Закономерности мировоззренческого сдвига

В ДРЕВНЕМ ГОРОДЕ ПИЗА

Перенесемся мысленно на несколько веков назад, в ту далекую пору, когда царствовала римская система исчисления, в славный и древний город Пизу. Только там можно было постигнуть величайшее искусство - деление и умножение больших чисел. Далеко не каждого ждал успех - нужны были особые способности и терпение. Нужно было усвоить множество признаков делимости, нужно было научиться с нескольких попыток находить правильный ответ. Но основное - практика. Приходили в школу юноши, а уходили из нее мужи средних лет... Шутка ли?! Чтобы овладеть всеми четырьмя действиями арифметики требовалось около 15 лет!
Развивались ремесла, усложнялось хозяйство, требовала расчетов торговля и навигация - всего не перечислишь. И трудности в области счета стали нарастать лавинообразно. Суть в том, что старые способы счета больше уже не могли обеспечить все потребности в счете. Наступил кризис старой системы.
Но потребность считать так усилилась, что под ее действием появились арабские цифры (новые ПОНЯТИЯ), а вместе с ними и новые ПРАВИЛА сложения, деления, умножения... И символ прежней сложности (само умножение!!!) у нас превратилось в символ простоты. Когда проще некуда, мы говорим: "ясно как дважды два! "

ЗАКОНОМЕРНОСТИ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО СДВИГА

А теперь посмотрим, какие закономерности МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО СДВИГА позволяет проиллюстрировать данный пример. Для этого разберем его, глядя на схему N 1.


Сам МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ СДВИГ происходит под действием ПОТРЕБНОСТИ, под действием необходимости совершать какое-то ОБЩЕСТВЕННО-НЕОБХОДИМОЕ ДЕЙСТВИЕ. В нашем примере - это потребность в счете. Ось ординат обозначает степень сложности и трудности, величину затрат и т.д. (например количество счетоводов), необходимых для удовлетворения этой ПОТРЕБНОСТИ, для выполнения ОБЩЕСТВЕННО-НЕОБХОДИМОГО ДЕЙСТВИЯ (в данном случае, связанного со счетом).

Ломанная линия имеет ряд характерных участков.

"1"
На этом участке (на этом этапе развития) общественная ПОТРЕБНОСТЬ удовлетворяется имеющимися на тот момент средствами. Каким-то особым тормозом сама система удовлетворения потребности еще не стала. В нашем примере с римскими цифрами, пусть хоть и через 15 лет, но отобранные ученики приобретали способность к счету, и таких обучившихся хватало на все ПОТРЕБНОСТИ тогдашнего общества. То есть, они успевали просчитать все, что нужно было для общества того времени.

"2"
Рост общества (торговля, освоение новых территорий, развитие наук) взаимосвязан с ростом потребностей (в нашем случае в вычислениях), которые, в свою очередь приводят к нарастанию трудностей (нехватка счетоводов для проведения всевозрастающих вычислений). Постепенно приходит осознание (часто интуитивное), что все тормозит старая система удовлетворения потребности. Конечно же, такое понимание возникает у наиболее подготовленных к его восприятию людей. У остальной же части общества в это время может возникнуть глухое раздражение, недовольство. В самом обществе на этом фоне начинает формироваться "инстинкт поиска".

"3"
Появляются предложения по удовлетворению старой (быстро растущей) ПОТРЕБНОСТИ новыми способами. В это время обычно быстро множатся новые ПОНЯТИЯ и ПРАВИЛА и также быстро умирают, давая жизнь новым, которые, в свою очередь, уступают место еще более новым. Обратите внимание, что третий участок имеет вид почти вертикальной линии, так стремительно на этом этапе идет развитие и внедрение новой системы, ее совершенствование прямо по ходу внедрения. Самый нижний конец этой линии мы отметим тонкой вертикальной линией и назовем ее ГРАНЬЮ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО СДВИГА. Потому что в этой точке, в основном, прекращается рождение и смерть новых ПОНЯТИЙ и ПРАВИЛ. Какие-то самые удачные остаются жить, удовлетворяя старую ПОТРЕБНОСТЬ на принципиально новом уровне. Из них и складывается новая система по удовлетворению потребности.

"4"
За ГРАНЬЮ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО СДВИГА начинается четвертый участок, где уже сложилась новая система, в которой, благодаря новой системе ПОНЯТИЙ и ПРАВИЛ, трудное стало простым, сложное доступным. Попробуй овладей римской системой исчисления! Кто будет кормить и одевать тебя, пока ты учишься? А вот арабской системой можно овладеть даже как бы "между делом" вечерами, в перерывах работы и т.д.

За ГРАНЬЮ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО СДВИГА в обязательном порядке приживаются новые обитатели ТОНКОГО МИРА, в виде новых ПОНЯТИЙ и ПРАВИЛ, которые связываются между собой в единое полезное целое. В нашем примере это новые ЦИФРЫ 1,2,...9,0 и новые очень простые ПРАВИЛА арифметических действий.

Кроме простоты и доступности, МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ СДВИГ дает принципиально новые возможности. Новая простота позволяет разбираться и решать такие задачи, которые просто невозможно было решать раньше. Например, с введением той же системы арабских цифр, сильнейшим образом двинулась вперед теория чисел. Стронулись и следом начали интенсивно развиваться и другие области человеческой деятельности, связанные с вычислениями, например астрономия, а значит, и навигация. Это дало толчок торговле и связанному с ней развитию промышленности. Число пришло на помощь к строителям и ремесленникам, к политикам и простолюдинам.

Еще одно свойство МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО СДВИГА. За его гранью резко падает влияние старых авторитетов и догм. Отсюда еще одно обстоятельство, вытекающее из последствий МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО СДВИГА,- это борьба старых и новых идей. Не простая вещь! Нужно помнить, что как у старых, так и у новых идей есть свои носители, живые люди. И эти конкретные живые люди, владеющие мастерством применения идей на практике, в жизни естественно выигрывают или проигрывают в зависимости от того на каких (можно даже сказать здесь на чьих) идеях начинает базироваться деятельность всего общества. В случае МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО СДВИГА в обязательном порядке все общество в целом выигрывает, но те, кто имел особое положение и даже привилегии при старой системе ПОНЯТИЙ и ПРАВИЛ, при новой, как правило, в чем-то проигрывают, или морально, или материально, или даже и то и другое вместе. Например, чтобы знать что 2х2=4, а 25х25=625, никакой авторитет не нужен. А ведь вполне возможно, что во времена господства римской системы исчисления, лучшие и добавим честные вычислители и авторитет имели высокий, и гонорары тоже. Ведь большинство населения не владели искусством вычислений и вынуждены были обращаться со своими задачами к профессиональным вычислителям. Население также не могло проверить, точны или нет их расчеты, оставалось только верить или не верить авторитетам. А ведь с точностью вычислений были связаны очень жизненные вещи, например величины налоговых выплат, площадь земельного участка, величина процентных платежей по займам у ростовщика... И конечно, можно предположить, что авторитет вычислителей был высоким. А теперь войдите в их положение, когда новая, доступная буквально всем система арабских цифр начала свое шествие.

Само собой разумеется, что старые авторитеты не сдают своих позиций без сопротивления! Но в конечном итоге в такой борьбе побеждают новые идеи. И происходит это не потому, что "старые" авторитеты "понимают" и обращаются в "новую веру". На такое способны, видимо, лишь очень немногие. Часто даже гении в таких условиях пасуют и защищают устаревшие ПОНЯТИЯ и ПРАВИЛА.

Новая система побеждает тем, что в силу выгод и удобств, своей простоты и наглядности она становится доступной всем. Люди в силу этих причин овладевают ею в обход авторитетов, не прибегая к их помощи, и вопрос об авторитетах отпадает сам собой.

Строго говоря, все решает практика. Практика – критерий истины. В такой борьбе (ее полностью не избежать!) новая система, лежащая за ГРАНЬЮ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО СДВИГА, проверяется, уточняется и закрепляется в общественном сознании. Навсегда? Нет, конечно! Та же потребность в счете, что вызвала к жизни арабскую систему исчисления, создала и двоичную, благодаря которой мы имеем ЭВМ. А в процессе их совершенствования возникли и другие системы. Процесс бесконечен. Совершенству нет предела! Важно, чтобы были условия для его продолжения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: