И., О. Год Рожд. Место работы и должность Туристское звание Обязанности в группе
  Проценко Фёдор Фёдорович   ЦДЮТур «Пилигрим», тренер-препод КМС Руководитель, капитан судна
  Проценко Владимир Фёдорович   ЦДЮТур «Пилигрим», тренер-препод   Заместитель руководителя, капитан судна
  Горячева Екатерина Викторовна   Преподаватель СОШ №15   Мед.сестра, капитан судна
  Проценко Алексей Александрович   Учащийся СОШ №15, 11кл   Завхоз, капитан судна
  Гвоздь Даниил Игоревич   Учащийся СОШ №15, 11кл   Ответственный за ремонт, матрос
  Овчинников Виктор Константинович   Учащийся СОШ №15, 9кл   Ответственный за ведение дневника, матрос
  Пруц Кирилл Андреевич   Учащийся СОШ №15, 11кл   Матрос
  Бобровский Егор Анатольевич   Учащийся СОШ №15, 6кл   Матрос
  Катасонов Алексей Владимирович   Учащийся СОШ №15, 6кл 1юношеский Фотограф, матрос

Подготовка к походу:

Утром «газель» вывезла нас, со всем снаряжением и судами, на базу

отдыха «Жемчужина». Отсюда начинается наше путешествие. Клуб «Ирбис» давно планировал провести водный поход от г. Волгодонска до г. Ростов-на-Дону, но большой километраж (почти в два раза превышающий километраж водного похода первой категории), эвакуация личного состава и судов из города Ростова казалась проблематичной. Но в этом году благодаря президентской программе по оздоровлению детей в летний период на средства, частично выделенные Мэрией города и ЦДЮТ «Пилигрим» этот проект стало возможным осуществить.

На берегу реки Дон (на территории б/о «Жемчужина») установили палатки, оборудовали костровище, заготовили дрова. Группа была разбита на экипажи, назначены капитаны, под руководством которых были собраны суда (Таймень-3 и 3 Таймень-2). Две байдарки Таймень-2 требовали капитального ремонта (шкур и железа). С горем пополам к обеду подготовка судов к походу была закончена. После обеда группа вышла в пробный, тренировочный поход на озеро Дачное.

Описание маршрута:

Встаём рано, сворачиваем лагерь. По узкому каналу выходим на Дон, справа судоходный фарватер. Наш путь вниз по Дону вдоль него до г. Ростов-на-Дону.

Справа минуем станицу Романовскую – древний казачий городок, основанный три с половиной века назад как пограничный рубеж на юге России. Здесь стоит один памятник на донском берегу – Ивану Смолякову, секретарю подпольного райкома комсомола в годы фашистского нашествия. Его живым утопили оккупанты в проруби.

Идём вниз по течению, слева от нас 1-е исправление, в этом месте Дон делает большую петлю. Искусственно сделано спрямление Дона, укорачивающее путь на 7 километров. Здесь планировалось разводить рыбу. И сейчас сюда съезжаются рыбаки с ближайших станиц и города Волгодонска. Справа походу движения 2-е исправление напротив вход в Старый Дон, по которому мы прошли в прошлом походе. Не дойдя до конца Большого острова 3 километра, на песчаной косе левого берега разбиваем лагерь.

Утро, очень быстро дошли до слияния рек Дон и Сухая (оконечность Большого острова). Входим в русло реки Сухая, выше по течению, примерно 1 километр. Справа среди сгнивших пней и камыша, находим не большой проход, забираем в ещё вправо и через 50-100 метров, нам открывается уникальное сооружение Петровский (Австрийский) шлюз. Он сделан из бутового камня и напоминает Петербуржские парапеты. Ещё 15-20 лет назад за входом в шлюз из воды торчали большие обгоревшие сваи, видно здесь был городок на сваях. Теперь же ничего об этом не напоминает. Осмотрев шлюз, возвращаемся назад, и по течению Сухой, а затем Дона продолжаем поход.

Проходим, справа от нас пристань станицы Мариинской, когда-то здесь одна за другой сновали «Ракеты» пассажирские катера на подводных крыльях.

Вдали показался Николаевский гидроузел, который поднялся у станицы Николаевской. Он одно целое с магистральным поливным каналом, главная задача которого – экономить воду, что отпускает» Цимлянское водохранилище для нужд судоходства. Из-за мелководья безвозвратно сбрасывается миллионы кубов воды ежегодно. Система шлюзов и водоподъёмных плотин позволяет резко уменьшить этот расход. Николаевский узел поднял уровень Дона от Цимлянского створа до станицы Николаевской на 3,8 метра летом и почти на шесть метров в зимний период. Он создал условия для мелиорации огромных земельных массивов. Пятикилометровый обводной канал, который прорезал пойму левого берега Дона, помогает нересту рыбы.

Выгружаемся первый обнос. Плотина Николаевского гидроузла перегораживает Дон. Сразу после обноса на левом берегу Дона разбиваем лагерь. Из дома не радостное сообщение, нас должны забрать от Аксайского моста 1-го августа рано утром. Чтобы уложиться нам предстоит гонка.

Подъём, лодки на воду. Продолжаем наше удивительное путешествие. Ветер встречный, гребём с трудом. Проходя мимо Константиновского обводного канала с трудом удалось удержаться нашей 3-х местной в основном русле. Сразу за излученной реки внезапно возник Константиновский гидроузел. Город Константиновск, красиво расположенный на крутом холме, будто подтверждает мудрость наших предков, заложивших его в этом месте три с половиной века назад. На нижнем Дону Константиновск, самый колоритный город, в котором удачно сочетается самобытность казачьей культуры с приметами современного города. В городском музее боевой славы рассказывается об участии его жителей в Великой Отечественной войне. Когда знакомишься с его экспонатами, чувствуешь, что прикасаешься к подвигу. На стенде ключ от одного из залов рейхстага – подарок учителя-фронтовика Якушева. А вот снимок – с пятнами крови. С него смотрит женщина с волевым, миловидным лицом – Нина Андреевна Буланова, учительница-подпольщица, замученная гестаповцами. Перед казнью она успела передать на волю эту карточку с запиской сыну: «Витя, я умираю, но ничего не узнают от меня враги. Помни, твоя мама погибла за Родину». И ещё экспонат: видавшая виды скрипка – солдат Архипов прошёл с нею от Сталинграда до Берлина. Сберёг и успел, вернувшись в Константиновск, сыграть казачью застольную.

Обнос, лагерь разбиваем на острове прямо напротив города. На каждой стоянке приходится проводить уборку после «отдыхающих», но столько мусора мы ещё не видели, просто негде поставить палатки. Утро, плотный завтрак и выход.

На правом берегу – станица Старо-Золотовская, здесь нашли большие залежи антрацита. А ещё в Старо-Золотовской разводят редкий в этих краях сорт винограда, называется «красностоп». Раньше здесь ловили красную рыбу.

В 152 километрах от Ростова в Дон вливается его правый приток – Северский Донец, воспетый ещё в «Слове о полку Игореве». Место слияния Дона и Донца необычайно красиво: крутые берега, покрытые лесом, зелёные острова. Только здесь замечаешь насколько голубой Дон чище жёлтого Донца.

Через два часа подходим к Кочетовскому гидроузлу. Долго искали место обноса. Выход на берег очень плохой и опасный. Это третий самый продолжительный обнос похода. Опять мусорка, расчищаем, ставим лагерь. Ночью дождь. Моросит собираемся и выходим, времени для отдыха нет.

Проплыв 5 километров от станицы Кочетовской, приближаемся к городу Семикаракорску. Городок Семикаракорский основан в начале XVII века. Археологические раскопки показали, что ещё половцы и хазары имели в этом районе свои стоянки. Сделав снимок на память пошли дальше.

На высоком правом берегу, изрезанном балками и оврагами, в 19 километрах от Семикаракорска раскинулась большая станица Раздорская. Раздоры – один из первых казачьих городков, самая древняя казачья столица. Впервые в документах Раздоры упоминаются в 1571г. Первоначально городок Раздоры располагался на песчаном острове, теперь размытом. По преданию, в Раздорах родился Ермак. Станица Раздорская и, расположенные ниже Мелиховская, хутор Пухляковский издавна славятся своими виноградниками. В этих местах много лагерей, баз и домов отдыха. Здесь не доходя ст. Мелиховской, на левом берегу мы и разбили лагерь. Раннее утро, не жарко, сегодня нам предстоит самый длительный переход.

Прошли Мелиховскую, Аксайский слив, остров Кривой Ерик. А вот и остров Буян, он расположен по середине Дона, по преданию на нём Степан Разин зарыл свой таинственный клад. Напротив острова станица Багаевская – районный центр. Слева оставляем Манычевскую и остров Арпачин. Пойма реки Дона от Багаевской до Старочеркасской очень широка, местами заросла камышами, лозами и вербами. Вдали показался войсковой Воскресенский собор – прекрасный памятник начала XVIII в. А за ним станица Старочеркасская. Год рождения станицы Старочеркасской – 1570-й. Заложили её «Черкассы» – так называли в ту пору украинцев. Они имели право жить на Дону легально (а с ними жили на воле и беглые со всех концов Руси). «С Дону выдачи нет», – говорили тогда в народе. Донское казачество на том и преуспело в своём становлении, что черпало пополнение из России под этот защитный лозунг.

В Старочеркасской едва ли не каждый камень – живая история донского казачества. Почти два века был Черкасск столицей казачьей вольницы, и, как ни странно, именно здесь, в стольном городе Войска Донского, начинались народные восстания, потрясавшие всю Россию. Александр Первый разжаловал город Черкасск в станицу и повелел заложить на Черкасских горах у Бирьчьего Кута новую казачью столицу – Новочеркасск. Станица Старочеркасская объявлена историко-архитектурным заповедником.

Вскоре на правом берегу серебряного русла Дона вырастает тополиная роща с памятными обелисками. Это – Монастырское урочище (урочище Кампличка), имеющее давнюю и славную историю. На территории урочища в 1974 году сооружён мемориальный комплекс братских захоронений – памятник русской боевой славы. На стеле, обращённой к Дону, начертаны три даты: 1641, 1920, 1941. Сюда в 1924 году были торжественно перенесены останки красноармейцев 12-й стрелковой дивизии, павших в боях с белогвардейцами за Старочеркасскую, Аксай и Ростов. Здесь похоронены и одиннадцать моряков-краснофлотцев с канонерской лодки «Ростов-Дон», погибших при обороне Таганрога 17 – 18 октября 1941года.

Шумят над белокаменными обелисками тополя и вязы, словно рассказывая потомкам о мужестве русских воинов, отдавших свою жизнь за честь свободу и независимость нашей Родины.

Вот, наконец, и Кобякова балка. Кобякова балка (а точнее, Кобяково городище) – место знаменитое, не устающее радовать археологов всё новыми удивительными находками. И не только потому, что человек жил здесь ещё в эпоху бронзы, общался с племенами многих стран и народов – в погребениях нашли здесь амулеты из Египта и амфоры из Малой Азии, изделия из балтийского янтаря и Боспорские броши. Пришли гунны – дотла разрушив городище. В начале прошлого тысячелетия здесь поселились половцы. В Эрмитаже хранятся найденные в Кобяцком городище половецкие шлемы – русичи называли их шишаками. Обычай хоронить своих воинов в шлёмах был только у кочевников, русские хоронили ратников по христианскому обряду и никаких вещей в погребение не клали.

Кобяковская балка сплошь заросла звенящим травостоем. Горячий ветер колышет густые заросли, сглаживает рябые лица каменных баб. Этого места не касается плуг – отсюда начинается Русь – та, что потерпела кровавый урон во время похода Игорева войска и всё-таки сдюжила, набралась сил и вышвырнула вон половецкие рати со своей земли.

Связались с водителем, который должен был нас забрать от Аксайского моста. Он сообщил, что задерживается, и нас заберут через сутки. Так нежданно негаданно у нас нарисовалась днёвка. Лагерь разбили на острове в пяти километрах от Аксая, на большом песчаном пляже.

Вышли после обеда, нас должны были забрать вечером, быстро дошли до Аксая. Начали искать место для лагеря, и вот тут мы узнали что такое замусоренный берег. Два часа понадобилось на уборку.

Город Аксай – тоже бывшая станица. «Ак-су» значит «белая, живая вода». Аксайские краеведы отыскали дом, где жил Александр Васильевич Суворов. Здание бывшей почтовой станции, в котором в разное время останавливались проездом Пушкин, Грибоедов, Одоевский, Лермонтов, Толстой, Глинка, Чайковский. Дорога на Кавказ шла в аккурат мимо Кобяковской балки. Вот ещё находка. Первая на юге России железная дорога, оказывается, была построена между станцией Аксайской и антрацитовыми копями в Александровск-Грушевском (г. Шахты). Об открытии этой «чугунки» в шестьдесят шесть вёрст наказной атаман Грабе доносил военному министру в мае 1864 года. Поначалу по ней перевозили не столько пассажиров, сколько уголь. В музее хранится фотокопия объявления о начале перевоза пассажиров: «В сильные вьюги поезда не отходят». Есть, фотоснимки, на которых примитивные паровозики с большими трубами, вагоны, похожие на ящики с колёсами. Скорость поездов не превышала пятнадцати – двадцати километров в час.

Из Аксая родом дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник Н. Д. Гулаев. В годы Великой Отечественной войны он сбил 57 вражеских самолётов. Отсюда Герои награждённые Золотой Звездой – гвардии старшина Алексей Рой, знаменитый снайпер Филипп Рубахо.

Переночевали, вымыли, высушили и собрали байдарки. В 12 часов погрузились в машину, убыли в город Волгодонск.

Рекомендации по прохождению маршрута.

Проходить маршрут должны подготовленные туристы. Возраст не моложе 14 лет. Лучше всего поход проводить в июне, июле месяце. В августе, сентябре Дон сильно «цветёт», из-за зелени не возможно комфортно купаться (тяжело выбрать место для нормального купания), необходимо процеживать воду для приготовления пищи. По маршруту: Константиновский шлюз не обязательно обносить, можно пройти по рыбоотводному каналу. Кочетовский шлюз (самый сложный обнос) прохождением по Сухому Донцу. На прохождение маршрута необходимо 12 – 15 дней, желательно сделать 3 – 4 днёвки и 3 – 4 полуднёвки, используя их для отдыха и посещения музеев и памятных мест.

Фотографии похода:

Такими байдарки были перед походом.

Вдали ст. Романовская.

На Петровском шлюзе.

Место первой ночёвки на маршруте.

Плотина Николаевского гидроузла (обнос).

Константиновский шлюз.

Идёт подготовка к обеду.

Кочетовский гидроузел (неудобная высадка перед обносом).

г. Семикаракорск.

Непогода.

Правый берег крут и красив.

Когда ветер в лицо, а надо спешить.

Одна из остановок.

Победа, впереди Ростов.

Группа готова к выходу.

Вода уже начала зеленеть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: