Развитие минимально используемых сенсорных каналов

1. Выпишите Важное и Трудное содержание.

2. Как вы обычно обучаете содержанию, задействуя визуалов, аудиалов, кинестетиков?

3. Развивайте визуальный канал, рассматривая размеры, цвета, формы, расстояния. Развивайте аудиальный канал, используя раз­мер паузы, громкость голоса, звуки. Развивайте кинестетику, исполь­зуя температуру, движение, вес. Опишите, как вы смогли улучшить минимально развитые органы чувств?

4. Запишите результаты. Отметьте учеников, которые получили пользу от такого подхода, и каким он бесполезен.

ПРИМЕР. Учитель начальных классов объяснял детям время окон­чания первой перемены 8 часов 50 минут. Ученики обычно называли это время 9.50, так как минутная стрелка при этом находится ближе к 9, чем к 8.

После обсуждения с коллегами идеи развития органов чувств для Важного и Трудного содержания, учитель провел обьяснение следу­ющим образом: Двенадцать учеников сели в большой круг в комннате с макетами чисел в руках, изображая циферблат часов. Учитель с двумя учениками встали внутрь круга, один держал измерительную линейку, другой метелку, которая была на треть длиннее линейки - стрелки часов. Ученик с часовой стрелкой (линейкой) был проин­структирован переходить к следующему числу только тогда, когда метелка (минутная стрелка) достигнет цифры 12. Когда метелка сравнивается с 12, а линейка оказывается напротив какого-то числа, ученик отзванивает колокольчиком означенное время. Весь класс вслух считает каждый звонок. Когда метелка движется к интересу­емой цифре (для случая 8.50 - это 11), учитель напоминает: “Так сколько -звоночков вы уже слышали?” Затем они для закрепления понимания отзванивают и называют другие моменты времени.

ЯКОРЕНИЕ ВАЖНОГО И ТРУДНОГО СОДЕР­ЖАНИЯ (ЯВТС).

Напомним: якорь выполняется на вершине опыта, важна уникаль­ность якоря, важно точное воспроизведение якоря.

После того, как вы проанализировали трудное и важное содержа­ние, вы готовы перейти к якорению. Очевидно, мозг создает долговременные связи для того, что узнает первый раз. Насколько быстрее вы вспоминаете свой первый поцелуй по сравнению с третьим? А свой первый класс по сравнению с четвертым?

Если вы хотите заякорить трудное и важное содержание, т.е. выполнить ЯВТС, действуйте таким образом, чтобы создать “впер­вые” в мозгу и ушах учеников. Имеются естественные якоря ВТС - когда лицо, поза, голос, место являются естественным символом содержания. Искусственные ЯВТС - когда якорь связан с содержани­ем только потому, что вы создаете эту связь.

ПРИМЕР. Части речи.

Мистер Пэтт приступил к изучению слов “внутри”, “на”, “под”, “вокруг”. Он принес в класс кукольный домик своей дочери с прозрачными стенками и маленькую мышку по имени Пре. Учитель поставил домик на стол и выпустил мышку. Дети собрались вокруг стола и наблюдая, как мышка бегает, называли все ее позиции относительно домика: “внутри”, “вокруг” и т.д.

ПРИМЕР. К ЯВТС относятся всевозможные считалки для запоми­нания гласных, цветов в радуге и т.д.

ПРИМЕР. Нули и десятичные числа. Мисс Флайр, обучавшая математике 6 -8 классы, заметила, что ученики плохо понимают значимость нулей в десятичных числах (0.08, и 0.80..). Тогда она выполнила такой ЯВТС. На стол поставила корзину для бумаг, на нее положила длинную палку, чтобы все могли видеть. Вдоль этой палки мисс Флайр развесила длинные полоски бумаги и с десятичными числами - 00.4060, 40.0040, 0.0008... Затем она изобразила мистера Банзая (тогда был популярный фильм “Ребенок - каратэ”). Мисс Флайр перешла на восточный акцент и обьяснила, что обязанность мистера Банзая убирать ненужные нули. Она взяла огромные ножницы и сказала таинственным голосом: “Все нули между запятой и последней цифрой важны (прикоснулась к соответствующим нулям), но нули по ту сторону просто... безобразны!” (отрезала ножницами лишние нули). После первоначального шока дети взор­вались от смеха. Когда Банзай стал задавать вопросы по поводу нулей справа от запятой, их судьба ученикам уже была ясна. Через несколько дней, когда один из учеников затруднился в аналогичной ситуации, мисс Флайр только сказала три слова с восточным акцентом и ученик все вспомнил.

ЯВТС - ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ОТ УЧИТЕЛЯ К УЧЕ­НИКУ. •

Попытка изменить обучение в классе без практики подобна поездке на курорт без фотоаппарата и покупки сувениров. Мы все только временно помним опыт. Сувениры восстанавливают воспоми­нания и пережитые эмоции. Применение ЯВТС должно вовлекать тела учеников, подключая мышечную память, особенно если ученики кинестетичны или младшего возраста.

ПРИМЕР. Перед доской натянута веревка. На этой веревке с помощью скрепок учитель развешивает и закрепляет плакатики с правилами. Развешивает сам и вызывает учеников. Кроме того, учитель раздает ученикам скрепки желтого цвета для аналогичной работы за партами. Здесь скрепка является якорем, переходящем от учителя к ученику.

Примените подобный опыт в своей работе. Обобщите и запишите результаты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: