Эмоциональный интеллект



Ралф, напротив, был одним из самых самоуверенных и об­щительных детей в любом возрасте. Всегда раскованный и раз­говорчивый, в тринадцать лет он непринужденно откинулся на спинку стула, не выказал ни малейшей нервозности в поведе­нии и говорил уверенным дружеским тоном, словно интервьюер был его ровесником, хотя разница в возрасте составляла у них двадцать пять лет. За все детство у него было всего два недолго­вечных страха — боязнь собак, после того как на него неожи­данно набросилась большая собака, когда ему было три года, и страх перед полетами, после того как в семилетнем возрасте он услышал об авиакатастрофах. Общительный Ралф никогда не считал себя застенчивым.

Робкие дети, по всей вероятности, вступают в жизнь с не-вральной схемой, которая заставляет их острее реагировать даже на весьма умеренный стресс; ведь уже с первых минут появле­ния на свет их сердца бьются быстрее, чем у других младенцев, в ответ на необычные или непривычные ситуации. В возрасте одного года и девяти месяцев, когда молчаливые и сдержанные дети сторонились своих занятых игрой сверстников, их серд­ца, судя по показаниям кардиомониторов, сильно бились в тре­воге. Такой легко пробуждаемой тревогой, по-видимому, и объясняется их пожизненная застенчивость: каждого нового человека или ситуацию они воспринимают как потенциальную угрозу. Возможно, в результате этого женщины средних лет, запомнившие, насколько робкими они были в детстве в срав­нении со своими общительными сверстниками, больше боят­ся, тревожатся и мучаются чувством вины, атакже больше стра­дают от вызывающих стрессы проблем, что проявляется в фор­ме мигрени, синдрома раздраженной толстой кишки и других расстройств желудочно-кишечного тракта.

Нейрохимия застенчивости

Разница между осторожным Томом и самоуверенным Рал-фом, по мнению Кейгана, состоит в возбудимости невральной цепи, в центре которой помещается миндалевидное тело. Кей-ган полагает, что люди вроде Тома, склонные испытывать опа-



Дэниел Гоулман


сение и страх, уже рождаются с такой нейрохимией, которая провоцирует легкую активацию этой цепи, а потому они избе­гают всего, что им незнакомо и непривычно, страшатся не­определенности, постоянно мучаются тревогой. Те же, кто по­добно Ралфу наделен нервной системой с более высоким поро­гом активации миндалевидного тела, от природы общительны и дружелюбны и выказывают неудержимое стремление к ис­следованию новых мест и встречам с новыми людьми.

Раннюю информацию относительно того, какую черту ха­рактера унаследовал ребенок, можно почерпнуть из того, на­сколько трудным и раздражительным ребенком он был и как расстраивался, сталкиваясь с чем-то или кем-то незнакомым. В то время как примерно один ребенок из пяти попадает в ка­тегорию застенчивых, примерно двое из пяти отличаются са­моуверенным нравом.

Часть данных Кейгана получена из наблюдений за кошка­ми, которые необычайно застенчивы. Примерно у одной из семи домашних кошек модель боязливости сходна с моделью боязливости у робких детей: они сторонятся новизны (вместо того, чтобы проявлять легендарное любопытство), они крайне неохотно изучают новую территорию и нападают лишь на са­мых мелких грызунов, оказываясь слишком робкими, чтобы мериться силами с теми, что покрупнее, которых их более храб­рые сородичи из семейства кошачьих преследуют с большим пылом. Данные, полученные с помощью зондов для непосред­ственных исследований головного мозга, показали, что у этих пугливых кошек отдельные участки миндалевидного тела не­обыкновенно легко возбуждаются, особенно когда они, напри­мер, слышат угрожающее завывание другой кошки.

У кошек пугливость развивается примерно к месячному возрасту, то есть к тому моменту, когда их миндалевидное тело достигает уровня развития, достаточного для того, чтобы взять на себя контроль над цепями головного мозга в решении во­проса, приблизиться или избежать. Один месяц созревания моз­га котенка приравнивается к восьми месяцам развития мозга ребенка; именно у восьми-девятимесячных младенцев Кейган заметил появление страха перед «чужими людьми»: если мать младенца выходила из комнаты, а в ней находился незнакомый


Эмоциональный интеллект



человек, ребенок начинал плакать. Кейган постулировал, что робкие дети, возможно, от рождения имеют неизменно высо­кие уровни норэпинефрина или других химических веществ головного мозга, которые активируют миндалевидное тело и таким образом создают низкий порог возбудимости, заставляя миндалевидное тело легко «запускаться».

Одним из признаков такой повышенной чувствительности служит, например, то, что когда у молодых мужчин и женщин, отличавшихся в детстве застенчивостью, в лабораторных усло­виях измеряют определенные показатели, подвергая их при этом стрессам, таким, как резкие неприятные запахи, их пульс остается учащенным гораздо дольше, чем у их более общитель­ных ровесников, — признак того, что выбросы норэпинефри­на удерживают их миндалевидное тело в возбужденном состоя­нии, а благодаря связанным нервным цепям их симпатическая нервная система активизирована. Кейган считает, что у застен­чивых детей повышены уровни реактивности во всем диапазо­не показателей симпатической нервной системы, начиная с более высокого кровяного давления в состоянии покоя и боль­шего расширения зрачков и до более высоких уровней норэпи-нефриновых маркеров в их моче.

Еще одним индикатором робости является молчание. Вся­кий раз, когда рабочая группа Кейгана вела наблюдение за за­стенчивыми и самоуверенными детьми в естественной обста­новке — на занятиях в детском саду, с другими детьми, кото­рых они не знали, или во время беседы с интервьюером, — роб­кие дети говорили меньше. Одна робкая малышка, посещавшая детский сад, ничего не отвечала, когда другие дети обращались к ней, и проводила большую часть дня, просто наблюдая за тем, как играют другие дети. Кейган предполагает, что робкое мол­чание при столкновении с чем-то новым или с воспринимае­мой угрозой служит признаком активности невральной цепи, проходящей между передним мозгом, миндалевидным телом и соседними лимбическими структурами, которые контролиру­ют способность издавать звуки (те же самые цепи заставляют нас «затыкаться» в условиях стресса).

Такие чувствительные дети подвергаются большому риску заполучить со временем расстройство, связанное с тревожно-




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: