Специфика механизмов защиты изначально изучалась на базе того как они проявляются у взрослых, лишь позже внимание исследователей было переключено на защитные механизмы у детей. Грановская и Никольская в книге «Психологическая защита у детей» лишь перечисляют защитные механизмы у взрослых т.к. основное внимание в труде «Психологическая защита у детей» направленна в первую очередь на рассмотрения данной проблематики у детей. Они обращают внимание на то что «рассмотрев механизмы защиты взрослых, мы тем самым очертим то феноменологическое пространство, к которому будет стремиться защита ребенка в процессе его индивидуального развития». Так же более подробно тема защитных механизмов у взрослых рассматривается в книге «Защита личности: психологические механизмы».
Таким образом, защитные механизмы взрослых подразумевают:
1. Отрицание - отказ признавать травмирующую реальность, как прием самосохранения, выстраивающий психологический барьер.
2. Вытеснение - активное выключения из сознания истинного, но неприемлемого мотива своего поведения.
|
|
3. Подавление, как и вытеснение, проявляется в блокировании неприятной, нежелательной информации, но эта блокировка осуществляется либо при ее переводе из воспринимающей системы в память, либо при выводе из памяти в сознание.
4. Рационализация - отыскание места для испытываемого побуждения или совершенного поступка в имеющейся у человека системе внутренних ориентиров, ценностей, без разрушения этой системы.
5. Проекция - бессознательный переносом неприемлемых собственных чувств, желаний и стремлений на других.
6. Идентификация - разновидность проекции, связанная с неосознаваемым отождествлением себя с другим человеком.
7. Отчуждение - изоляция, обособление внутри сознания особых зон, связанных с травмирующими факторами.
8. Замещение - защита от тревожащей или нестерпимой ситуации с помощью переноса реакции с «недоступного» объекта на другой объект — «доступный».
9. Сновидение - вид замещения, в котором происходит перенос недоступного действия в бессознательный план.
10. Сублимация - это замещение инстинктивного действия реализации цели и использование вместо него иного, не противоречащего высшим социальным ценностям.
11. Катарсис — защита, связанная с таким изменением ценностей, которое приводит к ослаблению влияния травмирующего фактора.
Таким образом, перечислив виды защитных механизмов взрослых можно увидеть, что у взрослых людей есть разные способы защиты своей психической действительности от отрицания до переноса в бессознательное. У детей способы совладания с проблемными ситуациями не менее разнообразны, чем у взрослых, но они имеют свою специфику. Далее предлагается рассмотреть их механизмы защиты и способы совладания с проблемными ситуациями.
|
|
Особенности психологической защиты у детей младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст это возраст от 7 до 11 лет. Данный период жизни ребенка характеризуется многими психическими, физиологическими, и личностными изменениями, пожалуй, важной частью данного периода является поступление в школу, ребенок становится более активным, созревают лобные доли, что даёт большую гармонию в реакциях возбуждения и торможения. С приходом в школу ребенок сталкивается с противостоянием мотивов желания и долга («хочу» и «надо»). Поступление в школу характеризуется не только потребностью в познании и признании, но развитию чувства личности. «Ребенок начинает занимать новое место внутри семейных отношений: он — ученик, он — ответственный человек».
Защитные механизмы и реакции у детей возникают как реакция на появления страха. Страхи в свою очередь у детей могут быть весьма разнообразными. Сюда можно отнести реакции беспокойства дискомфорт, страх разлуки и самостоятельности, страх смерти, страх подчинения, страх изменения, охватывающие огромный спектр жизни ребенка. «П. Куттер связывает формирование защитных механизмов с попыткой ребенка справиться с архаическим, примитивным страхом, который сопровождает развитие каждого ребенка и проявляется в типичных для детей фобиях темноты, одиночества, привидений и т.п. На каждом возрастном этапе — свои страхи». Безусловно, защитные механизмы имеют объективные проявления, которые носят наблюдаемый характер. Мнения ученных на внешние проявления защитных механизмов имеют 2 взгляда:
1. Прочный защитный поведенческий рисунок: внешне наблюдаемые действия, эмоции и проявления мышления, которые функционируют как обходные маневры для избегания тревожащих сведений или как преобразователи того, что порождает чувство или ощущение тревоги.
2. Разнесение понятий «защитная реакция» и «защитный механизм». На базе такого разнесения выделяют три основные формы адаптации человека к внешней среде:
• поиск человеком той среды, которая благоприятна для его функционирования,
• изменения, которые он совершает в среде для приведения ее в соответствие со своими потребностями,
• внутренние психические изменения человека, с помощью которых он приспосабливается к среде.