Типы ансамблей
Под наименованием тип ансамбля понимают характеристику исполнительского коллектива по составляющим группам певческих голосов.
Известно, что певческие голоса распределяются на три группы — женские, мужские и детские. Таким образом, ансамбль, объединяющий голоса одной группы, называется однородным, а ансамбль, имеющий комбинации из женских (или детских) и мужских голосов или певческих голосов всех трех групп, зовется смешанным. В исполнительской практике распространены четыретипа ансамбля: женские, мужские, детские, смешанные.
Исходя из характеристики типов хоров А. А. Егорова, можно подразделить ансамбли на однородные, неполные и смешанные, где первый тип состоит из объединения детских, или женских, или мужских голосов; второй — из объединения однородного хора и отдельного типа голосов; третий тип ансамбля основан на объединении разнородных голосов.
Однородные типы ансамбля:
а) ансамбль женских или детских голосов — I сопрано, II сопрано (или меццо-сопрано), I альты и II альты (или контральто):
б) ансамбль мужских голосов — I тенора, II тенора, баритоны, басы и октависты.
В результате соединения однородных групп получается полный смешанный ансамбль, который состоит из девяти партий — I сопрано, II сопрано, I альты, II альты, I тенора, II тенора, баритоны, басы и октависты.
По регистрам ансамбль подразделяется на три слоя соответственно звучности аккорда (при удвоениях) — слой верхних голосов (I сопрано, I тенора), слой средних голосов (II сопрано, II тенора, альты, баритоны), слой нижних голосов (басы, октависты).
Частный и общий ансамбль
Существует два понятия ансамбля: частный и общий ансамбль. Полная слитность исполнения всех элементов хоровой звучности достигается прежде всего слитностью звучания каждой отдельной партии. Недаром говорят, что хоровое пение – это ансамбль унисонов.
Понятие «частный ансамбль» относится к хоровой партии и подразумевает единство восприятия средств вокально-музыкальной выразительности певцами данной хоровой партии, а также слитность их голосов по силе и тембру. Слитность не означает одинаковость, однообразие тембровых красок и силы звука голосов, составляющих хоровую партию. Не следует пытаться достичь хорошего частного ансамбля путём выхолащивания тембровой природы, сглаживания тембровых красок или искусственного выравнивания силы голоса каждого певца в партии. Такой метод приводит к обеднению тембровой палитры каждой хоровой партии, а следовательно и всего хора. Когда все певцы хоровой партии пользуются едиными приёмами и навыками при формировании звука и голосоведения, природное своеобразие тембра голоса каждого певца только дополняет и обогащает общий тембр хоровой партии, не разрушая его слитности.
Общий ансамбль – органичное слияние всех элементов хоровой звучности с целью всестороннего раскрытия художественного образа исполняемого произведения, уравновешенность в звучании между хоровыми партиями, то есть ансамбль всего хора. Другими словами, общий ансамбль возникает на основе органического соединения частных ансамблей в едином исполнительском процессе, определённом художественным руководителем. Если частный ансамбль в значительной степени зависит от вокальных, общемузыкальных, ансамблевых умений, знаний и 2 навыков певцов каждой хоровой партии, то общий ансамбль призван решать общие исполнительские задачи, основанные на раскрытии художественного образа.
Разновидности вокальных ансамблей
Вокальный ансамбль бывает нескольких видов:
- высотно-интонационный,
- темпоритмический,
- метро-ритмический,
- динамический,
- тембровый,
- агогический,
- артикуляционный,
- гомофонно-гармонический,
- полифонический.
Каждый из них имеет свои особенности.
Назначение высотно-интонационного ансамбля заключается в плотной слитности абсолютно всех голосов.
Певцы темпоритмического ансамбля отличаются умением одновременно начинать (заканчивать) целое произведение и его отдельные части. При этом они постоянно чувствуют метрическую долю, поют в заданном темпе и точно передают ритмический рисунок.
Главной задачей тембрового ансамбля является внимательное отношение участников к общему звучанию и окраске тона. Должное внимание они уделяют соразмерности оттенков и мягкости звучания голосов.
Динамический ансамбль - это прежде всего уравновешенность силы голосов внутри каждой партии, а также согласованность громкости звучания.
Динамический баланс неразрывно связан с темпоритмическим и тембровым ансамблями.
Артикуляционный - предполагает выработку единой манеры произнесения текста. Трудность полифонического ансамбля заключается в сочетании единства композиционного плана со своеобразием каждой линии. Не менее важно сохранить выразительность второго и третьего плана.
Технические и художественные возможности ансамблей
Детский ансамбль. Технические возможности не велики, художественные тоже очень ограниченны, так как в основном характер звучания голосов детей однородный, отличается лёгкостью, прозрачностью, звонкостью и светлостью.
Женский ансамбль. Голоса женского ансамбля примерно соответствуют детским, однако диапазон более широкий, тембровая палитра более богатая, звучание в целом отличается силой, плотностью и насыщенностью, технические и художественное возможности гораздо выше и разнообразнее.
Мужской ансамбль. Из всех типов однородных ансамблей данный обладает наиболее высокими как техническими, так и художественными возможностями. Обусловлено это широким диапазоном, который приближается к трём октавам (2,6), что характеризуется звучанием светлым и звонким тембрально в верхнем регистре (приближаться к женскому звучанию), и большой силой, яркостью и мощностью звучания в нижнем регистре. Поэтому звучание мужского ансамбля можно даже сопоставить смешанному.
Смешанный ансамбль. Из всех видов ансамблей наиболее совершенен как в техническом, так и в художественном плане, совмещая возможности однородных ансамблей – мужского и женского.