Для женщин

Для мужчин

Костюм. На завтрак, коктейль, а также другие приемы, начинающиеся до 20.00 часов, можно одевать костюм любого неяркого цвета, если только эти приемы не устраиваются по случаю национального праздника, в честь или от имени главы государства или министра иностранных дел.

На приемы, устраиваемые по случаю национального праздника, в честь или от имени главы государства, главы правительства или министра иностранных дел, находящихся с официальным визитом в нашей стране, а также на приемы, начинающиеся в 20.00 часов и позднее, рекомендуется надевать костюм темного цвета.

Костюм должен быть всегда чистым и выглаженным.

Рубашка и галстук. На все виды приемов рекомендуется надевать белую рубашку с крахмальным или мягким воротником и с галстуком любого, но не яркого цвета. Не следует надевать цветных рубашек, в особенности трикотажных нейлоновых, а также черных галстуков. Черный галстук надевается только в знак траура.

Носки. Они должны быть не очень яркими и броскими. Чаще всего носят серые или черные.

Обувь. Рекомендуется надевать полуботинки черного цвета. В летнее время к нетемному костюму. можно надевать цветную обувь. На приемы нельзя надевать сандалеты или сандалии. Лакированные туфли надеваются только к смокингу. Обувь должна быть начищенной. Шляпа. В зависимости от времени года рекомендуется носить шляпу весной и летом светлого, а осенью и зимой темного цвета (необязательно черного). В вечернее* время надевается шляпа темного цвета. Не рекомендуется носить велюровые шляпы, а также шляпы черного цвета с пальто или костюмом не черного цвета.

Для женщин

На приемы рекомендуется надевать одежду строгих, скромных линий и умеренных тонов.

На завтрак, чай, коктейль рекомендуется надевать обычной длины платье, платье-костюм или костюм, небольшую шляпу из фетра, шелка или другого вида материи, причем шляпа во время приема не снимается. Хозяйка не надевает шляпы.

На приемы, начинающиеся в 20.00 часов и позднее, рекомендуется надевать вечерние платья (более нарядные и открытые). Вечерние платья могут быть обычной длины или длинные. В последнее время снова возрождается тенденция надевать на вечерние приемы длинные вечерние платья. Шляпу с вечерним платьем не надевают. Обувь. На приемы надеваются туфли из кожи, замши на любом удобном каблуке.

На приемы нельзя надевать спортивную обувь или обувь на каучуковой или резиновой подошве.

Перчатки и сумочка. На приемы, начинающиеся до 20.00 часов, можно надевать шелковые, матерчатые, лайковые перчатки. Сумочка может быть замшевая, кожаная.

К вечернему платью можно надевать шелковые, кружевные и др. перчатки, причем, чем короче рукав платья, тем длиннее перчатки и наоборот. Сумочка небольшого размера из шелка, парчи, бисера.

Материал для дамской одежы. Цвет, плотность материала должна соответствовать времени года и климатическим условиям: летом обычно используются более легкие материалы светлых тонов, осенью и зимой более плотные материалы темных тонов.

Для пошива одежды на приемы, начинающиеся до 20.00 часов, можно использовать шерсть, шелк и другие виды материи. Для вечернего платья - шелк, тафту, парчу и др.

На дипломатические приемы не рекомендуется надевать большого количества ювелирных украшений.

Женщина пользуется значительно большей свободой в выборе фасона одежды, материала и цвета ткани, нежели мужчина, одежда которого в большинстве случаев бывает однообразного покроя. Это предоставляет женщине более широкие возможности подобрать такие фасоны одежды, которые наиболее соответствуют ее индивидуальным вкусам и подходят к особенностям ее фигуры. При этом нужно помнить, что хороший фасон одежды должен подчеркивать соответствующую красоту форм и исправлять имеющиеся недостатки фигуры.

В дипломатическом обществе сохранились некоторые консервативные традиции относительно одежды на дипломатических приемах, которые должны соблюдаться.

Основное правило при выборе одежды - это соответствие времени и обстановке. Поэтому не принято принимать гостей или ходить в гости в каком-либо роскошном, нарядном платье в дневное время. Для этого вполне достаточно иметь простое элегантное платье-костюм.

Обычное дневное платье для приема Это короткое платье строгого фасона, закрытое или с небольшим вырезом и рукавами 3/4 или длинными. Материал может быть любой расцветки, гладкий или с выделкой. В летнее время предпочтительны светлые тона материалов, осенью и зимой более темные. Для стран с теплым климатом платья могут быть с короткими рукавами и с большим вырезом.

Дневное платье из материала хорошего качества (шелка, шерсти и т.д.) пригодно для приемов "а ля фуршет" от 17.00 до 20.00 часов.

Вопрос 5

Поведение человека за столом - целая наука. Все нормы и правила поведения за столом выработаны многими поколениями и в своей основе имеют, прежде всего, здравый смысл, а также правила гигиены, гуманное отношение к людям и т.п. По тому, как человек держаться за столом, как ест, можно судить о его культурном уровне. Без соблюдения правил поведения за столом, без хороших манер трудно добиться успеха в обществе. И, поскольку приемы - неотъемлемая часть деловой жизни, современные школы бизнеса, колледжи и другие учебные заведения обучают будущих бизнесменов правильно вести себя за столом, проявлять вежливость и предупредительность по отношению к соседям, есть не только красиво, но и «безопасно» для окружающих.

Постараемся рассмотреть основные правила поведения за столом:

Не садись за стол, пока не сядут дамы или пока хозяин или хозяйка не пригласят занять место. Мужчина сопровождает женщину к столу, усаживает ее справа от себя, после чего может сесть сам. Право на внимание и помощь мужчины принадлежит женщине, сидящей справа от него, но женщина, сидящая слева, также не должна оставаться вне его поля зрения. Мужчина за столом должен оказывать одинаковые знаки внимания и знакомым женщинам, и женщинам, которым он не представлен, однако не забывайте, что даму, сидящую рядом с тобой, следует занимать не зависимо от того, представлен ты ей или нет.

В гостях не следует приступать к еде, прежде чем кушанье не было предложено всем гостям. В первую очередь необходимо обслуживать дам. Когда подают следующее блюдо, не обязательно ждать, пока наполнятся тарелки остальных. Наливать вино сидящей справа даме следует левой рукой, слегка повернувшись направо. Если открыта новая бутылка, мужчина наливает немного вина себе, затем даме.

Не следует класть локти на стол (можно задеть соседа или его столовый прибор). На столе находятся только кисти рук, а локти, по возможности, прижаты к телу. За столом следует сидеть прямо, не наклоняясь над тарелкой.

Если трудно дотянуться до какого-либо предмета на столе, надо попросить его передать, а не вставать с места и, нависая над столом, с риском окунуть рукава пиджака в чужие тарелки, доставать с трудом до желанной салатницы.

Когда еда закончена, вилку и нож кладут параллельно друг другу на тарелку, «без десяти четыре», т.е. так, что если тарелку считать круглым циферблатом, то вилка и нож должны показывать именно это время. Не многие знают, что официант не должен убирать со стола, пока все не закончат есть. Если же закончили трапезу раньше, сидите спокойно и продолжайте разговор. Никогда не составляйте тарелки одна на другую и тем более не отодвигайте от себя – это против правил. В оставшееся время можно пить чай, кофе, сок. Не клади чайную ложку в стакан или чашку. Помешав чай или кофе, положи ложку на блюдце. Избегайте действий, которые будут подгонять ваших спутников. Но если Вы едите медленнее всех на деловом обеде, лучше не доесть, чем заставлять всех ждать.

За столом принято вести беседу, но за столом не принято говорить о делах, беседа должна носить общий характер. Если число участников приема небольшое, беседа бывает общей для всех, если число гостей более 30-40 человек, беседуют рядом сидящие. О делах будут разговаривать потом, когда закончится застолье, длящееся обычно от 1,5 до 2 часов.

Полезно не только говорить в соответствии с правилами этикета, но и уметь слушать, т.е. не прерывать собеседника, смотреть на него со вниманием и интересом, давать ему высказать свою мысль полностью, показать собеседнику (выражением лица, позой и т.п.), что тема разговора интересна.

Не поворачивайся спиной к другому, если намерен поговорить с соседом. Не разговаривай с другим через соседа. Не разговаривай с полным ртом. Не откидывайся и не разваливайся на стуле.

Предметы сервировки. Пусть вас не пугают своим блеском и количеством столовые приборы – они положены в том порядке, в каком подаются блюда: суп, рыба, мясо, десерт (по направлению к еде). Сев за стол, осмотритесь, обратите внимание на то, как сервирован стол. Посуды и приборов вроде бы много, но каждый на своем месте, у каждого своя роль. Прямо перед вами закусочная (или мелкая столовая, а на ней закусочная) тарелка. Слева от нее - пирожковая тарелка или бумажная салфетка. Справа от тарелки - ножи и ложки, а слева - вилки. Перед тарелкой расположены десертные приборы или один прибор - обычно десертная или чайная ложка. За десертными приборами стоят фужер и рюмки. На закусочной тарелке лежит салфетка. Если не предусмотрено первое блюдо, ложка отсутствует.

Правильно и умело пользоваться предметами сервировки - это в первую очередь использовать их только по назначению. Прежде всего, нужно запомнить, что все приборы - ножи и ложки, расположенные справа от тарелки, берут и держат во время еды правой рукой, а все те, что расположены слева, - левой рукой. Десертные приборы, расположенные ручками вправо, берут правой рукой, а ручками влево - левой рукой.

Нож рекомендуется держать так, чтобы конец его ручки упирался в ладонь правой руки, средний и большой пальцы нужно держать за бока начала ручки, а указательный палец - на верхней поверхности начала ручки ножа. Этим пальцем ручку ножа прижимают вниз при отрезании нужного куска. Остальные пальцы должны быть несколько согнуты к ладони.

Вилку при пользовании ею рекомендуется держать в левой руке зубцами вниз так, чтобы конец ее ручки слегка упирался в ладонь. Большим и средним пальцами нужно держать вилку за ребро ручки, а указательный палец держать сверху, прижимая ручку вилки вниз. Остальные пальцы нужно слегка согнуть и прижать к ладони.

Вопрос 6

Этикет речи - это правила ведения речи. В жизни человека возникает множество ситуаций, когда ему необходимо что-либо сказать или кому-либо ответить на сказанное. Такие ситуации называются речевыми. Любая речевая ситуация складывается из нескольких составляющих: кто - кому - о чем - где - когда - почему - зачем говорит. Само высказывание определяется целью: ради чего заговорил человек: спросить, попросить, пообещать, убедить и т.д. Также любое высказывание соответствует той роли, которую исполняет говорящий: старшего по возрасту или младшего, знакомого или незнакомого, мужчины или женщины и др.

Основой культуры общения является соблюдение этических норм речевого поведения (речевого этикета).

Для любого человека, вступившего в разговор, независимо от того, старше он или младше, знакомы они или нет, самым главным правилом должно

стать следующее: будь одинаково вежлив и уважителен ко всем! Формул вежливости очень много. Выбор одной из них в нужный момент - целая наука, которую не так просто освоить.

Вопрос 7

Визитная карточка — это своеобразный «представитель» своего владельца. Ее прелесть состоит в том, что она неназойливо напоминает своим существованием о деловом человеке, и исключает необходимость постоянно звонить своим партнерам и напоминать о себе. Кроме того, она способствует созданию положительного имиджа, как личного, так и фирмы. При оформлении визитки необходимо помнить, что главное требование к шрифту — это возможность его легкого прочтения. Не стоит пытаться удивить окружающих вычурными замысловатыми шрифтами. Шрифт на карточке должен быть полужирным, среднего, (ближе к крупному) размера. Курсив позволителен только обладателям легко произносимых фамилий. Недопустим он при изготовлении карточек на иностранном языке.

Четких правил в отношении размеров визитных карточек нет, но обычно у мужчин они могут быть несколько больше, чем у женщин — скажем, 90×50 мм и 80×40 мм (в Великобритании визитные карточки женщин больше, чем у мужчин). Визитная карточка молодой девушки может быть еще меньше, как правило, 70×35 мм. Визитные карточки больших размеров постепенно выходят из практики — с распространением специальных альбомов для их хранения. Следует подумать о том, чтобы и ваша карточка имела стандартный размер, и не вызывала проблем с ее хранением (чтобы ее не пришлось подгибать или подрезать). Чтобы визитную карточку можно было без труда поместить в стандартную визитницу, ее размеры не должны превышать 90 мм в длину и 55 мм в высоту.

Вручая визитную карточку, произнесите вслух свою фамилию. Это избавит ваших партнеров от неловкости, если вдруг они произнесут вашу фамилию неправильно. Также, если ваш собеседник, вручив вам свою визитную карточку, не произнес свою фамилию, прочитайте ее вслух сами. Если вы произнесете ее неправильно, вас сразу поправят. Невежливо сразу же прятать в визитку только что полученную карточку, если вы с вручившим ее человеком собираетесь беседовать дальше. Лучше положите ее перед собой.

На деловой визитной карточке должен присутствовать ваш адрес, исключение составляют лишь дипломаты и высшие государственные должностные лица. Если у вас меняется адрес, и вы еще не знаете своих новых телефонов, то лучше указать официальный адрес вашей организации, телефон секретариата или канцелярии. Если же организация имеет несколько филиалов, то на деловых визитных карточках ее представителей могут быть указаны несколько адресов.

Вопрос 9

правила этикета, в основном, известны всем, хотя не все считают необходимым им придерживаться. Но вот офисные правила этикета выполнять требуется, особенно, если вы работаете в солидной компании и дорожите своим местом.

Офисные правила этикета имеют некоторые особенности, но с ними знакомы немногие. И, конечно же, если вы хотите сделать карьеру и прочно утвердиться в вашей компании, изучить офисные правила этикета будет не лишним.

Ваш рабочий день начинается с приветствия. На работе не так и важно, к какому полу вы принадлежите, поэтому действует общее правило этикета: первым здоровается подчиненный, а затем начальник. Исключение составляет лишь ситуация, когда начальник входит в помещение, где сидят его подчиненные. В этом случае именно начальник должен произнести слова приветствия первым.

Деловой этикет допускает отсутствие рукопожатий. Но если вам нравится этот ритуал, то следует помнить, что женщина первой протягивает руку мужчине, но ваше рукопожатие должно быть коротким.

В течение рабочего времени вам наверняка приходится знакомить между собой коллег, партнеров и т.д. Вы должны помнить, что по правилам этикета младших по возрасту или должности всегда представляют старшим, прочем, они вправе представиться и сами. Однако женщина, вне зависимости от возраста и положения, никогда не называет свое имя мужчине первой (это позволительно лишь в случае, если мужчина, допустим, пожилой профессор, а женщина - студентка).

Телефонные разговоры составляют неотъемлемую часть рабочих обязанностей для многих сотрудников. Как правильно пользоваться телефоном в соответствии с офисными правилами этикета? Снимать телефонную трубку рекомендуется не позже четвертого звонка, иначе ваш потенциальный собеседник может подумать, что в общении с ним не заинтересованы. Заканчивает беседу всегда ее инициатор. Если в процессе разговора телефон случайно отключился, перезвонить должен тот, кто первым набирал номер. Если телефон зазвонил в то время, как вы общаетесь с клиентом, снимите трубку, извинитесь, сообщите, что в данный момент вы заняты с посетителем и договоритесь о переносе звонка. Если звонок слишком важен, чтобы его отложить, прежде, чем поговорить, обязательно извинитесь перед клиентом.

Руководитель любого ранга, особенно первое лицо организации, входя в служебное помещение, должен приветствовать всех, кого он встретит, будь то охранник, уборщица, которая несколько замешкалась и не успела к началу рабочего дня завершить уборку, и прочие сотрудники. Руководитель, первым заметивший и первым поздоровавшийся с кем-либо из своих подчиненных -очень приятное явление, и подчиненный, с которым руководитель поздоровался первым, будет испытывать чувства благодарности, признательности к руководителю, что является залогом хорошей работы.

Руководитель - хозяин кабинета обычно предлагает посетителю сесть. Более почетным считается место лицом или боком к окну, при этом хозяин кабинета обычно старается сесть лицом к двери, поскольку может возникнуть необходимость недолгого общения с секретарем или кем-либо из сотрудников, появляющихся в дверях кабинета; в этом случае руководителю достаточно сделать скупой, но выразительный жест рукой, означающий "я очень занят". В случае же, если хозяин кабинета не видит входной двери, сотруднику или секретарю придется пройти через весь кабинет и подойти к руководителю, чтобы услышать все то же "я очень занят", И вся ситуация рискует выглядеть нелепо, а сам руководитель может показаться не очень вежливым - и по отношению к своим сотрудникам, и по отношению к посетителю.

Руководителю следует постоянно контролировать себя в контактах с подчиненными, помня, что каждый подчиненный - не только исполнитель определенных служебных функций, но и личность, имеющая свои интересы, личные цели, собственное мнение о своей работе и ее ценности и качестве. Руководитель должен относиться с уважением к каждому подчиненному, укреплять в нем веру в себя, в свои способности, в свой творческий потенциал.

Воспитанность и другие необходимые качества, этичное поведение и поступки руководителя всегда "на виду" у подчиненных. Как ведет себя руководитель, так, рано или поздно, будут себя вести и все его подчиненные. Практика показывает, что даже если в группе, возглавляемой данным руководителем, есть сотрудник, имеющий собственную, индивидуальную манеру поведения, по прошествии некоторого времени нормы поведения руководителя и других членов коллектива возобладают над его личными нормами.

Особо следует остановиться на этикете руководителя высшего ранга, т.е первого лица организации. Руководитель организации (президент, генеральный директор, ректор, председатель правления) является лицом всей организации. По его внешнему виду, манере вести себя, по степени выполнения им требований делового этикета судят обо всей организации; одна мелкая, но неудач-ная деталь в поведении, один, даже незначительный, но неэтичный поступок, могут испортить впечатление окружающих об организации в целом.

Вопрос 10

Деловая культура России находится между западной и восточной культурами. Знание полярных особенностей этих культур позволяет ориентироваться в ситуациях кросс-культурных коммуникаций. Обратившись к стереотипам, определим типичные черты деловых культур Запада и Востока.

В широком спектре деловых культур можно выделить два полюса — Западная деловая культура и Восточная деловая культура. К типичным Западным культурам относятся евро-американская и западноевропейская деловые культуры. К наиболее типичным Восточным — деловые культуры стран Азии и Востока (конфуцианские Япония, Китай, Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконга и страны ислама). Особенности этих типов деловых культур имеют исторические, религиозные и общекультурные предпосылки.

Россия находится географически между Западом и Востоком. Деловая культура России занимает по ряду параметров (индивидуализм/коллективизм, иерархичность/эгалитаризм и др.) промежуточное положение между Западной и Восточной культурами. Рост вовлеченности россиян в международные проекты актуализирует вопросы взаимодействия различных культур на всех уровнях ведения бизнеса — от рабочих мест до топ-менеджмента. Знание полярных особенностей культур позволяет ориентироваться в ситуациях кросс-культурных коммуникаций, оптимизировать отношения с инокультурной общественностью. Обратившись к стереотипам и гиперболам, определим типичные (хотя и не абсолютные) черты деловых культур Запада и Востока.

Независимость, индивидуализм, эгалитаризм, решительность, самоуверенность, прямолинейность, надежность, обязательность, точность, пунктуальность, инициативность, целеустремленность, мобильность, энергичность, оптимизм — так могут оцениваться специфические отличительные черты Западной деловой культуры с позиции россиян.

Уклончивость, иерархия, коллективизм, ритуальность, декоративность, чинопочитание, зависимость, клановость, кумовство, хитрость, фатализм, взяточничество — обычно воспринимаются россиянами как специфические характеристики Восточной культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: