Дополнительная стадия

Подразделения и отдельные специалисты, проводившее мониторинг нормативных актов могут принимать участие в разработке концепций и проектов нормативных актов, проведении экспертиз проектов нормативных актов, а также осуществлять перспективную мониторинговую оценку нормативных актов (проведении правовых экспериментов, прогнозов, апробации, моделирования) в целях их совершенствования по результатам проведенного мониторинга и сопровождать их прохождение на всех стадиях нормотворческого процесса.

Для внедрения в практику предложенной методики, конечно, нужна нормативная основа, поэтому важной правовой проблемой сегодня является законодательное регулирование деятельности по осуществлению мониторинга. Определенные положительные тенденции уже наметились в данном направлении. Так, с целью формирования четкой и упорядоченной системы правового мониторинга в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации разработана Концепция создания системы мониторинга законодательства и правоприменительной практики в Российской Федерации на 2008−2012 годы. В ходе реализации данной Концепции необходимо нормативно закрепить положения о порядке проведения мониторинга нормативных актов и применении соответствующей методики.

В заключение параграфа необходимо сделать следующие выводы.

1. Мониторинг нормативных актов достигает своих целей, соответствует своему истинному предназначению лишь в том случае, когда он базируется на апробированных практикой принципах, то есть руководящих началах, требованиях, выступающих ориентирами, методологической основой мониторинговой деятельности. Причем в ходе проведенного исследования мы пришли к выводу, что все субъекты, осуществляющие мониторинг нормативных актов должны руководствоваться этими принципами.

2. Соблюдение в ходе мониторинга общих (законность, демократизм, гласность, научность, профессионализм) и специальных (комплексность, системность, плановость, принцип технического оснащения) принципов способствует наиболее полному и всестороннему исследованию и оценке нормативных актов, в результате которых представление о состоянии правового регулирования общественных отношений в той или иной сфере становятся адекватными их действительному состоянию, а знания о них истинными.

3. Принципы мониторинга нормативных актов реализуются через многообразную методологию, основанную на использование определенных методик проведения мониторинга нормативных актов, включающих различные методы (способы, приемы), используемые в зависимости от вида и цели проводимого мониторинга нормативных актов.

4. В Российской Федерации осуществляется смешанный способ организации мониторинга нормативных актов. Однако о его стопроцентной продуктивности говорить еще рано. Данный вид деятельности не является всеохватывающим. Тем не менее, обобщение, выработанных различными субъектами, которые постоянно, либо фрагментарно осуществляют мониторинг нормативных актов, различных методов способствует созданию действенной российской системы мониторинга нормативных актов, способствует не только изучению, но и решению правовых проблем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: