РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
МОУ ДОД ЦДЮТ ВК «ПИЛИГРИМ» (ДТК «ИРБИС»)
Отчет о водном туристском походе
I категории сложности
По Ростовской области (р. Дон)
Совершенном с 25 июля по 1 августа 2009г.
Руководитель группы: Проценко Ф. Ф.
г. Волгодонск
Район похода: Ростовская область (р. Дон, р. Сухая)
Вид туризма: водный.
Категория: - первая
Время проведения: 25 июля – 1 августа 2009г.
Направление маршрута:
г.Волгодонск (б/о Жемчужина) – ст. Романовская – 1-е Исправление – 2-е Исправление – рад.(р. Дон – р. Сухая – Петровский шлюз) – ст. Мариинская – Николаевский гидроузел (обнос) – Старая Станица – Ведерников – Константиновский гидроузел (обнос) – Старо-Золотовский – остров Чебачий – – Кочетовский гидроузел (обнос) – ст. Кочетовская – г. Семикаракорск – ст. Раздорская – Пухляковский – Калинин – ст. Мелиховская – ст. Багаевская – Манычевская – Арпачин – ст. Старочеркаская – г. Аксай.
Рекомендуемая сезонность маршрута: май – сентябрь
Рекомендуемая продолжительность: 12 –15 дней
|
|
Километраж маршрута - 320 км.
Описание района маршрута.
Поверхность Ростовской области представляет собой равнину с высотами от 0 до 300 метров над уровнем моря. Низменности пересекаются небольшими возвышенностями, изрезанными долинами рек и многочисленными балками и оврагами. Самая низкая впадина тянется по течению рек Дон и Маныч.
Дон – третья по длине (после Волги и Камы) река европейской части Росси – около двух тысяч километров. Начинается она на восточных склонах Среднерусской возвышенности, на высоте 190 метров над уровнем моря, и на пути к Азову четыре раза меняет своё направление. Поэтому-то длина реки в два с половиной раза превышает кратчайшее расстояние между её истоком и устьем. А вся площадь бассейна Дона – 422 000 квадратных километров.
Петляя Дон, соединяется по пути с р. Хопра, Воронежа, Медведицы. Длина Дона 1870 км. Начинаясь в березняках, ельниках и дубравах, Дон постепенно покидает леса и течет по степям. В среднем течении степь подступает к самому берегу. Скорость течения реки полметра в секунду. По территории нашей области Дон протекает на севере по Верхнедонскому и Вешенскому районам на протяжении 120 км. От Цимлянского водохранилища до Азовского моря –320 км.
Список группы:
№ п./п. | Ф., И., О. | Год Рожд. | Место работы и должность | Туристское звание | Обязанности в группе |
Проценко Фёдор Фёдорович | ЦДЮТур «Пилигрим», тренер-препод | КМС | Руководитель, капитан судна | ||
Проценко Владимир Фёдорович | ЦДЮТур «Пилигрим», тренер-препод | Заместитель руководителя, капитан судна | |||
Горячева Екатерина Викторовна | Преподаватель СОШ №15 | Мед.сестра, капитан судна | |||
Проценко Алексей Александрович | Учащийся СОШ №15, 11кл | Завхоз, капитан судна | |||
Гвоздь Даниил Игоревич | Учащийся СОШ №15, 11кл | Ответственный за ремонт, матрос | |||
Овчинников Виктор Константинович | Учащийся СОШ №15, 9кл | Ответственный за ведение дневника, матрос | |||
Пруц Кирилл Андреевич | Учащийся СОШ №15, 11кл | Матрос | |||
Бобровский Егор Анатольевич | Учащийся СОШ №15, 6кл | Матрос | |||
Катасонов Алексей Владимирович | Учащийся СОШ №15, 6кл | 1юношеский | Фотограф, матрос |
Подготовка к походу:
|
|
Утром «газель» вывезла нас, со всем снаряжением и судами, на базу
отдыха «Жемчужина». Отсюда начинается наше путешествие. Клуб «Ирбис» давно планировал провести водный поход от г. Волгодонска до г. Ростов-на-Дону, но большой километраж (почти в два раза превышающий километраж водного похода первой категории), эвакуация личного состава и судов из города Ростова казалась проблематичной. Но в этом году благодаря президентской программе по оздоровлению детей в летний период на средства, частично выделенные Мэрией города и ЦДЮТ «Пилигрим» этот проект стало возможным осуществить.
На берегу реки Дон (на территории б/о «Жемчужина») установили палатки, оборудовали костровище, заготовили дрова. Группа была разбита на экипажи, назначены капитаны, под руководством которых были собраны суда (Таймень-3 и 3 Таймень-2). Две байдарки Таймень-2 требовали капитального ремонта (шкур и железа). С горем пополам к обеду подготовка судов к походу была закончена. После обеда группа вышла в пробный, тренировочный поход на озеро Дачное.
Описание маршрута:
Встаём рано, сворачиваем лагерь. По узкому каналу выходим на Дон, справа судоходный фарватер. Наш путь вниз по Дону вдоль него до г. Ростов-на-Дону.
Справа минуем станицу Романовскую – древний казачий городок, основанный три с половиной века назад как пограничный рубеж на юге России. Здесь стоит один памятник на донском берегу – Ивану Смолякову, секретарю подпольного райкома комсомола в годы фашистского нашествия. Его живым утопили оккупанты в проруби.
Идём вниз по течению, слева от нас 1-е исправление, в этом месте Дон делает большую петлю. Искусственно сделано спрямление Дона, укорачивающее путь на 7 километров. Здесь планировалось разводить рыбу. И сейчас сюда съезжаются рыбаки с ближайших станиц и города Волгодонска. Справа походу движения 2-е исправление напротив вход в Старый Дон, по которому мы прошли в прошлом походе. Не дойдя до конца Большого острова 3 километра, на песчаной косе левого берега разбиваем лагерь.
Утро, очень быстро дошли до слияния рек Дон и Сухая (оконечность Большого острова). Входим в русло реки Сухая, выше по течению, примерно 1 километр. Справа среди сгнивших пней и камыша, находим не большой проход, забираем в ещё вправо и через 50-100 метров, нам открывается уникальное сооружение Петровский (Австрийский) шлюз. Он сделан из бутового камня и напоминает Петербуржские парапеты. Ещё 15-20 лет назад за входом в шлюз из воды торчали большие обгоревшие сваи, видно здесь был городок на сваях. Теперь же ничего об этом не напоминает. Осмотрев шлюз, возвращаемся назад, и по течению Сухой, а затем Дона продолжаем поход.
Проходим, справа от нас пристань станицы Мариинской, когда-то здесь одна за другой сновали «Ракеты» пассажирские катера на подводных крыльях.
Вдали показался Николаевский гидроузел, который поднялся у станицы Николаевской. Он одно целое с магистральным поливным каналом, главная задача которого – экономить воду, что отпускает» Цимлянское водохранилище для нужд судоходства. Из-за мелководья безвозвратно сбрасывается миллионы кубов воды ежегодно. Система шлюзов и водоподъёмных плотин позволяет резко уменьшить этот расход. Николаевский узел поднял уровень Дона от Цимлянского створа до станицы Николаевской на 3,8 метра летом и почти на шесть метров в зимний период. Он создал условия для мелиорации огромных земельных массивов. Пятикилометровый обводной канал, который прорезал пойму левого берега Дона, помогает нересту рыбы.
|
|
Выгружаемся первый обнос. Плотина Николаевского гидроузла перегораживает Дон. Сразу после обноса на левом берегу Дона разбиваем лагерь. Из дома не радостное сообщение, нас должны забрать от Аксайского моста 1-го августа рано утром. Чтобы уложиться нам предстоит гонка.
Подъём, лодки на воду. Продолжаем наше удивительное путешествие. Ветер встречный, гребём с трудом. Проходя мимо Константиновского обводного канала с трудом удалось удержаться нашей 3-х местной в основном русле. Сразу за излученной реки внезапно возник Константиновский гидроузел. Город Константиновск, красиво расположенный на крутом холме, будто подтверждает мудрость наших предков, заложивших его в этом месте три с половиной века назад. На нижнем Дону Константиновск, самый колоритный город, в котором удачно сочетается самобытность казачьей культуры с приметами современного города. В городском музее боевой славы рассказывается об участии его жителей в Великой Отечественной войне. Когда знакомишься с его экспонатами, чувствуешь, что прикасаешься к подвигу. На стенде ключ от одного из залов рейхстага – подарок учителя-фронтовика Якушева. А вот снимок – с пятнами крови. С него смотрит женщина с волевым, миловидным лицом – Нина Андреевна Буланова, учительница-подпольщица, замученная гестаповцами. Перед казнью она успела передать на волю эту карточку с запиской сыну: «Витя, я умираю, но ничего не узнают от меня враги. Помни, твоя мама погибла за Родину». И ещё экспонат: видавшая виды скрипка – солдат Архипов прошёл с нею от Сталинграда до Берлина. Сберёг и успел, вернувшись в Константиновск, сыграть казачью застольную.
|
|
Обнос, лагерь разбиваем на острове прямо напротив города. На каждой стоянке приходится проводить уборку после «отдыхающих», но столько мусора мы ещё не видели, просто негде поставить палатки. Утро, плотный завтрак и выход.
На правом берегу – станица Старо-Золотовская, здесь нашли большие залежи антрацита. А ещё в Старо-Золотовской разводят редкий в этих краях сорт винограда, называется «красностоп». Раньше здесь ловили красную рыбу.
В 152 километрах от Ростова в Дон вливается его правый приток – Северский Донец, воспетый ещё в «Слове о полку Игореве». Место слияния Дона и Донца необычайно красиво: крутые берега, покрытые лесом, зелёные острова. Только здесь замечаешь насколько голубой Дон чище жёлтого Донца.
Через два часа подходим к Кочетовскому гидроузлу. Долго искали место обноса. Выход на берег очень плохой и опасный. Это третий самый продолжительный обнос похода. Опять мусорка, расчищаем, ставим лагерь. Ночью дождь. Моросит собираемся и выходим, времени для отдыха нет.
Проплыв 5 километров от станицы Кочетовской, приближаемся к городу Семикаракорску. Городок Семикаракорский основан в начале XVII века. Археологические раскопки показали, что ещё половцы и хазары имели в этом районе свои стоянки. Сделав снимок на память пошли дальше.
На высоком правом берегу, изрезанном балками и оврагами, в 19 километрах от Семикаракорска раскинулась большая станица Раздорская. Раздоры – один из первых казачьих городков, самая древняя казачья столица. Впервые в документах Раздоры упоминаются в 1571г. Первоначально городок Раздоры располагался на песчаном острове, теперь размытом. По преданию, в Раздорах родился Ермак. Станица Раздорская и, расположенные ниже Мелиховская, хутор Пухляковский издавна славятся своими виноградниками. В этих местах много лагерей, баз и домов отдыха. Здесь не доходя ст. Мелиховской, на левом берегу мы и разбили лагерь. Раннее утро, не жарко, сегодня нам предстоит самый длительный переход.
Прошли Мелиховскую, Аксайский слив, остров Кривой Ерик. А вот и остров Буян, он расположен по середине Дона, по преданию на нём Степан Разин зарыл свой таинственный клад. Напротив острова станица Багаевская – районный центр. Слева оставляем Манычевскую и остров Арпачин. Пойма реки Дона от Багаевской до Старочеркасской очень широка, местами заросла камышами, лозами и вербами. Вдали показался войсковой Воскресенский собор – прекрасный памятник начала XVIII в. А за ним станица Старочеркасская. Год рождения станицы Старочеркасской – 1570-й. Заложили её «Черкассы» – так называли в ту пору украинцев. Они имели право жить на Дону легально (а с ними жили на воле и беглые со всех концов Руси). «С Дону выдачи нет», – говорили тогда в народе. Донское казачество на том и преуспело в своём становлении, что черпало пополнение из России под этот защитный лозунг.
В Старочеркасской едва ли не каждый камень – живая история донского казачества. Почти два века был Черкасск столицей казачьей вольницы, и, как ни странно, именно здесь, в стольном городе Войска Донского, начинались народные восстания, потрясавшие всю Россию. Александр Первый разжаловал город Черкасск в станицу и повелел заложить на Черкасских горах у Бирьчьего Кута новую казачью столицу – Новочеркасск. Станица Старочеркасская объявлена историко-архитектурным заповедником.
Вскоре на правом берегу серебряного русла Дона вырастает тополиная роща с памятными обелисками. Это – Монастырское урочище (урочище Кампличка), имеющее давнюю и славную историю. На территории урочища в 1974 году сооружён мемориальный комплекс братских захоронений – памятник русской боевой славы. На стеле, обращённой к Дону, начертаны три даты: 1641, 1920, 1941. Сюда в 1924 году были торжественно перенесены останки красноармейцев 12-й стрелковой дивизии, павших в боях с белогвардейцами за Старочеркасскую, Аксай и Ростов. Здесь похоронены и одиннадцать моряков-краснофлотцев с канонерской лодки «Ростов-Дон», погибших при обороне Таганрога 17 – 18 октября 1941года.
Шумят над белокаменными обелисками тополя и вязы, словно рассказывая потомкам о мужестве русских воинов, отдавших свою жизнь за честь свободу и независимость нашей Родины.
Вот, наконец, и Кобякова балка. Кобякова балка (а точнее, Кобяково городище) – место знаменитое, не устающее радовать археологов всё новыми удивительными находками. И не только потому, что человек жил здесь ещё в эпоху бронзы, общался с племенами многих стран и народов – в погребениях нашли здесь амулеты из Египта и амфоры из Малой Азии, изделия из балтийского янтаря и Боспорские броши. Пришли гунны – дотла разрушив городище. В начале прошлого тысячелетия здесь поселились половцы. В Эрмитаже хранятся найденные в Кобяцком городище половецкие шлемы – русичи называли их шишаками. Обычай хоронить своих воинов в шлёмах был только у кочевников, русские хоронили ратников по христианскому обряду и никаких вещей в погребение не клали.
Кобяковская балка сплошь заросла звенящим травостоем. Горячий ветер колышет густые заросли, сглаживает рябые лица каменных баб. Этого места не касается плуг – отсюда начинается Русь – та, что потерпела кровавый урон во время похода Игорева войска и всё-таки сдюжила, набралась сил и вышвырнула вон половецкие рати со своей земли.
Связались с водителем, который должен был нас забрать от Аксайского моста. Он сообщил, что задерживается, и нас заберут через сутки. Так нежданно негаданно у нас нарисовалась днёвка. Лагерь разбили на острове в пяти километрах от Аксая, на большом песчаном пляже.
Вышли после обеда, нас должны были забрать вечером, быстро дошли до Аксая. Начали искать место для лагеря, и вот тут мы узнали что такое замусоренный берег. Два часа понадобилось на уборку.
Город Аксай – тоже бывшая станица. «Ак-су» значит «белая, живая вода». Аксайские краеведы отыскали дом, где жил Александр Васильевич Суворов. Здание бывшей почтовой станции, в котором в разное время останавливались проездом Пушкин, Грибоедов, Одоевский, Лермонтов, Толстой, Глинка, Чайковский. Дорога на Кавказ шла в аккурат мимо Кобяковской балки. Вот ещё находка. Первая на юге России железная дорога, оказывается, была построена между станцией Аксайской и антрацитовыми копями в Александровск-Грушевском (г. Шахты). Об открытии этой «чугунки» в шестьдесят шесть вёрст наказной атаман Грабе доносил военному министру в мае 1864 года. Поначалу по ней перевозили не столько пассажиров, сколько уголь. В музее хранится фотокопия объявления о начале перевоза пассажиров: «В сильные вьюги поезда не отходят». Есть, фотоснимки, на которых примитивные паровозики с большими трубами, вагоны, похожие на ящики с колёсами. Скорость поездов не превышала пятнадцати – двадцати километров в час.
Из Аксая родом дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник Н. Д. Гулаев. В годы Великой Отечественной войны он сбил 57 вражеских самолётов. Отсюда Герои награждённые Золотой Звездой – гвардии старшина Алексей Рой, знаменитый снайпер Филипп Рубахо.
Переночевали, вымыли, высушили и собрали байдарки. В 12 часов погрузились в машину, убыли в город Волгодонск.
Рекомендации по прохождению маршрута.
Проходить маршрут должны подготовленные туристы. Возраст не моложе 14 лет. Лучше всего поход проводить в июне, июле месяце. В августе, сентябре Дон сильно «цветёт», из-за зелени не возможно комфортно купаться (тяжело выбрать место для нормального купания), необходимо процеживать воду для приготовления пищи. По маршруту: Константиновский шлюз не обязательно обносить, можно пройти по рыбоотводному каналу. Кочетовский шлюз (самый сложный обнос) прохождением по Сухому Донцу. На прохождение маршрута необходимо 12 – 15 дней, желательно сделать 3 – 4 днёвки и 3 – 4 полуднёвки, используя их для отдыха и посещения музеев и памятных мест.
Фотографии похода:
Такими байдарки были перед походом.
Вдали ст. Романовская.
На Петровском шлюзе.
Место первой ночёвки на маршруте.
Плотина Николаевского гидроузла (обнос).
Константиновский шлюз.
Идёт подготовка к обеду.
Кочетовский гидроузел (неудобная высадка перед обносом).
г. Семикаракорск.
Непогода.
Правый берег крут и красив.
Когда ветер в лицо, а надо спешить.
Одна из остановок.
Победа, впереди Ростов.
Группа готова к выходу.
Вода уже начала зеленеть.