Тема 10. Трансформативная антропология и феномен «постчеловека»

Основные понятия: трансформативная антропология, постчеловек, синергетика, тренд, духовная практика, холизм, секуляризация, евгеника, клонирование, генетический код, футурология.

1. Принципы синергийной антропологии.

2. Характеристики «постчеловека».

3. Футурология и будущее человечества.

1. Синергийная антропология развивается в широком контексте гуманитарных исследований, большинство из которых инспирировано развитием синергетики в качестве современной научной парадигмы. Другим смысловым источником синергийной антропологии является радикальное изменение представлений современного человека о самом себе. В результате такого изменения современное общество сталкивается с особым типом человеческого существа, непредсказуемо ведущего себя и нестандартно реализующего собственные жизненные интенции. «Человек непредсказуемо меняется, культивирует рискованные экстремальные практики, демонстрирует опасные тенденции развития; наука же обнаруживает, что ее прежние средства не справляются с задачами понимания этих новых явлений и тенденций» [52, с. 6].

Как отмечает С. С. Хоружий, директор Института Синергийной Антропологии, синергийная антропология складывалась под влиянием двух противоположных факторов – опыта древних духовных школ и традиций, с одной стороны, и современных, злободневных запросов ситуации человека с другой. Среди такого рода запросов или «трендов» Хоружий отмечает следующие: виртуальные практики, генные технологии, гендерные революции и трансформации, психоделические практики, практики трансгрессии, экстремальные эксперименты с телесностью человека в «транс-авангардном» искусстве и другие [См. 52, с. 10]. Основной чертой всех названных трендов является появление все более «странных» антропологических феноменов и тенденций, уходящих все дальше от привычного образа человека, созданных в рамках классической антропологической парадигмы. Меняются, прежде всего, представления о природе человека, его сущности и предназначении.

Чтобы понять тенденции изменения человеческой природы в современных условиях, необходимо выделить и проанализировать те «крайние точки» (терминология Хоружего), к которым направляются ведущие антропологические тренды. Одной из таких точек, по мысли Хоружего, является концепция «Постчеловека», развиваемая в рамках трансформативной антропологии. Основная идея трансформативной антропологии заключается в том, что становление «человека современного» происходило поэтапно, причем таким образом, что каждый новый этап становился очередным «кризисом» в системе самоидентификации человека. Попросту говоря, после каждого такого кризиса («точки бифуркации») радикальным образом менялся «образ человека», его представления о самом себе и месте в этом мире.

С. С. Хоружий выделяет следующие ключевые этапы трансформации представлений человека о себе. Самая ранняя, зачаточная форма трансформации – это формирование представлений человека о загробной жизни. «После физической смерти человека ждет некоторая радикально иная форма существования; причем сам он ни в коей мере не создает ее, наличие и характер ее не зависят от человека» [52, с. 12]. То есть, после своей физической смерти человек трансформируется в нечто иное, метафизическое, обретет иную форму существования, отличную от настоящей. Это представление меняет логику и смысл обыденной жизни человека древности, он начинает подчинять свое земное существование иному, небесному миру. Именно с этим обстоятельством связано возникновение различных религиозных культов древности. Исполняя обряды, творя религиозные культы, человек древности впервые обретает собственную целостность, объемлющую и здешнюю, и загробную жизнь. В широкий контекст данной трансформации легко вписывается как христианский аскетизм (как первая, институционально оформленная и телесно ориентированная практика «работы с телом»), так и восточные единоборства (как попытка синтеза телесных и духовных практик человека).

Следующим этапом становления современного человека в контексте трансформативной антропологии являются собственно «духовные практики». Хоружий дает следующее витиеватое определение того, что есть духовная практика. «Духовная практика – холистическая практика себя, обладающая полным органоном выстраивания, проверки и интерпретации своего опыта и направляющаяся к актуальной онтологической трансформации человеческого существа, его претворению в иной образ бытия – иначе говоря, к подлинному трансцензусу Человека, абсолютному максимуму всех мыслимых его трансформаций» [52, с. 14]. Духовные практики возникают во всех основных мировых религиях и культивируются узким сообществом хранителей духовных традиций, передающих свое знание в рамках особой эзотерической системы.

Другим важным этапом развития представлений человека о себе связывается уже с практиками секуляризованного знания. В философии Нового времени человек сводился к абстрактным метафизическим категориям, его сравнивали с машиной для познания, с механизмом, обладающим разумом. Душа человека, его внутренний, духовный мир по возможности сводился к объективным внешним проявлениям. Возникающее технократическое мышление Европы включает человека в утопические проекты рационального усовершенствования всего сущего на благо общества и прогресса. «Проектно-утопическое мышление» (терминология Хоружего) приводит к возникновению множества идей «реформы человека», «изменения природы человека», «евгенического выращивания человека», «перестройки тела» и других концептов.

Последним по времени проектом преобразования человека в рамках трансформативной антропологии является концепция Постчеловека. Ключевым моментом появления постчеловека является техническая возможность преобразования современного человека. Многие утопии русских космистов (от Н. Федорова до В. Муравьева), а также практики С. Грофа, К. Кастанеды, Т. Маккены и других становятся реальностью нового антропного мира. Здесь с новой силой встают традиционные философские вопросы о природе человека, о границах этики (биоэтики) и критериях выбора и оценки трансформативных стратегий. Однако на современном этапе, диагностирует С. Хоружий, больше обсуждаются конкретные практики, чем критерии их применимости.

2. Существует несколько, по мысли Хоружего, не очень удачных определений того, что считать постчеловеком (в английской транскрипции используется прилагательное «posthuman»). Чаще всего встречаются такие дефиниции: «…гипотетический образ будущего человека, который потерял привычный человеческий облик в результате внедрений передовых технологий»; «…потомок человека, модифицированный до такой степени, что уже не является человеком» или даже «… человек, генетический измененный и улучшенный до состояния, не укладывающегося в рамки человеческого существа» [См. 52, с. 31]. Сам Хоружий дает такое остроумное определение постчеловека, как «того, кто на подходе», поскольку реально на сегодняшний момент можно говорить только о тех путях, по которым к нам подходит этот самый «постчеловек».

Содержательно можно говорить о постчеловеке только в рамках современных технологий, таких, как ИММ (интерфейс мозг – машина). Когда вводят понятие ИММ, то подразумевают некоторую долю активностей и способностей человека, непосредственно связывающую его с машиной. Также появляется основание говорить, что человек превращается в гибрид человека и машины, то есть «Киборга» (термин, введенный в 1960 году и обозначающий всякий гибрид человеческого тела, включая мозг, и искусственных механизмов). Итак, киборг – первый вид постчеловека, к его появлению, полагает Хоружий, ведут стратегии, развивающие все формы соединения и сращивания человека с компьютерной техникой.

Другая значимая для концепции постчеловека технология – генные технологии, обеспечивающие возможности практического манипулирования генетической программой, геномом человека. «Когда генетические изменения превышают некоторую критическую долю генетического материала человека – есть основание говорить, что человек превращается в иное, отличное от человека живое существо» [52, с. 22]. Поскольку у этих существ нет общепринятого имени, Хоружий предлагает называть их достаточно нейтральным термином «Мутант». Таким образом, мутант – это второй вид постчеловека, к появлению которого ведут современные генные технологии.

Особой разновидностью мутанта можно считать «Клона», представляющего собой точную генетическую копию человеческого организма. Несмотря на то, что клон является генетически нормальным человеческим существом, он все равно носит явно вторичный характер и потому имеет ряд антропологических отличий, в силу которых может рассматриваться как версия постчеловека (или даже мутанта).

Следует сказать, что проблема клонирования носит в современной анропологической парадигме ярко окрашенный биоэтический характер. Возникает ряд сугубо этических вопросов о статусе клона, а также проблемы идентификации личности в современном обществе. Сторонники клонирования (как, впрочем, и многие версии сциентизма) настаивают на необходимости продолжения исследований в данной области, поскольку «прогресс остановить невозможно» и любые искусственные попытки торможения могут нанести вред эволюционному развитию человечества. Противники клонирования приводят в качестве аргументов общую мировоззренческую неподготовленность человечества к принятию данной технологии (даже если она будет полностью безвредной), клон не только никогда не сможет стать «полноценным» человеком, но также всегда будет угрожать самотождественности человека и его видовой уникальности. Попросту говоря, это большая этическая проблема, которая может быть решена только совместными усилиями ученых разных направлений, общественными и политическими структурами.

Итак, вот те три версии постчеловека, которые на сегодняшний день вполне достижимы технологически, несмотря на слабую философскую концептуализацию: Киборг, Мутант и Клон. Задача трансформативной антропологии предложить адекватные механизмы описания, объяснения и проблематизации данных концептов, поскольку именно с ними будет связан «образ нового человека» и будущее человечества как вида.

3. Еще в 20-х годах ХХ века известный американский ученый Уотсон Броудас писал, что человечество вступило в эпоху безграничного самосовершенствования. Если в начале прошлого века наука пыталась «улучшить» мир вокруг человека, то теперь пытается усовершенствовать его самого. Сбываются прогнозы ряда футурологов, утверждавших, что в ХХI веке самые крупные открытия произойдут в области биологии. Опыты по клонированию, исследование механизмов старения, изучение генома человека, достижения генной инженерии не просто меняют, а буквально «взрывают» складывавшиеся тысячелетиями представления людей о себе, о своих возможностях, об отношениях с природой.

Генетики говорят, что примерно через 40 поколений человечество «почернеет и прищурится», основания для такого прогноза столь очевидны, что кажутся вполне убедительными. Во-первых, рождаемость у европеоидной расы невелика и продолжает снижаться, тогда как количество людей с темным цветом кожи, наоборот, интенсивно растет, а монголоидная раса вообще составляет на сегодняшний день более четверти жителей планеты. Во-вторых, такие признаки, как смуглая кожа, темные волосы и монголоидный тип лица относятся к генетически доминантным, а голубые глаза и светлые волосы – к рецессивным. Также вполне оптимистичны прогнозы футурологов относительно продолжительности жизни человека. По самым смелым оценкам продолжительность жизни человека может быть увеличена до 500 лет. Уже сейчас выявлены гены, воздействие на которые позволит продлить жизнь человека в 4-5 раз, и наука стоит на пороге еще более грандиозных открытий. Есть и более простые способы решения проблемы, поскольку установлено, что продолжительность жизни на 65% обусловлена образом жизни, который ведет человек.

Британский профессор Эндрю Прентайс убежден, что Земля стремительно превращается в планету толстяков. По мнению ученого, нынешнее поколение потяжелело на 20 %, и это приводит к таким же существенным биологическим изменениям, как и увеличение роста на 30 см европейцев двести лет назад. Эволюция, согласно Прентайсу, процесс медленный, практически незаметный, однако мы столь радикально изменили окружающую среду, бытовые условия и образ жизни буквально в течение последних двух поколений, что это повлекло радикальную перестройку обмена веществ в организме современного человека. В 1980 году средний вес мужчины составлял 73, 7 кг, женщин – 62,2; в 2000 году – 81,6 и 68,8 кг соответственно. При этом известно, что каждые 0,5 кг лишнего веса, набранного после 30 лет, укорачивают жизнь на 6 месяцев, а после 50 лет – на год. Но те же самые 0,5 кг жира, от которого удается избавиться раз и навсегда, продлевают годы человеческой жизни.

При увеличении продолжительности жизни появится возможность более аргументировано говорить и об эволюции человека как вида, ведь она неумолимо продолжается. Антропологи убеждены, что у человека будущего будут иные физические параметры. Например, постепенно увеличится масса мозга (относительно массы тела), уменьшатся размеры челюсти и зубов, человек станет выше ростом. По мнению профессора Холдена, в будущем человек будет иметь большую голову и меньше зубов, его движения будут ловкими, но не сильными, он будет учиться до зрелого возраста (до 40 лет), а жить несколько столетий. Человек будущего, согласно Холдену, будет более разумен и менее подчинен инстинктам и сексуальным эмоциям, его побуждения значительно больше, чем наши, будут зависеть от воспитания. Также человек будущего будет иметь более высокий уровень интеллекта и обладать в некоторых отраслях знаний такими способностями, которые мы сейчас называем гениальностью.

Как это ни странно звучит, но ближе всего к образу человека будущего и человечества в целом удалось приблизиться писателям, работающим в жанре научной фантастики. Еще в 1920 году чешский писатель Карел Чапек ввел в обиход понятие «робот» (в пьесе «Россумовские универсальные роботы»), которые были сложными биомеханическими конструктами, внешне неотличимыми от человека (сейчас бы мы назвали их «андроидами»), они думали, боролись за свободу, любили и ненавидели, как люди. Впоследствии идею робототехники развивал известный американский фантаст Айзек Азимов (книга «Я, робот» вышла в 1950 году), предложивший классические законы робототехники, служащие своеобразной предтечей современных биоэтических концепций. Польский философ и писатель-фантаст Станислав Лем ввел в обиход такие термины как «интеллектроника» (наука, занимающаяся созданием искусственного разума) и «фантоматика» (технология, создающая искусственную реальность, которую невозможно отличить от настоящей) для того, чтобы поделиться своими прогнозами относительно будущего человечества. Например, Лем говорит о том, что в будущем нас могут ожидать новые социальные фобии и неврозы, даже глобальная шизофрения, когда люди, доступ которых к информации контролируют машины, будут не в состоянии отличить реальность от ее компьютерного аналога (этот сюжет развивался братьями Вачовски в кинотрилогии «Матрица»).

Учеными-футурологами и писателями-фантастами активно обсуждается вопрос о том, возможно ли пересадить «ментальную матрицу» (все личностные характеристики человека) в другое тело – биомеханическое, совершенное и неуязвимое, либо «оцифровать» человека, поместив в информационную компьютерную сеть. Результат, предупреждают фантасты, всегда один – утрата человечности, осознание себя «иным» существом, чуждым человеческим проблемам и лишенным человеческих слабостей. Это уже не будет «человеком» в традиционном понимании слова, потеряется собственно этическая составляющая человечности, которая и отличает человека от машины. Сюжеты многих фантастических произведений строятся как раз вокруг обретения человеком своей человечности, когда приходится преодолевать машинную составляющую. Вопрос остается открытым, поскольку человек является комплексом неразрывно связанных между собой телесных и духовных проявлений, а во многом и социальное существо, принадлежащее к биологическому виду homo sapiens. Возможно, утрата обычных физиологических функций приведет не только к радикальному изменению психики человека, но и разрыву привычных общественных связей.

Современные футурологи все чаще говорят не столько о «техническом» улучшении человека, сколько о выявлении его естественных (подчас скрытых) возможностей. Например, обсуждается вопрос о повышении интеллектуальных способностей человека при помощи химических стимуляторов или о «планировании» человеческого организма на стадии эмбриона и даже яйцеклетки. Однако ученые (и особенно писатели-фантасты) опасаются, что данные разработки могут привести к самым неожиданным последствиям (например, образуется новая раса «переделанных» людей, ощущающих свою исключительность). Реализации таких проектов в будущем помешают не столько технологические ограничения, сколько ограничения, накладываемые культурой. Ведь именно традиционная культура является стабилизирующим и организующим фактором общественной жизни, и именно об этом говорят как писатели-фантасты, так и гуманистически ориентированные ученые-футурологи в своих прогнозах относительно будущего развития человечества.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные этапы трансформации представлений человека о самом себе, согласно трансформативной антропологии?

2. Какие версии «постчеловека» вы можете назвать?

3. В чем сущность ИММ?

4. Каковы прогнозы футурологов относительно будущего человечества?

5. Опишите образ «человека будущего»?

6. Каков вклад писателей-фантастов в развитие концепции человека будущего?

7. Каким вы видите человека будущего?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: