Комментарии

[1] Хафиз аль-Хаками, «Мааридж аль-Кабул» (1/418).

[2] Молитва, которую произносят паломники. – Прим. пер.

[3] «Джами аль-Байан» (8/77-79).

[4] Ибн Джарир, «ат-Тафсир» (1/164).

[5] Ибн Джарир, «ат-Тафсир» (1/164).

[6] Ибн аль-Каййим, «Игасат аль-Лахфан» (2/226).

[7] Это название произошло от арабского глагола «аллака», означающего «вешать». Так назывались семь лучших поэм доисламской Аравии, которые были вывешены на стене Каабы. – Прим. пер.

[8] Ибн Касир, «Тафсир аль-Куран аль-Азым» (4/238).

[9] «Джами аль-Байан» (1/58).

[10] См. Ибн аль-Каййим, «Мадаридж ас-Саликин» (1/24 и далее). «Глава о том, что эта сура охватывает все три составляющие единобожия».

[11] В русском тексте эта связь обозначена частицей «же». – Прим. пер.

[12] Ас-Саади, «аль-Мавахиб ар-Раббанийя мин аль-Айат аль-Куранийя», стр. 44-45.

[13] Ибн аль-Каййим, «Мадаридж ас-Саликин» (3/449, 450).

[14] Аш-Шаукани, «Иршад ас-Сикат», стр. 4.

[15] Аш-Шанкыти, «Адва аль-Байан» (3/410-414).

[16] Бакр Абу Зейд, «ат-Тахзир мин Мухтасарат ас-Сабуни фи ат-Тафсир», стр. 30.

[17] Абд аль-Азиз б. Насир ар-Рашид, «ат-Танбихат ас-Суннийя аля аль-Акида аль-Васитийя», стр. 9. Цитата с высказыванием шейх-уль-ислама Ибн Теймийи взята из этой же книги.

[18] Здесь я ограничился перечислением высказываний лишь тех богословов, которые жили до шейх-уль-ислама Ибн Теймийи, для опровержения ложных заявлений о том, что такое разделение впервые появилось лишь в его время.

[19] Абу Ханифа, «аль-Фикх аль-Абсат», стр. 51.

[20] Джахмиты – последователи одного из направлений калама, которые исповедуют еретические взгляды в отношении к вере и прекрасным именам и качествам Аллаха. Эпонимом и основателем этой школы был аль-Джахм б. Сафван, также известный как Абу Мухриз. Он полностью отрицал свободу воли, первым начал распространять еретические воззрения о сотворении Корана и отрицал божественные качества. – Прим. пер.

[21] Мутазилиты – представители первого крупного направления в каламе, которое появилось между 105 и 110 гг.х. Они получили такое наименование в связи с обособлением (араб. «итизал») от кружка аль-Хасана аль-Басри в Басре его учеников Василя б. Аты и Амра б. Убейда. Воззрения этого толка были окончательно сформированы во времена Абу аль-Хузейла аль-Аллафа. Мутазилиты отрицают реальность и извечность божественных качеств, отрицают речь Аллаха и считают Коран сотворенным. Они единодушны в том, что вознесение Аллаха на Трон следует трактовать как овладение Троном. Они также считают, что праведники не будут видеть Аллаха в будущей жизни. Рационалистические установки мутазилитов стали достоянием возникших впоследствии направлений калама – ашаризма и матуридизма. – Прим. пер.

[22] Ашариты – последователи еще одного направления в каламе, возникшего в III в. хиджры. Эпонимом этой школы стал Абу аль-Хасан аль-Ашари, который долгое время был одним из богословов мутазилитского толка. Впоследствии он отказался от этих воззрений и стал признавать семь божественных качеств, которые ему удавалось объяснить своим разумом (жизнь, знание, могущество, желание, слух, зрение, речь). В то же время он продолжал истолковывать такие качества Аллаха, как Лик, Глаза, Руки, Стопа, Голень. Эти воззрения он перенял от Абу Мухаммада Абдуллаха б. Саида б. Килаба. Позднее он стал признавать эти качества и полностью разделять воззрения своих праведных предшественников, в том числе Ахмада ибн Ханбаля. Однако последователи ашаритского толка опираются на воззрения, которые имам аль-Ашари исповедовал на втором этапе формирования своих взглядов. – Прим. пер.

[23] Матуридиты – представители еще одного крупного направления в каламе, возникшего в III в. хиджры. Эпонимом этой школы был Абу Мансур Мухаммад б. Мухаммад аль-Матуриди (ум. 333 г.х.). Большая часть его воззрений совпадала с воззрениями имама ан-Нумана б. Сабита Абу Ханифы, хотя по некоторым вопросам он расходился с ним во мнениях. Матуридиты отрицают или ошибочно истолковывают многие имена Аллаха, а из божественных качеств они признают только жизнь, знание, могущество, желание, слух, зрение, речь и создание. При этом речь Аллаха они считают абстрактным и извечным понятием, которое не зависит от Его воли и желания. Матуридиты признают то, что верующие смогут увидеть Аллаха в будущей жизни, но отрицают, что праведники увидят Его над собой. В отличие от ранних мусульманских богословов они полагают, что верой считается только убежденность в сердце, даже если она не подтверждается на словах. Они также считают, что мусульманин должен быть убежден в том, что он является истинным верующим, хотя ранние мусульманские богословы считали, что мусульманин должен называть себя верующим, делая оговорку на волю Аллаха. Кроме того, в вопросах, касающихся вероучения, они принимают только те хадисы, которые подтверждаются большим числом свидетелей. – Прим. пер.

[24] Его звали Йакуб б. Ибрахим б. Хабиб аль-Куфи (ум. 182 г.х.). Он был соратников имама Абу Ханифы.

[25] Ибн Манда, «ат-Таухид» (3/304-306).

[26] Ат-Тейми, «аль-Худжжа» (1/111-113).

[27] Факихи, «Хамиш Китаб ат-Таухид» (3/310).

[28] «Джами аль-Байан» (11/317-318).

[29] Ибн Батта, «аль-Ибана», стр. 693-694, взято с рукописи.

[30] Ибн Манда, «ат-Таухид» (3/7 и до конца книги).

[31] Ибн Манда, «ат-Таухид» (2/47-208).

[32] Факихи, «Мукаддимат Китаб ат-Таухид» (1/27-28). См. также общую характеристику книги и ее разделов (1/23-42).

[33] Ат-Тартуши, «Сирадж аль-Мулук» (1/7).

[34] «Тафсир аль-Куртуби» (1/72).

[35] «Тафсир аль-Куртуби» (5/118).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: