Дэниел Гоулман


скорее тревогу, а не вдохновение. Известно, что к достиже­нию высшего мастерства в профессии или ремесле человека подталкивает возможность испытать вдохновение и что мо­тивацией кдостижению все большего успеха в любой деятель­ности, будь то игра на скрипке, танцы или сращивание генов, по крайней мере частично, является возможность побыть в состоянии вдохновения во время работы. В ходе эксперимен­та, в котором участвовали двести художников в возрасте во­семнадцати лет, только что окончивших художественную шко­лу, Чиксэнтмихайи установил, что лишь те, кто в студенче­ские годы испытывал подлинную радость от самого процесса рисования, стали в итоге серьезными художниками. Если же мотивом к обучению в школе служили мечты о славе и богат­стве, то после ее окончания большинство таких студентов во­обще отходят от искусства.

На основании полученных результатов Чиксэнтмихайи де­лает такой вывод: «Художники должны превыше всего ставить занятие живописью. Если же художник, стоя перед мольбер­том, начинает прикидывать, за сколько он продаст эту картину или что подумают о ней критики, ему не дано сказать свое сло­во в искусстве. Творческие свершения доступны лишьтем, кто всецело предан своему делу».

Для достижения мастерства в ремесле, профессии или ис­кусстве вдохновение необходимо так же, как и для усвоения знаний. Студенты, испытывающие вдохновение в процессе обучения, лучше занимаются независимо от их потенциала, определяемого по результатам теста достижений. Об учениках чикагской средней школы с естественно-научным уклоном, попавших в 5-процентную когорту лучших по оценкам, полу­ченным на экзамене по математике, их учителя по математике отозвались как о веселых или грустных. На следующем этапе проводилось наблюдение за тем, как ученики проводят свое время, для чего всем раздали пейджеры, по случайному сигна­лу которых им надо было в течение дня записывать, чем они занимались и в каком настроении пребывали. Неудивительно, что грустные отличники тратили всего пятнадцать часов в не­делю на занятия дома, то есть намного меньше двадцати семи часов в неделю, уходивших на выполнение домашнего задания



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: