Факторы рождаемости и методы их изучения

Эволюция рождаемости неразрывно связана с социально-эконо­мическим развитием общества. По мере его совершенствования, развития производительных сил и в первую очередь непосредственно самого человека, повышения его интеллектуального потенциала, изменения роли женщины, вовлечения ее в промышленное производ­ство, изменения роли и функций семьи закономерным стал процесс постепенного снижения рождаемости.

В настоящее время выделены многие факторы, которые обус­ловливают как снижение рождаемости, так и сохраняющийся еще во многих развивающихся странах ее относительно высокий уро­вень (в среднем по этим странам до 350/00), а также некоторое повыше­ние в 90-е годы XXв. в ряде развитых государств рождаемости после значительного ее снижения.

Тем не менее выявление факторов, обусловливающих ту или иную ситуацию в эволюции рождаемости, продолжает оставаться сложной задачей. Прежде всего это связано с тем, что уровень рождае­мости, особенности ее дифференциации являются результатом взаи­модействия комплекса экономических, социальных, религиозных, психологических и других факторов. Кроме того, частое отсутствие достоверной информации в значительной степени затрудняет изуче­ние факторов рождаемости математико-статистическими методами.

Одно из возможных объяснений исторической эволюции рождае­мости, как и смертности, дается в рамках теории демографического перехода. По этой теории все страны в своем развитии пройдут три (иногда выделяют четыре или пять) фазы, каждая из которых соответ­ствует определенной стадии развития общества и определяет соответ­ствующий тип воспроизводства населения (Ф.У. Ноустайн, А.Г. Виш­невский, П. Калатбари и др.).

На первой фазе (аграрное или традиционное общество) коэф­фициенты рождаемости и смертности очень высоки и между ними соблюдается определенное равновесие, которое время от времени нарушается кратковременными колебаниями в смертности. Это, в свою очередь, вызывает изменения (порой очень резкие) в темпах роста населения. В целом численность населения на протяжении длительного временного интервала остается стабильной.

На второй фазе (переходное общество) благодаря значитель­ным социально-экономическим преобразованиям (индустриализация, урбанизация, развитие систем здравоохранения и образования и др.) начинает резко снижаться уровень смертности при сохраняющем­ся высоком уровне рождаемости. Возрастающий во времени разрыв между этими двумя уровнями приводит к быстрому росту населения. Постепенно как реакция на факторы модернизации и на усилива­ющееся давление быстрорастущего населения на ресурсы рождае­мость начинает снижаться. Уровень смертности, достигнув некото­рого минимума, из-за развивающегося процесса старения населения несколько возрастает.

В итоге на третьей фазе (современное общество) устанавлива­ется новое равновесие между рождаемостью и смертностью.

В теории демографического перехода утверждается существо­вание сильной обратной зависимости между уровнями социально-экономического развития и рождаемости. Это положение верно, если рассматривать или длительные периоды времени, или, напри­мер, в целом развивающиеся и развитые страны, находящиеся соот­ветственно на второй (и даже первой) и третьей фазах демографи­ческого развития. Однако в конкретных случаях это утверждение является слишком общим.

Связь между рождаемостью и экономическим развитием оказы­вается более сложной, нелинейной, где существенную роль играет фактор времени. Кроме того, в результате влияния различных социо­культурных факторов эта связь для отдельных стран и регионов имеет свои специфические особенности.

Факторы, определяющие демографический переход в рождае­мости и ее дифференциацию, относительно часто рассматривают через призму концепции промежуточных переменных, основную идею которой выдвинули в 1956 г. К. Дэвис, Дж. Блейк. Согласно этой концепции, усовершенствованной в конце 70-х годов Д. Бонгаартсом, влияние социальных, экономических и культурных факторов (косвенные переменные) опосредуется набором переменных, непос­редственно влияющих на ее уровень (промежуточные переменные). Из промежуточных переменных, по Д. Бонгаартсу, наиболее важны­ми являются брачность, искусственный аборт, контрацепция, про­должительность грудного вскармливания (лактации). Проводя анализ социально-экономических факторов рождаемости, следует изучить, как они воздействуют на промежуточные переменные, а затем уже на уровень рождаемости.

При этом подмечена важная особенность, определяющая диф­ференциацию по уровню рождаемости среди стран с наиболее высо­кой рождаемостью: в наибольшей степени эту дифференциацию определяют различия в лактационном поведении населения, затем брачность и только потом уровень контрацепции.

Связь снижения рождаемости с ростом контрацепции и искус­ственных абортов нашла, в частности, отражение в соответствующих разработках в рамках макроэкономической, или факторной, концеп­ции (X. Лейбенштейн, Э. Коул, X. Бешлоу, Б.Ц. Урланис и др.).

Несмотря на критику данного направления исследований, в условиях малодетности, ставшей, по существу, нормой для России, проблема связи уровня рождаемости и контрацептивного поведения сохраняет свою значимость.

В рамках этой концепции получили развитие и многие другие направления, такие, как выявление зависимости между рождаемостью и уровнем смертности, получившее развитие в нашей литературе в контексте теории демографического гомеостаза, которая, в частно­сти, утверждает, что динамика воспроизводства населения зависит только от его внутренних параметров, другими словами, от соотноше­ния между рождаемостью и смертностью; как определение зависи­мости между занятостью женщин в общественном производстве и рождаемостью. Можно с большой долей достоверности утверждать, что «поголовное» вовлечение женщин в общественное производство в России негативно отразилось на процессе рождаемости, резко нарушило плавный характер ее снижения.

Надо подчеркнуть, что наибольшее развитие макроэконо­мическая, или факторная, концепция получила благодаря изучению не столько связей тех или иных факторов рождаемости, сколько форм этой связи: прямой, обратной или U-образной.

В середине 60-х годов получает распространение термин «потребность в детях». Поскольку в процессе экономического раз­вития растет цена человеческого времени, оно превращается наряду с материальными в самостоятельный фактор благосостояния семьи и ее отдельных членов. Вследствие этого рождение каждого ребенка объективно снижает «его предельную полезность», что является важ­ной причиной снижения рождаемости. В то же время экономиче­ский прогресс предъявляет новые, постоянно растущие требования к качеству детей, стимулирует на это дополнительные, постоянно растущие затраты времени родителей и их финансовых средств. На уровне общества в целом и на уровне отдельного домохозяйства (семьи) происходит неизбежный выбор между количеством и каче­ством «человеческого капитала».

Ряд видных российских демографов (А.Г. Волков, А.Я. Кваша, А.Г. Вишневский, Л.Е. Дарский, А.И. Антонов, В.А. Борисов и др.) считают, что главной причиной уменьшения рождаемости стало постепенное изменение, а затем и отмирание экономической состав­ляющей потребности в детях, или экономической мотивации дето­рождения. В демографической истории нашей страны выделяют два этапа: «вынужденной» малодетности (в основном довоенный период) и «добровольной» малодетности, т.е. современный этап, когда повыше­ние рождаемости или возврат к более высокому ее уровню стали невозможными из-за изменившихся норм детности (по Антонову А.И.).

Переход от многодетности к малодетности связан в большой мере с переоценкой ценностей, с изменением жизненных установок и этической системы, господствующей среди населения (по Дарскому Л.Е., Борисову В.А. и др.). Существуют и другие взгляды и мне­ния, но ясно одно: снижение рождаемости — это закономерный про­цесс, и для каждой отдельной страны он имеет свои особенности.

Условно можно выделить три группы методов анализа рождае­мости:

1) статистико-демографические;

2) математические, включа­ющие моделирование с использованием современных ЭВМ;

3) социо­логические.

Статистико-демографические методы — это наиболее обшир­ная и наиболее разработанная группа, она включает в себя различ­ные демографические коэффициенты, некоторые из них рассматри­вались выше.

Среди названных методов отдельный интерес вызывает метод гипотетического минимума естественной рождаемости (ГМЕР), раз­работанный в 70-е годы В.А. Борисовым. В соответствии с этим методом были разработаны минимальные коэффициенты естествен­ной брачной рождаемости, ниже границы которых уровень брачной рождаемости может опуститься лишь под влиянием четырех факто­ров:

1) недоучета числа родившихся;

2) высокой доли бесплодных браков;

3) высокой доли раздельно живущих супругов;

4) намерен­ного ограничения рождаемости в браке.

Для расчета общего коэффициента ГМЕР достаточно перемно­жить численность замужних женщин по пятилетним возрастным группам на соответствующие минимальные коэффициенты естественной рождаемости и к полученной сумме родившихся добавить числа родившихся у незамужних и женщин моложе 20 и старше 50 лет. Разделив полученное гипотетическое число родившихся на соответ­ствующую ему среднюю численность населения, получаем общий коэффициент ГМЕР.

Увеличение или уменьшение величины коэффициента ГМЕР свидетельствует об улучшении или ухудшении брачно-возрастной структуры. Отношение фактического общего коэффициента рождае­мости к коэффициенту ГМЕР (для того же населения) позволяет получить приближенное, но вполне реальное представление о степени реализации потенциала рождаемости.

При всей полезности использования методов названной группы нужно учесть, что возможности широкого применения многих стати­стических приемов для углубленного анализа рождаемости оказыва­ются очень ограниченными из-за отсутствия необходимой для этого информации.

В определенной мере восполнить этот недостаток призваны быстро развивающиеся математические методы, получившие значи­тельное ускорение в связи с возможностями, предоставляемыми современными ЭВМ, на базе которых широко распространяется мате­матическое моделирование демографических процессов.

Среди математических методов, применяемых в современной демографии, таких как методы математического анализа (интег­ральные и дифференциальные уравнения и т.п.), методы матрич­ной алгебры, методы интерполяции и экстраполяции, в анализе рождаемости широко распространены теоретико-вероятностные методы, на основе которых построены имитационные модели рождае­мости, позволяющие лучше всего учесть причинно-следственные связи, обусловливающие рождаемость, включить в рассмотрение большое число поведенческих факторов, которые нельзя учесть в других моделях.

Все большую роль в методике демографического анализа играют социологические методы, суть которых состоит в исследовании отношения населения к тем или иным демографическим проблемам. Социологические методы в демографии направлены на анализ репро­дуктивного поведения населения, репродуктивную мотивацию людей в отношении рождения детей, качественного развития их потреб­ностей в детях. При этом эти методы позволяют не просто выявить, сколько, например, семья предпочитает иметь детей, но и показать, почему и сколько она хочет их иметь. Среди социологических методов в области рождаемости выде­лим прежде всего методы, направленные на выяснение среди населе­ния предпочтительности того или иного числа детей при помощи специального сбора информации. В социологии, как правило, выделяют три основных вида сбора социологической информации: опрос, анализ документов и наблюдение.

С помощью специально разработанных анкет в результате опроса можно, например, выявить ожидаемое и идеальное число детей в семье. Такая информация может показать, что при определенных условиях интенсивность рождаемости в стране может увеличиться или, наоборот, изменений не будет даже при идеальных условиях.

В настоящее время сложилось научное направление — социо­логия рождаемости, в рамках которого находят наиболее полное развитие рассмотренные методы.

Пока не существует одного универсального метода, позволя­ющего дать исчерпывающий анализ рождаемости (как и других демо­графических процессов), поэтому работа над совершенствованием уже разработанных методов и созданием новых продолжается. Особые возможности для этого появляются с развитием математического моделирования и средств ЭВМ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: