Тренинги социальной службы

Деятельность социального работника связана практически с постоянным психологическим напряжением. Постоянно возникают ситуации, на которые еще нет готового ответа, и социальный работник должен брать на себя ответственность за их решения, при этом сознавая, что ценой ошибки может быть судьба человека. Часто социальный работник ощущает собственное бессилие в трудных ситуациях, обвиняет себя в неудаче. Снизить влияние этих факторов, помочь социальному работнику найти ресурс, создать безопасные условия для экспериментирования – основные задачи тренингов.

Мы старались проводить тренинги один раз в месяц. Средняя продолжительность тренинга – 6-8 часов. Тренинги проводились силами психологической службы, специалисты которой постоянно контактировали с социальными работниками, вели консультации клиентов социальной службы. Таким образом, они имели представление об основных проблемах в деятельности социальных работников.

Тем не менее, за неделю до тренинга проводилось анкетирование социальных работников, направленное на выявление запроса социальных работников, наиболее актуальных на настоящий момент проблем. Проблемы имеют свою динамику:

на первом этапе деятельности службы это тревожность и неуверенность в себе, проблемы вступления в контакт с клиентами и чиновниками;

на втором этапе – сопротивление клиентов, способы его преодоления, ощущение собственного бессилия перед серьезностью проблем клиентов;

на третьем этапе приходит понимание сложности проблем и взаимосвязи различных факторов, а вместе с этим – понимание ответственности за свои действия, страх навредить клиенту. В то же время накапливается опыт неудач, некоторые сложные ситуации не улучшаются в течении длительного времени, появляется ощущение бессмысленности собственной деятельности.

Это весьма приблизительная последовательность и, возможно, другие факторы могут приобретать главенствующее значение. Именно проверка предположений психологов и происходит в ходе анкетирования.

Сценарий тренинга составляется с учетом пожеланий социальных работников и включает работу с чувствами, упражнения на развитие творческой активности, обучение некоторым психологическим техникам (активнее слушание, поддержание и прерывание контакта, навыки психологического консультирования и т.д.), а также разбор крнкретных ситуаций. В ходе работы психологи использовали техники системного подхода, гештальттерапии, психодрамы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: