Советы психолога об организации воспитательной деятельности в детском доме

Проблемы личностного развития воспитанников интернатных учреждений и пути их разрешения

Советы психолога об организации воспитательной деятельности в детском доме

Здесь Вы найдете некоторые советы о том, как правильно организовать воспитательную деятельность в детском доме, как направить ее на разрешение проблем личностного развития воспитанников. Тем, кого волнует данная тема, советуем обратиться также к книге "Воспитание и развитие детей в детском доме"(М., 1996) и к разделу "Воспитательные и развивающие программы Яснополянского детского дома", где Вы ознакомитесь с советами психолога И.В. Ежова по организации воспитательного процесса в детском доме и разработке воспитательных программ.

Советы воспитателям детских домов группы психологов, авторов книги "Психическое развитие воспитанников детского дома".

Советы по воспитанию дошкольников:

  • Необходимо включение в занятия системы дидактических игр.
  • Для привлечения и удержания внимания детей используйте совместное планирование занятия и подведение его итогов. В процессе занятия дети должны узнавать то, что обещал рассказать или показать воспитатель, устанавливать связь между тем, что было запланировано, и тем, что происходит на самом деле. Эту связь лучше подчеркнуть словами: "Помните, я вам обещала..." · На занятиях должно быть как можно меньше чисто словесных объяснений и как можно больше наглядного материала, практических действий.
  • В целях осознания действий и состояний ребенка во время игры, иногда участвуя в ней на правах партнера, задавайте ему вопросы: "Во что ты играешь?", "Тебе не скучно?", " Что ты хочешь делать с этой машинкой?". Подобные вопросы остановят непрерывный поток спонтанных действий ребенка.
  • Научите ребенка устанавливать связь между прошлыми, настоящими и будущими действиями, выделять цель его действий и средства ее достижения с помощью вопросов: "Что ты хочешь построить (нарисовать, слепить, сделать)? Что тебе для этого нужно? Что нужно сделать сначала, а что потом?". Когда дошкольник привыкнет к подобным вопросам, он начнет задавать их себе и отвечать на них сам. Сначала это будет происходить во внешней речи. Если дети будут играть не молча, а, разговаривая, комментируя свои действия вслух, как это часто делают дети из семьи, то, следовательно, произойдет важный сдвиг в их осознании собственных действий.
  • Содействуйте выделению и осознанию собственных состояний и переживаний ребенка, научите его замечать свои настроения, чувства, переживания с помощью вопросов: "Тебе обидно, что тебя не приняли в игру, ты очень расстроился, да? Тебе приятно, что тебя похвалили на занятиях? Ты гордишься своими успехами? Ты очень рассердился, что Сережа забрал у тебя машинку?" и т. п. Аналогичным образом можно открывать ребенку переживания других детей, особенно это важно в конфликтных ситуациях
  • Чаще ставьте ребенка в ситуацию сознательного выбора, побуждайте его к принятию самостоятельных решений. Вопросы типа: во что хочешь играть? С кем хочешь играть? Кем тебе интереснее быть в игре: продавцом или покупателем, шофером или милиционером и т. д.?- заставляют ребенка представить разные варианты собственных будущих действий и осознать свое собственное желание.
  • Организуйте с детьми совместное планирование игры. Для этого с несколькими детьми (5 - 6 человек) заранее составьте план их будущей игры: распределите роли, определите порядок действий, обязанности каждого персонажа, его характер, конечные и промежуточные звенья деятельности. При этом он советуйтесь с детьми и охотно принимайте всякое их предложение. Определив план предстоящей игры и порядок действий каждо-го персонажа, вместе с детьми начинайте разыгрывать на-меченный сюжет. Следите за тем, чтобы дети не отклонялись от намеченного плана, но поощряйте всякие инициативные действия в пределах роли. Иногда напоминайте намеченный порядок действий от имени своего игрового персонажа и призывайте соблюдать ролевые обязанности. После игры поговорите с каждым участником, спросите, во что он играл, что все делали во время игры, что больше всего понравилось. Для разыгрывания лучше выбирать более знакомые детям сюжеты: больница, семья, магазин, концерт и т. п. Можно также разыгрывать известные детям сказки.
  • Вечером с ребятами полезно устраивать беседы о прожитом дне.
  • Следует постоянно обращать особое внимание на состояние детей, их настроение. Можно спросить: было ли у них что-нибудь веселое, смешное, кто сегодня чему-то обрадовался, кого что-нибудь огорчило, а кто плакал и почему. Если дети не знают, что ответить (а на первых порах такое молчание наблюдается очень часто), нужно помочь детям-напомнить какой-нибудь забавный эпизод или детскую ссору, спросить, из-за чего она возникла, простили ли дети друг друга. Понятно, что такие беседы требуют от воспитателя пристального внимания к детям в течение всего дня и запоминания всех существенных событий.
  • Жизнь детей в детском доме нужно по возможности насыщать событиями, обогащать новыми впечатлениями: устраивать концерты, в которых они сами участвуют, инсценировать разные сказки, водить на экскурсии, организовывать новые игры и т. д. Но дети долж-ны не быть пассивными участниками происходящих событий, ко-торых внезапно куда-то ведут, что-то показывают, а проживать события активно, ждать их и готовиться к ним. Для такого настроя нужны беседы о завтрашнем дне, которые очень полезно проводить каждый вечер.
  • Постепенно следует подключать самих детей к планированию своей жизни. Понятно, что в детском доме не может быть той свободы, какая бывает в семье. Но все же и в жизни детского дома случаются моменты, когда дети вольны выбирать, что им делать, сами планировать свою игру и занятия. Эту возможность надо предоставить им в той же беседе.

Советы по работе с младшими школьниками:

  • Для полноценного интеллектуального развития, образного мышления, креативности, творческого компонента необхо-димо обогащать и расширять конкретно- чувственный опыт воспитанников: увеличивайте "пространство обитания", чаще совершайте с детьми прогулки, всевозможные экскурсии, меняйте помещения, обстановку, в которой дети играют и занимаются.
  • Необходимо увеличение числа и разнообразия тех предметов, с которыми ребенок может активно иметь дело, - от бытовых вещей (кувшин, ваза, рожок для обуви и т. п.) до специальных материалов, игрушек, предназначенных для развития различных сторон психики ребенка. Огромное значение для ребенка имеет манипулирование с песком, водой, пластилином, камешками, деревяшками - именно в процессе такого манипулирования (переливание, пересыпа-ние, изменение формы предметов при лепке, многократное соотнесение между собой различных объемов, плоскостей, весов и т. п.) закладываются важнейшие наглядно-образные представления ребенка о величине, форме, строении предметов.
  • Целесообразно разработать особый курс занятий по изобразительной деятельности и словесному творчеству, направленных на развитие воображения. Занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных поделок должны строиться не просто на копировании образца и отработке отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать. Очень хороши задания типа: дорисовать начатый рисунок, угадать по расположению точек то, что задумал художник; рисовать одну картинку по очереди всем участникам группы - один начинает, другой продолжает и т.д.
  • Для развития вербального интеллекта предложите воспитанникам рассказать какую-то историю, например: "Что было сегодня утром" или "Что случилось в столовой".
  • Отношение взрослого к детям должно быть предельно доброжелательным; хорошо отмечать каждое, даже маленькое, достижение ребенка.
  • Научите ребенка играть с игрушками, в настольные игры, работать с конструкторами. Помимо развивающих игр, которые по большей части носят дидактический характер, необходимо уделять внимание и всячески способствовать ролевой игре с правилами и свободной игре ребенка.
  • Для оптимизации процесса общения ребенка со взрослыми необходимо уточнить позицию взрослого в отношении ребенка. Часто воспитатели и педагоги детских учреждений интернатного типа используют силу зависимости ребенка от их настроения, внимания, авторитета для управления поведением. При этом, однако, не учитываются отрицательные последствия такой эмоциональной зависимости. Воспитатель должен стремиться ослаблять влияние такой зависимости, развивать автономию ребенка от взрослого.
  • Для развития общения со взрослыми и сверстниками полезны тренировка, отработка навыков поведения в разнообразных конк-ретных ситуациях, в том числе трудных, конфликтных. Это может осуществляться как в повседневном общении, так и в ходе специально организованных групповых занятий. Полезно обсуждение реально случившихся ссор, драк, но не с целью осуждения, наказания виновных, а для того, чтобы дети поняли, что произошло, попробовали встать на точку зрения другого. Для этого можно предложить обидчику описать ситуацию с позиции обиженного, и наоборот. Полезно учить ребенка не только правильно вести себя в различных ситуациях, но и как бы выходить за пределы актуальной жизненной ситуации (что и дает, по существу, возможность овладеть этой ситуацией). Для этого можно проводить с детьми различные игры, в которых они должны вообразить, представить себе, что будет делать их сверстник (а ребенок обычно идентифицирует себя со сверстником), чем может закончиться тот или иной его посту-пок, например, обещал помочь товарищу и не сделал этого. Можно разыграть подобные сюжеты по типу театральных этюдов. Во всех играх и занятиях необходимо особое внимание уделять тому, чтобы ребенок научился максимально эмоционально, насыщенно представлять будущее, последствия своих поступков для себя и окружающих.
  • С целью развития произвольности поведения, операций планирова-ния и контроля за результатами своей деятельности можно использовать как ситуации учебной деятельности, где все эти операции выступают существенными ее компонентами, так и специальные коррекционные занятия.
  • Не стоит формировать отношения с воспитанниками по типу семейных, ставя перед собой цель непосредственно заменить детям мать или отца. Это не приносит ожидаемых результатов, а зачастую только эмоционально изматывает, выхолащивает педа-гогов (недаром возникло понятие эмоционального донорства). Поэтому следует согласиться с теми медиками и психологами, которые считают, что связи воспитателей и воспитанников в детских учреждениях интернатного типа не должны имитировать семейные, а напротив, необходимо сознательно разработать задачи и конкретные способы построения особого стиля общения, который учитывал бы качественную специфику такого учреждения.

Взрослый, работающий в детском учреждении интернатного типа, должен обращать особое внимание на то, как складываются его эмоциональные связи с детьми, учитывать все возможные последствия как недостатка, так и переизбытка эмоциональности и интимности общения.

Советы по организации воспитательной работы с подростками:

· Педагогам необходимо оптимизировать процесс развития самосознания, отношения к себе воспитанников подросткового возраста.

  • Для этого важно всемерно стимулировать процесс реф-лексии, самопознания. Для этого полезно проводить индивидуальные и групповые беседы, сочинения на темы: "Что я знаю о себе?", "Что я люблю и ненавижу", "Что я умею", "Человек, которым я восхищаюсь" и т. п. Сочинения не должны носить "школьного" ха-рактера и тем более оцениваться с точки зрения грамотности, лите-ратурного стиля и правильности суждений. При определенных условиях сочинения могут служить для проведения индивидуальных консультаций, беседы с воспитанником.Следует поощрять у подростков стремление к ведению личных дневников, обучать их этому. Дневник способствует развитию внут-реннего мира подростка. Полезно использование простейших психологических тестов самопроверки с последующим обсуждением результатов; данная форма работы наиболее эффективно может осуществляться специалистом-психологом. Целесообразно использование специальных приемов и игр, направленных на развитие самосознания, способности погружаться во внутренний мир, осознавать свои чувства.
  • Следует особое внимание обращать на развитие автономности представлений подростка о себе, их относительной независимости от суждений и оценок окружающих. Не стремитесь к тому, чтобы воспитанники усваивали оценки взрослого. Это может иметь отрицательные последствия для формирования личности подростка. Не менее важно создавать усло-вия, в которых подросток мог бы безбоязненно оспаривать высказанные о нем мнения взрослого.
  • Для формирования правильного отношения подростка к себе любой общающийся с ним взрослый должен постоянно удерживать два способа отношения к воспитаннику: подход к подростку как к личности в целом, который всегда должен основываться на безусловном восприятии ребенка как уникального, неповторимого и уже поэтому прекрасного существа; и множественные конкретные оценки, которые могут быть положительными или отрицательными, отдельных его действий, черт характе-ра, достижений: в объективности и определенности подобных оце-нок подросток остро нуждается.
  • Необходимо создать систему профориентационной и профконсультационной работы с воспитанниками. Такая работа должна начинаться рано; с самого начала пребывания ребенка в школьном детском доме (интернате) необходимо знакомить его с миром профессий не только по книгам, рассказам, но и совершая с ним экскурсии на почту, в лабораторию института, в парикмахерскую, на вокзал и т. п. с последующим обсуждением увиденного именно с точки зрения содержания профессиональной деятельности людей. Серьезная психологическая работа должна вестись в плане активизации самопознания воспитанников детскою дома (интерната) в связи с выбором профессии. Для этого подходят все традиционные методы профконсультационной работы, методики и тесты, позволяющие подростку раскрыть свои способности, склонности, предпочтения.
  • Особое внимание педагоги должны в этот период уделять подготовке воспитанников детского дома к будущей семейной жизни. Практика показывает, что выпускники детских учреждений интернатного типа испытывают значительные трудности в создании собственной семьи и ее сохранении, они с трудом входят в родительскую семью мужа или жены, не в состоянии построить полноценные взаимоотношения с супругом. У них быстро исчерпывается первоначальная привязанность, содержание супружеских отношений не получает развития. Одна из причин кроется в неправильно складывающихся полоролевых представлениях воспитанников детского дома.

При построении системы воспитательной работы в детских учреждениях интернатного типа педагогам важно помнить: при всей важности традиционных форм воспитательной работы нельзя превращать интернат в постоянно действующий пионерский лагерь. Бодрые, эмоционально насыщенные воспитательные мероприятия должны быть лишь яркими эпизодами на фоне нормальной, спокойной, "домашней" жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: