double arrow

Тема 8. Физическая культура как вид общей культуры

 

1.Возникновение термина физическая культура

Физическая культура как социальное явление функционирует на протяжении всей истории человеческого общества. На состояние и развитие физической культуры в обществе оказывают влияние производственные отношения людей, экономическая, политическая и идеологическая формы классовой борьбы, достижения науки, философии, искусства. В то же время физическая культура оказывает влияние на многие стороны жизни общества -медицину, педагогику, науку, военное дело.

Термин «физическая культура» появился лишь в конце XIX века. Первоначально латинское слово cuture означало возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. В различных источниках употреблялись словосочетания: физические способности, гимнастика, физическое образование, физическая тренировка.

Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский применял выражение «физическое воспитание» и «гимнастика», Н.Г.Чернышевский – «физические упражнения» и «гимнастика», П.Ф.Лесгафт, А.Д.Бутковский, В.В.Гориневский, А.В. Луначарский – «физическое образование». В Англии с 1904 года появляется словосочетание «физическая культура и спорт».В России этот термин имеет свою историю. В переводе с английского на русский язык как физическое развитие (1899г.), с немецкого как культура тела, красота и сила (1908 г.) и только на русском языке термин «физическая культура» встречается с 1911 года.

В 20-ые годы понятие «физическая культура» рассматривалось в широком аспекте. Оно включало охрану здоровья, режимы питания, сна иотдыха, личную и общественную гигиену, использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода), физические упражнения ифизический труд. Не случайно именно в эти годы появляются лозунги «Физическая культура - все 24 часа», «Ни одного часа без физическое культуры», «Через физическую культуру - к общей культуре», «Физическая культура - основное средство спасения трудящихся от физического умственного и нравственного вырождения». Появляются и первые частные определения «физической культуры»: «крепость тела и крепость духа», «возделывание и обработка тела человека», «метод оздоровления, улучшения иобработка тела человека», «одно из мощных средств гармоничного развития человеческой личности».

Единого общепризнанного понятия «физической культуры» нет и в настоящее время. В отечественной и зарубежной литературе в него вкладывается различный смысл: от совокупности материальных и духовных ценностей или достижений, используемых для физического совершенствования людей, до вида деятельности, от вида материальной культуры до нематериальной или спортивной услуги.

2. Общие понятия теории физической культуры

Основные понятия физической культуры наиболее целесообразно рассматривать в органической связи с всесторонним физическим развитием человека.

Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. Она не имеет социальных, профессиональных, биологических, возрастных, географических границ. Как вид культуры она в общесоциальном плане не представляет собой обширнейшую область творческой деятельности по созданию физической готовности людей к жизни (укрепление здоровья, развитие физических способностей и двигательных навыков). В личностном плане физическая культура - мера и способ всестороннего физического развития человека.

Таким образом, физическая культура - это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования человека для выполнения социальных обязанностей. Компоненты физической культуры - это физическое образование, спорт, физическая рекреация и двигательная реабилитация, физическая подготовка, физическая подготовленность, физическое развитие, физические упражнения, физическая готовность, физическое совершенствование.

Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, социально активного к морально стойкого подрастающего поколения.

Физическое воспитание решает задачи укрепления здоровья, всестороннего развития физических и духовных сил, повышения работоспособности, преодоление творческого долголетия и жизни людей, занятых во всех сферах деятельности. В процессе физического воспитания осуществляются морфологическое (по формам и строению тела) и функциональное совершенствование организма человека, развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, гибкости, выносливости), формирование двигательных умений, навыков и специальной системы знаний.

Физическое воспитание - вечная категория. Оно существует со времени возникновения человеческого общества и будет существовать в дальнейшем как одно из наиболее необходимых условий общественного производства и жизни человека.

Физическое образование - обучение человека двигательным умениям и навыкам, управлению движением своего тела во времени и пространстве, а также вооружение теоретическими знаниями по использованию двигательных умений и навыков в различных условиях жизни и деятельности.

Подобно тому, как в процессе образования людей осуществляется их воспитание, так и в процессе физического образования идет физическое воспитание - формирование потребностей в занятиях физическими упражнениями с целью всестороннего развития личности, формирования положительного отношения к физической культуре, выработки ценностных ориентации, убеждений, привычек, социальных качеств, которые связаны с физическим развитием людей., укреплением их здоровья, физической подготовкой к выполнению социальных обязанностей. Это область воспитательной деятельности.

В начале 20-х годов на основе концепции теории нравственного воспитания сложились теория физического воспитания, система физического воспитания в стране и система физического воспитания в учебных заведениях.

Согласно трактовке современных учебников, физическое воспитание -это обучение движениям, развитие физических качеств человека. Во всех отечественных словарях обучение и развитие трактуются не как воспитание, а как образование.

Физическое образование - это такой вид физической культуры, как образовательная деятельность со своими целями, задачами, содержанием, методами, формами организации и т. п.

Физическое образование в современной науке рассматривается как системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретения таким путем необходимого в жизни объема двигательных умений и навыков.

Физическое образование в учебных заведениях вооружает студентов знаниями о влиянии физических упражнений на организм человека, развивает физические качества, двигательные навыки, обеспечивает физическую подготовку молодежи к жизни, общественно политической деятельности.

Целью физического образования студенческой молодежи следует считать формирования системы специальных знаний, позволяющих оперировать общими понятиями, закономерностями, принципами, фактами, правилами теории и практики физической культуры.

В образовательную деятельность преподаватели физического воспитания должны включать компоненты, которые относятся к духовной сфере студентов - это содержание мыслей и чувств, ценностных ориентации, степень развития интересов и потребностей, убеждений, что в конечном итоге определяет их социальную деятельность и содействует подготовке гармонично развитых высококвалифицированных специалистов.

Одна из важнейших задач физического образования - научить студентов пользоваться приобретенными знаниями, чтобы они не превратились в «пустой багаж».

Физическое образование как вид образования есть специально организованный и сознательно управляемый педагогический процесс, направленный на всестороннее физическое развитие студенческой молодежи, их специфическую подготовку к выполнению социальных обязанностей в обществе. Физическое образование в вузе решает следующие задачи:

1. Воспитание у студентов сознательности, высоких моральных, волевых и физических качеств, подготовка их к труду и защите Родины.

2. Профессионально - прикладная физическая подготовка студентов, с учетом особенностей будущей трудовой деятельности.

3.Приобретение необходимых знаний по основам теории, методики и организации физической культуры; подготовка к работе в качестве общественных инструкторов и судей по спорту.

4.Физическая подготовленность студентов в объеме требований государственной программой.

5.Воспитание у студентов убежденности в необходимости выполнения недельного двигательного режима.

6. Повышение спортивного мастерства студентов - спортсменов.

Общее руководство физическим образованием студентов, а также организация контроля за состоянием их здоровья возложены на ректора вуза. Ответственность за постановку и проведение учебного процесса по физическому образованию студентов в соответствии с учебным планом и программой возложена на кафедру физического воспитания. Медицинское обследование и наблюдение за состоянием здоровья студентов в течение учебного года проводятся здравпунктом или поликлиникой вуза. Массовая оздоровительная, физкультурная и спортивная работа проводится спортивным клубом совместно с кафедрой физического воспитания.

Методы (способы) физического образования - это деятельность, связанная с педагогическим процессом всестороннего физического развития студенческой молодежи. К ним относятся духовные ценности физической культуры, которые нашли отражение в учебниках, программах, монографиях, правилах и т.д. Методы физического образования помогают ответить на вопрос: как, каким образом осуществляется данный процесс?

Принято выделять 4 группы методов.

Первая группа - методы организации и проведения физического образования и его видов: физической подготовки, физической тренировки.

Вторая группа - методы идеомоторного (идео - в переводе с греческого -идея, мысль, знание; моторное - с латыни - движение) обучения и физического воспитания в процессе физического образования (физической подготовки, физической тренировки). Идеомоторная тренировка - мысленное проговаривание того или иного упражнения.

Третья группа - методы управляемого педагогического воздействия на развитие основных физических и специальных качеств, повышение уровня функционального состояния различных органов и систем организма.

Четвертая группа - методы проверки и оценки физической подготовленности человека.


Средства физического образования делятся на естественные и природные (земля, вода, солнце, воздух, леса, горы и т.д.) и социальные, или культурные (они могут быть в форме культуры и деятельности, общими и специфическими).

Форма физического образования - это внутренняя организация его содержания, для которого обязательным условием является единство и взаимодействие составляющих элементов, строго установленный порядок педагогического процесса в соответствии с его целью и задачами.

Учебные занятия (обязательные, практические, теоретические, практикумы-консультации) являются основной формой физического образования. Учебные занятия проводятся в объеме 4 часов в неделю (в течение всех лет обучения студентов).

Консультативно-методические занятия целесообразно проводить также в периоды экзаменационных сессий, учебных практик, в оздоровительно-спортивных лагерях. Для студентов с недостаточным уровнем физической подготовки или пропустивших плановые занятия рекомендуются дополнительные занятия.

Индивидуальные занятия студентов проводятся во внеучебное время по заданию преподавателей кафедры физического воспитания в группах спортивного совершенствования по видам спорта.

Физические упражнения в режиме дня (утренняя гигиеническая гимнастика, физкультпаузы и др.) направлены на укрепление здоровья, повышения уровня умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебной деятельности, быта и отдыха молодежи.

Массовые оздоровительные физкультурные мероприятия проводятся в свободное от учебных занятий время.

В системе физического образования выделяют три группы функций, связанных с целенаправленным процессом всестороннего физического развития студентов, их физической подготовкой к выполнению социальных обязанностей в обществе (Б. В. Евстафьев, 1985 г.)

1.Функция идеомоторного обучения в процессе физического образования:

- развитие специальных знаний в области всестороннего физического развития личности, теории и методики занятий физическими упражнениями;

- формирование двигательных навыков и умений, рациональной техники выполнения физических упражнений, двигательных приемов и действий.

2.Функция физического воспитания в процессе физического образования:

- формирование сознательного отношения студентов к своему здоровью, твердой уверенности в своих силах, преодоление значительных физических нагрузок, особенно в условиях нервно-эмоциональной и психической напряженности;

- развитие потребностей в систематических занятиях физическими упражнениями в различных формах.

3. Функция управляемого педагогического воздействия:

- развитие основных физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости, гибкости);

- повышение функциональных возможностей различных органов и систем организма человека (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и т.д.).

Содержание физического образования - это совокупность таких специфических компонентов (идеомоторное обучение и физическое воспитание), единство и взаимодействие которых обеспечивает наиболее эффективный процесс всестороннего физического развития студенческой молодежи, подготовку к труду и защите Родины.

Содержание курса физического образования заключено в программе по физическому воспитанию студентов. В программе соблюдаются преемственность, последовательность занятий физическими упражнениями и взаимосвязь с другими программами (Физическое воспитание, 1987, 47 с).

Учебный материал программы состоит из теоретического, методического и практического разделов.

Спорт - специфическая форма культуры, одна из сторон культурной деятельности общества. Спорт - средство и метод укрепления здоровья и физического совершенствования людей, подготовки их к трудовой и общественной деятельности, развитие волевых качеств, нравственного и эстетического воспитания, расширения интернациональных связей, культурного сотрудничества, упрочения мира и дружбы между народами. Спорт - игровая соревновательная деятельность и подготовка к ней; основан на использовании физических упражнений и направлен на достижение наивысших результатов, раскрытие резервных возможностей и выявление предельных уровней организма человека в двигательной активности. Специфическими особенностями спорта как части физической культуры являются состязательность, специализация, направленность на наивысшее достижение и зрелищность.

Спорт в жизни общества выступает как фактор большого воспитательного значения. Высокие идеалы спорта, здоровый дух соревнований, гласность результатов, наличие условий для новых, более высоких достижений и стремление к ним молодежи делают спорт важным средством идеологического, физического и нравственного воспитания.

Спорт принято подразделять на спорт высших достижений и массовый спорт. Спорт высших достижений предполагает организацию систематических занятий, тренировок, соревнований, в ходе которых ставится и решается задача достижения максимально возможных спортивных результатов, превышающих уже достигнутые ранее в том или ином виде спорта. Массовый спорт - занятия отдельными видами спорта, преимущественно массовыми, или физическими упражнениями в других разнообразных формах (атлетическая гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, плавание, туризм, занятия в группах здоровья и т.д.) с целью активного отдыха, снятия нервно-эмоционального напряжения, укрепления здоровья, повышения работоспособности и достижения разрядной классификации.

Физическая рекреация (рекреация - отдых, развлечение, переключение) -использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключения с обычных видов деятельности на другие. Она составляет основное содержание массовых форм физической культуры и представляет собой рекреативную деятельность.

Рекреация - это отдых, восстановление физических и духовных сил человека, израсходованных в процессе трудовой деятельности, с возможностью самовыражения, со снятием эмоционального напряжения.

Существуют различные формы физической рекреации - это командные спортивные игры по упрощенным правилам, пробы и тесты для определения уровня физической подготовленности, общеразвивающие физические упражнения с предметами и снарядами и без них, бег, кроссы, походы, ориентирование по карте, экскурсии (пешком, на велосипеде и т.д.).

Основная задача рекреационной деятельности заключается в разумном использовании свободного времени для воспроизводства духовной и физической сущности человека.

При рекреационной деятельности молодежь получает радость, наслаждение благодаря двигательной деятельности. Она способствует борьбе с вредными привычками, возможностями индивидуальных проявлений и действий, самосовершенствованию и самоутверждению, повышению успеваемости, творческой активности, сохранения и укрепления здоровья, значительного повышения общего уровня работоспособности.

Несмотря на огромное значение физической рекреации, проблема ее внедрения в повседневную жизнь студентов все еще не решена. Для творческого ее использования в быту и отдыхе студентов необходимо создавать предпосылки для преобразования процессов использования умений и навыков, физических способностей, базирующихся на физиологических и морфологических особенностях организма, приобретенных в процессе занятий физическими упражнениями.

Двигательная реабилитация (реабилитация - восстановление) -целенаправленный процесс восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий. Процесс осуществляется комплексно под воздействием специально подобранных физических упражнений, массажа, водных и физиотерапевтических процедур. Это восстановительная деятельность.

Двигательную реабилитацию можно рассматривать как специально организованный и сознательно управляемый процесс занятиями физическими упражнениями, направленный на восстановление нарушенных функций и трудоспособности людей после перенесенных различных заболеваний, травм, физических и психических перенапряжений, характерных для некоторых видов деятельности, связанных с экстремальными условиями (например, спортивная деятельность и т.п.).

В профилакториях и домах отдыха для спортсменов предусматриваются щадящетренирующий и тренирующий режимы. На первом этапе рекомендуется индивидуальный метод проведения занятий, когда подбираются более легкие физические упражнения и рационально планируется физическая нагрузка. С улучшением функционального состояния организма двигательный режим расширяется и постепенно приближается к обычному.

При умственной, физической и других видах деятельности студенческой молодежи возникает необходимость восстановить физические, психические, интеллектуальные способности.

В вузовской практике физическая реабилитация предусматривает лечение травм, полученных в процессе учебно-тренировочных занятий, а также восстановление физических способностей после перенесенных травм. Она непосредственно связана с лечебной физической культурой (ЛФК).

Специфика ЛФК заключается в использовании основного лечебного средства физических упражнений - стимулятора жизненных функций организма человека. Основным в применении данного метода является сознательное активное использование больными физических упражнений в лечебном процессе. Очень важно в процессе реабилитации правильно организовать двигательный режим и придерживаться в выполнении физических упражнений принципов педагогики. Характер физических упражнений, дозировка, сочетание нагрузок и отдыха должны соответствовать объективному состоянию здоровья человека. Обычно занятия начинаются с 40% нагрузкой, выполняющейся занимающимися до заболевания. Занятия не следует доводить до сильно выраженного утомления. Очень полезны дозированная ходьба, бег, плавание, общеразвивающие упражнения, спортивные игры. Хорошее воздействие на организм оказывает эмоциональный фон занятий.

Физическая подготовка - вид физического воспитания: развитие и совершенствование двигательных навыков и физических качеств, необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности. Она может определяться и как вид общей подготовки специалиста (профессионала) или спортсмена (например, физическая подготовка гимнаста).

Физическая подготовленность - результат физической подготовки, достигнутой в овладении двигательными навыками и в повышении уровня работоспособности организма, необходимых для освоения или выполнения человеком определенного вида деятельности. Оптимальная физическая подготовленность для выполнения какого-либо вида деятельности называется физической готовностью.

Физическое развитие - это процесс изменения и становления естественных морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его индивидуальной и общественной жизни. Физическое развитие каждого человека зависит от условий жизни и воспитания; первостепенная роль здесь принадлежит труду и правильному физическому воспитанию с момента рождения человека.

Физические упражнения - движения или действия, используемые для развития физических качеств, внутренних органов и систем двигательных навыков. Это средство физического совершенствования, преобразования человека, его биологической, психической, интеллектуальной, эмоциональной и социальной сущности. Это также и метод физического развития человека. Физические упражнения являются основным средством всех видов физической культуры.

Физическое совершенство - это исторически обусловленный уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей, соответствующий требованиям человеческой деятельности в определенных условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни, обеспечивающей на долгие годы высокую степень работоспособности человека. Конкретные признаки и показатели физического совершенства определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом историческом этапе и поэтому меняются по мере развития общества. В нашей стране физическое совершенство должно обеспечивать наилучшее физическое состояние и наилучшую физическую подготовленность людей к жизни, труду, защите Родины.

Учитель физкультуры (преподаватель физ. воспитания) должен воспитать подрастающее поколение здоровым, закаленным, физически крепким. Дать теоретические знания и всестороннее развитие. Должен обладать высокой общей и профессиональной подготовкой, научить преодолевать трудности, испытывать радость достижения поставленных целей. Быть примером для учащихся (студентов), образцом достойным подражания. Обладать высокой культурой и быть влюбленным в свою профессию. От него зависит, станет ли спорт, физическая культура источником здоровья, долголетней молодости, источником трудоспособности.

З.Физическая культура как вид культуры общества

Для понимания места и значения физической культуры в обществе необходимо иметь представление об общей культуре человечества. С одной стороны, это процесс материальной и духовной деятельности людей, с другой, продукт этой деятельности, ее результат.

Культура представляет собой не абстрактную деятельность, а ее качественную сторону, которая отражается в результатах материальной и духовной сторон деятельности человека и общества.

Человек в сфере культуры осуществляет деятельность в трех аспектах:

1. познает культуру, зафиксированную в духовных и материальных ценностях, созданных предшествующим человеческим опытом (освоение искусства, техники, литературы, науки и т.п.);

2.действует как носитель определенных культурных ценностей;

3.создает новые культурные ценности, которые становятся базой для развития культуры последующих поколений.

Таким образом, культура - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в картинах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. В более узком смысле - это сфера духовной жизни людей.

Физическая культура - это особая и самостоятельная область культуры, которая возникла и развивалась одновременно с общечеловеческой культурой и является ее органической частью. Она не может быть отнесена только к материальной культуре, так как отражение материального бытия общества или отдельного ее человека не главная ее характеристика как социального явления. По этой же причине она не может быть отнесена и только к духовной культуре, хотя в ее сфере и отражается общественное сознание.

В интересах совершенствования человека физическая культура использует физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы, режим труда, быта, питания и отдыха. Она должна способствовать росту экономического и оборонного потенциала страны, удовлетворению духовных потребностей людей, быть средством всестороннего гармоничного развития личности, формирования активной жизненной позиции.

4. Физическая культура как часть культуры личности

Физическая культура личности включает все то, что использовал и чего достиг человек сверх того, что ему дала природа в развитии физических способностей, двигательных качеств, состояния здоровья и все то, что явилось в этом плане результатом его деятельности, физической и духовной активности, направленной на самосовершенствование; это «человеческая» (а не только природная) форма человека.

Физическая культура наряду с культурой в целом призвана формировать всесторонне развитую личность, главного субъекта (и объекта) исторического процесса.

Основными материальными ценностями физической культуры личности являются необходимый объем двигательных навыков и умений, определенный уровень развития основных физических и специальных качеств, функциональных возможностей различных органов и систем организма. Они составляют материальную основу жизненных сил каждого человека, фундамент его рабочей силы и выступают в качестве обязательного средства осуществления любого вида человеческой деятельности.

К духовным ценностям физической культуры личности относятся совокупность специальных знаний в области всестороннего физического развития, идеалы физического совершенства (спортивного мастерства), к которым стремится каждый человек, представления о способах их достижения, знание особенностей того или иного вида спорта, его истории перспективы развития и т.д. Иными словами, духовные ценности физической культуры личности выступают как способ реализации социальной программы физического развития и как способ практического выполнения двигательных приемов и действий в трудовой, спортивной, военной и других видах деятельности. Физическую культуру личности определяют физическая подготовленность, физическая готовность и физическое совершенство.

Культурный уровень человека - это степень его приобщения к процессам созидания и «потребления» ценностей в различных областях культуры: духовной, политической, физической и др. Степень удовлетворения потребностей в движениях, физических упражнениях непосредственно зависит от состояния здоровья человека.

Одним из критериев культурного уровня человека является его способность правильно, с большой пользой для себя и общества, расходовать свободное время. Использование физических упражнений сохраняет силы и здоровье человека, позволяет ему творчески трудиться.

5. Социальные функции физической культуры студенческой молодежи

Физическое и духовное развитие учащейся молодежи органически дополняют друг друга и способствуют повышению социальной активности личности. Студенческий возраст имеет особо важное значение как период наиболее активного овладения полным комплексом социальных функций взрослого человека, включая гражданские, общественно-политические, профессионально-трудовые. Молодежь должна регулярно заниматься физической культурой, спортом, туризмом. Это ставит перед преподавателями физического воспитания важную задачу - целенаправленно формировать у молодого поколения здоровые интересы, настойчиво бороться с вредными привычками и наклонностями, последовательно прививать потребности физического и нравственного совершенствования, воспитывать высокие волевые качества, мужество и выносливость, готовность к труду и обороне России.

Физическая культура - это средство не только физического совершенствования и оздоровления, но и воспитания социальной, трудовой и творческой молодежи, существенно влияющего на развитие социальной культуры общества. В частности, от физической подготовленности, состояния здоровья, уровня работоспособности будущих специалистов во многом зависит выполнение ими социально-профессиональных функций.

Социальная деятельность человека является социальной обязанностью и естественной необходимостью. В первом случае она выполняется как обязанность, во втором превращается во внутреннюю потребность, поскольку человек не может не заниматься ею. По мнению исследователей, физическая культура и спорт прочно войдут в образ жизни в том случае, если станут деятельностью второго типа, что будет способствовать более активной самореализации личности в различных видах этой деятельности, связанных со здоровьем, физической подготовленностью и работоспособностью человека.

Потенциальные возможности в области двигательной деятельности, которыми человек наделен от природы и которые он в течении жизни использует недостаточно, физическая культура позволяет раскрыть, развить в полной мере.

Постоянно растущий объем информации, усложнение учебных программ, различные общественные поручения делают учебный труд студентов все более интенсивным и напряженным. Зачастую это приводит к уменьшению двигательной активности (гиподинамии), а одновременное увеличение нагрузки на психику отрицательно влияет на организм, затрудняет учебу и физическую подготовку к будущей производственной деятельности. Недостаток движений способствует детренированности организма. Малоподвижный образ жизни является одной из главных причин тяжелых хронических заболеваний внутренних органов. При этом ухудшается умственная работоспособность, происходят отрицательные изменения в центральной нервной системе, снижаются функции внимания, мышления, памяти, ослабляется эмоциональная устойчивость.

Особое внимание следует уделять физическому закаливанию как профилактике заболевания. Оно включает и правильно дозированную нагрузку, и водные процедуры, и оптимальный режим труда и отдыха, повышение устойчивости к изменяющимся климатическим и гелиогеофизическим факторам. Это основа здоровья и работоспособности человека любого возраста.

Современное понимание физического здоровья базируется на представлениях о комплексе биосоциальных свойств личности, обеспечивающих ее активное и эффективное функционирование в среде. Главной социально значимой целью процесса формирования физического здоровья человека является не только достаточно высокие абсолютные показатели функционирования всех систем его организма, но и высокий уровень адаптивных способностей этих систем.

Недостаток двигательной деятельности, как правило, проходит совершенно незаметно, часто сопровождается даже приятными ощущениями комфорта. Вместе с тем при внимательном отношении к своему здоровью человек может наблюдать признаки того, что чрезмерное мышечное бездействие расслабляет организм. Двигательная активность при этом может различаться очень сильно в зависимости от образа жизни человека. Так, при «сидячем» образе жизни затраты энергии на мышечные движения составляют 0,1 - 0,2 доли затрат при тяжелом физическом труде (соревновательный период тренировки спортсмена). Общий расход энергии за сутки в первом случае составляет 2000 -2500 ккал, во втором 5000 - 6000 ккал.

В процессе физического воспитания осуществляется морфологическое и функциональное совершенствование организма человека, формирование и улучшение его жизненно важных функций, физических качеств, двигательных навыков, умений и знаний. Диапазон возможностей в совершенствовании физической природы человека практически безграничен. Пример этого -деятельность человека в условиях невесомости и перегрузок при космических полетах.

В процессе обучения у молодежи следует постоянно вырабатывать навыки здорового образа жизни. Необходимо помнить, что систематические занятия физической культурой и спортом сохраняют молодость, здоровье, долголетие, которому способствует творческий трудовой подъем. Соблюдение гигиенических норм, создание в студенческих коллективах хорошего психологического климата, стимулирование занятий массовой физической культурой, правильная организация рабочего времени - необходимые условия здорового образа жизни. Огромное значение имеет сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями.

Данные исследований В.М.Выдрина позволяют утверждать, что навыки общественной и профессиональной деятельности, приобретенные благодаря занятиям физической культурой, успешно переносятся на другие виды деятельности. Физическая культура способствует формированию воли, характера, решительности (аспекты сущности человека).

По мнению исследователя Н.В.Башиева, исследования средств физической культуры в формировании социальной активности студенческой молодежи подразделяют на 3 этапа.

Первый этап - приобретение студентами знаний; овладение умениями и навыками в подаче исполнительных и строевых команд; краткое объяснение и четкий показ физических упражнений; проведение разминки с группой занимающихся.

Второй этап - постоянное усложнение форм и содержания физкулътурно-спортивной деятельности от простых исполнительных функций на учебных занятиях до проявления самодеятельности во внеурочное время; участие в работе выборных органов по руководству спортивно-массовой работой на факультете, в вузе.

Третий этап - умение вести шефскую учебно-воспитательную работу по физической культуре и спорту; овладение профессией общественного инструктора, судьи по спорту.

Большую роль в образе жизни студентов, отмечают социологи, играют факторы, обеспечивающие развитие и сохранение социальной активности молодежи. К ним относятся физические силы человека, которые обеспечивают ей возможность работать в определенных условиях, а также высокую работоспособность в дальнейшей трудовой деятельности. Активность молодежи проявляется в повышении уровня образованности, освоении духовных ценностей, во всестороннем развитии физических качеств и двигательных навыков, в отдаче обществу полученных знаний, навыков, опыта.

Физическая культура способствует проявлению лучших свойств личности студента. При этом на высоком эмоциональном уровне реализуется одна из важнейших общественных потребностей - общение с людьми. Преимущества спорта заключаются в его привлекательности для молодежи, в его доступном и понятном каждому человеку "языке", его польза для здоровья несомненна. По схеме воздействия на человека физическая культура выдвигается на одно из центральных мест культурной жизни общества. Она является важным средством обогащения нашей культуры.

Важную роль в формировании духовного облика учащейся молодежи играет перенос положительных качеств из сферы занятий физической культурой на жизненную позицию в целом.

Исследованиями выявлены основные группы мотивов, побуждающих студенческую молодежь к занятиям физическими упражнениями:

- удовлетворенность процессом деятельности на учебных занятиях (эмоциональность, динамичность, новизна и разнообразие, дружба, товарищество, коллективизм и др.);

- результативность деятельности (приобретение новых навыков, умений, знаний, преодоление физических нагрузок, рост спортивных показателей и т.д.);

- перспективность занятий спортом (физическое совершенство, спортивный результат и знание, желание участвовать в спортивной жизни коллектива, воспитывать волю, характер и др.).

По данным различных авторов, воля к победе, трудолюбие и дисциплинированность являются основными качествами в спортивной деятельности. Среди мотивов желание быть здоровым и сильным выразила большая часть опрошенных студентов - 62,8%, стремление к первенству и рекордам - 56,7%. На воспитание характера и силы воли указали 19,5%.

Несмотря на огромное воспитательное значение физической культуры для учащейся молодежи, проблема внедрения ее в повседневную жизнь остается пока нерешенной. Так по данным Л.А.Рубиной, активно занимающиеся спортом, имеющие спортивный разряд составляют 6,5% студентов вузов в городе Екатеринбурге, регулярно занимающиеся определенным видом спорта, участвующие во внутривузовских соревнованиях - 4,5%, включающие занятия физической культурой в повседневную жизнь с целью укрепления здоровья -21,8%, не занимающиеся физкультурой - 67,2%. Лишь 26,2% выпускников отметили, что тратят на занятия физической культурой много времени.

По данным В.М. Выдрина, Б.К. Зыкова, А.В. Лотоненко, которые проводили исследования в Воронежском университете, количество студентов выпускных курсов постоянно занимающихся физкультурой и спортом составляет лишь 13,8%.

Большой процент первокурсников (6,4%) по состоянию здоровья не могут заниматься спортом, 1,6% - это студенты, которые не считают обязательным заниматься физической культурой и спортом; 11,7% - активные болельщики, которые не занимаются физкультурой, это студенты старших курсов.

По данным И.Г.Бердникова, А.В.Маглеванного, В. Н.Максимова, для формирования физкультурно-спортивной активности необходимо изучить студентов: определить уровень физической подготовленности, состояние здоровья, физкультурно-спортивные интересы, отношение к физическому воспитанию на предшествующем этапе учебы или работы, социально-нравственные качества личности, их желания, устремления, установки. Негативное отношение к физкультурно-спортивной деятельности - это не свойство личности, а результат неправильного воздействия внешних факторов, имевших место в прошлом.

На первом этапе студенты могут не знать цели педагога. При этом важен не только конечный результат, сколько сам процесс достижения. Призывы, заявления о необходимости, обязательности и пользе занятий не находят отзвука в сознании студентов. Успех в работе может принести лишь соответствующая организация их деятельности на учебных занятиях.

На втором этапе у студентов развиваются физкультурно-спортивные способности, наличие которых придает деятельности личностно значимый смысл. Положительно - эмоциональные переживания при этом связаны с осознанием собственных успехов и достижений, удовольствием от самого процесса деятельности. На этом этапе необходимо привлекать студентов к участию в массовых соревнованиях, в которых участвует вся учебная группа. Мотивы, которые движут студентами - долг, честь, ответственность за коллектив, чувство сопереживания, гордости, группового престижа.

На третьем этапе личностный смысл физкультурно-спортивной деятельности переживается как адекватный общественному. В этот период студенты на занятиях наиболее активны, проявляют инициативу, ставят перед собой более высокие цели и добиваются их. Этому способствуют увеличивающийся объем знаний, расширенный диапазон двигательных умений и навыков и качество владения ими.

Если на первом этапе происходит опосредованное формирование потребности в физкультурно-спортивной деятельности, то на третьем этапе этот процесс возможен лишь через доверительное общение педагога со студентами, при котором обе стороны осознают цели совместной деятельности и способствуют их достижению.

В процессе воспитательной работы выделяют следующие уровни сформированности физкультурно-спортивной активности у студентов:

Низкий уровень: включенность в нее удовлетворяет минимальные потребности личности. Интерес не сформирован. Физкультурно - спортивная деятельность затухает по мере прекращения воздействия извне. В послевузовский период специалисты с таким уровнем активности не используют средства физической культуры в образе жизни, либо используют их эпизодически.

Средний уровень: студенты этой группы наиболее подвержены воздействию извне. Формирование потребностей и интересов у них идет тем успешнее, чем прочнее они усваивают необходимость применения полученных знаний, умений и навыков в своей профессиональной деятельности. Включение физической культуры в образ жизни после окончания вуза наблюдается у них при условии, если попадают в коллектив, где есть хорошие традиции физкультурной и спортивной работы.

Высокий уровень: у студентов сформирована убежденность в необходимости занятий физической культурой для себя лично. Они активно воздействуют и на ближайшее к себе окружение. Это проявляется в здоровом образе жизни, в организаторской, познавательной, судейской и других видах активности. По окончании вуза такие студенты продолжают занятия физической культурой, им свойственна высокая общественная активность.

6. Воспитательные аспекты физической культуры

Впроцессе занятий физической культурой осуществляется идейное, нравственное, умственное, трудовое и эстетическое воспитание (аспекты физической культуры или функции).

Идейное воспитание студентов направлено на формирование идейной убежденности, воспитание патриотизма и интернационализма, чувства гражданственности, ответственности за свои поступки, поведение, сознательное отношение к учебе, работе, коллективу, семье. Мировоззрение и идейная убежденность студентов формируется путем освоения знаний о месте физической культуры в обществе, значении физического воспитания в системе вузовского образования, роли государства в становлении и развитии системы физического воспитания и всенародного физкультурного движения, о естественнонаучных основах физического образования, базирующихся на материалистическом учении о материалистическом учении о человеке.

Нравственное воспитание: на учебных занятиях и спортивных соревнованиях успешно осуществляется формирование таких черт характера, как сила воли, смелость, решительность, самообладание, выдержка, уверенность, дисциплинированность. Занятия физической культурой проходят, в основном, в коллективе. Победа на соревнованиях зависит от каждого члена команды, его умения подчинить личные интересы интересам команды. Это воспитывает у студентов чувство коллективизации, преданности своей команде. В спортивных состязаниях раскрываются черты нравственного облика спортсмена - честность, благородство, уважение к сопернику, способность подчинить свои интересы нормам спортивной этики.

Входя в повседневный образ жизни молодежи, физическая культура играет большую роль в формировании личности студента, оказывает воздействие на его духовный мир (эстетические вкусы, эмоции, мировоззрение). Миллионы юношей и девушек, восторгаясь высокими достижениями своих сверстников, студентов-спортсменов, невольно отождествляют их спортивный результат с личностью.

Социологические исследования показывают, что одна из основных задач нравственного воспитания студентов заключается в выработке у них осознанной привычки к самостоятельным систематическим занятиям физическими упражнениями.

Важным требованием к нравственному воспитанию является коллективность. Ни одно из средств воспитательного воздействия не может быть оценено как эффективное или неэффективное без сочетания с другими средствами воспитания, т.е. без учета воздействия на личность всей совокупности методов нравственного воспитания.

Кафедра физического воспитания в вузе обладает большим разнообразием форм общения со студентами. Обязательные занятия по физ. воспитанию, соревнования, туристические походы, лекции, беседы, спортивные праздники.

Умственное воспитание. Физическая культура имеет образовательный и воспитательный характер. Образовательный связан со специальными знаниями, воспитательный - с развитием умственных качеств студентов таких, как восприятие, наблюдательность, память, внимание, уровень и устойчивость умственной деятельности. Существует связь умственного воспитания с физическим. Высокий уровень физической подготовленности является хорошей предпосылкой для развития умственной работоспособности. Оптимальный уровень физической работоспособности - один из основных факторов, обеспечивающих устойчивость умственной работоспособности на протяжении всего курса теоретического обучения. Установлено, что объем внимания, памяти, количество мыслительных операций значительно выше у студентов, которые имеют высокий уровень физической подготовленности и работоспособности, чем у студентов со слабым уровнем физической подготовленности и работоспособности. Особенно это заметно по результатам экзаменационной сессии.

Занятия физической культурой способствуют совершенствованию органов чувств (зрительных, слуховых, восприятия). При этом повышается способность к наблюдательности, улучшается память, особенно зрительно-двигательная, и внимание. Память спортсмена отличается ясностью, позволяет ему с высочайшей точностью воспроизвести комплекс физических упражнений (художественная гимнастика, фигурное катание и другие). Высококвалифицированные спортсмены могут быстро сосредоточиться на главном, отвлечься от второстепенного, несущественного.

Для поддержания умственной работоспособности в период экзаменационной сессии важно четко планировать оптимальные физические нагрузки. Желательно, чтобы они проходили при пульсовом режиме 140-150 ударов в минуту (В.М.Выдрин, Б.К.Зыков, А.В. Латоненко). Лучше всего регулярно планировать 12-минутный бег по Куперу. Восстановление работоспособности организма студентов протекает с большой эффективностью, если умственная деятельность чередуется с физической.

В процессе занятий физическими упражнениями, студенты приобретают знания о рациональных способах выполнения двигательных действий, об эффективном использовании приобретенных навыков и умений в быту и профессиональной деятельности, личной и общественной гигиены, усваивают правила закаливания организма.

Трудовое воспитание. Занятия физической культурой способствуют развитию качеств и свойств личности, необходимых в будущей профессиональной деятельности - освоение трудовых навыков и умений, воспитанию трудолюбия, сознательного отношения к труду, овладению культурой труда. Особенно хорошо воспитывается трудолюбие на обязательных учебных занятиях, в спортивных секциях, когда студенты для повышения уровня физической подготовленности преодолевают значительное утомление, которое наступает при физических нагрузках. Настойчивость и целеустремленность переносятся затем на работу по специальности.

Выполняя общественно полезную работу, студенты создают материальные и духовные ценности без расчета на вознаграждение, что способствует формированию отношения к труду как к потребности.

Эстетическое воспитание. Физическая культура имеет огромное значение для эстетического воспитания студенческой молодежи, развития способности воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное в спорте.

Представление о теле человека как о части прекрасного в природе уходит корнями в древность. В Древней Греции стремление к физическому совершенствованию человека воплощено в искусстве скульптуры, живописи. Не случайно «хозяина Олимпа» Зевса и богов из его окружения эллины представляли себе человеческими существами, превосходящими обычного человека в таких качествах, как сила, смелость, красота, мудрость, атлетические возможности.

Если молодой человек занимается физической культурой, то его тело развивается гармонично, движения и действия становятся красивыми, энергичными, изящными.

Занятия ритмической, художественной и спортивной гимнастикой воспитывают правильное понимание красоты движений человеческого тела. Очень важно и то, что физические упражнения выполняются под музыкальное сопровождение, что способствует эстетическому воспитанию студенческой молодежи. Занятия такими видами спорта, как туризм, альпинизм, парусный спорт, дельтапланеризм, позволяют постоянно созерцать и понимать великое богатство нашей планеты - природу.

Совершенствуя свое тело, красоту движений, молодежь учится создавать прекрасное. Спортивные состязания воспитывают у миллионов зрителей эстетические вкусы, идеалы. Приобщаясь к спорту, человек получает удовольствие.

7.0рганизационные аспекты физической культуры

Одним из средств успеха в развитии физической культуры студенческой молодежи является научно обоснованная программа и апробированные на практике формы направленного использования методов физической культуры в вузе. В комплексной программе по физическому воспитанию можно выделить организационно теоретический и практический разделы.

Содержание теоретического раздела программы направлено на овладение студентами знаний по теории и методике физического воспитания. Физическую культуру необходимо рассматривать на основе современных концепций культуры, следует показать ее структуру и функции, взаимные связи с культурой в целом и конкретными областями человеческой деятельности - наукой, политикой, образованием, воспитанием, здравоохранением. Теоретические знания сообщаются в форме лекций, бесед, на практических занятиях, а также в процессе самостоятельного изучения учебной и специальной литературы. Основное внимание обращается на то, что физическая культура является средством социального становления будущего специалиста, активного совершенствования индивидуальных, личностных и профессиональных качеств. Следует заметить, что теоретический курс, изложенный на высоком идейно-теоретическом уровне, способствует формированию убеждения в необходимости занятиями физической культурой в повседневной жизни.

Для занятий физической культурой важное значение имеет правильное распределение студентов по учебным отделениям, когда врач по состоянию здоровья, физическому развитию каждого студента определяет его в одну из медицинских групп: основную, подготовительную или специальную. Это способствует целенаправленному планированию средств и методов, дозированию физической нагрузки (объем и интенсивность) по этапам обучения.

Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что студенты, занимающиеся на отделении лыжного спорта, спортивного ориентирования, имеют значительно лучшие показатели физической подготовленности и функционального состояния организма по сравнению со студентами, занимающимися другими видами спорта (Воронежский университет). Они более успешно выполняют нормативные требования в кроссе и лыжных гонках, сдают тесты физической подготовленности. Это позволило констатировать, что структура учебно-тренировочного процесса на отделении лыжного спорта наиболее рациональная.

Методы физического воспитания студентов следует планировать с учетом конкретного уровня функционального состояния организма, физического развития и физической подготовленности. Наибольшего успеха достигают повторный, интервальный и соревновательный методы тренировки. Дозировка каждого упражнения должна контролироваться методом пульсометрии, по частоте сердечных сокращений.

Наиболее рациональное соотношение и распределение учебно-тренировочных средств и методов по курсам:

1курс - общая физическая подготовка,

2курс - повышение спортивного мастерства.

Это позволяет добиться наиболее высоких показателей в улучшении состояния здоровья, физического развития и повышения спортивного мастерства студентов.

 

Вопросы для самоподготовки

1. Что такое физическая культура и как она взаимодействует с общей
культурой?

2.Дайте краткую историческую справку возникновения физической культуры.

3. Дайте определение понятия "физическая культура".

4. Что входит в структуру физической культуры?

5. Как физическая культура взаимосвязана с культурой личности в обществе?

6. Каковы основные социальные функции физической культуры?

7. Назовите воспитательные аспекты физической культуры.

8. Каковы организационные аспекты физической культуры в вузе?

9. Раскройте содержание понятий: «физическая культура личности», «физическая культура общества», «физическое образование», «спорт», «физическое воспитание», «физическое совершенство», «физическая подготовка», «физическая подготовленность», «физические упражнения», «физическая реакция», «двигательная реабилитация».

10. Каковы основные задачи физического образования?

11. Дайте характеристику основных форм и функций физического образования.
12.Раскройте методы и средства физического образования, цели и задачи.

13. Дайте характеристику программы по физическому воспитанию для студентов НГПУ.


Таблица №1

 

Исходное положение Упражнения Дозировка Методические указания
1 ноги врозь     «паровозик» 1-полный вдох; 2-вдох через нос; 3,4,5-выдохи толчками, через губы. 4 раза Выдыхая воздух толчками, следует напрягать и расслаблять брюшные мышцы и диафрагму.
2 сидя на стуле   «грусть» 1-глубокий вдох; 2-медленный выдох через нос. 5-6 раз Выдыхая, отмечать продолжит-ть в сек. Заканчивать выдох следует без особых волевых усилий.
3 О.С.(или сидя)   «сдуй пылинку» 1,2,3-прерывистые вдохи через нос; 4-резкий вдох через рот. 3 раза После каждого вдоха делать небольшой выдох, причем каждый последний вдох должен быть глубже предыдущего.
4 О.С.   «breath» 1,2,3,4-прерывистые вдохи; 5,6,7-выдох через нос толчками. 2 раза Вдохи сопровождать выпячиванием живота (диафрагма опускается вниз).
5 О.С.   «с-фу» 1-полный вдох через нос, пауза (3-5 сек.); 2-выдох через рот со звуком «с»; 3-снова вдох, пауза; 4-выдохи рывками со звуком «фу-фу-фу». 3 раза Одновременно с каждым звуком «фу» надо втянуть и расслабить живот. Плечи не поднимать.
6 О.С. (или сидя)   «аромат цветов» 1-вдох; 2-пауза, = ½ предыдущего вдоха; 3-постепенное удлинение вдохов; 4-выдох (очень быстрый). 8 раз Дыхание производится под мысленный счет от 4 до 8, с постепенным удлинением вдохов.
7 сидя на стуле   «ветерок» 1-выдох; 2-пауза равная ½ предыдущего выдоха. 8 раз Начинается с постепенного удлинения выдоха на счет от 4 до 8.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: