· коммуникативными способностями – умением разговорить и выслушать собеседника, вовремя задать нужный вопрос, четко выражать свои мысли, быть ведущим в беседе;
· умением анализировать ситуацию, поступающую информацию
· уважением, терпимостью к клиентам, отношением к ним не как к неблагополучным семьям, а как к семьям, испытывающим временные трудности и имеющим ресурс для их преодоления;
· способностью безоценочно относиться к людям, не «навешивать» ярлыков;
· терпением – нужно понимать, что не возможно решить все проблемы сразу, быть настойчивым и последовательным;
· активной жизненной, социальной позицией, иметь широкий круг интересов;
· достаточно богатым личным опытом – возможно, и дисфункциональным (семейное неблагополучие, принадлежность к асоциальным группам, зависимость от ПАВ и т.д.), в случае его позитивной проработки, разрешении;
· способностью принимать решение в критических ситуациях и готовность нести за них ответственность;
· всеобъемлющей информацией о ресурсах территории и способностью их использовать, превращать в средства реабилитации;
|
|
· умением наладить контакт и способностью сохранять свою профессиональную позицию, как с семьей, так и с представителями государственных структур и общественных организаций;
Качества социальных работников двух подразделений во многом пересекаясь, в тоже время имеют существенную специфику.
На одном из тренингов социальной службы социальным работникам РД было предложено выписать качества необходимые в работе. После совместного обсуждения были выделены следующие качества:
1. Коммуникативная лабильность (гибкость в общении);
2. Ответственность;
3. Наблюдательность;
4. Эмпатия;
5. Дистантность (умение разделять личное и профессиональное);
6. Профессиональная этичность (близко к общечеловеческой порядочности);
7. Последовательное мышление (умение различить причины и следствия, построить этапы достижения цели);
8. Рефлексивность (способность к осмыслению собственной деятельности);
9. Эмоциональная устойчивость;
10. Целеустремленность;
11. Адекватность и стабильность самооценки;
12. Стремление к саморазвитию.
Эти качества были сформулированы сотрудниками, работавшими в службе около года. На наш взгляд, они не только помогают понять требования к личности кандидата, но и дают направление развития личности социального работника, составляя в совокупности профессиональную позицию.
Отдельного рассмотрения требуют такие критерии отбора как возраст и наличие собственного дисфункционального опыта.