В.А. Прилукин

Главной темой ноябрьского и январского циклов творческих встреч заслуженной артистки России, кинорежиссера Н.С. Бондарчук с ростовчанами была тема новой гуманной педагогики и, конкретно, опыт школы академика М.П. Щетинина как прообраза школы будущего. Этой теме были посвящены 3 из 10 вечеров знаменитой актрисы и кинорежиссера.

Сразу же хочется отметить, что на того, кто впервые сталкивается с опытом работы этой школы, достигнутые ею результаты оказывают просто ошеломляющее действие. Судите сами. В какой еще школе ученики могут, к примеру, проходить весь курс математики средней школы за 10 дней Или, где вы видели 12-13 летних студентов ВУЗов Но для школы Щетинина все это -обычные вещи. Эти, и еще многие, многие другие примеры ставят школу в разряд исключительных явлений нашей жизни.

Организация учебного процесса в школе коренным образом отличается от общепринятых правил. Во-первых, здесь нет четкого разделения между учителем и учеником, и ученик получает знания не "про запас", как это принято в обычной школе, а для того, чтобы тут же передать их другому. Поэтому каждый из учеников школы сразу же становится одновременно и учителем. Во-вторых, здесь нет урока в обычном понимании этого слова, когда один учитель "вещает" на весь класс, а все ученики "внемлют" ему. В школе Щетинина процесс передачи знаний строго индивидуален, в силу чего и достигаются подобные сверхфантастические результаты. Здесь нет окриков, наказаний. Здесь никого не надо подстегивать.

В школе подвергаются коренному пересмотру общепринятые стереотипы обычной педагогики. Так, существующее общеизвестное положение о том, что определенные знания могут быть доступны ученику лишь по достижении известного возраста, на поверку оказываются совершенно неправильными. И те знания, которые в обычной школе ученик получает в 16-17-летнем возрасте, в школе Щетинина доступны для 11-12-летних. Более того, в таком, более раннем возрасте, те же самые знания усваиваются полнее и глубже. Свидетелями этому стали многие преподаватели ВУЗов Юга России, которые преподают в 4-х, организованных при школе Щетинина, высших учебных заведениях.

Обучение в школе бесплатное, и она существует на принципах самодостаточности и самоокупаемости. Все учебные и жилые здания школы построены руками самих учеников. Причем не только строительные, но и все расчетные и архитектурные работы также выполнены самими учениками. Поразительна скорость, с которой возводятся здания в этой чудо-школе. К примеру, строительство одного из последних зданий школы от проекта до пуска в эксплуатацию заняло всего три месяца. А если бы вы видели еще и архитектуру этих зданий, а также внешнюю и внутреннюю отделку, росписи внутри здания, вы бы тем более усомнились в реальности происходящего.

Но, тем не менее, все вышенаписанное не выдумка и досужие домыслы, а самая настоящая реальность. Школой Радости назвала знаменитая актриса и кинорежиссер Н.С. Бондарчук школу Щетинина. Ей же принадлежат слова, что эта школа, привлекая все лучшее, что есть в современной России, становится символом Грядущего, символом Новой России. Учитывая, что наше будущее и будущее нашей Родины полностью зависит от того, какими вырастут наши дети, можно сказать, что Школа Радости - это Надежда России.

В нашем городе есть преподаватели, знакомые с опытом работы школы Щетинина, сами принимавшие непосредственное участие в учебном процессе и других делах этой чудо-школы. С их помощью Донской Фонд Рерихов планирует организовать семинар, посвященный опыту работы школы Щетинина.

Всем, кто хотел бы ближе познакомиться с методикой работы этой школы, в первую очередь это могли бы быть преподавательские коллективы, просьба обращаться к Кудинову Олегу Александровичу по тел. в Ростове: 39-09-81 (Архитектурный институт) и Земцову Юрию Федоровичу (по вопросу просмотра и приобретения видеокассет с фильмами о школе) по тел.: 67-82-22, звонить с 20 до 21 часа.

Источник: http://roerich.rost.ru/rvd/99 07/rvd7 67.htm ОСМЫСЛИВАЯ СИНЕГОРЬЕ Юрий Круглое, Ростов-на-Дону

В Синегорье (экспериментальный учебный центр академика Щетинина) мир строится с самого начала. Рассматриваются духовные ценности в сознании Человека. Он - листочек на веточке.

Веточка - его семья: отец, мать, бабушки, дедушки. Семья - тонкая ветка более толстой ветви -Рода. Эта толстая ветвь вырастает из целого ствола - своего Народа.

Оторвется листок от веточки, закружат его ветры с разных сторон и сразу непонятно будет все в этом мире. Зачем ему дерево Ветер может унести его в любую сторону.

По традиции человек должен знать семь поколений своих предков. А еще лучше, когда он осознает себя их продолжением. Главными духовными ветвями, которые прикрепляют человека к "дереву", являются знание им истории своего народа, его культуры, а главное - с малых лет прочувствование, врастание, переживание заново, органично своей национальной культуры.

Взгляд на мир Русским сердцем, Русским оком. Отсюда необходимость в воспитании русского мироосмысления как родового, изначально присущего.

КОНЦЕПЦИЯ СИНЕГОРЬЯ

В человеке хранится вся информация об окружающем его мире, и не только о Земле, но и обо всей Вселенной. С малых лет он может ею пользоваться. Ее надо только позвать из глубин его подсознания, из родовой памяти. Человек еще не проявлен, не осознал себя ни духовно, ни этнически, но в нем содержится все ему для этого необходимое.

ПРИНЦИП ВОСПИТАНИЯ

Человек имеет в себе мощный аппарат саморазвития при условии здоровой генетики, не изломанной психически или тяжелой наследственностью.

Поэтому надо поверить человеку во время процесса постижения мира. Задать рамки, организующие общее направление, и оставить в этих рамках максимум простора для саморазвивающегося начала.

Отсюда основной ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ УРОКА - принцип погружения в тот информационный слой, который тебе сейчас наиболее близок, независимо от возраста. Работаешь, насколько внутренне есть способность и желание сейчас воспринять именно этот материал. Хочется изучать другой предмет, подойди к другому кругу. Совсем не хочется -отдохни, переключись на другую работу.

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ КОЛЛЕКТИВА

Познать радость в себе и на пользу ближним как можно больше и как можно лучше. Трудно дается - твой сосед охотно поможет.

СТИМУЛ ДЛЯ РОСТА И ВДОХНОВЕНИЯ

Ты сам, познав что-то, можешь и даже должен объяснить это другому. Этот другой - твой друг, часть твоего мира. Помочь ему - радость, помог ему - проявил себя, самоутвердился в хорошем деле.

ОГРОМНЫЙ ОБЪЕМ ЗНАНИЙ удается освоить так быстро, потому что:

- изначально предполагается и затем аргументированно доказывается, что это полезно для тебя и необходимо для твоего роста;

- обучение приятно, потому что дается без жестких рамок, в игровом ключе;

- никто не задумывается, что это "много", потому что нет понятия "мало" - хочется усвоить быстрее (это полезно) и передать другим (дополнительный стимул в процессе постижения истины).

АТМОСФЕРА

Духовное братство - в высшем смысле этого слова. Братство равных, живущих в едином духовном потоке. Синегорцы живут в равных условиях с тобой. Ты делишь с ними пищу. Готовишь ее, раздаешь ее, что является помимо психологического еще и священным фактором. В средневековой Руси и на Кавказе разделившие вместе хлеб и воду уже совершали ритуал духовного побратимства. Человек, считавший другого неприятелем (если он честный человек) не мог сесть с ним за один стол, а если садился, значит признавал, что обида забыта. Подношение хлеба-соли на Руси - пример этого обряда.

Ты служишь ближнему, он служит тебе. Это органично и не воспринимается в плане противопоставления: сильные заставили - я подчинился; они "верхние" - чуждые, я "нижний" -чуждый им.

МЫ

"Я" - часть этого "мы" воспитывается ежедневно. Если я хочу радовать ближних своим присутствием, я должен сделать хорошо то, что признается ими за ценное и с чем я согласен. Учиться, быть отзывчивым, веселым. Разделять с ближними заботы, а не только радости. То, что за пределами Синегорья иногда считают омертвевшими прописными истинами, вдруг оживает и становится реальными поводами для действий и ложится в основу критериев мировоззрения. "Я" не центр этого мира. Есть более красивые, лучше усваивающие, более веселые или от природы сильные. Их ум и сила не унижают, а, наоборот, обогащают меня, потому что они - часть моего мира и я рад, что нахожусь среди них. Они помогут мне стать таким же мудрым, сильным, красивым.

ВОЗМОЖНОСТЬ СТАТЬ НАСТАВНИКОМ в 8-10 лет, делиться знаниями с более старшими - огромного значения факт для растущей личности. Самообучение, самовоспитание, созидание друг другом самих себя - это процесс, на котором была построена славянская община, казачья станица, поселения Севера, где не было крепостного права, а значит в сознании отсутствовал комплекс неотвратимости подчинения.

В казачьей станице не было "чужих" детей. Их могли воспитывать все, потому что дети, вырастая, становились друзьями, соседями, сослуживцами, мужьями и женами друг другу, а значит частью духовного и материального мира станичника. Как же не формировать его, пока есть возможность!

Не было одиноких. Вдове найдут мужа. Бобылей не любили, подозрительно к ним относились, потому что всякая дисгармония неизбежно отразится на общине. Поэтому и в Синегорье, при правильно сформулированной системе ценностей всплывает еще и генетическая память. Синегорцы помнят идеалы своих прадедов подсознательно.

Молодому славянину в 13 лет на Руси уже доверяли оружие, брали в походы. В 14-15 лет русич мог стать хозяином дома, полноправно вести хозяйство. Полученный опыт и здоровье позволяли быть и пахарем и организатором хозяйства. Сейчас Русь нуждается в "хозяевах" и ратниках. На Поле Куликово выходили 13-летние. Сейчас та же ситуация. Наши души - Поле Битвы. Чтобы оно не стало Диким полем, - Синегорье вспоминает лучшие славянские традиции и взращивает своих витязей.

СЛОВО

Его силу предки знали хорошо. Не случайно именно юношество, молодые засорили свой язык англицизмами, блатным жаргоном, уродливым "арго". Словом, обращением к знакомому, подруге они уже унижают, оскорбляют. Невозможно выразить высокие человеческие чувства теми словами, которыми они пользуются. А это и чувства убивает. Используемые слова отражают и формируют обратную связь миропонимания, мирочувствования. Силу слова в Синегорье почитают, потому и желают друг другу здоровья по много раз в день. Какой мощный источник силы, резец для формирования души хранят слова, звучащие в Синегорье. Искони славянские, глубокие, всеобъемлющие, мелодичные.

Врачи подтверждают, что организм человека может лечиться при звуках естественного для него ритма родной речи. Сейчас сам ритм искажают англицизмами, но не в Синегорье.

РОДИНА И СИНЕГОРЦЫ

Для синегорцев Родина - это органическая часть их мира. Среда обитания. Они - часть своей Родины. Они сильны тем, что у них есть цель. Сейчас Русь бьется за то, чтобы не стать колонией, доминионом, сырьевым придатком. Они сознают свое место в этой борьбе. Дерево Рода, дерево нации корнями в родной земле. Синегорцы с XXI века начнут свое возделывание душ и судеб по всей Руси. Как хорошо, что их уже ждут истосковавшимися, изболевшимися по русскому духу сердцами. Это ни на грамм не уменьшит сопротивление, которое им предстоит преодолеть, но усилит их, вдохновит.

На Руси возрождать Русь - вот их задача. Возродить в реальных детях, в ближайшее время силой собственной веры и целеустремленностью.

Не словом полемики, а делом, собой синегорцы начнут свою рать, свою пахоту. Поистине образы Святогора и Микулы Селяниновича не покажутся гиперболичными. В самый раз. Именно Святогорами и надо быть, чтобы поднять "тугу земную" безверия, опустошенности духовной. Мечом работать гораздо проще, чем так- духом.

Удивительная закономерность в том, что синегорцев особенно горячо ждут на землях, которые считают сакральными, на землях, где развилось казачество. Белуха, Алтай, Оренбургский край. Все это места "заветные". А синегорцы понесут именно "славянский завет" -завещание предков в эту современность.

ЧИСТОТА

Она удивительная и многогранная часть Синегорья. Начинается с порога. Войди в дом в чистой обуви. Очисти грязь с ботинок и подумай о чистоте своих мыслей. Войти в этот дом нужно с чистой душой потому, что там очень чистая материя - дети. Еще не исчерканные, не исписанные каракулями неудач и чьих-то злых помыслов. У них чистые глаза. Светлые оттого, что чистые лица.

В теремах Синегорья очень духовная атмосфера. Задорные, шумные дети спешат по коридору, но опрятность одежды - их особенность. Трудно в детстве сгармонизировать положение складок на рубашке и не помять в бегах брюки, но идеал тут - это чистая линия.

Грязные слова исключены абсолютно. Даже грязные эмоции - зависть, недоброжелательность, раздражение, страх, корысть. В Синегорье не имеет значения главная причина нечистоты людской - деньги. Там ничего не продают и никого невозможно купить.

АДАПТИВНОСТЬ

Особенностью синегорцев является повышенная адаптивность в экстремальных условиях. Отличная физическая подготовка (ежедневные занятия борьбой и хореографией) помогают выдержать физические нагрузки. Привычка заниматься по 12 часов вырабатывает отличную память, приучает мозг спокойно принимать новый материал. Помимо высшего образования синегорцы нередко получают параллельно с ним и рабочие специальности. Это расширяет диапазон возможностей не только при устройстве на работу, но и очень помогает в частной жизни (умение самим провести электричество, участвовать в построении дома в качестве специалиста каменщика или плиточника и др.).

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Общество нуждается в доброжелательных, отзывчивых, надежных людях. Несостоявшаяся личность, растерявшаяся под натиском реальности - типичная картина. Синегорцы настроены изначально на оздоровление социума всем своим поведением. Они учатся объединять людей, поддерживать. Ближние для синегорцев - не просто сограждане - они часть народа. А народ -понятие для синегорца не абстрактное. Помочь народу всем, чем можно - и есть задача синегорца. Народ растерян - ободрить его, разделен - собрать, организовать в общину. Народ тоскует в бесцельном метании - созданием школ поставить перед ним реальную цель, вырастить поколение, которое и выведет Русь из кризиса. Синегорцы уже начали этот процесс фактом своего существования.

На личностном, локальном уровне синегорец как надежный друг, человек твердых нравственных устоев, специалист, которого есть за что уважать - способен собрать вокруг себя людей. Модель, принцип - славянская община. Форма работы - создание школы-аналога Синегорья. Причем для Синегорья школа - главный, но не единственный путь реализации.

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ АСПЕКТ

Современный мир и массовое сознание популяризует схему - "Человек - эгоист в центре мироздания. Он должен служить своим страстям и прихотям. Родина - только место рождения. Жить надо там, где лучше. Если на Родине плохо, неуютно жить, надо поскорее покинуть это невыгодное и непрестижное место или жить, мучаясь комплексом политической неполноценности". Формулы "Человек человеку волк" и "Наверх любой ценой", жить ради своего "хочу" - не новы. Им тысячи лет. Многие в них уже разочаровались.

Синегорец несет в сознании общинную форму устройства общества. Ее очень многие готовы поддержать. Ждут лидера, изначально требуя от него соответствия по очень многим параметрам (кризис веры). Такие люди в Синегорье растут. Их модель построения мира не политическая; синегорец не будет образовывать новую партию. Он готов обратиться к самому народу с целью вспомнить исконную форму существования. Это трудно в конце XX века, но возможно и главное - необходимо народу. Именно в общине, в народе вырастут те политики, в чьих программах будут не декларации, а реальные задачи с реальными механизмами исполнения. Кризис современного политического процесса - отражение кризиса мировоззрения. Не о народе думают политики, а о престиже и выживании своих партий и своем лидерстве. Это четко выражается в их действиях. Настоящего политического лидера возможно вырастить только в народной среде. Первый этап его становления - сознание того, что он часть народа и хочет реально помочь сородичам в масштабе всей Руси. Уважение к нему соседей, уважение в его доме, районе, городе - вот реальные показатели его значимости.

Современных депутатов их избиратели узнают только перед выборами, а избранные мгновенно (как правило) становятся невидимы и недоступны. Люди, имеющие авторитет у народа, невольно обратятся к политике, поскольку другого средства кардинально оздоровить общество - нет. Синегорцы, возможно, столкнутся с этой проблемой, но на втором этапе. Первый этап - создание на Руси школ-общин, популяризация в народном сознании идеалов рода.

ОТКРЫТОСТЬ Синегорец открыт людям. Он не боится ближнего, напротив - готов ему помочь, ведь ближний - часть его мира. Он открыт знаниям, постижению нового, открыт природе. Он - органическая часть природы: уважает ее, осознавая родство с ней, умеет ею любоваться.

Он открыт Богу, который есть Высшая Справедливость, Творец и Создатель мира. Это то, что необходимо для нормального высоко духовного развития. Русь всегда называли Святой. Синегорцу близко это определение, потому что мир для него свят. Его надо созидать и любить, ибо этим созидаешь и любишь себя (но это подсознательный мотив). Самый большой грех -разрушать и ненавидеть. Доброжелательность в Синегорье - открытость ко всему созидающему; это лучший показатель внутренней открытости.

Снова о школе Щетинина. Сергей Тренкле

Многие спрашивают, как попасть в школу Щетинина. Чаще всего люди интересуются образованием своих детей. Представляете, сколько желающих получится, если все захотят отдать своих детей в одну школу Щетинина

А ведь она не резиновая, там учится всего около 350 человек. Значит, многим, кто даже туда приедет со своими детьми, могут просто отказать. Потому что мест на всех не хватает.

И разве не логичней будет создать условия на местах, для того чтобы выпускники школы Щетинина смогли приехать и создать такую же школу на новом месте, в месте Вашего проживания

Тогда они смогут обмениваться своим поиском с местными преподавателями. И тогда никуда не надо будет Вашим детям ехать. Ведь как интересно жить рядом сыном или дочерью, когда можно спросить у него (у нее) совета, проверить свою чистоту помыслов...

А если это еще совместить с участием в такой учебе родителей... (что возможно только на местах Вашего постоянного проживания). То получится что-то невероятно замечательное... Ничто так не сближает людей, как совместное восхождение.

Кроме того, я обратил внимание, что в различных городах существует много организаций или просто инициативных групп, которым близки мысли, излагаемые в книгах Владимира Мегре. Но у многих нет своих электронных страниц (что, наверное, и не обязательно).

У меня есть предложение: если в Вашем городе есть подобная организация или просто такие инициативные люди, то напишите мне (на адрес рассылки) город, название организации (если есть) и адрес электронной почты.

Тогда я смогу сделать список с электронными адресами и разошлю всем Вам. Думаю, это облегчит и активизирует связь между нами.

Сегодня я предлагаю Вам прочитать еще две статьи: "Главное для нас - БЫТЬ!" "Три дня в новом измерении педагогики" Источник: http://www.madra.dp.ua:8101/arctur/n17/v1.html ГЛАВНОЕ ДЛЯ НАС - БЫТЬ! (о школе М.П. Щетинина)

Желтякова И.Н., Новикова В.В., Семенихин Е.Е., Чирак Ю.Б. 23.05.99, журнал "Арктур", №17 п. Текос, Краснодарский край

Школа Жизни - это первое, что приходит в голову, когда знакомишься со школой, созданной Михаилом Петровичем Щетининым в маленьком кубанском поселке Текосе. Ее еще называют школой ХХ1 века, оазисом Радости и Красоты; сравнивают с чистым родником посреди обезображенной человеком природы.

Когда впервые попадаешь в этот Мир детей, поражает все, ибо все в этом Мире дышит радостью, обаянием и неповторимостью: изящные терема, устремленные башенками в беспредельное голубое небо; крыши, по которым рассыпались звезды; цветы, распустившиеся на полу в галереях и на верандах; стены, на которых прихотью ребячьих вдохновений появились былинные богатыри, удивительные картины природы и причудливые узоры. В этих творениях детей всюду - в камне, дереве, мозаике, краске - виден запечатленный поиск Красоты и Гармонии.

Но не это главное. Главное в этом Мире - сами дети, улыбающиеся лица и просто светящиеся от радости глаза. И их обычай - здороваться со всяким встречным, что дети и делают с огромной радостью. Объясняют они этот обычай так: говоря "Здравствуйте!", мы побуждаем человека жить, быть, продолжаться; более того, мы "пробуждаем среду" -содействовать ему в этом.

В этой школе нет классов, нет звонков на уроки, да и нет самих уроков в привычной для нас форме. Напряженная творческая работа ребят над постижением того удивительно важного и нужного, что их в данный момент интересует, идет в каждом уютном уголке, на улице, вокруг больших столов и маленьких, просто на лавочках. Возможно, именно интерес, а не приказ, и является ключом в создании атмосферы свободной увлеченности процессом постижения Знаний.

Обучение, как и вся жизнь детей, здесь проходит в разновозрастных группах и лабораториях, где учеником и учителем одновременно является практически каждый. Сегодня ты учитель, завтра - ученик. Малыш, который может логично и понятно изложить тщательно изученную и пережитую им тему, обучает этому старших. В сущности, так живут и педагоги: учителя, доценты, профессора, академики. Учат - и учатся. Учатся - и учат.

Дети здесь осваивают программу не только средней школы, несколько вузовских специальностей, но и одновременно учатся всему, что необходимо уметь человеку, чтобы построить свою жизнь и помочь близким. Школа на полном самообеспечении, Министерство образования платит только зарплату. Значит, нужны и швец и жнец. И ребята шьют, строят, штукатурят, белят, проводят газосварочные работы, управляются с сельхозтехникой. Есть в школе свой цех лекарственных трав, два заводика, прудовое хозяйство. Есть земля, на которой они выращивают овощи, рис, пшеницу

А еще они с радостью овладевают приемами русского единоборства, прекрасно поют, танцуют, рисуют, мастерят; изучают историю Отечества и учатся грамотно отстаивать свою точку зрения.

Вдохновенный процесс ВОСПИТАНИЯ царит в школе непрерывно.

Всех, кто приезжает в школу, удивляет тишина, тишина напряженная, рабочая, творческая. Никто не бегает и не кричит. Все заняты делом. "Если мы учимся, то учимся все. Если строим -строим тоже все, с утра до поздней ночи, в несколько смен, без устали, с радостью. Ведь делаем мы это не для себя. Вы знаете, сколько детей хотят к нам попасть, на одно место до 3 тысяч человек. И чтобы их принять в нашу семью, надо подготовить им жилье, чтобы они чувствовали себя как дома".

"Мы в Текосе работаем на будущее, - говорит Михаил Петрович. - Мы торопимся ответить на вопрос, что нужно ребенку для развития его по максимуму, чтобы из желудя вырос могучий дуб, а не покореженное деревце. Мы создаем такой образ жизни, который, по нашим представлениям, адекватен природе ребенка. Ребенок сам себе строит жизнь, сотрудничая с коллегами как по возрасту, так и по смыслу пути. Многие наши ребята уже выросли из детства, но сохранили главное, что присуще ребенку. Они могут работать, где захотят. Но их всегда будет отличать мировоззрение и историзм мышления.

Мы прошли трудную школу в Текосе. Бороться пришлось за все. Чтобы были крыши над головой, столовая, хлеб, мебель. Даже за само право учить и учиться. Выросли крепкие, зрелые люди. Я за них совершенно не беспокоюсь. Хочется написать книгу о ребенке. Но всякий раз думаю, что еще рано, что еще не готов, чего-то не понимаю. К тому же мало времени. Каждый день приходится писать живую книгу, и все отдавать самому процессу, вот этим реальным детям. Иногда думаю, если сам не успею, они напишут. Сейчас я уже больше люблю то, что делают они".

Михаил Петрович не любит программ и методичек. Не меняя сути и не изменяя принципам, он всегда стремится к изменению, усовершенствованию. И за помощью он обращается к детям, принимая любого, у кого есть предложения. И себя он проверяет их поддержкой или отрицанием. В этой школе Жизнь учит Жизни.

"Главное для нас БЫТЬ. Сохранить детское чистое чувство и научить не бояться жизни. Невозможное - возможно. России быть ВЕЧНО!".

Источник: http://www. 1 september.ru/ru/gazeta/2000/28/2-1.htm


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: