Заключение

Философская антропология является актуальной областью социально-гуманитарных исследований. Ее актуальность обусловлена, прежде всего, процессами преобразования (трансформации) «образа человека» в классической научной и философской парадигме в частности и культуре в целом. Те сущностные качества человека, его природа, предназначение и место в мире, представления о которых закладывались долгими веками развития человеческой культуры, вдруг оказались под вопросом. И этому обстоятельству есть несколько объяснений.

Во-первых, бурное развитие науки, техники и ряд открытий в области биологии (геном человека, клонирование, генная инженерия) привели к тому, что появилась необходимость сугубо философского (мировоззренческого) переосмысления сущности человека, принципов его эволюции и критериев самотождественности. Во-вторых, тенденции развития современной культуры, радикализация ее форм и культивирование экстремальных видов развлечений приводит к тому, что человеческое тело стало рассматриваться как объект манипуляций химического или физического свойства. Если к этому прибавить сложные отношений между полами и переосмысление роли секса в жизни современного человека, то мы непосредственно приблизимся к образу «человека будущего», который принципиально разрывает все традиционные социальные связи и ищет новые тренды собственной реализации. В-третьих, требования современного информационного общества вынуждают человека непосредственно проникать в виртуальную сферу обмена информацией и по-новому реализовывать свое предназначение в существующих сетях. Все это и многое другое ставит человечество перед новыми вызовами со стороны природы и общества, возникают вопросы, которые могут быть решены только средствами философской рефлексии. И в этом отношении проблема человека, рассматриваемая посредством научного аппарата и методами философской антропологии, по-прежнему остается важной сферой социально-гуманитарной и научной мысли, от решения которой зависит будущее человечества как вида.

Данное учебное пособие в силу ряда объективных причин не может ответить на все поставленные вопросы, но вполне может послужить ориентиром для дальнейших самостоятельных исследований в области философской и социальной антропологии. Те вопросы и проблемы, которые были рассмотрены на страницах данного учебного пособия, не только отражают вкусы и предпочтения ее автора, но и являются своеобразным «срезом» состояния проблемы человека в современных социально-гуманитарных практиках.

В заключение хотелось бы вспомнить слова Станислава Ежи Леца: «Каково назначение человека? Быть им!».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: