Учебная литература
1. Блэк С. Паблик рилейшнз – что это такое? М., 1996.
2. Королько В. Г. Основы паблик рилейшнз. М., 2001.
3. Катлип С., Сентер А., Брум Г. Паблик рилейшнз: теория и практика: пер. с англ. 8-е изд. М., 2001.
4. Моисеев В. Паблик рилейшнз как средство социальной коммуникации. Теория и практика. — М., 2002.
5. Алешина И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров и маркетеров. – М., 1997.
6. Блэк С. Паблик Рилейшнз. Что это такое? – М., 1990.
7. Буари Филипп А. Паблик Рилейшнз, или Стратегия доверия. – М., 2001.
8. Катлип Скотт М., Сентер Аллен Х., Брум Глен М. Паблик Рилейшнз. Теория и практика. – М., 2000.
9. Королько В.Г. Основы Паблик Рилейшнз. – М.; К., 2000.
10. PR сегодня: новые подходы, исследования, международная практика. – М., 2002.
11. Связи с общественностью в России. Законодательное регулирование, нормативные документы, практика. – Екатеринбург, 1998.
Современное общество в высокой степени зависит от коммуникативной действительности, поскольку оно информационное. ПР как наука и как особая функция управления общественным мнением занимается организацией коммуникативного пространства современного общества. «ПР помогает комплексному, плюралистическому обществу принимать решения и функционировать более эффективно путем достижения взаимопонимания между группами и учреждениями. Она помогает гармоничному сочетанию частных и общественных интересов».
Обыденная коммуникация — личностная, диалогическая, устная. Массовая — неличностная, монологическая, закрепленная в знаках, что позволяет ей выходить на массовую аудиторию. ПР должна выходить на широкую общественность, она опирается на закономерности общения с массовой аудиторией. Система ПР сближена также с коммуникацией обыденной, поскольку и в ней речь идет об объектах, к которым лично причастен говорящий.
Американский исследователь Рекс Ф.Харлоу попытался обобщить более пятисот дефиниций, накопившихся в специальной литературе с начала XX века. По Харлоу «Паблик рилейшнз — это особая функция управления, призванная устанавливать и поддерживать взаимосвязи, взаимопонимание, взаимопризнание и сотрудничество между организацией и ее публикой; осуществлять управление процессом разрешения проблем или спорных вопросов; помогать руководству в изучении общественного мнения и реагировании на него; определять и подчеркивать ответственность руководства в вопросах служения общественным интересам; помогать руководству эффективно изменяться в соответствии с требованиями времени; выступать системой заблаговременного предупреждения, помогая предвидеть тенденции развития; в качестве своих основных средств использовать научные методы, основанные на этических нормах общения».
А. Н. Чумиков выделяет 3 подхода в трактовках ПР как явления.