Коммуникационный менеджмент в выставочной деятельности

В учебном пособии под редакцией В.М. Шепеля дается следующее определение коммуникационного менеджмента (КМ): «Коммуникационный менеджмент — целенаправленная деятельность по обеспечению надежного функционирования коммуникационных процессов в пространстве и времени, системообразующий (по отношению объекта и предмета) механизм коммуникационного функционирования социальных структур, регионов, государств, планетарного сообщества... Коммуникационный менеджмент базируется на фундаментальных законах и принципах общего менеджмента, выстраивает свою деятельность в ключе каждого отраслевого менеджмента, имеет собственное содержание и собственный функционал как специальный менеджмент... КМ встроен в управление и техническими, и экономическими, и социальными системами. Разновидностью КМ социального управления является социальный коммуникационный менеджмент (СКМ)»[13].

Вполне логично коммуникационный менеджмент представить как управление функционированием коммуникационных систем или коммуникационными процессами. Кроме того, коммуникационный менеджмент должен рассматривать вопросы управления с помощью коммуникаций и коммуникационных механизмов. При таком более узком рассмотрении коммуникационного менеджмента следует определить место коммуникационного менеджмента в общей системе управления, а также среди других средств, включенных в систему управления, или, иначе говоря, коммуникационный менеджмент нельзя рассматривать только как управление коммуникационными процессами. Тем более нельзя управление коммуникационными процессами рассматривать буквально, как систему видимых регулирующих действий, осуществляемых легитимными органами управления. Проблемы социальной коммуникации, коммуникационного менеджмента следует рассматривать на основе глубокого анализа закономерностей и принципов социального управления. Именно поэтому подробнее остановимся на этой проблеме, «лежащей на поверхности», но все же слабо разработанной.

Поскольку в качестве субъектов управленческих отношений выступают люди и общности, законы и закономерности управленческих отношений представляют собой выражение связей между характером взаимодействия людей, включенных в совместную управленческую деятельность. Закономерности функционирования и развития управленческих отношений проявляют себя в виде устойчивой взаимосвязи общих и частных интересов участников управленческой деятельности. Носителем этих обусловленных многообразием состояния и положения участников управленческого процесса интересов являются субъекты управления. Взаимодействие особых интересов субъектов управленческой деятельности формирует закономерности функционирования и развития управленческих отношений. К таким закономерностям относятся: взаимное воздействие особых интересов субъектов управления; единство и независимость этих интересов; социальная направленность ответственности субъекта (ов) управления. Главные связи, лежащие в основе проявления закономерностей социального управления, формируются исходя из характера воздействия субъекта на объект управления.

Закономерности социального управления условно можно разделить на две группы: 1) закономерности функционирования и развития субъекта управления; 2) существенные связи между объектом и субъектом управления. Определение системы закономерностей функционирования и развития социальных объектов, формирование оптимальных управленческих отношений является предметом теории социального управления. Закономерности первого типа формируют характер взаимодействия субъекта и объекта управления, систему взаимосвязей между ними, а также их способность в решении задач для достижения поставленных целей.

Отклонение интересов хотя бы одного из субъектов управленческой деятельности от общих интересов приводит к открытому или латентному противоречию или даже к возможным негативным последствиям. Некоторые возникшие противоречия при определенных условиях способны снизить эффективность управления или даже разрушить целостный механизм социального управления. Разрешение таких противоречий в системе социального управления осуществляется на основе реализации закономерностей единства и одновременной независимости особых интересов субъектов управленческих отношений. Оно служит источником развития механизмов социального управления.

Субъекты управления связаны общей деятельностью и совместными действиями, осуществляемыми на основе единых целей. Это единство проявляется также и в закономерностях совместной деятельности, социальных процессов, в рамках которых они функционируют как субъекты, так и объекты управленческих отношений. В то же время реализация собственного интереса каждого из субъектов управления зависит от достижения общей цели.

Использование закономерностей функционирования и развития управленческих отношений в системе социального управления должно быть в рамках как общих интересов (включая интересы всего общества), так и в рамках интересов отдельной личности, вовлеченной в этот процесс. Таким образом, закономерности функционирования и развития управленческих отношений составляют объективную основу создания механизма социального менеджмента, необходимого для данной модели социального управления. По своему содержанию эти закономерности представляют собой устойчивый, повторяющийся в аналогичных условиях алгоритм взаимодействия субъектов управления в соответствии с общими для всех субъектов управления целями.

Важнейшим звеном механизма социального управления являются принципы. Принцип (от лат. principium — начало, основа) — исходное положение какой-либо теории, учения или науки. Принципы вытекают из закономерностей социального управления. Они синтезируют в себе социальные законы, закономерности и конкретные подходы к их реализации, направляют формирование необходимых качеств управленцев. Принципы социального управления — основополагающие требования, которыми руководствуются элементы управляемой социальной системы, в особенности — субъекты социального управления. Они разрабатываются в соответствии с теорией и технологией социального управления.

Принципы социального управления в функционировании выставочно-ярмарочного комплекса те же самые, что и в других конкретных сообществах. Поэтому, не акцентируя внимания на функционировании выставочного или ярмарочного сообщества, рассмотрим их в общем виде. Принципы социального управления в обществе обусловлены закономерностями, проявляющимися на соответствующем уровне. В принципах социального управления на уровне всего общества выражены необходимые наиболее общие требования к деятельности органов государственного управления и самоуправления. Эти основания служат основой для выработки форм и методов воздействия управленческих органов на социальные процессы, связи и отношения.

Принципы социального управления на уровне социальных систем более низкого порядка, чем общество, например, социальные подсистемы в виде сообществ, социальные организации, включающие в том числе организации, занимающиеся выставочно-ярмарочной деятельностью, – это исходные общие правила, нормы деятельности по упорядочению системы социальных отношений, управлению социальными процессами. Они служат основой для интеграции отдельных видов управленческой деятельности на различных уровнях системы управления, взаимной согласованности элементов управления и координации усилий для достижения общих целей. На их основе организуется управленческий процесс. В практике социального управления принципы используются в тесной взаимосвязи и неразрывном единстве.

Различные авторы строят свою собственную классификацию принципов социального управления. Я же буду руководствоваться наиболее общей классификацией, приемлемой для всех типов и видов социальных систем и социального управления. Это принципы научной обоснованности, демократизма и централизма, общественной целесообразности, объективности, комплексности, системности, социальной ориентации управления, эффективности, саморегулирования, состязательности, конкуренции, стимулирования и др. Для успешной практики социального управления важную роль играют и такие организационные принципы, как принципы основного звена, разделения труда, иерархичности и обратной связи, проблемной ориентации, целевой направленности, адресности, гласности и др.

В основе принципа научной обоснованности лежит требование совершения любых управленческих действий на основе научных методов и подходов. Воздействие на объект управления в целом или его компоненты должно осуществляться с учетом объективных закономерностей.

Принцип демократизма социального управления — характеристика функционирования системы управления в масштабах общества в целом или его отдельных звеньев. На уровне общества этот принцип направлен на обеспечение интересов народа, широких масс населения и реализуется при непосредственном участии граждан. Принцип демократизма неотделим от принципа централизма. Централизм, применяемый в управленческом процессе, предполагает включение в процесс управления, т.е. привлечение в управленческую систему и процедуру выработку и принятия управленческих решений достаточно широкого круга объективно требуемых для обеспечения принципа демократизма лиц. Решения, принимаемые на демократической основе, также являются средством обеспечения демократизма при применении централизованных форм управления. Иначе говоря, демократизм реализуется и как специфический подход к содержанию и способам реализации управленческих решений. Оптимальное сочетание принципов демократизма и централизма – достаточно сложная, но вполне реализуемая задача социального управления.

Как отмечалось, сущность социального управления сводится к тому, чтобы достичь соответствия действий субъекта требованиям объекта управления, соответствия управленческого процесса объективным социальным законам и закономерностям развития соответствующей социальной системы. Такое следование требованиям объективных закономерностей и есть реализация важнейшего принципа социального управления – принципа объективности. Этот принцип проявляется в научной обоснованности и реалистичности задач социального управления (некоторые авторы выделяют как самостоятельные принцип научной обоснованности и принцип реалистичности). Сознательное и правильное применение объективных социальных законов и науки управления дает возможность реализовать принцип объективности в социальном управлении. Другими словами, принцип объективности требует непрерывного соотнесения воздействий с закономерностями, социальными фактами, тенденциями развития социальных процессов.

Принцип общественной целесообразности заключается в том, что социально-управляющие действия на уровне общества должны осуществляться на основе сочетания общественных и личных интересов.

Принцип объективности предполагает, что субъект управления, представляющий собой какой-либо управленческий орган или руководителя, знаком с системой общих законов и закономерностей общественного развития и особенностями управленческой деятельности, частными социологическими концепциями и результатами социологических исследований. Такой подход к применению принципа объективности обеспечивает его взаимосвязь с принципами системности и комплексности в управлении, т.е. позволяет осуществлять социальное управление с учетом всей совокупности факторов общественного развития общества и общностей, взаимосвязь экономических, политических, социальных культурно-духовных явлений и процессов. С точки зрения социального управления эта совокупность процессов и явлений рассматривается как единая совокупность компонентов социальной системы, особенности развития которой должны учитываться как при принятии конкретных управленческих решений, так и при разработке моделей и концепций социального управления.

При управлении социальными процессами на уровне организаций принципы комплексности и системности реализуются посредством согласования действий различных органов управления и служб, а также в объединении отдельных взаимообусловленных видов деятельности, направленных на достижение целей социального управления.

Применение принципа системности при этом предполагает не простую координацию реализации планов, осуществляемую менеджерами различного уровня, а обеспечение взаимосвязи и взаимообусловленности планов в единую целевую программу, а также интеграцию компонентов, принадлежащих различным сферам жизнедеятельности.

Принцип комплексности в социальном управлении реализуется посредством полного учета всех аспектов протекающих управленческих процессов: экономических, социальных, политических, культурных; психологических, организационных и др. Этот принцип предполагает соответствие протекающих процессов и управленческих действий диалектической логике.

Принцип социальной ориентации управления применительно к экономике означает ее социальную ориентацию, а к производственному процессу – получение значительно превышающих результатов за счет учета социокультурных факторов.

Принцип эффективности заключается в достижении поставленной цели в возможно короткий срок и при меньших затратах. Важную роль в реализации этого принципа играют социологические исследования, раскрывающие общественные процессы и дающие субъекту управления в виде управленческих органов достоверную информацию, позволяющую принять оптимальные управленческие решения.

Принцип саморегулирования позволяет противостоять социальной системе воздействию извне путем внутреннего самостоятельного переустройства. Ряд протекающих в социальной системе процессов имеет нелинейный характер, дающий результат значительно больший (лучший), чем можно бы получить в виде результата от всех затраченных организационно-управленческих усилий. Такая модель самоуправления организуется в системах, элементы которой имеют эмерджентные свойства, позволяющие механизму самоорганизации синтезировать синергетический эффект.

Принцип состязательности, конкуренции реализуется путем выявления наиболее результативных, эффективных путей социального развития. Принцип конкуренции применяется в системе управления персоналом для отбора управленческих кадров. Этот принцип взаимоувязан с принципом стимулирования, в основу которого кладутся материальные и социальные (в их числе моральные) стимулы.

К организационным принципам социального управления относятся принципы основного звена, проблемной ориентации, целевой направленности, адресности, гласности, иерархичности и обратной связи и др. Как отмечалось, умение найти основное звено в социальном управлении, определить главные причинные связи, характеризующие социальную систему и цементирующие ее, а также выявление сложной системы связей и взаимодействия социальных явлений является теоретической основой социального управления. Практической же основой является сосредоточение на решении ключевых проблем на основе такой составляющей базового организационного принципа, как принцип проблемной ориентации. Этот принцип позволяет выделять основные и приоритетные направления деятельности для достижения поставленных целей, давать характеристику проблемам, соизмерять их по различным основаниям. В практической же плоскости применения этого принципа определяются сильные и слабые стороны как процесса управления, так и субъекта и объекта управления в отдельности.

Принцип целевой направленности позволяет правильно определять способы и характер управленческих действий. Уровень реализованных задач по достижению цели является мерилом эффективности и качества управленческой деятельности.

Принцип адресности позволяет делать правильный выбор при определении главных субъектов управления – исполнителей тех или иных управленческих ролей. Кроме того, этот принцип определяет и направленность на конкретный объект тех или иных управленческих решений.

Принцип гласности в социальном управлении, прежде всего, обозначает обеспечение доступности к управленческой информации и принятым управленческим решениям всех заинтересованных лиц или организаций. Кроме того, этот принцип предполагает своевременное и правдивое информирование общественности о действительном положении дел, особенно в тех сферах, которые затрагивают интересы граждан. Реализация этого принципа на уровне федеральных органов государственной власти означает регулярное информирование населения о принятых решениях и ходе их реализации, обнародование планов социального развития, предоставление общественности информации о работе органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Принцип иерархичности и обратной связи заключается в создании многоступенчатой структуры управления, в которой контроль над функционированием всех звеньев управления осуществляется на основе обратной связи. По каналам обратной связи управленческая информация поступает в управляющую систему, которая имеет возможность корректировать ход управленческого процесса.

Кроме отмеченных, некоторые исследователи выделяют и другие дихотомические принципы (централизации и децентрализации, единоначалия и коллегиальности), которые относятся лишь к социальным системам, в которых рассматриваются в виде субъекта управления лишь руководители (управленческий персонал) и упускаются механизмы социального контроля, выступающие субъектами управления – социальные нормы, социальные санкции, общественную оценку, общественное мнение, воздействие традиций (национальных, семейных и т. д.), ценностных ориентации и др.

Применение отмеченных принципов социального управления в выставочно-ярмарочной деятельности позволяет синтезировать разрозненные задачи в целостный механизм воздействия на социальные объекты и способствует эффективному социальному развитию различных подсистем выставочно-ярмарочного комплекса.

Итак, коммуникационный менеджмент в выставочной деятельности (выставочный коммуникационный менеджмент) — система управления выставочными коммуникациями и выставочным комплексом в целом как системой коммуникации. Кроме того, выставочный коммуникационный менеджмент, основанный на отмеченных принципах социального управления, представляет собой управление выставочной деятельностью с помощью организации оптимального взаимодействия (коммуникационного процесса) между экспонентом и посетителями выставки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: