Несмотря на то, что предшествующие хадисы ясно постановляет, что тот, кто отказывается от молитвы, становится неверующим и должен быть казнен, многие ученые раннего и позднего периода включая Абу Ханифу, Малика и аш-Шафи’и считают, что такие люди не являются неверующими, а являются грешниками, которые должны принести покаяние.
Если же такой человек не раскаивается, то он должен быть казнен, что является предписанным наказанием по мнению Малика, аш-Шафи’и и других.
Абу Ханифа сказал: «Такого человека не следует казнить, но нужно подвергнуть его малому наказанию и заключить в тюрьму, пока он не начнет совершать молитву».
Они говорят, что хадис, который называет таких людей неверующими, относится к тем, кто отрицают молитву, и так далее. Они также говорят, что несколько толкований противоречат другим текстам.
Например, Аллах говорит:
﴿ إن الله لا يغفر أن يشرك به ويغفرما دون ذلك لمن يشاء ﴾
|
|
«Поистине, Аллах не прощает, чтобы Ему придавали сотоварищей, но прощает то, что меньше этого, кому Он пожелает». Сура « ан-Нисаъ», 116.
Существует также хадис переданный Ахмадом и Муслимом со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, в котором говорится, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ لكل نبي دعوة مستحابة. فتعجل كل نبي دعوته وإني اختبأت دعوتي شفاعة لامتي يوم القيامة ، فهي نائلة - إن شاء الله - من مات لا يشرك بالله شيئا ﴾
«У каждого пророка была определенная мольба, на которую Аллах отвечал. Каждый пророк поспешил со своей мольбой, но я отложил свою мольбу и воспользуюсь ею (в качестве) заступничества для моей уммы в День воскресения и оно (заступничество) будет даровано - по воле Аллаха - тому, кто умрет не придавая сотоварищей Аллаху» [13].
Аль-Бухари также передал, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сообщил, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ أسعد الناس بشفاعتي من قال: لا إله إلا الله ، خالصا من قلبه ﴾
«Самым счастливым среди людей из-за моего заступничества будет тот, кто от всего сердца скажет «Нет бога (достойного поклонения), кроме Аллаха / Ля иляха илля-Ллах / ». Этот хадис передали аль-Бухари 99 и 6570 и Ахмад 2/373.
|
|
Дискуссия по поводу того, кто оставил молитву:
Ас-Субки упомянул в книге «Табакъáт аш-Шафи’ия», о том, что аш-Шафи’и и Ахмад, да будет доволен ими Аллах, вели дискуссию по этому поводу, где говорили следующее:
Аш-Шафи’и спросил Ахмада:
- О Ахмад! Скажешь ли ты, что такой человек (оставивший молитву) становится неверующим?
Он ответил:
- Да.
Аш-Шафи’и сказал:
- Если он стал неверным, так что же вернет его в лоно Ислама?
Он ответил:
- Если он засвидетельствует, что нет божества, кроме Аллаха и Мухаммад - посланник Аллаха.
Аш-Шафи’и сказал:
- Но ведь человек продолжал придерживаться этих слов, он же не отказывался от них.
Ахмад сказал:
- Выстаиванием молитвы он проявит свою покорность.
Аш-Шафи’и сказал:
- Но ведь молитва неверующего не принимается?
Ахмад после этих слов промолчал.
Да помилует их обоих Аллах.