Кооперативные модели функционирования олигополистов

5) Картель («эффект слияния») – это явное (открытое), отслеживаемое законом объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции так, как если бы они слились в чистую монополию.

Образование картеля требует выработки совместной стратегии (по вопросам цен и объема производства), установления доли для каждого участника и создания механизма контроля за выполнением принятых решений. Установление единых монопольных цен повышает выручку всех участников, но рост цен достигается путем обязательного снижения объема продаж. В результате каждый участник пытается получить двойную выгоду: продавать свой товар по высокой картельной цене, но с превышением низких картельных квот (долей). Если все будут себя так вести, то возможен развал картеля. Следовательно, обязательное условие картельного соглашения: чтобы каждый его участник получил не меньше того, на что он мог бы рассчитывать при объединении против него всех других олигополистов.

6) В настоящее время явные соглашения картельного типа – редкость, чаще наблюдаются неявные (скрытые) соглашения.

Тайный сговор – это негласное соглашение о ценах, разделении рынков и других способах ограничения конкуренции, которые преследуются законом.

Если между участниками сговора достигнута твердая договоренность, то олигополия вырождается в чистую монополию и все кривые спроса сливаются в одну.

На графике:

Р2 – монопольная цена.

Но тайный сговор не может быть прочным долгое время: 1) высокий уровень прибыли и монопольная цена привлекают в эту отрасль новых производителей, следовательно, обостряется конкуренция. Т.е. чем больше число участников, тем труднее им договориться между собой; 2) по мере развития производства и насыщения рынка → различия в спросе и в издержках производства участников сговора → кто-то выживает, кто-то нет (зависть, стремление выжить за счет других). Бороться с тайным сговором необходимо, но очень сложно, т.к. его трудно выявить.

7) Лидерство в ценах – в данной модели олигополисты координируют свое поведение посредством молчаливого согласия следовать за лидером (самой крупной или самой технически оснащенной фирмой), т.е. лидер устанавливает цены, остальные придерживаются этой цены. Обычно движение цен происходит ступенями, при этом лидер заранее каким-либо образом информирует остальных о предстоящем повышении цен. Принимая такое решение, лидер стремится, чтобы цена была общеприемлимой (ведь успех олигополистов – в максимизации совместной прибыли), поэтому в отрасли по этой модели норма прибыли не максимальна, но выше средней.

8) Ценообразование по принципу «издержки плюс» – эта модель ценового поведения используется в случае раздела рынка несколькими крупными производителями. Ее привлекательность – в простоте и универсальности.

Данная модель связана с планированием выпуска и прибыли. Суть: цена на продукцию устанавливается по принципу:

 
 


При расчете среднего уровня издержек обязательно предполагается неполная загрузка мощностей (75-80%).

Эта формула составляет основу стандартного ценообразования. Используя такую модель, олигополисты с почти одинаковыми средними издержками и приблизительно равной эластичностью спроса могут автоматически выравнивать цены и максимизировать совместную прибыль.

Борьбу с олигополией государство как таковую не ведет, т.к. незаконный сговор выявить невозможно, а законные модели выгодны рынку (благодаря конкуренции – двигателю рыночных отношений).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: