Понятие и условия функционирования олигополии

Глава 11 ОЛИГОПОЛИЯ

В теории отсутствует общая модель олигополии: имеет­ся некоторое множество частных ее моделей, каждая из которых специфична в каких-то аспектах. Эта неодно­значность обусловлена многообразием обстоятельств олигополистического рынка и соответственно вариативностью дей­ствий его участников.

Ни одна из концепций олигополии не дает удовлетвори­тельного объяснения данного явления. Вместе с тем они по­зволяют получить, насколько это возможно, отчетливое пред­ставление о возможных вариантах олигополии, и тем самым углубить понимание этого типа рыночной структуры. В дан­ной главе предмет анализа — основные формы и принципы функционирования олигополии.

Понятие и условия функционирования олигополии

Олигополия — это совокупность отношений между боль­шим числом покупателей и столь незначительным числом продавцов, что каждый из продавцов при формировании це­ны своей продукции вынужден учитывать реакцию конкурен­тов.

Условия функционирования рынка олигополии:

отрасль состоит из двух или нескольких конкурирую­щих фирм;

в отрасли функционирует как минимум одна крупная фирма, действия которой вызывают ответную реакцию кон­курентов;

в отрасли существуют высокие входные барьеры, обу­словленные не только патентами и лицензиями, значительны­ми рекламными расходами, но, главным образом, эффектом масштаба;

на олигопольном рынке может продаваться как дифференцированный, так и недифференцированный товар.

кривая спроса на продукцию каждой фирмы имеет от­рицательный наклон.

Особенность олигополии состоит в том, что лишь не­сколько фирм производит всю или почти всю продукцию. По­этому спрос на продукцию олигополиста (фирмы — участника рынка олигополии) является неэластичным; при увеличении объема продажи он должен снизить свою цену, при повыше­нии — рискует уменьшить продажи. Но для него недостаточ­но учитывать только реакцию спроса, он должен также учи­тывать реакцию своих конкурентов, так как кривая продаж фирмы (или спроса, адресованного фирме) зависит от дейст­вий других фирм. Поэтому каждый из участников вынужден учитывать возможную реакцию других фирм на его действия в области ценообразования и определения объема производ­ства. Существует, другими словами, конъюнктурная взаимо­зависимость — действия одного продавца определяются его представлениями относительно возможной реакции другого; вместе с тем действия последнего зависят от его представле­ний о намерениях первого. Взаимозависимость действий каж­дой фирмы от реакции ее конкурентов называется олигополистической взаимосвязью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: