Ницшеанство

Мировоззрение определяет здоровье и судьбу.

Ницше.

В декабре 1888 года в письме Стриндбергу Фридрих Ницше писал: «Я достаточно силен для того, чтобы расколоть историю человечества». Он окончил свой жизненный путь в 1900 году в Веймаре, не застав реализации своих идей. Но время показало, что, в определенном смысле, в своем амбициозном утверждении он был прав. Вторая Мировая Война, расколовшая мировую историю на время «до» и «после» нее, была развязана по инициативе Гитлера, для которого теория Ницше была основным духовным ориентиром. Было бы преувеличением полагать, что без Ницше в Германии не сформировалось бы движение национал-социалистов, и что Гитлер, возглавив их, не совершил бы в той или иной форме все, что совершил. То, чему суждено реализоваться, неизбежно находит форму реализации. Националистические настроения и силы существовали в Германии задолго и до Гитлера, и до Ницше. Но так сложилось, что именно Гитлер оказался во главе мощного движения национал-социалистов, и что именно идеи Ницше вдохновили его сильнее, чем что-либо иное и легли в основу его идеологии.

Среди философствующих дилетантов, среди радикалов, среди интеллигентствующих представителей богемы мода на философию Ницше не проходит со времени ее возникновения. Все это время блеснуть цитатами из Ницше и симпатией к его концепции считалось и считается признаком некой продвинутости и независимости. Его цитируют, порой не имея представления о сути его концепции. Да и некоторыми известными интеллектуалами Ницше упоминается как один из авторитетных философов. Некоторые видят в идеях Ницше рациональное зерно. Некоторые считают его гуманистом. Современник Ницше, историк и социолог Курт Брейзик назвал его человеком, указавшим путь в новое будущее человечества.

В книге Баландина Р. К. «100 великих гениев», изданной в 2005 году читаем:

«Мыслителем, восставшим против закабаления личности государством, религией, научными догмами, философскими императивами, вековыми предрассудками и традициями, явился Фридрих Ницше.

Оправдан и бунт Ницше против нравственного закона, исполняемого под угрозой наказания свыше (обществом, государством, Богом)».

Цитаты из Ницше то и дело звучат в СМИ.

Попробуем разобраться, – действительно ли в теории Ницше есть полезная суть?

Фридрих Ницше родился в 1844 году. С детства увлекался искусством: музыкой, поэзией, литературой. Особенно любил античность и библейские тексты. Уже молодым проявил незаурядный литературный талант. В 1868 году, еще не окончив обучение и без диссертации, возглавил кафедру греческого языка и литературы Базельского университета. Именно литературный талант способствовал тому, что степень доктора наук была присуждена лишь за опубликованные статьи, без обязательной публичной защиты диссертации, дискуссии и экзаменов. Этому же таланту он обязан тем, что его идеи оказались в поле пристального внимания современников.

Некоторые его труды с литературной точки зрения действительно представляют собой незаурядное явление. Наиболее известная его книга «Так сказал Заратустра» написана в форме описания жития восточного мудреца. Яркие художественные образы, религиозные учения и человеческая драма были живописно вплетены в ткань философских размышлений. Мастерское владение литературным словом обеспечило популярность и других его трудов. Многие его утверждения стали афоризмами. Литературный дар Ницше стал рекламным локомотивом для продвижения его философских идей.

Но из наследия Ницше интерес представляет, прежде всего, то, что по большому счету и сделало ему имя, и что составило цельную своеобразную систему мировоззрения – ницшеанство.

Поскольку философия Ницше оказала значительное влияние на деятелей, ощутимо повлиявших на ход истории, оценивать ее надо в первую очередь с объективной, а не художественной точки зрения. Правда, если сделать это добросовестно, обнаружится, что под талантливым литературным соусом сокрыта философия весьма сомнительного свойства, к тому же, мало пересекающаяся не только с объективной наукой, но и логикой.

Ницшеанство

Ницше предлагал не заботиться о ближнем. По его мнению, ближнему надо помочь исчезнуть ради дальнего – некоего выдуманного им Сверхчеловека, стремящегося к высоким идеалам.

В запале ненависти к христианству Ницше отвергал все, что превозносила церковь. Максимализм, скорее типичный подростковому сознанию, когда, отрицание чего-либо влечет отрицание всего, что с ним связано. Он считал, что идеи Бога, «того света», добра, любви к ближнему, гуманизма и альтруизма выдуманы для подчинения. Он утверждал:

«Вред добрых – самый вредный вред.

Наибольшая опасность для всего человеческого будущего лежит в добрых и праведных.

Люди не равны, есть высшая и низшая породы.

Сама природа выделяет сильных мускулами и духом. Мораль высших людей – эгоизм, ненависть, антигуманизм, неравенство, господство. Высшие – хищники-одиночки, художники насилия. Исток их морали в естественном физиологическом инстинкте.

Что хорошо? – Все, что повышает в человеке чувство власти, волю к власти, самую власть.

Что есть счастье? – Чувство растущей власти, чувство преодолеваемого противодействия.

Не удовлетворенность, но стремление к власти, не мир, но война, не добродетель, но полнота способностей.

Высшим людям естественно должны подчиняться и приносить себя в жертву другие существа».

От внимания вдумчивых не ускользнет, что, по сути, им предлагаются нормы взаимоотношений не только между людьми, но и между народами.

По мнению Ницше, сущность человека, состоящая из его естественных инстинктов оказалась извращена и подавлена моралью, которая происходит из стадного инстинкта: «Моральность есть стадный инстинкт в отдельном человеке».

Отказавшись от старой морали, Ницше предложил новую – эгоизм, имморализм (внеморальность, антиморализм):

«Моральный человек представляет собой низший и более слабый вид сравнительно с безнравственным».

«Не бояться самого постыдного – признак величия души. Нужно вопреки своей совести ампутировать саму совесть».

В концепции Ницше имморализм не был связан с нечистой совестью, а закон и порядок стали рассматриваться как принуждение и ущербность.

Для довершения картины приведу еще несколько его утверждений:

«Слабые и неудачники должны погибнуть: первое положение нашей любви к человеку. И им надо еще помочь в этом.

Мы, имморалисты, – пытаемся всеми силами снова изъять из мира понятия вины и наказания.

Господство зла – условие освобождения человека».

«Прежде хула на бога была величайшей хулой; но бог умер, и вместе с ним умерли и эти хулители…».

Отвергнув Бога, Ницше предложил сильным людям самим стать подобием Богов – сверхчеловеками.

Было бы преувеличением заявлять, что труды Ницше содержат лишь негатив. Были и посылы гуманитарного свойства. Например, в книге «По ту сторону добра и зла», вышедшей в 1886 году, он рассуждал на темы непреходящей актуальности: об утрате традиционных ценностей и норм, упадке культуры и духовности, оболванивающей сути массовой культуры, о демократии, порождающей тиранию, об отрицательных последствиях стремления к равенству людей, о двойной морали, о начале борьбы за господство над миром.

Но эти темы поднимались многими и до него и после, а самое главное, что широко востребованными, повлиявшими на ход истории, оказались злые идеи Ницше, а не его гуманистические посылы. Понятно, что однозначная открытая ориентация на зло не позволила бы добиться широкой популярности. Ведь обычно лишь то зло реализуется эффективно, которое красиво подано.

Философский экстремизм Ницше нашел понимание у многих людей, прежде всего, у молодых и творческих, ведь они в принципе склонны к крайностям. Богема, в среде которой оппозиционность в моде всегда, тоже с энтузиазмом восприняла идеи Ницше.

Уставшие от лицемерия церковных и светских моралистов, от социальных противоречий и лжи, интеллектуально и социально активные молодые люди 19-го и начала 20-го веков искали альтернативу старым мировоззренческим догмам, набившим порядочную оскомину. Души многих из них стали благодатной почвой для идей Ницше, беспощадно ниспровергавшего в своих философских опусах общепризнанные нравственные и духовные ориентиры. Интересно, что, отвергая Новый Завет, Ницше уважал Ветхий Завет. Кому следует поймет, о чем это говорит.

Знать труды Ницше и цитировать его стало признаком эрудиции и свободомыслия. Пошла мода на Ницше, и он сам приложил немало усилий для ее распространения. В этой моде находил свой выход протест против занудства и серости обывателей-моралистов, в массе своей живущих отнюдь не по пропагандируемым ими нормам. И ныне теория Ницше симпатична немалому числу людей, в том числе и в России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: