Никитенков Владимир Михайлович

лауреат всероссийского конкурса,

доцент кафедры хорового дирижирования и

сольного пения Пермского государственного

педагогического университета.

Когда в начале оперного сезона художественное руководство Пермского академического театра оперы и балета им. П.И.Чайковского известило о намечающемся проекте исполнения спектакля «Князь Игорь» А.Бородина с участием детей из образовательной школы (Физико-математическая школа №9 им.А.С.Пушкина), оптимизма это скорее не вызвало. Не то чтобы идея казалась несерьезной – были сомнения в предполагаемом результате. С одной стороны – что сложного в том, что дети будут выведены на сцену реального спектакля, пополнят людскую массу народа в хоровых сценах? Можно было подойти к проблеме формально и ограничить участие детей задачами миманса и этим обезопасить себя от возможных рисков. Возник другой вопрос: если отнестись к происходящему профессионально ответственно и попытаться с позиции практикующего хормейстера определить задачи по исполнению, то до какого реально осуществимого уровня сложности можно наметить исполнительский план? Словом, на что можно объективно рассчитывать и к какому художественному результату следует стремиться?

Отдают ли себе отчет организаторы этой акции, что оперный спектакль ни в какой степени нельзя сравнивать с простой инсценировкой музыкального или литературного произведения, по аналогии со школьными драматическими кружками и студиями? И дело даже не в масштабе сценического оперно-театрального процесса. Само исполнение музыки – сложнейший специфический процесс, доступный лишь профессионалам. Непосвященным неведом в полной мере мир внутренних связей между исполнителями в процессе музицирования:это и язык жестов дирижера, и ориентация в акустическом пространстве сцены,ансамблевые и темпо-ритмические навыки и связки. Любая неточность или погрешность одного из участников мгновенно разрушает стройность всего звучания.Что говорить о детях из образовательной школы – они не могут этого знать и этим владеть, как говорится, по определению.И просто на словах это не объяснишь. Этому надо им долго учиться в специализированных музыкальных школах.

Вопросы вопросами, а дела надо делать. И коль уж этот проект был заявлен и намечен к осуществлению, пришлось отнестись к нему максимально серьезно и профессионально строго. Главное требование –спектакль репертуарный, для публики, и таким он должен состояться с выполнением всех условий качества. Основные задачи: подготовить детей к вокальному исполнению хоровых эпизодов с учетом специфики пения в сопровождении «живого» оркестра;сориентировать в сценическую режиссуру каждого эпизода; вселить психологическую уверенность нахождения на большой сцене при зрителях; наработать приемы музыкальной выразительности через побуждение детей к проявлению ими своих способностей к творческому самовыражению в рамках общих коллективных задач.

Уже при первой встрече и беседе с учителем музыки девятой школы Вороновой Е.Р. с некоторым удивлением я узнал, что школьники обучаются по программе «К вершинам музыкального искусства», разработанной лабораторией музыкального искусства РАО, г. Москва, ведущим специалистом Красильниковой М.С. Будучи далеким от дел школьных, ничего подобного знать раньше мне не приходилось. В памяти остались воспоминания уроков музыки по программе Д. Кабалевского. В те времена нас тоже знакомили с образцами классических произведений, главным образом через прослушивание пластинок. Но чтобы разучивать целиком хоровые сцены, вокализировать и демонстрировать их на публике – такого точно не могло быть. Воронова Е.Р. с увлечением рассказывала как о самой программе «К вершинам музыкального искусства», так и о тех результатах, которые удалось достичь в этой конкретной школе. Само собой, дети не в состоянии осилить всю хоровую партитуру в силу того, что они еще не обладают сложившимися взрослыми тембрами и голосами. Но этого и не требуется. Вполне достаточно освоить мелодический голос и элементы двух- и трехголосия, по мере возможности. Я увидел решимость руководителя, подкрепленную предварительно проделанной продуктивной репетиционной работой. Это обрадовало: есть почва для профессионального контакта и база для художественного результата. А результат, в свою очередь,должен будет показать целесообразность подобных проектов. Это суждение мною высказано с точки зрения профессионального музыканта. В мире музыкального исполнительства господствует культ качества. Позиция, что главное не результат,а участие, считается дилетантской. И это в равной мере относится к любому, кто выходит на сцену. Подобное положение обусловлено тем, что сцена представляет собой не просто площадку для художественной самодеятельности, она – некая магическая зона, которая противопоставляется зрительному залу, отделена от него незримой условной стеной и диалог между исполнителями и слушателями осуществляется через эту границу языком искусства. Если пренебречь этими условностями, исчезнет и сцена и музыкально-исполнительское искусство, главная функция которых просвещать и обогащать наш внутренний художественно-эмоциональный мир. Музыкальная материя имеет объективные свойства: несмотря на то, что музыка записывается нотными знаками и эти ноты можно свободно купить в магазине, как таковая она в природе живет лишь в момент исполнения. При этом простое иллюстрирование нотной записи на каком-либо инструменте само по себе еще не музыка. Только через исполнительский талант,через призму художественно-эмоционального воплощения стандартные крюковые нотные знаки превращаются в красивые и выразительные звуки. Как следствие,объективно возникает требовательность к качеству исполнения.

Надо ли в рамках одного, может быть разового, экспериментального проекта ставить неподготовленных детей в такие серьезные условия?

Вопрос!?

Попав за кулисы оперного театра, став свидетелями и участниками спектакля, школьники ожидаемо получили массу неповторимых впечатлений, которые, безусловно, останутся у них в памяти.Родители, увидев своих детей на профессиональной сцене, чего могло не случиться никогда в их жизни, в свою очередь испытали незабываемые чувства. И это все во благо. Но пройдет время, и через год может возникнуть перспектива повторения подобного проекта. И эти же самые дети, выйдя второй раз на эту же сцену,испытают ли такие же эмоции? будет им также интересно? мобилизуют ли они все свои творческие способности? Поэтому нельзя давать оценки происходящего процесса, опираясь лишь на фактор новизны. И даже если участниками действа были далекие от профессионального искусства школьники, требования к исполнению должны быть для всех настоящие. Следовало лишь внимательно продумать меру участия детей в спектакле и определить певческий объем, который они реально могли выработать.

На предварительных встречах узким кругом специалистов (дирижер, режиссер, хормейстер, художник) мы до мельчайших подробностей оговорили нахождение и действия детей в сценах, чтобы режиссерский план всего спектакля не пострадал. Для проработки исполнительского плана были организованы вокальные репетиции в самой школе. Здесь мне хотелось бы оговорить один важный момент. В процессе исполнения дети часто переходили с пения на вокальную декламацию, то есть проговаривали текст на приблизительной высоте звуков. И мне понадобилось внести свои коррективы, как по ходу спевки, так и в последующей беседе с учителем музыки. Почему это важно? Пение – это вид искусства, сложившийся на протяжении всей эволюции человека. Оно несет в себе соответствующие обогатительные функции. Многие выдающиеся русские композиторы считали пение в хоре доступной музыкальной школой. Нельзя внешней манерностью речи заменять пение как таковое. Процесс вокализации требует затрачивания немалых физических и творческих сил, что, в свою очередь, и является обогатительным и воспитательным процессом. Методика постановки певческого голоса в школе – теме проблемная. Но есть базовые вокальные принципы, вполне доступные для реализации учителями музыки. Их необходимо соблюдать, раз уж пение является компонентом урока. Не трудно убедить детей, что звук нужно тянуть, и делать это следует мягко,красиво с выражением. Любое упрощение в творчестве, или в отдельных его проявлениях, имеет противоположное отрицательное действие. Через пение или игру на музыкальных инструментах дети приобщаются к музыкальному искусству,раскрывают свои творческие музыкальные способности.

Спектаклю предшествовали сценические репетиции. Особым благодарственным словом хотелось бы отметить участие учителей и руководителей школы. Без их организующей поддержки и помощи не удалось бы настроить детей, которых в количестве было до четырехсот человек, на оперативную и продуктивную деятельность. Ограниченность во временных рамках являлось объективным условием ситуации. Деятельность всех служб театра регламентирована и всю работу по подготовке спектакля необходимо было осуществить не нарушая расписания репетиции.

И вот спектакль состоялся. Без преувеличения можно сказать – был успех. Его в равной мере могут разделить все участники проекта. Не исключаю, что для кого-то из школьников этот спектакль запомнится самым ярким впечатлением детства. И это будет прекрасно.

По завершении реализации проекта сам собой возник вопрос смысла и значения подобных мероприятий. Не стану пытаться давать глубоких оценок, лишь выскажу основную мысль: только при строгой требовательности к качеству и отношении как к настоящему профессиональному спектаклю проявятся все положительные стороны проекта. Нельзя изменять или упрощать формат спектакля, подстраивая под детей: следует, объективно оценивая их возможности, продумать меру и занятость в сценическом действии и вокальную нагрузку. И то, что будет намечено, необходимо выполнить как в полноценном спектакле.

1.06.09.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: