Л. С. Явич и др.'4 Вместе с тем растет и число ее сторонников, среди которых такие ученые, как С. С. Алексеев, А. Г. Братко, Н. И. Матузов, В. С. Основин, И. Ф. Рябко, И. Сабо, И. Е. Фарбер и др.15
Отсутствие у концепции общих правоотношений научной общепризнанности объясняется тем, что теория правоотношений исторически формировалась на основе римского права как теория частноправовых отношений. Это конкретные отношения между должником и кредитором, покупателем и продавцом, истцом и ответчиком и т. д. Такие правоотношения очевидны, поскольку находятся в «поле зрения» субъектов и строго индивидуализированы. Поскольку теорией правоотношений занималась в основном цивилистическая наука, то общие правоотношения оказались за пределами ее внимания.
Но даже среди цивилистов постепенно появлялись противники «узкой» трактовки правового отношения, сводящей его только к конкретной связи между субъектами. Так, на возможность более широкого понимания правового отношения указывалось в русской дореволюционной литературе. В частности, Д. Гримм, исходя из позитивистской парадигмы, полагал, что правоотношением в широком смысле является всякое признанное объективным правом отношение, безотносительно к тому, будет ли это отношение данного лица к тому или иному объекту пользования, или отношение его к другим лицам.
|
|
Другой авторитетный правовед, Н. И. Алексеев, отмечал, что в области общественных отношений встречаются такие связи, которые соединяют определенное количество определенных лиц, и связи, которые соединяют всех людей данного общества в целом. В зависимости от этого и поведение людей может иметь строго определенное личное направление и может направляться на всех вообще и ни на кого в частности. Так, поясняет Н. Н. Алексеев, можно быть любезным по отношению к кому-либо, но приличным и неприличным человек может быть не только по отношению к другому человеку, но и ко всем людям. Неприличный поступок задевает не только того, на кого он был направлен, но и способен оскорбить «всякого другого», все общество в целом. Поэтому если направление индивидуального поведения в смысле любезности или нелюбезности всецело зависит от человека, то законы приличия и неприличия зависят от нравов, установленных в обществе. Там, где общественные связи связывают всех вообще, где они предполагают общественное целое, там можно говорить об отношениях всеобщих (или абсолютных); там же, где они связывают только определенных лиц, следует говорить об отношениях частных (или относительных).
14 Об этом, в частности, см.: Греемое/О. И. 1) Очерки теории и социологии права. СПб., 1996. С. 161-163; 2) Правовое отношение и осуществление права. Л., 1987; 3) Проблемы теории правового отношения. Л., 1981.
15 Об этом подробнее см., напр.: Матузов Н. И. Правовые отношения // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М., 1997. С. 498-510.
26' 395