Первый Ташаххуд

Большинство ученых считает, что первый ташаххуд является Сунной.

Это основано на хадисе ‘Абдуллы ибн Бухайна:

﴿أن النبي صلى الله عليه وسلم قام في صلاة الظهر وعليه جلوس ، فلما أتم صلاته سجد سجدتين ، يكبر في كل سجدة وهو جالس ، قبل أن يسلم ، وسجدهما الناس معه ، فكان ما نسي من الجلوس ﴾ رواه الجماعة.

«(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встал во время полуденной молитвы, когда должен был сесть (для первого ташаххуда). Закончив молитву, он совершил два земных поклона, произнеся такбир для каждого земного поклона, находясь в сидячем положении, пред тем, как произнести слова приветствия/таслим/. Также эти поклоны совершили за ним и люди. Это было сделано из-за того, что он по забывчивости не сел на первый ташаххуд. Этот хадис передали аль-Бухари 829, Муслим 570, Абу Дауд 1034, ан-Насаи 3/19-20, ат-Тирмизи 391, Ибн Маджах 1206, Ахмад 5/345-346.

В (книге) «Субуль ас-Салям» (сказано), что этот хадис является доказательством того, что пропуск первого ташаххуда по забывчивости восполнимо двумя земными поклонами.

Слова (пророка), да благословит его Аллах и приветствует:

﴿صلوا كما رأيتموني أصلي﴾

«Молитесь так, как вы видели каким образом молюсь я», указывают на необходимость первого ташаххуда, и на его восполнимость при упущении. Это указывает на то, что оно если даже и является необходимым, то оно восполнимо земными поклонами для невнимательных/ суджуд ас-сахва /. Из этого вытекает, что оно не является обязательным действием, ибо всякое обязательное действие невосполнимо двумя земными поклонами, даже если оно было упущено по забывчивости.

Аль-Хафиз в «аль-Фатх» сказал: «Ибн Баттàль сказал: «Доказательством того, что суджуд сахва не заменяет обязательное действие, является то, что когда забывают произнести такбиратуль ихрам, то этим суджудом оно не восполняется. Также и ташаххуд не является обязательным, поскольку оно является поминанием, которое не читается вслух так же, как и ду‘а аль-Истифтах».

Другой[106] отгаваривался тем, что посланник, да благословит его и приветствует, установил это для людей, так как они следуют ему, это после того, как ему стало известно, что они упускают его намеренно. Этот вопрос все еще подлежит рассмотрению.

К числу тех, кто находит его обязательным, как известно, относятся ал-Лайс, Исхакъ и Ахмад, и это мнение имама аш-Шафи’и и в одной версии у ханифитов.

Ат-Табарани ссылается на то, что первоначально было вменено в обязанность два рака’а, и ташаххуд в них был обязателен. И когда молитва была удлинена, первоначальные обязательства не отменялись, и поэтому до сих пор оно является обязательным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: