Средства профессионально-прикладной физической подготовки студентов

Подбор средств ППФП производится с учётом специфики будущей профессиональной деятельности студентов.

При подборе отдельных прикладных физических упражнений важно, чтобы их психофизиологическое воздействие соответствовало формируемым физическим и специальным качествам.

Средства ППФП можно объединить в следующие группы:

-- прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта;

-- прикладные виды спорта (их целостное применение);

-- оздоровительные силы природы и гигиенические факторы;

-- вспомогательные средства, обеспечивающие качество учебного процесса по разделу ППФП.

При акцентированном воспитании физических качеств в содержании учебных занятий обычно увеличивается объём специальных упражнений, развивающих одно или несколько качеств, и устанавливаются соответствующие учебные нормативы. Такой подбор упражнений и элементов из отдельных видов спорта чаще всего производится опытным путем по принципу соответствия их особенностям профессиональных качеств и умений.

При подборе отдельных прикладных упражнений следует уделить особое внимание упражнениям на выносливость. Основа выносливости – хорошо функционирующий механизм кислородного обеспечения, положительно влияющий на центральную нервную систему, которая более четко координирует работу физиологических систем, тем самым, повышая общую и профессиональную работоспособность, улучшая самочувствие.

Каждый вид спорта способствует совершенствованию определенных физических и психических качеств. И если эти качества, умения и навыки, осваиваемые в ходе спортивного совершенствования, совпадают с профессиональными, то такие виды спорта считаются профессионально-прикладными..

Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы – обязательные средства ППФП студентов, особенно для воспитания специальных прикладных качеств, обеспечивающих продуктивную работу в различных географо-климатических условиях. С помощью специально организованных занятий на свежем воздухе можно достичь повышенной устойчивости организма к холоду, жаре, солнечной радиации, резким колебаниям температуры воздуха. Специальные водные процедуры, различные бани – все это относится к обучению приемам закаливания организма и выполнения гигиенических мероприятий, а также к мероприятиям по ускорению восстановительных процессов в организме.

Вспомогательные средства ППФП, обеспечивающие её эффективность, это различные тренажеры, специальные технические приспособления, с помощью которых можно моделировать отдельные условия и характер будущего профессионального труда.

6. Организация, формы и система контроля ППФП студентов в вузе

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов в высших учебных заведениях осуществляется на учебных занятиях и определяется рабочей программой по учебной дисциплине «Физическая культура». В рабочей программе отображаются особенности будущей профессии студентов каждого факультета и учитываются материально-технические возможности конкретного вуза.

Для расширенной психофизической подготовки с профессиональной направленностью в основном учебном отделении проводятся занятия на базе общей физической подготовки и по прикладным видам спорта. Студенты, занимающиеся в специальном учебном отделении, осваивают те элементы профессионально-прикладной физической подготовки, которые доступны им по состоянию здоровья.

ППФП студентов на учебных занятиях проводится в форме теоретических и практических занятий.

Цель теоретических занятий – дать будущим специалистам прикладные знания, которые бы обеспечили сознательное и методически правильное использование средств физической культуры и спорта для подготовки к профессиональным видам труда. Учебный материал рассчитан не только на подготовку студентов в личном плане, но и на его подготовку как будущего руководителя производственного или творческого коллектива. Для этого используются теоретические и методико-практические, а также учебно-тренировочные занятия. Во время практических занятий рассматриваются вопросы ППФП, связанные с техникой безопасности.

Результаты освоения теоретического, методического и практического разделов ППФП оцениваются в соответствии со специальными требованиями и нормативами, разработанными кафедрой физического воспитания. Утвержденные кафедрой зачетные нормативы по разделу ППФП обязательны для каждого студента и входят в комплекс зачетных требований и нормативов по учебной дисциплине «Физическая культура». В каждом семестре выполняется не более 2-3 тестов. Студенты специального отделения, а также освобождённые от практических занятий выполняют тесты и требования из тех разделов ППФП, которые доступны им по состоянию здоровья.

В седьмом семестре по учебной дисциплине «Физическая культура» студенты должны выполнить обязательные практические тесты по общей физической, спортивно-технической и профессионально-прикладной подготовке не ниже оценки «удовлетворительно».

Тесты по профессионально-прикладной физической подготовке студентов основного и спортивного учебных отделений

Т е с т ы Оценка в очках
         
ЖЕНЩИНЫ
1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, кол-во раз          
2. Проба Штанге (задержка дыхания), с          
МУЖЧИНЫ
1.В висе поднимание ног до касания перекладины, кол-во раз          
2. Проба Штанге (задержка дыхания), с          

Тесты по профессионально-прикладной физической подготовке студентов специального учебного отделения

Т е с т ы Оценка в очках
         
ЖЕНЩИНЫ
1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на скамейке (кол-во раз)          
2. Проба Штанге (задержка дыхания),с          
МУЖЧИНЫ
1. В висе поднимание ног до касания перекладины (кол-во раз)          
2. Проба Штанге (задержка дыхания), с          

7. Специфические требования к ППФП специалистов нефтегазового


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: