Двусоставные и односоставные предложения

Среди предложений 6-14 найдите сложные предложения, в состав которых входит(-ят) односоставное(-ые) безличное(-ые). Напишите номера этих сложных предложений.

(6) Он жил всеми своими листьями, тысячами тысяч листьев, под­ставляя их солнцу, луне, ветру, дождю. (7) Он радовался жизни вовсю, каждую минуту, каждую секунду своего бытия. (8) А я, раздумывая над своей жизнью, хотел бы научиться у него этой постоянной радости на воле под небом. (9) На его ветви прилетали птицы, они свистели, пели свои короткие городские песенки, может, тополь им рассказы­вал обо мне, и они заглядывали в окно и ухмылялись. (10) Какое это было долгое чудесное лето в тот первый год жизни в новой комнате, с живым тополем у самого окна, какие были бесконечные закаты, и светлые ночи, и лёгкие сны! (11) Лишь иногда мне вдруг снилось, что я почему-то потерял новую комнату и снова живу в старой, тём­ной и чадной, с голой электрической лампочкой на длинном шнуре. (12) Но я просыпался, и тополь глядел в комнату с чистыми, свежи­ми стенами, и предрассветный зелёный шум сливался с ощущением счастливого пробуждения. (13) Потом пришла осень, листья по­желтели, и в комнате стало тихо, грустно. (14) Начались осенние ливни и бури, по ночам тополь скрипел, стонал, бился ветвями о стену, словно просил защиты от непогоды.

Рассуждаем:

Задание осложняется ещё и тем, что надо найти предложение (пред­ложения) в достаточно большом фрагменте текста.

Алгоритм действий:

1. Отсекаем те предложения, которые не отвечают условию о слож­ных предложениях, - в этом случае простые предложения: 6, 7, 8.

Анализируем оставшиеся предложения:

(9) На его ветви прилетали птицы, они свистели, пели свои корот­кие городские песенки, может, тополь им рассказывал обо мне, и они заглядывали в окно и ухмылялись. (10) Какое это было долгое чудесное лето в тот первый год жизни в новой комнате, с живым тополем у самого окна, какие были бесконечные закаты, и светлые ночи, и лёгкие сны! (11) Лишь иногда мне вдруг снилось, что я почему-то потерял новую комнату и снова живу в старой, тёмной и чадной, с голой электрической лампочкой на длинном шнуре. (12) Но я просыпался, и тополь глядел в комнату с чистыми, све­жими стенами, и предрассветный зелёный шум сливался с ощуще­нием счастливого пробуждения. (13) Потом пришла осень, листья пожелтели, и в комнате стало тихо, грустно. (14) Начались осенние ливни и бури, по ночам тополь скрипел, стонал, бился ветвями о стену, словно просил защиты от непогоды.

2. Вспоминаем особенность односоставных безличных предложе­ний: подлежащего (субъекта, действующего лица) нет и быть не может. Сказуемое может быть выражено словами категории со­стояния: в нашем случае - стало тихо, грустно (13-е предложе­ние), глаголом в безличной форме: в нашем случае - снилось (11-е предложение). Многих смущает местоимение мне - понятно же, кому снилось, значит, есть подлежащее. Это ошибка: вспоминаем, что подлежащее может быть выражено существительным (местои­мением) в именительном падеже.

Для того чтобы вспомнить особенности односоставных предло­жений, посмотрите на схему-рисунок:

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Глагольные Именные
Назывные
1. Определённо­-личные 2. Неопределённо-личные 3. Обобщённо-­личные
Нет и не может быть лица… - 4. Безличные  

ТРЕНИРУЕМСЯ!

1. Укажите номер определённо-личного предложения (части предложения).

1) Смотри, 2) как роща зеленеет,

Палящим солнцем облита,

А в ней какою негой веет

От каждой ветки и листа!

(Ф. И. Тютчев)

2. Укажите номер неопределённо-личного предложения (части предложения)

1) Многие ничего о нем не слышали.

2) На уроке нам все подробно объяснили.

3) Всю неделю шли беспрестанные дожди.

4) Любим встречать рассвет у реки.

3. Укажите номер обобщённо-личного предложения (части предложения)

1) Лбом стену не прошибёшь.

2) Расскажешь мне об этом завтра.

3) Все знают об этом.

4) Мне дали морскую раковину.

4. Укажите номер (номера) безличного предложения (части предложения)

1) Но что нам делать с розовой зарёй

2) Над холодеющими небесами,

3) Где тишина и неземной покой,

4) Что делать нам с бессмертными стихами?

5) Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.

6) Мгновение бежит неудержимо,

7) И мы ломаем руки, но опять

Осуждены идти всё мимо, мимо.

(Н.С. Гумилёв)

5. Укажите номер назывного предложения (части предложения)

1) Учись у них - у дуба, у берёзы.

2) Кругом зима. 3) Жестокая пора!

4) Напрасные на них застыли слёзы,

5) И треснула, сжимаяся, кора.

(А. А. Фет)

6. Укажите номер определённо-личного предложения (части предложения)

1) Сегодня, 2) я вижу, особенно грустен твой взгляд,

3) И руки особенно тонки, колени обняв.

4) Послушай: 5) далёко, далёко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

(Н. С. Гумилёв)

КЛЮЧИ:

1, 2-2, 3-1, 4-1, 3, 4, 5-3, 6-4.

А теперь - комментарий:

1. Укажите номер определённо-личного предложения (части предложения)

Смотри - можем подставить местоимение «ты», глагол в форме 2-го лица повелительного наклонения.

2. Укажите номер неопределённо-личного предложения (части предложения)

На уроке нам все подробно объяснили - главный акцент - на дей­ствии, важно, что работа сделана, а кто объяснил - мы, вы или они - не так важно.

3. Укажите номер обобщённо-личного предложения (части предложения)

Лбом стену не прошибёшь - данное действие мыслится как обра­щённое не к конкретному лицу, глагол в форме 2-го лица един­ственного числа.

4. Укажите номер (номера) безличного предложения (части предложения)

Но что нам делать с розовой зарёй,

Что делать нам с бессмертными стихами?

Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать - все сказуемые выражены глаголами в форме инфинитива.

5. Укажите номер назывного предложения (части предложения)

Кругом зима - обратите внимание, это двусоставное неполное предложение (есть обстоятельство места, которое относится к про­пущенному сказуемому)

Жестокая пора! - только подлежащее и относящееся к нему опре­деление.

6. Укажите номер определённо-личного предложения (части предложения)

Послушай - глагол в форме повелительного наклонения, можем подставить местоимение «ты».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: