Группы 1974 и 1975 годов 16 страница

Даже современники исследовательского проекта Бейтсона, были с этой точки зрения сторонниками традиционного мышления. Как пишет Джей Хейли, во вступлении к первому тому Conversations with Milton H. Erickson, M.D. (Беседы с Милтоном Эриксоном), совместно с Уиклендом, они пытались в свое время развить теорию, объясняющую, факт того, что симптомы в системе семьи обладают функциональным характером. Они однако огласили теорию о стабильности, объясняющую, почему изменения не наступают. Не-

°цч Zeig, J. К. (1985). Erfahrungen mit Milton H. Erickson: Eigentherapie, Supervision und Fallgeschichten. In: B. peter (гред.) Hypnose und Hypnotherapie nach Milton H. Erickson, стр. 126.

Сравните Haley, J. (1988). Milton H. Ericksons Beitrag zur Psychotherapie, стр. 25.

Сравните Дж. Зейг, "Встречи с Эриксоном. Необыкновенный чеповек, необыкновенная терапия", стр. 25.

смотря на то, что метод Эриксона обладал также системным характером, он отрицал эти теории, считая, что они излишне усложняют терапевтический процесс. В круг его интересов не входили теоретические объяснения причин поддержания патологического status quo. Его занимала проблема, каким образом с помощью собственного поведения можно вызвать эффективные перемены.

Решая эту проблему действием, основанным в концентрации внимания на микроанализе собственного терапевтического поведения, Эриксон выработал прототипы того, что Бэндлер и Гриндер разработали в рамках НЛП - модели обучения и запоминания коммуникационного поведения, вызывающего изменения. Это перемещение интересов познания из теории, через человека (и его психическую динамику) на микроанализ успешной коммуникации, представляет подлинную революцию мышления в терапии.

347 Сравните Haley, J. (ред.). (1985ас). Conversations with Milton H. Erickson, M. D. (том 1).

Глава 7

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕРВЫХ МОДЕЛЕЙ

НЛП

Предметом последней главы будут первые модели НЛП. На фоне прежних рассуждений, мы вначале представим несколько основных идей создателей программирования. Дальше опишем развитие Мета Модели и Модели Милтона. Кроме того, мы займемся концепцией репрезентативных систем и, тесно связанного с ними, открытия так называемых специфических чувственных маркеров (предикатов) и, так называемых, ключей доступа. Наконец, мы рассмотрим исследования измененных состояний сознания и расшифровку субъективных переживаний с помощью Четверичной Модели (4-Тире1). Главу завершает примерное описание некоторых терапевтически возможных применений стратегической модели НЛП.

Началом просмотра работ Бейтсона, Перлза, Сатир и Эрик-сона был вопрос о исторических и духовных обусловленностях, повлиявших на возникновение первых моделей НЛП.

Благодаря этому, можно было заметить, как современный системный спор превращался и постепенно освобождался от глубоко психологических мыслительных паттернов. Прежде всего Грегори Бейтсон оказался создателем принципиально новой теории в области клинической психологии. С другой стороны, мы показали, как некоторые необычайно талантливые практики сбрасывали, становившийся все более тесным, корсет психоаналитических техник лечения. Они создавали новый практично-теоретический стиль работы, сильно повлиявший на многие современные психотерапевтические школы.

Возникшая в результате этого развития дискуссия в большой степени помогла в возникновении НЛП. Поэтому вначале мы должны в общем набросать ее влияние на концепции создателей НЛП.

Теоретическая перспектива

В предыдущих рассуждениях мы показали, что теоретические корни НЛП уходят в кибернетическую теорию коммуникации Грегори Бейтсона и работу группы Пало Альто.

Существенной характерной чертой этой школы, была попытка дополнить интрапсихические концепции психических нарушений их интерперсональными (коммуникативными) аспектами348.

Долгие годы, в терапии доминировали мыслительные фигуры Фрейда. Согласно им, поведение и переживания, отличающиеся от общепринятых норм, принципиально можно было интерпретировать как выражение интрапсихической динамики, исходящей из бессознательного конфликта, неосознанных желаний человека.

Бейтсон отрицал такую точку зрения. По его мнению, человеческие переживания и поведение были результатом конкретных социальных процессов обмена. Кроме того, его позиция состояла в том, что теория Фрейда (которую он часто иронически называл пси-хо-теологией) опирается на недопустимом овеществлении конкретных процессов, которые можно принципиально описать в форме, взаимосвязаны/ петель обратной информации.

Бэндлер и Гриндер подхватили эту идею. Таким образом, например депрессию можно описать, с точки зрения НЛП, как петлю между внутренним диалогом и чувством. Согласно (этому описанию, в человеке с такой проблемой, проходит внутренний процесс следующего типа: "Почему все так безнадежно?" - восприятие негативных чувств, "Я просто больше так не могу" - восприятие возрастающих негативных чувств, "Что мне теперь делать?" - и т.д. Негативный внутренний диалог и негативные чувства взаимно укрепляются, поскольку не вводится никакой элемент, способный надолго прервать этот процесс. Если этот человек интроверт, то можно говорить о интраорганической петле обратной информации, которая удерживает это состояние.

На процесс депрессии могут влиять также интерперсональные круги информации. Так происходит, когда другие люди приближаются к человеку с депрессией. Вацлавик, Уикленд и Фиш описывают в книге Change (Изменение) явление, иллюстрирующее, как такие интраорганизмические процессы могут сплестись негативным образом с коммуникационными обратными петлями:

"Какое отношение к меланхолику, может казаться его родственникам и друзьям наиболее нормальным чем привлечение его к жизни? Весь опыт указывает однако на то, что это не только ему не поможет, но еще более углубит его депрессию. Также казалось бы, близким людям необходимо удвоить усилия и продемонстрировать ему хорошие, радостные стороны жизни. Вера в торжество разума и здравого смысла дает возможность им заметить (а пациенту не дает возможность сказать об этом), что их помощь в реальности ограни-

Необходимо вспомнить, что собственно в полном смысле это касается лишь Вирджинии Сатир. Большинство членов MRI склонялось к полному исключению интрапсихи-ческих методов, что нашло выражение в тенденции некоторых системно теоретических принципов, состоящих в полном отрицании значения интрапсихических процессов. Это касается в особенности таких школ, которые приняли чисто стратегическую точку зрения.

чивается требованиями к нему, с целью проявления определенных чувств (радости, оптимизма и т.д.), которых он не ощущает, запрещая в то же время проявлять те (грусть, пессимизм и т.д.), которые он не должен ощущать. То что для человека с меланхолией в начале было возможно временным явлением, обычной грустью и отсутствием смелости, теперь объединяется с недооценкой и неблагодарностью по отношению к тем, кто готов так много для него сделать и кто так глубоко разочарован. Это вызывает тогда его депрессию, а не изначальное ощущение грусти"349.

Такой, ориентированный на процесс взгляд, впервые теоретически создал возможность рождения краткосрочной терапии, приводящей к переменам. Под впечатлением, зачастую гениальных интервенций Эриксона, группа Вацлавика, с половины шестидесятых годов, пыталась найти принципы перемен с системно-теоретической перспективы. Анализировались отношения между стабильностью и терапевтическим изменением, на фоне двух логически-математических теорий: групповой теории Галоиса и логического учения о типах Уайтхеда и Рассела. Причины длительности невротических симптомов и проблем в браке, начали видеть в неудачных попытках их излечения.

Согласно Эриксону, пациенты были заинтересованы прежде всего, в длительном улучшении их будущей жизни (а не объяснением невозможности изменить прошлое), была создана концепция краткосрочной терапии, направленной на решение проблем. Она включала 4 фазы:

• ясное и конкретное определение проблемы,

• анализ неуспешных попыток решения,

• ясное определение цели лечения (решения),

• определение и реализация плана осуществления решения.

В центре большинства стратегических интервенций, стояли обычно парадоксальные перемещения поведения и их интерпретация. Они должны были прервать проблемный паттерн поведения. Вацлавик и его коллеги, так проиллюстрировали свой метод, основанный на работе Эриксона:

"[.■] рассмотрим пример человека, страдающего от фобии, которому страх упасть в обморок или задохнуться мешает переступить порог ярко освещенных и полных людей универмагов. Возможно вначале, при входе в магазин, он не испытывает ничего страшного кроме мимолётного ухудшения самочувствия, случайного понижения уровня сахара в крови

П. Вацлавик, Дж. Уикленд, Р. Фиш, цитируемая работа, стр. 54. 350 Там же, стр. 19-96.

или приступа головокружения. Когда, несколько дней спустя, он снова хочет пойти в универмаг, воспоминания первого приступа могут быть ещё свежими у него в памяти и могут склонить его взять себя в руки, вооружившись против возвращения паники, что неожиданно её и вызывает. Понятно, что в таком положении, человек чувствует себя мячиком, которым играют собственные внутренние силы, проявляющие такую огромную спонтанность, что единственно возможным решением кажется полное избегание определенных ситуаций, возможно с помощью транквилизаторов. Однако избегание не будет решением, а лишь дополнительно провоцирует возникновение ситуации, которой не должно было быть. Само избегание также является проблемой. Таким образом, человек попадает в ловушку парадокса. В таких случаях, решение будет в введении противопарадокса, то есть например в рекомендации данному человеку пойти в универмаг и сознательно упасть в обморок, независимо от того охватит ли в этот момент его страх или нет. Поскольку, чтобы это сделать, человек должен быть кем-то вроде йога, далее можно порекомендовать войти, так далеко в магазин, как ему захочется, но он должен обязательно задержаться на метр от точки, в который его мог бы победить страх"351.

В рамках НЛП выбрали другую технику. Согласно программистам, эффективную терапию можно описать как процесс, где нежелаемое актуальное состояние (проблематичное поведение) переформируется в желаемое состояние, которое "должно быть" (цель терапии). В противоположность абстрактно-стратегической ориентации группы Пало Альто, здесь на первый план выступают терапевтические интеракции, а не анализ. Терапевтическое изменение, понимается как модификация поведения, исходящяя непосредственно из коммуникации клиента с терапевтом352.

Там же, стр. 110-111. В пояснении, касающемся этого фрагмента, авторы пишут: "Необходимо здесь напомнить, что пациенты чаще всего не только принимают весьма абсурдные и невероятные рекомендации поведения, но также нередко смеются над ними, как если бы в этот момент осознали всю амбивалентность комической и одновременно глубоко серьёзной природы парадокса".

Чтобы не спутать этот термин с бихевиористским понятием поведения, мы приводим его определение с точки зрения НЛП. Дилтс и его коллеги пишут: "Мы - организмы участвующие в жизни вселенной. [...] Мы ориентируемся в ней на основе закодированных значений, принимаемых и ощущаемых нашими чувственными системами репрезентации: зрением, слухом, обонянием, ощущением вкуса и осязанием. Информация о внешнем мире (как и о внутреннем состоянии) принимается внутренней системой, посредством нервных каналов, далее она организовывается, объединяется по группам и посылается дальше. Нервная система имеет своё завершение в мозге, являющемся нашим центральным биокомпьютером. Информация обрабатывается внутренними стратегиями обработки, которым каждый человек обучился. Результат мы называем поведением. В рамках НЛП, мы определяем поведение как все чувственные репрезентации, которые ощущаются внешне и\или внутренне а также наблюдаемы и выражаются субъектом и\или неким наблюдателем. [...] Наша нервная система программирует, как поведение макро так и поведение микро. Макро поведение лучше заметно, например управление автомобилем, речь, борьба, болезнь или поездка на

У основ этой концепции, лежал простой и ясный ход мысли. Принято, что поведение и чувства клиента, после успешной терапии, ясно отличаются от исходного состояния. Почему же, рассуждали программисты, нельзя в принципе стремиться к этой перемене непосредственным путем, при помощи целенаправленной реорганизации внутренних процессов клиента? Необходимым условием для этого была однако возможность, соответствующего описания внутренних процессов и процессов коммуникации. Теоретическая концепция терапевтического процесса включает в такой перспективе три компонента:

• ориентированное на процесс описание исходного состояния,

• ориентированное на процесс описание желаемого состояния,

• ориентированное на процесс описание таких интеракций между терапевтом и клиентом, которые приведут изменение исходного в желаемое состояние.

Однако было еще не ясно, как должно выглядеть соответствующее описание внутренних и коммуникационных процессов. Лишь изучение работ Перлза, Сатир и Эриксона принесло первые указания.

Практическая перспектива

Когда Бэндлер и Гриндер начинали свой проект моделирования, существовало уже множество инновационных терапевтических техник. Им обучали в рамках учебных семинаров. Особенно Перлз, Сатир и Эриксон, великолепно демонстрировали, возможность коммуникации, вызывающей перемены. По прежнему однако не было ясно, каким конкретно образом они приходили к своим успехам. Было ясно, что не каждый, кто применял их методы получал те же результаты. Решающим для терапевтического эффекта, казался тип коммуникации, подобранный для каждого случая терапевтических стратегий3 3.

велосипеде. Под понятием микро, мы понимаем менее заметные но не менее важные явления, как например пульс, темп речи, изменение цвета кожи, расширение зрачков и события типа внутреннего видения или внутреннего диалога" (Р. Дилтс, цитируемая работа, стр. 23-24). В сноске авторы отмечают: "Выражение «участвующие организмы» указывает на важное отличие между НЛП и традиционным бихевиоризмом. В традиционных отраслях науки, высоко ценятся общие высказывания, где избегают отношений к наблюдателю (объективное описание). В НЛП обобщение или паттерн должны содержать в себе позицию пользователя - наблюдателя" (Там же, стр. 44).

Р. Уирс так описывает первые решения создателей НЛП: "Сегодня существует [...] множество разнообразнейших школ и отдельных методик психотерапии. [...] Большинство терапевтических методик позволяет достичь подобных результатов. Однако в отдельных случаях, наверняка нельзя быть уверенным в успехе, и уж точно не в том масштабе, какой обещает теория и метод, лежащие у основ применяемых приёмов Терапевты работают согласно одним и тем же методам, даже когда делают всё верно.

Поэтому было решено проанализировать терапевтические сессии Перлза, Сатир и Эриксона, с теоретически-коммуникационной точки зрения. Терапевтическая ситуация была сконструирована согласно понятию Бейтсона, как тип обратной связи. Терапевта и клиента стали считать элементами процесса обратной информации, в течении которого оба принимают, обрабатывают и участвуют в коммуникации, как вербально так и невербально.

Практическое описание терапевтического процесса с этой точки зрения приняли таким:

• модели, касающиеся вербальной коммуникации,

• модели, касающиеся невербальной коммуникации,

• модели, касающиеся восприятия и обработки информации.

Чтобы дополнить описание корней НЛП, я опишу возникновение представлений моделей НЛП. На их основе создано огромное количество техник коммуникации и методов проведения изменений, которые сегодня преподаются на курсах программирования. Эти модели являются матрицами, дающими возможность раскодировать субъективные переживания, "модели мира" и личного совершенствования во многих отраслях. Они соответствуют коду, который Бэндлер и Гриндер разработали, в рамках своего проекта моделирования. Таким образом, эти концепции можно принять за сущность НЛП.

Возникновение Мета Модели

Первую идею, которую Бэндлер и Гриндер сформулировали в рамках своей исследовательской работы, была модель, разработанная на базе лингвистики, касающаяся языковых интеракций между терапевтом и клиентом, вызывающих изменения. Во время анализа видеофильмов и аудиозаписей они заметили, что Перлз Сатир постоянно задают вопросы одного и того же типа. Такие вопросы вызывали глубокую наблюдаемую реакцию у клиентов. Они не только давали ясную картину данной проблемы, но также заметно продвигали вперед процесс изменений.

согласно "учебнику", в очень разнообразной степени достигая своих психотерапевтических целей. Вероятно именно таким течением мысли руководствовались Бэндлер и Гриндер. Успех терапии не зависит, в такой степени от избранного метода, а скорее от терапевта, который применяет этот метод. Если это правда, то успешные терапевты владеют навыками коммуникации и способом поведения, которые не выразительно демонстрируются в каждой, сознательно выбранной модели терапии, потому во время обучения этому методу им также не обучают. Начальная цель Бэндлера и Гриндера состояла в систематическом изучении и сравнении этих бессознательных или лишь частично осознаваемых навыков и способов поведения психотерапевтов различных школ, с точки зрения их общих правил и паттернов, чтобы таким образом определить факторы, свойственные успешной терапии" (Р. Уирс, цитируемая работа, стр. 78).

Первой целью Бэндлера и Гриндера было раскрытие тайны этих вопросов. Они желали создать модель, дающую возможность научиться задавать их. Они приступили к работе так: вначале на основе лингвистического анализа, разработали формальные структуры отдельных образцов вопросов и выходящие из них указания для дальнейшего лечения. Потом знакомили участников группы Мета Модели с некоторыми основными принципами общей семантики Коржибского и генеративно-трансформационной грамматики. Они обучали членов группы в распознании формальных черт языка клиента и реагировании на них специально сформулированными для этой цели вопросами. Воздействие этих техник постановки вопросов, исследовалось спустя много месяцев в обоих группах. Бэндлер и Гриндер применяли результаты работ групп, как обратную информацию, дополняющую их представления и, если это было необходимо, для их модификации. На первом плане, вначале стояли вопросы "как? кто? и что?", которые задавались уже в рамках геш-тальт-терапии. Одной из наиважнейших целей во время этого изучения, было обсуждение вопроса "почему?". Уже Фриц Перлз отбросил эту форму вопроса, поскольку ответы в небольшой степени раскрывали, каким образом клиенту удается удержать внутренний процесс, ведущий к проблеме354.

На следующем этапе работа группы Мета Модели обрела характер исследовательского проекта. Возникли новые образцы вопросов. Задача, все еще состояла в создании точного и целостного представления языковой модели мира клиента. Под этим понятием скрывается основной теоретико-исследовательский принцип НЛП. Бэндлер и Гриндер признали, что человеческие переживания и поведение, не учитывая простых физиологических рефлексов, практически никогда не определяются самостоятельно "миром". Это скорее результат модели субъективно созданного мира представлений, через фильтр которых человек ощущает реальность и на нее воздействует. Если удастся, допускали они, совершить полное языковое (и тем самым сознательное) описание этого мира представлений, станет ясно, где именно появляются ограничения, вызывающие боль и конфликты. Бэндлер и Гриндер так писали об этом:

"Если люди приходят к нам на терапию, мы обычно видим, что они чувствуют боль, что ощущают себя парализованными, не видя в своей жизни возможностей выбора и свободы действий. Мы пришли к выводу, что это не ограничения мира и дело не в том, что он не даёт возможностей, а в том, что люди замыкаются, не видят выбора и возможностей, стоящими перед ними, поскольку их нет в их моделях мира"355.

Сравните Т. МакКлендон, цитируемая работа, стр. 40.

Bandler, R., Grinder, J. (1981a). Metasprache und Psychotherapie. Struktur der Magie I, стр. 34.

В конце исследований возникла точная, опирающаяся на основы лингвистики, языковая модель терапевтических отношений. Она позволяет открыть ограничения моделей мира клиента и задавать вопросы приводящие к переменам3.

Как мы уже говорили результаты этих исследований были опубликованы в 1975 году в книге "Структура магии" как "язык Мета Модели". Название Мета Модель исходит из простой причины, здесь имеется в виду модель формирования моделей человеком. Это модель способов создания людьми их субъективных миров и удержание, находящихся в них ограничений35.

Практическое применение Мета Модели, состоит в подготовке формальных критериев анализа, которые могут быть применены по отношению к вербальным высказываниям людей. Кроме того, такая модель описывает технику постановки вопросов, ценность которой состоит в том, что следствием ответов на них, станет целенаправленное, а не случайное, расширение модели мира клиента. Желаемое изменение состоит, при этом главным образом, в увеличении возможностей сознательного выбора поскольку, согласно, идеям Вирджинии Сатир, мы исходим из принципа, что в рамках собственной системы ориентации люди действуют оптимально, но часто обладая лишь смутными представлениями о своих собственных возможностях.

Даже если мы не можем представить здесь полностью Мета Модель, мы должны, по крайней мере, передать общее впечатление основных источников этой концепции. Клиентка приходит на терапию. На вопрос о причине своего визита она говорит: "Я так страшно боюсь мужчин". Если мы войдём в её положение, мы хорошо поймём, какие ограничения исходят из её переживаний. Учитывая, что около половины людей - мужчины, у клиентки есть лишь две возможности избежать встреч, с пробуждающим страх раздражителем - мужчиной: (1) женщина не должна покидать своего дома или (2) так ограничить своё окружение, чтобы мужчины практически в нём не появлялись. Обе попытки такого решения вносят значительную ущербность в качество жизни. Теперь нужно исходить из принципа, что у клиентки нет опыта с мужчинами и её страх опирается, скорее всего, на обобщении (генерализации) конкретного опыта с определёнными мужчинами. Терапевт, применяющий Мета Модель, будет так долго задавать вопросы, относящиеся к её высказываниям, пока не выяснит, когда, где, с кем, при каких условиях и т.д. в ней пробуждается страх. Необходимо также допустить, что в реальности она не впадает в панику при каждом мужчине. Полный юмора вопрос об исключениях (например "Впадаете ли вы в панику также при виде продавца овощей в супермаркете?") часто может творить чудеса. Другими словами, терапевт вначале пытается редуцировать проблему до соответствующего размера, с помощью целенаправленных вопросов. Таким образом, рождается также разделение в модели мира пациентки - она понимает, что лишь определённых мужчин в определённых ситуациях воспринимает как угрозу. Далее необходимо открыть её внутренние процессы, вызывающие её страх перед незнакомыми людьми (Если для процесса изменения необходимым будет открыть травматический опыт, в рамках интервенции НЛП, нужно применить, кроме прочего, целенаправленную гипнотическую регрессию. Также и для этой цели разработано множество методик).

Широкое описание Мета Модели находится в книге Cameron-Bandler, L (1983). Wie-der zusammenftnden. NLP - neue Wege der Paarthera-pie, Paderborn: Junfermann [oryg. (1978). They Lived Happily Ever After: A Book About Achieving Happy Endings in Coupling. Cupertino: Meta Publications], стр.153-165. Образцы Мета Модели представленные здесь и в "Структуре магии" не являются однако исчерпывающими (сравните Hall, M. (1992). The Missing Meta-Model Distinctions, Part I. In: Anchor Point.TOM 6, nr 6, стр.34-38).

Модель Милтона и концепция трансдернвацнонного поиска

После формулировки Мета Модели, Бэндлер и Гриндер стали анализировать работу Эриксона с этой же точки зрения. Результат их исследований, как мы уже говорили, был опубликован в 1975 году под титулом "Паттерны гипнотических техник Милтона Эриксона" в издательстве Мета Пабликейшен. Возникшая в этом контексте модель гипнотических форм языка, в честь Эриксона, получила название Модель Милтона.

Одним из наиболее достойных внимания открытий создателей НЛП, было утверждение о том, что языковые гипнотические паттерны Эриксона, главным образом, состояли в противоположности Мета Модели. Его терапевтический язык, хотя и полный артистизма, был неясен. Во время точного анализа, оказалось что он, в значительной степени, не точен, с точки зрения конкретного содержания.

Это наблюдение подтверждало, замеченные Бэндлером и Гриндером отличия Эриксона от Перлза и Сатир. Прежде всего, они стремились искать информацию и давать осознание. Метод Эриксона, в свою очередь, оказался основанным на совершенно противоположных принципах. Как он сам часто подчеркивал, ему действительно не было важно помочь клиенту сознательно рассмотреть свои проблемы. Он также не пытался дать осознать им проблемные паттерны, которыми они сами себе мешают. Его целью было лишь конкретное изменение таких паттернов.

Однако, каким образом, задались вопросом Бэндлер и Гриндер, Эриксону удавалось производить у клиентов перемены с помощью такого неточного языка?

Одной из наиважнейших идей, которая в этом контексте была введена в коммуникационные исследования, была концепция трансдеривационного поиска. Она касается главным образом вопроса того, как люди приписывают языковым высказываниям специфические значения, не содержащиеся в словах.

Если человек слышит предложение: "Психические травмы могут привести к положительным переменам", то чтобы прочесть его смысл ему нужно понять больше, нежели то, что было сказано. Говорящий никоим образом ясно не определяет кто, когда, где, кем, кого или чем, каким образом и в каком смысле был травмирован. Также не говорится, что вследствие этого события и для кого изменилось, а также в каком смысле это оказалось полезным358.

Бэндлер и Гриндер выдвинули тезис, что принимающий такую коммуникацию должен реактивировать опыт из своего словаря памяти. Только так он сможет вообще приписать этому предложению значение. Другими словами, принимающий неосознанно создает ассоциации с событиями, во время которых кто-то кем-то определенным способом был травмирован. В результате он будет искать

Эту информацию можно непосредственно получить с помощью Мета Модели.

примеры изменении, которые у кого-то могут возникнуть в результате такого типа событий. Что именно должен себе представить принимающий, цитированного выше предложения, этого говорящий не определяет. Слушающему остается максмальная свобода в формировании значения, однако все это лишь в рамках структурных границ, обозначенных говорящим. Решающим значением для терапевтической эффективности будет то, что ощущение типа психических травм и позитивные изменения будут, посредством ассоциаций взаимно объединены359.

Эриксон оказался настоящим мастером в применении трансдеривационных процессов поиска. Паттерны его гипнотического языка были часто так многозначны и так артистично взаимно связаны, что клиенту не оставалось ничего иного, как полностью направиться внутрь. Эриксон укреплял эту внутреннюю ориентацию, перегружая сознание бессмысленными формулировками, пока пациент не входил в измененное состояние.

Если эта цель была достигнута, Эриксон необыкновенно утонченным образом, так управлял процессом ассоциаций клиента, что возникала реструктуризация и реорганизация существующих воспоминаний. Это должно было дать возможность клиентам спонтанно и автоматически создать уже в плоскости бессознательного варианты поведения, в которых они нуждались, чтобы решить свои проблемы361.

Знаменитые эзотерические оракулы (например китайский И-Цзин или Таро) также основаны на том же принципе. То же касается формулировок, которые обычно применяются в астрологических рамках. Действия всех этих процедур состоит в том, что в человеке высвобождаются трансдеривационные процессы поиска, с помощью которых они переносят определённые структуры системы на их личный жизненный опыт. Таким образом можно объяснить также применение такой методики в рамках психотерапевтических советов.

360,, г-

Чтобы лучше понять впечатление от этого метода, мы приводим пример трансовои индукции, вызванной констернацией. О'Хэнлон пишет в своей книге о Эриксоне: "Казалось, Эриксон считал, что люди имеют ограничивающие их убеждения, мешающие им входить в транс. Эти убеждения удерживаются благодаря недремлющему сознательному разуму. Чтобы обойти эти ограничения, Эриксон часто применял сюрпризы, вызывая путаницу в мыслях клиента, применяя такие сложные формулировки, что следовать за ними было сложно. [...] Например: "Ваше бессознательное может забыть часть того, о чём вспоминает ваш сознательный разум. Но ваш сознательный разум забыл часть того, что помнит ваше бессознательное. Для наших целей важен факт, что ваше бессознательное вспомнит о том, чтобы забыть о делах, о каких должно напомнить вам ваше бессознательное и что ваш сознательный разум будет помнить о том, чтобы забыть о делах, о каких напомнит вам ваше бессознательное. А ваш сознательный разум должен вспомнить о том, чтобы помнить о тех вещах, о каких он должен помнить и забыть о тех о каких он должен забыть, в то время как ваш сознательный разум вспомнит, чтобы забыть дела, какие также должен вспомнить и забыть о тех о каких также должен забыть". После нескольких минут такого путанного монолога, клиент обычно отказывается от поисков смысла во всех этих значениях, просто «убегает» в транс" (O'Hanlon, W. Н. (1990). Eckpfeiler. Grundlegende Prinzipien der Therapie und Hyp-nose Milton Ericksons. Hamburg: ISKO-Press, стр. 137).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: