Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы /Серия «Справочники». – Ростов н\Д: «Феникс», 2003.- стр. 116
1. Тебе нравится в школе или не очень?
- нравится (3)
- не очень (2)
- не нравится (1)
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
- иду с радостью (3)
- бывает по – разному (2)
- чаще хочется остаться дома (1)
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?
- пошел бы в школу (3)
- не знаю (2)
- остался бы дома (1)
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
- не нравится (3)
- бывает по – разному (2)
- нравится (1)
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- не хотел бы (3)
- хотел бы (2)
- не знаю (1)
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- не хотел бы (3)
- не знаю (2)
- хотел бы (1)
7. Ты часто рассказываешь о школе воспитателям?
- часто (3)
- редко (2)
- не рассказываю (1)
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- не хотел бы (3)
- точно не знаю (2)
- хотел бы (1)
9. У тебя в классе много друзей?
- много (3)
- мало (2)
- нет друзей (1)
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
- нравятся (3)
- не очень (2)
- не нравятся (1)
Оценивается по 30 бальной шкале
Высокая школьная мотивация - 25-30 баллов;
Нормальная школьная мотивация - 17 -24 баллов;
Низкая школьная мотивация - 10-16 баллов;
Негативное отношение к школе –10 баллов.
Методика «Общая ориентация в окружающем мире
И запас бытовых знаний»
Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы /Серия «Справочники». – Ростов н\Д: «Феникс», 2003.- стр. 122
Вопросы для учащихся 1 класса
1. Как твои Ф.И.О.
2. Сколько лет тебе, брату (сестре), воспитателю?
3. Как зовут логопеда, учителя, воспитателей?
4. Как называется столица того государства, в котором ты живешь?
5. Как называется город, в котором ты живешь?
6. Как называется улица, на которой находится детский дом?
7. Как называются птицы, которых можно встретить в окрестностях детского дома?
8. В каком месяце обычно появляется снег и когда он начинает таять?
9. В котором часу вы завтракаете и идете в школу?
10. Назови, какие ты знаешь инструменты?
1 балл – самостоятельный правильный ответ
0,5 балла – правильный ответ после задавания наводящих вопросов
0 баллов – неправильный ответ или отсутствие ответа
Вопросы для учащихся 2 класса
1. Назови Ф.И.О. воспитателей.
2. Сколько лет твоему брату или сестре?
3. Назови Ф.И.О. директора детского дома, учителя другого класса (2а, 2б).
4. Как называется главный город в той области, где ты живешь?
5. Как называется столица нашего государства?
6. Назови адрес детского дома.
7. Как называются те животные, которые живут в лесу?
8. В каком месяце появляются почки на деревьях, и в каком месяце начинают желтеть листья?
9. В каком часу заканчиваются уроки в школе?
10. Назови все приборы, которые есть у вас на этаже?
1 балл – самостоятельный правильный ответ
0,5 балла – правильный ответ после задавания наводящих вопросов
0 баллов – неправильный ответ или отсутствие ответа
Вопросы для учащихся 3 класса
1. Сколько лет твоим воспитателям? Учителю?
2. Назови Ф.И.О. воспитателей.
3. Как называется город, в котором мы живем, район города?
4. Как называется область, в которой мы живем? Какие города нашей области ты знаешь?
5. Как называются рыбы, которые живут в реке?
6. Как называется страна, в которой мы живем? Какие страны ты еще знаешь?
7. В котором часу вы ужинаете?
8. Какие виды транспорта ты знаешь?
9. Как называется река, протекающая через наш город? Какие реки ты еще знаешь?
10. Назови Ф.И.О. директора детского дома, логопеда, учителей других классов.
1 балл – самостоятельный правильный ответ
0,5 балла – правильный ответ после задавания наводящих вопросов
0 баллов – неправильный ответ или отсутствие ответа
Оценка коммуникативных и организаторских склонностей (методика КОС В. В. Синявского и Б. А. Федоришина)
Для проведения исследования необходимо подготовить вопросник КОС и лист для ответов. Эксперимент может проводиться как индивидуально, так и в группе. Испытуемым раздают бланки дли ответов и зачитывают инструкцию: «Вам нужно ответить на все предложенные вопросы. Свободно выражайте свое мнение по каждому вопросу и отвечайте так: если ваш ответ на вопрос положителен (вы согласны), то в соответствующей клетке листа ответов поставьте плюс, если же ваш ответ отрицателен (вы не согласны) — поставьте знак минус. Следите, чтобы номер вопроса и номер клетки, куда вы запишете свой ответ, совпадали. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимым подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, на некоторые вопросы вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который вы считаете предпочтительным. При ответе на любой из этих вопросов обращайте внимание на его первые слова. Ваш ответ должен быть точно согласован с ними. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Нам важен не конкретный ответ, а суммарный балл по серии вопросов».