Важнейшую роль в формировании правового субъекта играют не только его личные, волевые и интеллектуальные возможности, но и степень социализации такого лица, т. е. его включенности в правовую культуру общества, уровень его морально-нравственного и правового сознания. В современной России эффективность действия права зависит не столько от принимаемых законов, сколько от качества главного звена в механизме правового регулирования — самого субъекта права.
Вышеизложенное позволяет понять, почему говорить о лицах, не обладающих указанными способностями, как о субъектах права можно только в условном смысле, сознательно допуская правовую фикцию. Так, законодатель может нормативно закрепить «права» за какими-либо животными, например, в виде «права» животного на какую-либо собственность (например, по завещанию) или «права» на достойное с ним обхождение. Следствием такого акта, однако, не будет возникновение нового субъекта права, поскольку животные не могут выступать правовыми деятелями, субъектами правовой коммуникации: они не обладают необходимым уровнем интеллекта для того, чтобы понять логический смысл нормы и «проговорить» его для Другого, не могут выступать субъектами ценностно-интеллектуальных актов признания или непризнания текстов в качестве правовых, у них отсутствует правовая воля и, следовательно, они не могут соотносить свое поведение с требованиями и возможностями нормы права. В этом случае речь может идти лишь о новом правовом объекте (специальном), по поводу которого и реализуются права и обязанности других субъектов (возникает правовая коммуникация).
|
|
Если различные коллективные субъекты (государство, юридические лица, инициативные группы, трудовые коллективы и т. д.) при наличии единства их организации и волеизъявления могут выступать правовыми деятелями, то субъекты, не обладающие соответствующей психосоциальной организацией, а тем более объекты мертвой природы, реально выступать субъектами права не в состоянии. Это не исключает того, что за ними могут признаваться определенные
в общественном пространстве ответственности, в котором находятся основания и оправдание взаимно соотносящихся поступков людей, то есть они способны жить правовой жизнью» (Малько А. В., Михайлов А. Е., Невкажай И. Д. Правовая жизнь:
философские и общетеоретические проблемы. С. 10).