Глава XV. Правовые отношения

Л. С. Явич и др.'4 Вместе с тем растет и число ее сторонников, среди которых такие ученые, как С. С. Алексеев, А. Г. Братко, Н. И. Матузов, В. С. Основин, И. Ф. Рябко, И. Сабо, И. Е. Фарбер и др.15

Отсутствие у концепции общих правоотношений научной обще­признанности объясняется тем, что теория правоотношений исто­рически формировалась на основе римского права как теория частно­правовых отношений. Это конкретные отношения между должником и кредитором, покупателем и продавцом, истцом и ответчиком и т. д. Такие правоотношения очевидны, поскольку находятся в «поле зре­ния» субъектов и строго индивидуализированы. Поскольку теорией правоотношений занималась в основном цивилистическая наука, то общие правоотношения оказались за пределами ее внимания.

Но даже среди цивилистов постепенно появлялись противники «узкой» трак­товки правового отношения, сводящей его только к конкретной связи между субъек­тами. Так, на возможность более широкого понимания правового отношения ука­зывалось в русской дореволюционной литературе. В частности, Д. Гримм, исходя из позитивистской парадигмы, полагал, что правоотношением в широком смысле является всякое признанное объективным правом отношение, безотносительно к тому, будет ли это отношение данного лица к тому или иному объекту пользования, или отношение его к другим лицам.

Другой авторитетный правовед, Н. И. Алексеев, отмечал, что в области об­щественных отношений встречаются такие связи, которые соединяют определенное количество определенных лиц, и связи, которые соединяют всех людей данного общества в целом. В зависимости от этого и поведение людей может иметь строго определенное личное направление и может направляться на всех вообще и ни на кого в частности. Так, поясняет Н. Н. Алексеев, можно быть любезным по отно­шению к кому-либо, но приличным и неприличным человек может быть не только по отношению к другому человеку, но и ко всем людям. Неприличный поступок задевает не только того, на кого он был направлен, но и способен оскорбить «вся­кого другого», все общество в целом. Поэтому если направление индивидуального поведения в смысле любезности или нелюбезности всецело зависит от человека, то законы приличия и неприличия зависят от нравов, установленных в обществе. Там, где общественные связи связывают всех вообще, где они предполагают об­щественное целое, там можно говорить об отношениях всеобщих (или абсолют­ных); там же, где они связывают только определенных лиц, следует говорить об отношениях частных (или относительных).

14 Об этом, в частности, см.: Греемое/О. И. 1) Очерки теории и социологии права. СПб., 1996. С. 161-163; 2) Правовое отношение и осуществление права. Л., 1987; 3) Проблемы теории правового отношения. Л., 1981.

15 Об этом подробнее см., напр.: Матузов Н. И. Правовые отношения // Тео­рия государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М., 1997. С. 498-510.

26' 395



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: