Правовые основы

Отсутствие платы за реализованные товары, работы, услуги в зависимости от намерения сторон, выраженного в документах, может квалифицироваться как:

· безвозмездная передача товаров, выполнения работ, оказания услуг:

- благотворительная акция,

- дарение;

· не безвозмездная передача товаров, выполнения работ, оказания услуг:

- рекламная (маркетинговая) акция,

- передача товаров, выполнения работ, оказания услуг со скидкой 100%.

Благотворительная акция (без рекламных целей)

Реализация товаров, работ, услуг на условиях безвозмездного договора может быть классифицирована в качестве благотворительной акции при документальном подтверждении выполнения следующих условий:

1. передача товаров, работ, услуг преследует общественно полезные цели, определенные в ст. 2 ФЗ-135 [34];

2. получатель товаров, работ, услуг отвечает требованиям ст.5 ФЗ-135 [34] и подпадает под определение благотворительной организации или благополучателя;

При условии, что получатель товаров, работ, услуг отвечает требованиям ст. 582 ГК РФ [1], т.е. является лечебным или воспитательным учреждением, фондом или учреждением культуры, социального обеспечения и т.п., то данная сделка будет являться благотворительным пожертвованием;

3. договор или иной документ, оформляющий реализацию товаров, работ, услуг безвозмездно не содержит условия о встречном предоставлении (присвоение статуса спонсора, публикация в СМИ или иных изданиях и т.п.).

В случае не выполнения указанных условий отношения сторон должны квалифицироваться как смешанный договор, например оказание рекламных услуг (спонсорство) и оказание услуг связи с оплатой неденежными средствами.

Дар (освобождение от обязанности оплатить)

Согласно п.1 ст.572 ГК РФ [1] по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

Согласно ст.415 ГК РФ [1] обязательство прекращается освобождением кредитором должника от лежащих на нем обязанностей, если это не нарушает прав других лиц в отношении имущества кредитора. Таким образом, прощение долга – это освобождение кредитором должника от лежащих на нем обязанностей.

Прощение долга является дарением только в том случае, если имеет место намерение кредитора освободить должника от обязанности по уплате долга в качестве дара. При этом если кредитор освобождает должника от обязанности по уплате долга в качестве дара (без получения имущественной выгоды), то прощение долга между коммерческими организациями не допускается в силу ст.575 ГК РФ (Информационное письмо ВАС РФ от 21.12.2005 № 104 «Обзор практики применения арбитражными судами норм Гражданского кодекса РФ о некоторых основаниях прекращения обязательств»).

Об отсутствии намерения кредитора одарить должника может свидетельствовать, в частности, взаимосвязь между прощением долга и получением кредитором имущественной выгоды по какому-либо обязательству между теми же лицами.

Рекламная акция

Согласно статье 3 №38-ФЗ [35] реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Акция оператора связи может квалифицироваться как рекламная в случае, если она направлена на продвижение новых услуг на рынок, на продвижение услуг на новый рынок, на формирование положительного мнения пользователей об операторе связи (его услугах).

Документами, подтверждающими рекламный характер акции, могут являться:

· рекламная программа (положение о рекламной акции):

· маркетинговая программа продвижения услуг;

· приказ руководителя о проведении рекламной компании;

· извещение широкому кругу пользователей (публичная оферта) о предоставлении 100% скидок на товары, работы, услуги в связи с рекламной акцией;

В случае, если договор или иной документ, оформляющий реализацию товаров, работ, услуг безвозмездно содержит условия о встречном предоставлении (присвоение статуса спонсора, публикация в СМИ или иных изданиях и т.п.), то отношения сторон должны квалифицироваться как смешанный договор: оказание рекламных услуг (спонсорство) и оказание услуг связи с оплатой неденежными средствами.

Скидка 100%

Предоставление скидок в размере 100% цены товаров, работ, услуг может быть предоставлено в рамках:

· освобождение покупателя от необходимости оплатить одну услугу, при условии покупки другой услуги связи;

· реализации услуг связи «пакетами» с целью стимулирования пользователей к приобретению не одной услуги связи, а нескольких услуг связи (например, реализация трех услуг связи, при этом 2 услуги – платные и 1 услуга - бесплатная).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: