Действия участников данного рынка обусловлены двумя основными факторами:
стремлением максимизировать отраслевую прибыль;
стремлением каждой фирмы обеспечить себе наибольшую долю данной прибыли.
В зависимости от обстоятельств доминирующим является либо первый, либо второй фактор. Указанные цели реализуются, благодаря использованию различных методов или форм. Многообразие последних позволяет дать различные классификации олигополии. В частности, с точки зрения координации (действий фирм с целью максимизации отраслевой прибыли) различаются следующие основные типы олигополии:
- нескоординированная олигополия; отсутствие координации действий участников рынка, обусловленное их неуверенностью относительно взаимного поведения (в связи, например, с отсутствием знания типичной реакции, возможностью осуществления нововведений, способных повлиять на существующие параметры рынка и т.д.), проявляющееся, в частности, в форме ценовой войны;
- частично скоординированная олигополия; частичная координация осуществляется в двух формах: сговоре и лидерстве в ценах;
а) неоформленное в виде организационной структуры добровольное взаимодействие (сговор) фирм относительно цены, максимизирующей отраслевую прибыль; согласованно деля рынок, фирмы получают прибыль в соответствии с индивидуальной долей продаж;
б) мелкие фирмы продают продукцию по отраслевой цене, которая определяется фирмой-лидером (относительно крупным производителем) и, таким образом, является для них директивной ценой;
- совершенно скоординированная олигополия; совершенная координация реализуется в виде картеля (хотя, строго говоря, существует множество форм картеля, отличающихся между собой степенью координации): цена и продукция отрасли и каждой фирмы, участницы картеля, определяется единым для картеля органом с целью максимизации совместной прибыли группы.
Многообразие ситуаций, называемых общим термином «олигополия», исключает однозначность характеристики данного типа рыночной структуры; каждая из форм олигополии имеет определенные отличия в поведении ее участников.