Глава 6. Рабочий и низший классы

Хотя о рабочем классе написано в литературе много, четкой социологической квалификации данного термина до сих пор не существует. Двусмысленность в наименовании рабочего класса берет свои истоки в терминологии. В понятии слово означает физическую и умственную работу, осуществляемую за плату и относится как к рабочим, так и к служащим. Напротив, термин обозначает не любую работу, а только ручной физический и в основном неквалифицированный труд. Но термин сегодня не применяется1, хотя он, возможно, точнее отражал бы природу и социальное происхождение данного слоя людей. Он использовался некоторыми политэкономами в ХIХ в., но переводился преимущественно как <пролетариат>. В ХХ в. экономическая и социальная реальность изменилась: промышленный труд, во-первых, стал автоматизированным и интеллектуалоемким, во-вторых, он все больше вытесняется сервисным. Эпоха безлюдных производств и безотходных технологий требует от рабочих таких знаний и подготовки, которые ни в чем не уступают квалификации служащих. Таким образом, термин отражает не историческое прошлое, а современное состояние общественного труда.

Но именно по отношению к современному обществу его содержание остается непроясненным. Если рабочий класс включает, согласно его названию, всех работающих, то представителей этого класса можно встретить в любом слое и в любом классе. Большинство членов современного общества, в отличие от прошлого, когда существовали так называемые праздные классы, в частности дворянство и духовенство, в той или иной мере работают. В этом смысле <рабочим>, или работающим, классом может быть назван любой класс.

В связи с этим в зарубежной статистике существует договоренность о том, что к рабочему классу следует относить лишь так называемые <синие воротнички>, т.е. людей в рабочих комбинезонах, и членов их семей. К ним относят шахтеров и промышленных рабочих, включая квалифицированных и полуквалифицированных рабочих, занятых преимущественно физическим трудом.

В качестве самостоятельного класса рабочий класс отличает непосредственная зависимость от заработка как основного источника дохода, а также отсутствие доли во владении собственностью. После Второй мировой войны, когда доходы населения в Европе и Америке выросли, многие представители <синих воротничков> продвинулись в средний класс. Западные социологи считают, что по мере перехода индустриального общества к постиндустриальному удельный вес рабочего класса в традиционном понимании будет сокращаться, а значение среднего класса возрастать.

Западные авторы относят к рабочему классу лиц, занятых преимущественно ручным трудом в добывающей и обрабатывающей отраслях промышленности, предполагая, что в ближайшем будущем его ряды станут пополняться за счет малооплачиваемых, неквалифицированных и не организованных в профсоюзы работников сектора услуг, главным образом занятых в пищевой промышленности и в розничной торговле1.

Внутри рабочего класса наблюдаются значительные различия, поэтому следует проводить границу между не-, мало- и высококвалифицированными рабочими, имеющими соответственную разницу в доходах. Общей чертой рабочего класса остается отсутствие собственности и зависимость от зарплаты. У рабочего класса ниже уровень жизни, чем у среднего класса, ограничен доступ к высшему образованию, он не участвует в принятии важных политических решений. После Второй мировой войны произошел значительный рост доходов рабочих, но во второй половине ХХ столетия важным фактором, повлиявшим на судьбу этого класса, явился переход от промышленной к сервисной экономике. Модернизация многих отраслей промышленности привела к тому, что в США и Британии определенная часть рабочих лишилась заработка, пополнила ряды частично занятых и безработных, влившись в ту социальную группу, которую зарубежные социологи называют андерклассом.

Некоторые исследователи относят рабочий класс к низшему классу, отождествляя эти понятия. В отдельных случаях такой подход оправдан, однако в большинстве случаев между этими общественными стратами необходимо проводить разграничение. В западном обществе низший класс живет у черты или за чертой бедности. Однако, по официальным данным, 32 млн. американцев, или 14%, в 1990 г. жили ниже официального уровня бедности, который составляет доход в 6024 долл. в год на одного человека, или 9435 долл. на одну семью. Следовательно, в число бедных попадала часть представителей рабочего класса. Другая его часть, наиболее квалифицированная, попадает в средний класс.

Низший класс имеет два слоя - верхний и нижний. Верхний слой представлен главным образом средне- и малоквалифицированными представителями рабочего класса. <Верхний низший класс>, или верхний слой низшего класса, иногда называют так, но иногда так обозначают рабочий класс. Как правило, высококвалифицированных рабочих относят не к рабочему классу, а к среднему, но к нижней его страте, которую заполняют главным образом малоквалифицированные работники умственного труда - служащие. Средний класс (с присущими ему слоями) зарубежные социологи всегда отличают от рабочего класса. Но и рабочий класс отличают от низшего, куда входят неработающие, безработные, бездомные, нищие и т.д. Возможен и иной вариант: рабочих не включают в средний класс, но различают два слоя в представленном отдельно рабочем классе.

В зарубежной социологической литературе можно встретить выражение о том, что рабочий класс в современном постиндустриальном обществе включает два слоя: нижний средний и верхний низший. Это означает, что рабочий класс выделяют в самостоятельное целое, забрав из среднего класса часть его нижнего слоя, а именно высококвалифицированных рабочих (и оставив на месте служащих и клерков), а из низшего класса - его верхний слой, куда обычно входят средне- и малоквалифицированные рабочие.

Оба подхода - выделение рабочих в самостоятельный класс и разведение его по двум другим классам - в равной мере правомочны. Социологи избирает один из них в соответствии с целями концептуального анализа или проведения эмпирического исследования.

В отечественной социологии, прежде всего в советский период, сформировалось следующее понимание рабочего класса и рабочих. Рабочие - это люди, занятые преимущественно физическим трудом во всех сферах народного хозяйства. Рабочий - в первую очередь - вид занятия (но не профессия), во вторую - социальный слой, отличающийся специфическим образом и стилем жизни, ценностными ориентациями и культурой. Рабочий как занятие, вид деятельности подразумевает тип занятий в промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг и т.д. В СССР рабочие подразделялись на работников низкой (1-2-й разряды), средней (3-4-й разряды) и высокой (5-6 разряды) квалификации. Такая же разрядная сетка принята и в других странах. Рабочий класс Великобритании делится на три страты: 1) квалифицированные рабочие (водители автобусов, шахтеры и др.), 2) малоквалифицированные рабочие (кондукторы в автобусе, кладовщики и т.д.), 3) неквалифицированные рабочие (лаборанты, трубочисты, дворники и т.п.).

По характеру и содержанию труда рабочие относятся к сфере ручного, механизированного и автоматизированного производства. Высококвалифицированных рабочих часто называют <рабочей аристократией>, причисляя ее к нижнему слою среднего класса - специалистам.

Высококвалифицированных рабочих иногда называют специалистами. Но это не совсем правильно. Специалисты имеют высшее образование и включаются в средний слой среднего класса, а высококвалифицированные рабочие - в нижний слой среднего класса. Они имеют среднее специальное образование (возможны иные варианты). Таких работников правильнее именовать мастерами своего дела, но не специалистами.

Над средним слоем специалистов возвышается страта профессионалов. Они заполняют верхнюю страту среднего класса и также, как специалисты, имеют высшее образование. Однако в отличие от специалистов, работающих в крупных организациях и обладающих статусом наемного работника, профессионалы трудятся самостоятельно (частная практика) и потому относятся к категории самозанятых. Таким образом, инженер-электронщик, работающий на предприятии, - это специалист, а врач-дантист, имеющий частный кабинет, - профессионал.

Выяснение различий между рабочими, специалистами и профессионалами необходимо для того, чтобы нагляднее представить, какая социальная дистанция пролегает между ними и насколько различаются у них условия и образ жизни. Социальные различия особенно наглядно проступают при сравнении рабочих и профессионалов (см. табл. 6.1).

Таблица 6.1

Сравнительная характеристика профессионалов и рабочих

Рождение: среднегодовая смертность детей неквалифицированных рабочих в 3 раза выше, чем у профессионалов.

Здоровье: представители рабочего класса страдают серьезными заболеваниями в 3 раза чаще, чем представители среднего класса.

Семейная жизнь: представители рабочего класса женятся в более юном возрасте, имеют большие семьи и чаще разводятся, чем представители среднего класса.

Домовладение: 85% высшего класса имеют собственные дома, а среди неквалифицированных рабочих - только 25%.

Доход: чем выше та ступенька, на которой находится человек, тем выше его доход.

Образование: представители среднего класса учатся лучше и в более престижных учреждениях; 60% закончили университет или политехнический институт.

Политика: чем выше класс, тем выше вероятность голосования за консерваторов.

Смерть: профессионал имеет вероятность прожить на 7 лет дольше рабочего. Представители рабочего класса имеют меньший средний вес при рождении, более высокий уровень смертности, медленнее созревают, менее здоровы, умирают в более раннем возрасте, чем представители высшего класса.

Основные типы чаще находят у представителей социальных низов

умственного расстройства и физических болезней, включая рак, диабет, пневмонию, болезни сердца, бронхит

Источник: Moore S. Sociology alive! L., 1989. P. 31; Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социологические исследования. 1992. № 9.

Рабочий класс - это совокупность работников преимущественно физического труда, занятых в сфере промышленности. По своему политико-правовому статусу рабочий класс представляет совокупность лиц формально свободного труда. Экономический статус членов рабочего класса - лица наемного труда, не владеющие собственностью на продукт, средства и результаты труда. Организационный статус - рядовые работники, индивидуальные контрибьютеры, подчиненные, не занимающие руководящих постов.

Зарождение рабочего класса - один из признаков перехода от закрытого общества к открытому, или гражданскому, обществу. Античные рабы, средневековые ремесленники не относятся к рабочему классу. Возникновение рабочего класса восходит к началу развития капитализма. Становление рабочего класса как самостоятельной социальной общности связано с промышленной революцией. В доиндустриальном обществе рабочего класса еще не было, в индустриальном обществе он составляет большинство рабочей силы (экономически активного населения), в постиндустриальном обществе он постепенно сходит на нет и составляет меньшинство.

Таким образом, по численности рабочего класса в трудоактивном населении можно судить о том, на каком этапе развития находится данная страна. Однако при таких расчетах надо учитывать различие в методах: если рабочий класс учитывается как самостоятельный класс, то численность его выше, чем в том случае, когда его высококвалифицированное ядро сохраняется за нижним слоем среднего класса, а к собственно рабочим относят только средне- и малоквалифицированных рабочих (т.е. верхний слой низшего класса). Согласно переписи, в 1981 г. в Британии рабочий класс составлял 51% занятого населения1. В 80-х годах Англия уже вступила в фазу постиндустриального общества, следовательно, доля рабочего класса теоретически никак не должна была превышать 50%. Величина в 51% свидетельствует, скорее всего, о том, что за основу был взят первый метод (рабочий класс выделен в самостоятельную страту).

Рабочий класс считается социальной общностью, а не большой группой, стратой или статической категорией потому, что ему присущи следующие социальные критерии: 1) классовая идентификация - отождествление себя с данной общностью; 2) классовая солидарность - способность действовать как единое целое или осознавать себя таковым; 3) классовое сознание - осознание единства своих политических и экономических интересов, а также социального положения (места и роли в обществе); 4) классовая организация (организованность) - умение и готовность защищать свои интересы при помощи созданных самим рабочим классом профессиональных (профсоюз) и политических (рабочая, социалистическая, коммунистическая партии) организаций.

Социологи, изучающие семью, подметили яркую особенность: в отношении к семье гораздо больше различаются между собой социальные классы, нежели страны, принадлежащие к однотипной культуре (в данном случае европейской). В Англии, Германии, России, США семьи из среднего класса гораздо больше занимаются осмысленным планированием внутрисемейных отношений, чем рабочие семьи, а также семьи, принадлежащие к самым низам общества. Дети из семей среднего класса заканчивают среднюю школу, колледж и университет. Следуя примеру родителей, они целенаправленно строят свою карьеру, продвигаясь все выше и выше. Они - дисциплинированные и квалифицированные работники, законопослушные граждане, заботливые родители. Гораздо меньше эти качества проявляются в низшем классе.

Семьи рабочих не только многочисленнее семей среднего класса. Они различаются степенью и проявлением родительского авторитета, личным участием в воспитании детей, отношением к образованию и карьере, взглядами на ухаживание, половую жизнь, брак и семью.

В семьях рабочих свободнее выражают агрессивность по отношению к детям. Наказания чаще физические. Они подавляют ответную реакцию и волю к неповиновению. Родители не стремятся понять мотивы поведения детей, не копаются в их внутреннем мире. У них меньше времени для воспитания, поэтому детям предоставлена большая независимость. Взрослые не планируют своего будущего, не воспитывают этих качеств они и у своих детей.

Ниже приведена сравнительная таблица некоторых характерных особенностей, присущих семьям рабочего и среднего классов.

Исследования показали, что родители, принадлежащие к среднему классу, высоко оценивают самоорганизацию, тогда как родители-рабочие выше всего оценивают конформизм, внешне навязанные правила. В рабочем классе выше рождаемость, т.е. количество детей в семье, чем в среднем и высшем. В результате в социальной пирамиде возникает своего рода вакуум сверху, способствующий продвижению снизу1.

Низший класс обычно ассоциируется в социологии с проблемой бедности. Иначе говоря, низший класс - это зона концентрации бедности. В общих чертах с проблемой бедности мы познакомились в предшествующих главах, а сейчас рассмотрим социальный состав или социальный портрет бедных.

Социальный портрет бедности - социально-демографические характеристики населения (семей), живущего ниже порога бедности. Отечественные и зарубежные экономисты используют также понятие структуры бедности. Структура бедности - это композиция бедных домохозяйств по долям возрастных групп, т.е. расчет уровня бедности по возрастным и социальным группам2. Структура бедности подразумевает распределение уровня бедности среди мужчин и женщин, семейных и одиноких, молодых и пожилых, работающих, учащихся и пенсионеров, водителей, шахтеров и т.п., то есть среди больших социальных групп населения. Структура бедности - это распределение бедности в социальном составе населения по группам.

В частности, как удалось выяснить в ходе исследования 1989 г. в Таганроге, наименьшая доля бедности приходится на сложные семьи. Чаще других за чертой бедности находятся одиночки, большинство из них - старики3.

Категория <бедные>, находясь на шкале в промежутке между этим стандартом и прожиточным минимумом, должна относиться к группе, проживающих в относительной бедности. Категория <бедные>, расположенная на шкале ниже прожиточного минимума, должна квалифицироваться как проживающая в абсолютной бедности.

Бедные, имеющие наименьшие для данного общества доходы, если эти доходы поступают не от работы в общественном производстве, а от прошения милостыни, должны зачисляться в разряд нищих. В свою очередь, нищие составляют один из отрядов так называемого андеркласса. В социологическом смысле нищие - это люди, которые имеют возможность удовлетворять только физические потребности, обеспечивающие лишь биологическое выживание. В России к беднякам относили неимущих, малоимущих и эксплуатируемых крестьян (бедняцкое хозяйство - это крестьянское хозяйство). Нищетой называлась крайняя бедность, и нищим считался человек, живущий подаянием, собирающий милостыню.

Экономическая комиссия ООН относит к беднейшим слоям тех, у кого среднедушевой доход составляет 2/3 среднего национального дохода. Принята и еще одна методика: бедными считают тех, чей доход составляет менее 50% средненационального дохода. В 1992 г. среднедушевой совокупный доход россиянина в месяц составлял 3950 руб., а порог бедности - 4300 руб.1

Социологи давно изучают вопрос о социальном составе бедных. Уже в XIX в. в самой развитой стране Европы Англии возникла потребность в эмпирическом исследовании проблемы. Наиболее полное исследование бедности представил Чарльз Бут. Население Лондона он разделил на 8 групп в соответствии с размером и регулярностью получения доходов - от низшего класса, включающего чернорабочих, бродяг и преступные элементы, до высшего. Четыре нижние группы Бут отнес к бедным. У бедных была самая высокая плотность квартирного расселения - по три человека в одной комнате. Для сравнения, на представителя среднего класса приходилось до 4 комнат.

Исследование француза Фредерика Ле Пле строилось на анализе семейных бюджетов. В XIX в. он обнаружил факты, которые ученые не смогли опровергнуть в XX в., а именно: у бедных самые высокие относительно семейного бюджета расходы на питание; бедные больше других (по удельному весу) тратят на алкоголь и бесполезные развлечения; чем выше расходы на питание, тем ниже шансы на социальное продвижение.

Сегодня американские социологи включают в состав бедных следующие группы:

? безработные;

? малооплачиваемые рабочие;

? недавние иммигранты;

? люди, переехавшие из деревни в город;

? национальные меньшинства (особенно негры);

? бродяги и бомжи;

? люди, не имеющие возможности работать из-за старости, увечья или болезни;

? неполные семьи во главе с женщиной.

Статистики выявили в США такие закономерности: более половины общего числа бедных семей возглавляют женщины: 2/3 тех, кто достиг порога бедности или опустился ниже его, - женщины; бедных больше среди негров, чем среди белых.

Бедными при советской власти считались те семьи, чьи доходы были существенно ниже среднего жизненного уровня. В группе абсолютно бедных оказались все неполные семьи без работников (в 1992 г. обследовано 1000 семей в Астрахани и Петрозаводске)1. В СССР к категории бедняков относили одиноких пенсионеров, членов многодетных семей, инвалидов (с детства, по причине травмы или заболевания).

Доля населения, находившегося за чертой бедности, в 1996 г. составляла около 40% всего населения России2. В группе бедности оказались 2/3 детей и 1/3 престарелых людей. Анализ состава малообеспеченного населения показывает, что в эту группу попадают не только пенсионеры, которые составляют 1/5 общего числа бедных, но и семьи работающих, в том числе молодые семьи с детьми. Больше других бедности подвержены семьи, имеющие более трех детей, дети одиноких родителей (особенно матерей-одиночек).

Наряду с объективным методом определения состава и численности групп бедных, применяется и субъективный метод, когда респонденты сами определяют, кто именно относится к бедным. Согласно данным исследования Н.Наумовой (1988), к наиболее бедным слоям 38% респондентов отнесли представителей неквалифицированного труда (уборщицы, чернорабочие, почтальоны, санитарки), 32% - инженерно-технических работников, служащих, младших научных сотрудников, <среднюю интеллигенцию>, 30% - учителей, воспитателей детсадов, медицинских работников и пенсионеров.

Российские социологи и экономисты создали несколько типологий групп бедных. Одна из них была разработана Всероссийским центром уровня жизни (ВЦУЖ), сотрудники которого считают, что официальный прожиточный минимум уже далек от реальности, и предложили свой, на 16% выше официального. В сентябре 1998 г. он составил 663 руб. (по ценам, зафиксированным Госкомстатом). В июне 1998 г. ниже этого уровня в стране находилось около 48% (70 млн человек), а после финансового кризиса 17 августа - более 50% (79 млн человек)1.

Таблица 6.3

Расслоение по признаку бедности, 1998 г.

Социальный слойРоссия (население в %)Москва (население в %)

II кв.III кв.II кв.III кв.

Бедные4851,514,923,5

Малообеспеченные18,420,612,614,5

Относительно

обеспеченные2416,726,113,7

Состоятельные

и богатые9,611,246,448,3

Категория бедных, составляющая от 48 до 51,5%, может позволить себе на свой доход редкую смену одежды, покупку предметов домашнего обихода и минимальный набор продуктов - такой, чтоб не умереть от голода. К малообеспеченным (от 18,4 до 20,6%) относятся те, у кого в семье душевой доход в 1,7-2 раза выше прожиточного минимума, кто питается более или менее качественно и, ужав основные потребности, способен покупать что-то из одежды. К относительно обеспеченным (от 24 до 16,7) ВЦУЖ относит тех, у кого доход превышает прожиточный минимум в 3 раза. Такое превышение позволяет без проблем менять износившуюся одежду, пользоваться химчисткой, парикмахерской, услугами мастеров-ремонтников, откладывать средства на отдых.

Если на каждого члена семьи приходится по 6 прожиточных минимумов, то она имеет бюджет высокого достатка. Выбор продуктов, одежды и бытовой техники диктуется уже не ценой, а личными пристрастиями. Уровень потребления обладателей такого бюджета приближается к зарубежным стандартам нижнего слоя среднего класса.

Далее находятся состоятельные и богатые. Их доходы превышают бюджет высокого достатка. Богатые делают покупки не в России, имеют имущество и банковские счета за рубежом. Нередко это персонажи из теневой экономики. Как видно из табл. 1, за время кризиса численность богатых возросла. Ее пополнила та часть состоятельных, которая увеличила свои доходы после 17 августа 1998 г., в частности, за счет скачка цен в торговле. Таким образом, кризис значительно уплотнил ряды на нижних и самой верхней ступеньках. Сильнее всех пострадал средний класс1.

Исследования показали, что бедные представляют собой это крайне разнородный, гетерогенный слой общества. Ученые различают:

- хронических бедных - маргинальная группа населения, постоянно испытывающая лишения;

- пограничных бедных - люди, балансирующие на черте бедности и время от времени оказывающиеся ниже нее (сезонные рабочие);

- новых бедных - прямые жертвы структурных перестроек (уволенные по сокращению штатов).

В конце ХХ в. российские социологи и экономисты стали различать два вида бедности: 1) традиционную бедность и 2) <новых бедных>. Наряду с традиционной бедностью (одинокие матери и многодетные семьи, инвалиды и престарелые) сегодня появились так называемые <новые бедные> - противоположность <новых русских>.

В группу новых бедных вошли те слои населения, которые по своему образованию и квалификации, социальному статусу и демографическому положению ранее никогда не относились к низшим слоям. Основную массу <новых бедных> составляют бюджетники - служащие и рабочие, занятые в государственном секторе. У них особенно бедственное положение: оплата труда в здравоохранении составляла в первой половине 1997 г. 59%, в образовании 50%, в культуре 51% от средней оплаты в промышленности. В прошлом сравнительно благополучные слои трудящихся, такие, как научные работники, преподаватели высшей школы, офицеры, опустились ниже среднего уровня1.

Падение вниз представителей некогда среднего класса обусловлено небольшой зарплатой на государственных предприятиях (минимальный заработок здесь не превышает 15% от прожиточного минимума2), полной безработицей и частичной занятостью, которая охватывает, по экспертным оценкам, около 15% экономически активного населения, а также невыплатой зарплат и пенсий, иногда до 6-8 месяцев3.

Таким образом, если к традиционным бедным относятся те, кто и в советском обществе считался бедными, то к новым бедным - те, кто ранее принадлежал к благополучным средним слоям, а в постсоветском обществе обеднел.

Различие между традиционными и новыми бедными в российском обществе носит принципиальный характер. Традиционные бедные не имеют того, что составляет социальный, культурный и экономический фундамент новых бедных - интеллектуальный капитал, основой которого выступает высшее и среднее специальное образование. Хорошее образование в цивилизованном и стабильном обществе служит мощным социальным лифтом, помогает людям подняться по социальной лестнице и получать высокие и относительно высокие доходы. Поскольку подавляющая часть образованного населения в России трудится в госсекторе, а тот финансируется по остаточному принципу, материальный уровень жизни бюджетников резко снизился в 90-е годы.

Другая отличительная черта новых бедных заключается в том, что субкультура бедности, нормы жизни на <социальном дне>, психология отчаяния не передается по наследству. Они прилагают все усилия для того, чтобы дать своим детям наилучшее из доступного им образование, воспитывают у них достижительную мотивацию, передают традиции и ценности российской интеллигенции. Даже находясь в зоне бедности, новые бедные стремятся к тому, чтобы их дети выбрались из нее. Это характерная черта только российского общества. Ни в одной стране мира бедные, во-первых, не расколоты на старых и новых, во-вторых, старые бедные неспособны, при изменении ситуации, совершить быструю восходящую мобильность и в короткие сроки занять место в среднем классе.

Понятие маргинальности (франц. marginal - написанный на полях книги, тетради) используется в различных областях научного знания - экономике, психологии, философии, медицине.

Социологи понимают под <маргинальностью> промежуточность положения индивида или группы, занимающих крайнее пограничное положение в слое, группе, классе, обществе, а потому не полностью включенных в данное социальное образование. Маргинальная группа находится на границе двух культур или субкультур и имеет частичную идентификацию с каждой из них. Она отвергает определенные ценности и традиции той культуры, в которой возникает, и утверждает собственную систему норм и ценностей. Маргинальность - особое явление в социальной стратификации. Оно описывает положение больших социальных групп людей, занимающих положение <на границах>, <на полях> или между стратами. Маргинал - это люди, покинувшие одну страту и не адаптировавшиеся к другой.

Основу классической концепции маргинальности заложили исследования особенностей личности, находящейся на границе различных культур, которые проводились Чикагской социологической школой. Ее глава Р. Парк в 1928 г. впервые употребил термин <маргинальный человек>1. Он связывал маргинального человека не с личностным типом, а с социальным процессом. Маргинальность является результатом интенсивных процессов социальной мобильности. При этом переход из одной социальной позиции в другую переживается индивидом как кризис. Отсюда маргинальность ассоциируется с состоянием <промежуточности>, <пограничности>. Р. Парк отмечал, что периоды перехода и кризиса в жизни большинства людей сравнимы с теми, которые переживает иммигрант, когда он покидает родину, чтобы искать счастье в чужой стране. Правда, в отличие от миграционных переживаний маргинальный кризис является хроническим и непрерывным, в результате чего он имеет тенденцию превращаться в тип личности1.

В целом маргинальность понимается как 1) состояние в процессе перемещения (смены статусов) группы или индивида, 2) характеристика социальных групп, находящихся в особом маргинальном (окраинном, промежуточном, изолированном) положении в социальной структуре.

Одна из первых крупных работ отечественных авторов, посвященная маргинальности, вышла в 1987 г. и рассматривала эту проблему на примере западноевропейских стран. В дальнейшем маргинальность была осознана как социальный феномен, характерный и для российской действительности. Е. Стариков рассматривает российскую маргинальность как порождение размытого, неопределенного состояния социальной структуры общества. Автор приходит к выводу о том, что <ныне понятие "маргинализация" покрывает практически все наше общество, в том числе и его "элитные группы">2. Маргинальность в современной России вызвана массовой нисходящей социальной мобильностью и ведет к нарастанию социальной энтропии в обществе. Процесс маргинализации на современном этапе Е.Стариков рассматривает как процесс деклассирования.

Другой отечественный исследователь А.И. Атоян под маргинальностью понимает разрыв социальных связей между индивидом и обществом, а процесс демаргинализации трактует как восстановление социальных связей между людьми и стабилизацию общества3. Весь комплекс знаний о маргинальности он выделяет в отдельную область знания - социальную маргиналистику как междисциплинарное направление.

Сегодня одной из основных характеристик маргинального положения личности или группы признается неопределенность самоидентификации личности (группы) при попытке самоотнесения к общепринятым, <нормативным> социальным группам. Именно в этом плане было проведено исследование З.Т. Голенковой, Е.Д. Игитханян и И.В. Казаринова на промышленных предприятиях Иркутска. Среди работающих исследователи выделили слои маргиналов и определили их удельный вес1.

Причиной возникновения маргинальных групп, по мнению российских социологов, служит переход общества от одной социально-экономической системы к другой, неуправляемые перемещения больших масс людей в связи с разрушением устойчивой социальной структуры, снижение материального уровня жизни населения, девальвация традиционных норм и ценностей. Люди оказались вытолкнуты из круга ранее существовавших социальных стереотипов, привычных норм, представлений и встраиваются в новые, неустоявшиеся. Все это вместе взятое означает маргинализацию (возможно, временную) огромных масс населения. Образуются, также увеличиваясь количественно, стойкие маргинальные социальные группы (<бичи>, <бомжи>, беженцы, <вынужденные переселенцы>, беспризорные, наркоманы, криминальные элементы).

Однако к маргиналам могут принадлежать не только социальные аутсайдеры, но люди достаточно благополучные, но не определившиеся в нынешней социальной структуре. Социологи выделяют их по ответам на вопрос анкеты <К какому социальному классу или группе Вы отнесли бы себя: к рабочим, крестьянам, служащим, интеллигенции, управляющим, людям, занятым собственным делом?> Отметившие позиции <в настоящее время такой группы нет> или <затрудняюсь ответить> вошли в состав маргиналов. В исследовании, проведенном учеными Института социологии РАН в 1994 г. на промышленных предприятиях Иркутска, <маргинальный> контингент составил 9% выборочной совокупности2.

В динамике маргинальной ситуации в стране, по мнению И.П. Поповой, можно выделить этапы: с 1991 до середины 90-х годов (наиболее неопределенное, практически неуправляемое состояние) и с середины 90-х годов (относительная стабилизация, начало кристаллизации структур, формирование более устойчивых социальных отношений). Статистические данные показали, что именно к этому времени стабилизировались основные показатели структуры занятости - соотношение занятых в экономически активном населении, по отраслям экономики, в государственном и негосударственном секторах экономики, структура безработного населения, структура населения по доходам и т.д. Однако основные тенденции - изменения в отраслевой структуре экономики, углубление региональной дифференциации, рост имущественного расслоения и бедности - устойчивы и продолжают оставаться маргинализирующими факторами1.

Кардинальные изменения, происходящие в социальной структуре в результате кризиса и экономических реформ, послужили причиной появления так называемых <новых маргинальных групп> (слоев)2. В отличие от традиционных, так называемых люмпен-пролетариев, новые маргиналы - жертвы структурной перестройки производства и кризиса занятости.

Критериями маргинальности в этом случае могут быть: глубокие изменения в социальном положении социально-профессиональных групп, происходящие в основном вынужденно, под влиянием внешних обстоятельств - полной или частичной потери работы, смены профессии, должности, условий и оплаты труда в результате ликвидации предприятия, сокращения производства, общего падения уровня жизни и т.д.

Источником рядов новых маргиналов, для которых характерны высокая образованность, развитые потребности, большие социальные ожидания и политическая активность, выступают нисходящее социальное перемещение групп, еще не отторгнутых от общества, но постепенно теряющих прежние социальные позиции, статус, престиж и условия жизни. Среди них - социальные группы, потерявшие прежний социальный статус и не сумевшие приобрести адекватный новый.

Изучая новых маргиналов, И.П.Попова определила их социальную топологию, т.е. выделила <зоны маргинальности> - те сферы общества, отрасли народного хозяйства, сегменты рынка труда, а также социальные группы, где наблюдается максимально высокий уровень социально-профессиональной маргинальности:

- легкая и пищевая промышленность, машиностроение;

- бюджетные организации науки, культуры, образования; предприятия ВПК; армия;

- малое предпринимательство;

- трудоизбыточные и депрессивные регионы;

- люди среднего и пожилого возраста; выпускники школ, вузов; неполные и многодетные семьи.

Состав новых маргинальных групп весьма разнороден. В нем можно выделить, по крайней мере, три категории. Первую и самую многочисленную составляют так называемые <постспециалисты> - лица с высоким уровнем образования, чаще всего инженеры, получившие подготовку в советских вузах, а затем прошедшие практику на советских предприятиях, знания которых в новых рыночных условиях оказались невостребованными. К ним относятся работники неперспективных отраслей промышленности. <Их появление вызвано общими причинами: структурными изменениями в экономике и кризисом отдельных отраслей; региональными диспропорциями экономического развития; изменениями в профессионально-квалификационной структуре экономически активного и занятого населения. Социальные следствия этих процессов - обострение проблем занятости и усложнение структуры безработицы; развитие неформального сектора занятости; депрофессионализация и деквалификация>1.

Из 8 млн. безработных в 1997 г. 1/5 составляли специалисты. Для 30% безработных потеря работы связана с высвобождением или ликвидацией предприятия (чаще речь идет о женщинах)2. <При всей разнородности и сложности группы <постспециалистов> можно выделить наиболее общие типы: регионально-поселенческие - работники маленьких и средних городов со свертываемой монопромышленностью, трудоизбыточных и депрессивных регионов: профессионально-отраслевые - работники отраслей (машиностроения, легкой, пищевой и т.д.), профессий и специальностей (инженерно-технические работники), невостребованных современными экономическими условиями; бюджетные - работники реформируемых бюджетных отраслей науки, образования, армии. Их составляют работники, потерявшие работу или неполностью занятые, имеющие высокий уровень образования, опыт работы, высокий социально-профессиональный (в том числе и должностной) статус, большие притязания в отношении работы>1.

Вторая группа новых маргиналов названа <новыми агентами>. К ним относятся представители малого бизнеса и самозанятое население. Предприниматели как агенты формирующихся рыночных отношений находятся в пограничной ситуации между легальным и нелегальным бизнесом. К третьей группе относятся <мигранты> - беженцы и вынужденные переселенцы из других регионов России и из стран <ближнего зарубежья>. Официально зарегистрированных (имеющих официальный статус согласно соответствующему законодательству) беженцев в России в конце 90-х годов насчитывалось 1,2 млн. человек, а неофициальных беженцев, по оценкам экспертов, было в три раза больше.

Маргинальный статус вынужденного мигранта усложняется целым рядом факторов. Среди внешних факторов - двойная потеря родины (невозможность жить на бывшей родине и сложности адаптации на родине исторической), трудности с получением статуса, ссуды, жилья, отношение местного населения и т.д. Внутренние факторы связаны с переживанием того, что ты - <другой русский>

При сравнительном измерении степени маргинальности в социально-профессиональных перемещениях социологи выделяют две группы показателей: объективные - вынужденность внешними обстоятельствами, продолжительность, неизменность ситуации, ее <фатальность> (отсутствие возможности изменить ее или ее составляющие в положительном направлении); субъективные - возможности и мера адаптированности, самооценка вынужденности или добровольности, социальной дистанции в изменении социального положения, повышения или понижения своего социально-профессионального статуса, преобладание пессимизма или оптимизма в оценке перспектив2.

У маргинальности могут быть как конструктивные, так и деструктивные последствия, например, повышение творческой активности и суицид. Как писал Т. Шибутани, <в любой культуре наибольшие достижения осуществляются обычно во время быстрых социальных изменений и многие из великих вкладов были сделаны маргинальными людьми>3. Все зависит от того, каким будет социальное и психологическое направление выхода из ситуации - нисходящая или восходящая социальная мобильность, фрустрация и подавленность или творческий подъем и активность.

Бедность, безработица, экономическая и социальная нестабильность, несбыточность надежд, крушение планов интенсивно раскручивают процесс маргинализации населения, в результате чего появляется устойчивый слой социальных пауперов - следствие нарастания нисходящей социальной мобильности. Так формируется и укрепляется <социальное дно>, которое включает нищих, просящих подаяние; бомжей, лишившихся жилья; беспризорных детей, потерявших родителей либо убежавших из дома; алкоголиков, наркоманов и проституток (включая детей), ведущих антисоциальный образ жизни. Разумеется, эти группы населения были в российском обществе и до перестройки, но масштабы явления были иными, к тому же власти стремились их по возможности минимизировать.

Общая оценка численности маргиналов, полученная на основе специального обследования по всей России, превышает 10% населения1. Особенность процесса маргинализации в России, глубоко изученного Н. Римашевской, состоит в том, что опускающиеся на <социальное дно> группы имеют весьма незначительную вероятность возвратиться к нормальной жизни, вписаться в новые общественные отношения. Кроме того, наблюдается возникновение некоего социального <преддонья>, включающего те слои населения, у которых высок риск скатиться на <дно>. Они как бы балансируют на краю бездны2.

По данным социологического исследования, шанс <опуститься на дно> среди разных слоев населения равнялся: у одиноких пожилых людей - 72%, инвалидов - 63%, многодетных семей - 54, безработных - 53, матерей-одиночек - 49, беженцев - 44% и т.д. Особую тревогу вызывает возрастающее число детей и подростков, которые нигде не работают и не учатся: их более 2 млн. человек3.

Понятие андеркласса (от англ. under - под, ниже и class - класс, группа) тесно связано с такими явлениями, как маргинализация общества и образование <социального дна>. Вопрос о том, какие группы низшего класса следует относить к андерклассу, еще не получил однозначного ответа.

Термин <андеркласс> вошел в употребление в начале 60-х годов ХХ в. Его использовал американский социолог Оскар Левис для обозначения носителей <культуры бедности>1, т. е. тех, кто из поколения в поколение остается хроническим безработным. Андеркласс целиком зависит от государственной помощи. Низкий уровень образования не позволяет им надеяться на улучшение своей судьбы. Андеркласс существует в США, в Англии и отчасти в других европейских странах.

Одним из первых в истории социальной мысли Нового времени проблему андеркласса поставил К. Маркс. Термину <андеркласс> по содержанию соответствует марксово понятие <резервная армия труда>. Маркс выделил в составе этой остаточной страты пять подгрупп: престарелые рабочие, по возрасту утратившие трудоспособность; сельхозрабочие, переехавшие в город в поисках работы; частично занятые или не имеющие регулярного заработка; пауперы и все, кто не имеет работы; люмпен-пролетариат, т.е. преступники, проститутки и бродяги. Сегодня понятие <андеркласс> включает те группы, которые во времена Маркса именовались <пауперами>, <люмпен-пролетариатом>, <неприличными бедными>.

К специальному изучению численности, состава и субкультуры андеркласса социологи обратились в 60-70-е годы ХХв. К настоящему времени накоплена солидная научная литература, позволяющая говорить об андерклассе как специфическом социальном и культурном феномене. В зарубежной литературе принято широкое толкование андеркласса, к которому относят как традиционных бедных и маргинальные слои (нищие, бездомные, алкоголики, наркоманы, душевнобольные, преступные элементы), так и занятых в теневой экономике2. В отечественной литературе под андерклассом чаще понимают <пассивных бедных> - безработных, длительное время получающих социальные пособия по программам социального обеспечения (если такие пособия - основной или единственный источник средств к существованию, не спасающий от бедности, но обеспечивающий минимальный социально приемлемый уровень жизни), не искавших или переставших искать работу1.

Английский социолог П. Саундерс считает наиболее распространенным включение в андеркласс всех, кто не занят в общественном производстве (в формальной экономике). Сам он предлагает понимать под андерклассом перманентно маргинализующиеся части населения, т.е. очень или постоянно бедных, неквалифицированных, нерегулярно занятых или не имеющих работы. В соответствии с этим определением Саундерс причисляет к английскому андерклассу выходцев из Африки, проживающих на севере Британии, жителей городских трущоб, одиноких подростков и матерей-одиночек. Социолог не склонен относить всех женщин, черных или безработных к андерклассу, поскольку внутри каждой группы у всех разная ситуация. К примеру, безработица, присущая главным образом мало- и неквалифицированным рабочим (а также бросившим учебу подросткам), все же остается временным состоянием: каждый год миллионы британцев теряют работу, регистрируются на бирже, ищут ее, находят и снова теряют или меняют место работы. Среди безработных можно встретить представителей всех слоев и классов2. У большинства представителей андеркласса отсутствует так называемый основной в современном обществе канал вертикальной мобильности, а именно - профессия и образование.

По положению в обществе андеркласс можно характеризовать как вдвойне депривированный. Он не только не обладает материальным и культурным капиталом, способным приносить прибыль, но и лишен возможности продавать свой труд. Он неполноценен как экономически, так и социально, т.е. не вплетен в структуру постиндустриального общества, а живет на его <излишки>3.

Современные социологи выделяют четыре ключевые черты андеркласса:

- постоянная депривация;

- социальная маргинальность;

- полная зависимость от государственной поддержки;

- субкультура фатализма.

Андеркласс - это синоним бедности, но к нему относят не всех бедных, а лишь их часть, именуемую <неприличной>. Это люди с самым низким в обществе уровнем материального благосостояния; они неспособны обеспечить себя достаточными средствами к существованию и целиком зависят от различных государственных пособий. Представители андеркласса не заканчивают школу, они функционально или абсолютно неграмотны. Неполные семьи для них скорее правило, чем исключение, как и убогие жилищные условия1. Все эти характеристики включаются в определение депривации.

Представители андеркласса проживают в трущобах или неблагоустроенных жилищах, ночлежках, приютах и т.д., где нет телефонов; они выключены из общественно-политической жизни, и они не могут надеяться на то, что когда-нибудь их положение реально изменится в лучшую сторону. В районы, где обитает андеркласс, боятся заходить врачи и таксисты, почтальоны и налоговые инспекторы. Они не принадлежат к профсоюзам и ничего не знают о политических событиях. Криминогенность мест их обитания постоянно привлекает внимание полиции.

Для государства андеркласс - социальные иждивенцы, они находятся под его постоянным патронажем. Существование на государственные пособия, не спасающее от бедности, обычно только засасывает человека на <социальное дно>. Человек привыкает получать государственное пособие, перестает бороться за улучшение своего положения и превращается в <пассивного бедного>. Это состояние хронической, безвыходной бедности. Кроме пособий в структуре доходов андеркласса есть также случайные заработки (кратковременные приработки), а также нелегальные доходы, полученные от участия в преступной деятельности и теневой экономике. Сегодня за рубежом популярна идея о том, что один из возможных выходов из тупиковой ситуации с <иждивенчеством> андеркласса - обязывать получателей пособий по бедности отрабатывать их на общественных работах. Последние непрестижны, неприятны, но тем самым они заставляют получателя пособия оправдывать свое существование, приносить общественную пользу.

Представители <социального дна> мало что дают обществу, зато кое-что получают от него - как правило, непропорционально трудовому вкладу. Они редко действуют, но чаще подвергаются воздействию. Они не выбирают, где им жить, но живут там, где удается. Они проводят время в очередях за бесплатной похлебкой или обносками, в поисках пищи и ночлега, в ничегонеделании. Абсолютная зависимость от обстоятельств не позволяет им сформировать позитивный образ. Они постоянно недовольны собой и жизнью, агрессивны к окружающим, хотя давно смирились с судьбой. Такое специфически фаталистическое сознание характерно для субкультуры андеркласс. Этой субкультуре присущ особый тип традиций и ценностей. Как правило, субкультура андеркласса территориально локализована (гетто, районы, очаги или кварталы бедности), она является наследуемой.

В зависимости от того, кого социологи относят к андерклассу, меняется численность представителей данной страты, ее доля относительно всего населения, общего числа бедных или низшего класса. Согласно данным некоторых зарубежных исследований, к постоянно или хронически бедным относятся лишь 2% от общего числа находящихся за чертой бедности1. Другие социологи предлагают относить к нему 24% частично занятых женщин, которые входят и выходят из состава рабочей силы в зависимости от семейного цикла (замужество, воспитание детей, беременность, развод), этнические меньшинства, особенно недавно мигрировавшие в метрополию и не нашедшие работу2. В 1987 г. Р. Дарендорф оценил численность андеркласса в 5% от всего населения и эта цифра кажется многим социологам вполне разумной3. Его оценки подтвердились более поздними исследованиями андеркласса в США и Великобритании, согласно которым он составляет сегодня около 5% населения4.

В Америке, по данным Ф. Леви, 70% андеркласса, или хронических бедных, - это представители этнических и расовых меньшинств; половину численности андеркласса составляют члены семей, возглавляемых женщинами5. Другие исследователи считают, что удельный вес последней категории в группе неработающих долговременных получателей пособий значительно выше. Это явление получило название феминизации бедности. Процесс кризиса семьи как социального института особенно ярко наблюдается в низших слоях общества1.

Отнюдь не всех бедных можно отнести к андерклассу, потому что само состояние бедности далеко не всегда сопровождается принадлежностью к особой субкультуре. Это важный критерий: многие люди по экономическим показателям могут быть причислены к бедным и даже очень бедным, как, например, большинство африканских народов, но по культурным показателям они не относятся к андерклассу. Андеркласс - это порождение современного индустриального и постиндустриального общества.

Бедными следует считать людей, имеющих низкий материальный достаток и прилагающих все силы к тому, чтобы выбраться из состояния бедности. Иногда их называют <активными бедными>. Только ту часть бедных, кто смирился со своим положением, адаптировался к нему и даже выработал защитную психологию, оправдывающую прозябание на <социальном дне>, можно квалифицировать как <пассивных бедных> и отнести к андерклассу.

Западные социологи сходятся во мнении, что предоставление пособий и создание новых рабочих мест неспособно решить проблему <пассивно бедных>. Дело в том, что человек, отчаявшийся найти работу, деморализованный неудачами или никогда не стремившийся трудиться, практически потерян как работник, прежде всего, вследствие культурных и психологических факторов.

<Пассивные бедные>, смирившиеся со своей судьбой, деградировавшие как социально, так и нравственно, попадают в своеобразный социальный капкан. Будучи социально изолированными, они воспитываются в собственной культурно-социальной среде. Агентами социализации для них выступают те же самые <пассивные бедные>, и потому ценности и модели поведения андеркласса передаются из поколения в поколение, закрепляются в сознании и получают легитимизацию со стороны своего класса.

Наследование субкультуры андеркласса в большей степени характерно для отсталых стран. В передовых странах ситуация отчасти изменяется в лучшую сторону: например, в Великобритании половина детей, родившихся в депривированных семьях, не повторяют образцов <депривированного> поведения1. В результате <потомственный> андеркласс здесь составляет относительно небольшую часть (около половины) среди неработающего населения, получающего социальные пособия2.

Определение нищенства. В социологическом смысле нищие - это люди, которые имеют возможность удовлетворять свои материальные потребности в степени, обеспечивающей только физиологическое выживание. В дореволюционной России к беднякам относили неимущих, малоимущих и эксплуатируемых крестьян. Бедняцким хозяйство считалось очень бедное крестьянское хозяйство. Под нищетой понималась крайняя, или глубокая, бедность. Нищим называли человека, живущего подаянием, собирающего милостыню. Нищие занимают последние ступеньки социальной лестницы, ниже которых в социальном пространстве не существует.

В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона нищенство определяется <как проступок, заключающийся в обращении к благотворительности, при условиях, делающих такое обращение наказуемым (...) профессиональное нищенство, являющееся результатом отвращения к труду и беспорядочной жизни, должно считаться преступным и подлежать как мерам предупреждения и пресечения со стороны полиции, так и уголовной каре>1.

После революции термин <нищенство> заменяется термином <попрошайничество>. Под последним в советском уголовном праве понимается <уклонение гражданина от общественно полезного труда, проявление паразитизма (...) Попрошайничество заключается в систематическом выпрашивании у посторонних лиц денег, продуктов питания, одежды и других материальных ценностей>. Общественная опасность попрошайничества <состоит в том, что виновный не участвует в производстве материальных ценностей, потребляя их>2.

Отношение к нищим. В разных обществах к нищим относились по-разному. В одних обществах их зачисляли в разряд бездельников, с которыми следовало бороться, а в других - окружали ореолом святости. Отношение к нищим могло меняться в одной и той же стране на протяжении разных эпох.

В средневековой Европе было даже выгодно считаться бедным. В старые времена нищий, постучавшийся в дом богача, считался посланцем Бога, если не самим Христом, взывающим о милосердии. У русских крестьян подаяние милостыни <нищей братии> считалась богоугодным делом. Отношение официальных властей было различным в разные времена: в допетровской Руси сам царь оделял нищих милостыней, но при Петре I нищих наказывали кнутом, а подающих штрафовали на 5 рублей.

В европейских странах отношение властей к нищим было достаточно жестким. Бродяг арестовывали и избивали, на выбритой голове выжигали каленым железом клеймо, которое означало, что во второй раз их повесят на месте без суда или сошлют на галеры. В Англии в 1547 г. парламент одобрил закон о превращении бродяг в рабов, а в Генуе в 1710 г., все исправительные дома должны были быть закрыты, так как в них было <слишком много трупов>. Позже для бродяг строились ночлежные дома и приюты, создавались фонды помощи, но как социальная категория они никогда не исчезали. Так, в Англии при первом задержании попрошайку били плетьми, при повторном - отрезали верхушку правого уха, а по третьему разу (т.е. <закоренелых рецидивистов>) вешали. Во Франции нищих клеймили раскаленным железом и изгоняли из города, а в 1596 г. Парижский парламент издал указ, предписывающий вешать их <без соблюдения каких-либо формальностей>1.

Изучение нищенства. В дореволюционной России губернские и уездные попечительские комиссии, органы земской статистики, историки, этнографы, правоведы, священники, литераторы, чиновники собрали обширные материалы о быте, нравах и поведении, об источниках существования, фольклоре и культуре сельского и городского нищенства, накопили обширную статистику бедности. Сущность и причины возникновения нищенства, социально-демографический состав и место нищих в системе социальной стратификации, типологию и классификацию их деятельности, коллективную психологию и субкультуру нищих, формы нищенства и меры борьбы с ним изучали С. Сперанский, Д. Дриль, Л. Оболенский, А. Свирский, Е. Максимов, А. Бахтиаров, А. Левинстим, Н. Костомаров, А. Забелин, А. Щапов, Н. Бочечкаров, М. Воронов, А. Левитов, М. Курбановский, В. Орлов, В. Яковенко, А. Петровский и др. Русские ученые И. Прыжов и Д.Линев предприняли то, что в современной социологии называют <включенным наблюдением>: в рубище, с сумой они уходили в среду юродивых, бродяг и побиравшихся богомольцев2.

После Октябрьской революции 1917 г. количество исследований нищенства резко сократилось, а впоследствии они вовсе исчезли. Они возобновились только в 90-е годы в связи с необходимостью эмпирического изучения маргинальных слоев, в частности бомжей. Наиболее полное историко-социологическое исследование проблемы нищенства в современной России принадлежит ленинградскому социологу И.А. Голосенко3.

Основные характеристики нищенства. Обобщая проделанную русскими учеными более чем вековую работу по изучению нищенства, можно сделать следующие выводы.

1.Экономический статус нищего определяется не величиной денежных доходов, даже если они крайне низкие, а нерегулярностью их поступления. Для подавляющего большинства нищих единственным средством выживания было подаяние.

2. Необходимо различать нищету и попрошайничество: все нищие прибегают к попрошайничеству, но не все попрошайки - истинные нищие; среди них значительную часть составляют псевдобедняки, удачно притворяющиеся нищими. В конце XIX в. статистика зафиксировала среди низов общества около 2 млн. душ обоих полов, не способных к полноценному труду, а нищих, рекрутируемых из этой категории лиц, насчитывалось немногим более 300 тыс1.

3. В правовом отношении нищие были наименее защищенным слоем. С давних пор государственная власть в России практиковала в отношении нищенства репрессивные меры социального контроля. После Октябрьской революции их стали преследовать на основании закона за уклонение от общественно полезного труда, а также мер, направленных против попрошайничества и бродяжничества.

4. В политическом отношении нищие обычно являются социально пассивным и апатичным слоем населения с атрофированными политическими интересами, инстинктивной неприязнью к враждебному им обществу, готовым в случае социальных волнений к разрушительным действиям.

5. Нищие, в отличие от бедных, представляют собой часть населения, не занятую в общественном производстве. Применительно к нищим вряд ли правомерно говорить о наличии профессии, хотя некоторая их часть (в частности, бомжи, появившиеся как массовое явление после 1991 г.) иногда эпизодически участвует трудовой деятельности. Однако профессиональные роли отнюдь не являются частью их поведения и деятельности. В социологии понятие профессии означает определенные виды ролей в общественном разделении производительной деятельности и обмена услуг. И.А. Голосенко считает, что, поскольку нищие не производители, а потребители, правильнее говорить об отсутствии у них профессиональных ролей2.

Но другие исследователи, например Ф.Н. Ильясов и О.А. Плотникова, приравнивают нищенство к профессиональному занятию: <...можно сказать, что к профессиональным нищим относятся лица, которые длительное время и систематически занимаются сбором подаяний и для которых милостыня служит одним из основных (или основным) источников дохода. Кстати, большинство опрошенных нами нищих не скрывали того, что попрошайничество стало их профессией, постоянным занятием, и лишь некоторых временно вытолкнула на паперть отчаянная нужда>1.

6. Приемы и методы деятельности. Относительно приемов деятельности нищих можно указать на набор таковых, описанных дореволюционными авторами:

а) <На паперти> - способ попрошайничества у церквей и на кладбищах, практиковавшийся самыми отпетыми старыми нищими, безжалостно изгонявшимися конкурентами из других мест.

б) <Стойка> - пребывание на постоянном месте в городе при скоплении людей, но вдали от глаз полицейских. Прием требовал знания человеческой психологии и наблюдательности, так как в зависимости от пола, возраста и внешнего вида прохожего приходилось импровизировать, прося у одного на ночлег, у второго на хлеб, у третьего на лечение.

в) <Ход> - движение по городу или железнодорожным пригородным вагонам. <Ходоки> делились на <сухих>, бравших подаяние только деньгами, и <савотейщиков>, берущих хлебом. <Савотейщики> имели вид вполне порядочного человека, временно попавшего в затруднительное положение. Собранную натурой милостыню <соватейщики> продавали в ночлежные столовые или владельцам скота в пригородах.

г) <Сесть на якорь> - просить милостыню, сидя на голой земле, зимой на снегу, часто притворяясь калекой.

д) <Круговая> - сбор милостыни в субботу, когда нищие подряд обходили все лавки.

е) <Стрелять по знакомым местам> - совершать планомерный обход домов состоятельных граждан, уже известных своей благотворительностью2.

7. У нищих формировались особая мотивация и пренебрежение к общественно полезному труду: <Чем себя ломать на работе-то, мы лучше постреляем.., по крайней мере, спина не будет болеть. Да и мозолей на руках не будет... Мы люди вольные!>1. Очень незначительная часть нищих, несмотря на ужасные условия найма, соглашалась на любую поденную работу - убирать снег с дорог, путей и крыш, грузить дрова, косить траву, выступать факельщиками в похоронных процессиях и т.п. Летом они объединялись в лесные артели и жили в шалашах, собирая и продавая горожанам ягоды, травы и грибы2.

8. Для современных, как и для дореволюционных нищих, характерны отсутствие прочной семьи, неупорядоченные и рано начинавшиеся сексуальные отношения; процветало сожительство со многими партнерами. Физически и нравственно здоровых детей у них не было, их воспитанием никто не занимался; были часты случаи воровства и калечения детей. Нищенство соединялось с такими формами социального зла, как проституция, хулиганство и воровство. В результате нищета самовоспроизводила нищету: 2/3 детей, в основном незаконнорожденных, становились нищими или преступниками3.

9. Исследования открыли в среде нищих своеобразные формы социальной организации, в искаженной форме копирующие организации других страт и всего общества. Оказалось, что огромное количество нищих находились в полной кабале и часто нищенствовали не сами по себе, а на хозяина, который их безжалостно эксплуатировал и цинично издевался над добросердечием и милосердием им подающих. Некоторые из хозяев содержали дешевые трактиры, ночлежки, сдавали углы и буквально обирали ютящихся вокруг нищих. Это были примитивные мироеды. Другой тип хозяев выступал в более сложной социальной роли подрядчика-организатора нищенского промысла. Они подсказывали место и тип успешного сбора, обучали и костюмировали новичков, обеспечивали ночлег. За услуги подрядчик забирал часть вырученных денег. Иногда нищие становились подручными или рабами уголовных авторитетов4.

10. По социально-статусному составу слой нищих крайне разнороден. Среди дореволюционных нищих встречались обнищавшие дворяне, разорившиеся купцы и мещане, фабричные рабочие, потерявшие место, выходцы из деревни, а среди постсоветских нищих - бывшие учителя, художники, пенсионеры, алкоголики, разнорабочие, служащие и др.

11. Причины нищенства. Совокупность разнообразных причин превращения русского бедняка в нищего может быть объединена в три группы: природные (пожары, неурожаи, недород или падеж скота и т.п.); личностные (неизлечимая болезнь, умственные или физические дефекты, возрастная дряхлость и т.п.) и социальные (формы организации общественной жизни). В качестве основных форм выступали социальные причины. Они дифференцировались на: экономические (имущественная недостаточность, отсутствие сбережений, малоземелье, безработица), юридические (слабость правовой защиты населения), культурные (традиционный обычай сводить милосердие к раздаче мелкой милостыни и т.п.), административные (неэффективная система государственного призрения) и др. Статистические обследования показали, что в районах с сильными остатками родового строя (например, на Кавказе), где взаимопомощь была более развита, нищих было меньше, чем в Центральной России1. Согласно результатам одного из социологических исследований начала ХХ в., 21% опрошенных нищих признались, что просить милостыню их вынудило тяжелое материальное положение; 20% респондентов в качестве причин назвали старость; примерно столько же - болезнь, физические и психические недостатки; 15% - одиночество; 3% - пьянство, лень, <дурной пример>2.

12. Масштабы нищенства. В Москве к началу века насчитывалось от 34 до 40 тысяч нищих3. В целом же в России того времени количество нищих превышало 300 тыс. человек4. Стало быть, среди населения Москвы нищих было 10%, а в 150-миллионной России нищим был каждый 500-й житель.

13. Заработки нищих. В XIX в. один нищий за день мог собрать до 5 пудов печеного хлеба. Продав их по 35 коп. за пуд, он выручал сумму, достаточную для того, чтобы устроить угощение с водкой в трактире. Привыкнув к такой жизни, нищий даже за немалые деньги не соглашался работать, ссылаясь на немочи. В 1993 г., по расчетам Ф.Н.Ильясова и О.А. Плотниковой, часовой заработок нищего колебался в пределах от 480 до 4 200 руб., в среднем же составлял около 960 руб., что заметно выше, чем у среднестатистического работника1. В 1999 г., побираясь на Ар


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: